Гражданин – потребитель, партнер или клиент открытого правительства? Докладчики международной конференции ЮНЕСКО дискутировали в Ханты-Мансийске

9 Июня 2016

В рамках VIII Международного IT-Форума и Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Ханты-Мансийске прошла Международная конференция «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства». В первый день в её работе приняли участие губернатор Югры Наталья Комарова и министр коммуникаций ЮАР Фейт Мутхамби.

Во второй день докладчиками конференции стали ученые, журналисты и представители общественных организаций со всего мира. Так, тележурналист из Египта Мохамед Эль Гуинди представил результаты своего исследования влияния социальных сетей на массовое сознание граждан, в том числе на примере «арабской весны». «Информация – это валюта демократии», – процитировал Томаса Джефферсона журналист и добавил, что главной задачей медиа-образования является воспитание внутреннего детектора, который позволит гражданам видеть дезинформацию и не верить всему, что пишут в интернете.

Важную проблему взаимоотношений граждан и открытого правительства подняла в своем выступлении Ирина Жилавская, заведующая кафедрой ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности и медиаобразованию граждан Московского педагогического государственного университета. Главный тезис доклада – «Граждане – не клиенты открытого правительства!». По мнению эксперта, для построения полноценного взаимодействия необходимо выстраивать партнерские отношения. В числе основных проблем отмечено, что население не использует в полной мере все ресурсы открытого правительства. Так, из 12 млн москвичей лишь 5 млн зарегистрированы на официальных сайтах госуслуг, а пользуются этими услугами еще меньше жителей столицы. В регионах ситуация еще более сложная. Жители не знают о своих возможностях или не имеют технических средств для их использования. В то же время многие носители информации – чиновники, организации, СМИ, да и сами граждане, не готовы работать в режиме открытости. Формирование философии открытости – вот одна из задач мероприятий, подобных конференции в Югре.

Директор Департамента Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство» Макар Герман призвал не забывать и о других каналах распространения информации: «Задача государства дать гражданину удобный интерфейс, должно быть двунаправленное движение населения и органов власти, и важно, чтобы это общение было на одном языке».

Директор Югорского научно-исследовательского института информационных технологий Александр Зыков рассказал о формировании культуры открытого правительства среди населения Югры. В округе разработаны и реализуются несколько курсов обучения информационной грамотности для разных категорий населения. Обучение проходит в очной и заочной формах, особое внимание уделяется жителям отдаленных населенных пунктов региона. Всего специалистами Югорского научно-исследовательского института информационных технологий обучены более 40 тысяч человек. Благодаря этой работе в Югре 43% жителей пользуются услугами открытого правительства, по этому показателю регион занимает 2 место в России.

Всего в международной конференции приняли участие представители 48 стран мира. Резолюция конференции будет подготовлена с учетом всех высказанных в докладах предложений. Все материалы конференции, в том числе итоговая резолюция, будут размещены на информационных ресурсах ЮНЕСКО.



Возврат к списку