Концепция

ПРОЕКТ

Концепция

IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

Под эгидой:

Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Организатор:

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа –Югры

Соорганизаторы:
Администрация Томской области;

Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При поддержке:

Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Министерства иностранных дел Российской Федерации;

Министерства культуры Российской Федерации;

Министерства экономического развития Российской Федерации;

Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Общие положения

Переход к цифровой экономике в той или иной степени отмечается во всех странах БРИКС и ШОС в различных секторах, таких как образование, энергетика, транспорт, здравоохранение и торговля.

В коммюнике второй встречи министров связи стран БРИКС, состоявшейся 11 ноября 2016 года, выделялись следующие приоритеты развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

·           применение высокоскоростного широкополосного доступа (ШПД) в различных сферах жизни;

·           эффективное управление радиочастотным спектром для снабжения цифровой экономики и стимулирования роста ШПД для социально-экономического развития;

·           новые технологии мобильной связи;

·           новые технологии и приложения, использующие «интернет вещей» (IoT) и межмашинное взаимодействие (M2M);

·           продвижение системы электронного правительства;

·           научные исследования, проектирование, разработка, производство и продвижение высокотехнологичных продуктов;

·           необходимость повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области ИКТ;

·           государственно-частное партнерство в подготовке квалифицированных специалистов, в том числе молодежи и женщин, для разработки передового оборудования и программного обеспечения;

·           развитие контента на местных языках и расширение возможностей цифровых навыков;

·           cтимулирование и развитие конкуренции, снижение искусственных барьеров для входа на рынок и укрепление нормативно-правовой связанности национальных законодательств для наращивания потенциала и способностей с целью ускорения диверсификации мирового рынка ИКТ.

Россия является одним из лидирующих государств по использованию ИКТ в рассматриваемых международных организациях. Согласно индексу электронного правительства ООН (оценивается по развитию ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и онлайн-сервисов) в 2016 году позиции участников БРИКС и ШОС распределились следующим образом:

Страна

Позиция в рейтинге

Казахстан

33

Россия

35

Бразилия

51

Китай

63

Южная Африка

76

Узбекистан

80

Киргизия

97

Индия

107

Таджикистан

139

В то же время, ориентиром для развития ИКТ в российских отраслях экономики должны служить не столько перечисленные страны, сколько лидеры рейтинга ООН и других. В этих странах программы развития информационных технологий постепенно переформатируются в программы построения цифрового или повсеместного правительства (DigitalGovernment в США, u-Gov - ubiquitousgovernment – в Корее), либо шире – цифровой экономики, интеллектуальной нации (Digitalcitizen в Австралии и Нидерландах, IntelligentNation в Сингаруре и пр.).

Согласно определению Gartner, цифровое правительство – это правительство, создаваемое и действующее с целью использования преимуществ цифровых данных при оптимизации, трансформации и создании государственных услуг. Другими словами, происходит своего рода смена цивилизационной формации (переход от информационного к «разумному» обществу), которую поддерживают новые подпрограммы
e-gov в рамках более масштабных цифровых стратегий.

Эта трансформация обусловлена глобальными технологическими трендами – в первую очередь, цифровизацией на фоне быстро растущего уровня проникновения мобильных устройств и развития интернета вещей (IoT) – т.е. повсеместного доступа к сети. Требования граждан как пользователей мобильных и онлайн-услуг повсеместно повышаются и в отношении госуслуг. Власти стремятся сделать свои сервисы проще и доступнее, активно развивая цифровые каналы их доставки. Помимо ожиданий граждан, к этому их побуждает и сохраняющаяся необходимость минимизации расходов.

Перспективы развития новых цифровых программ в развитых странах связаны сегодня со следующими инициативами и новыми ценностями для пользователя:

−          полная миграция на цифровые каналы доставки сервисов (включая мобильные устройства, умные телевизоры и др.) – принцип digitalbydefault;

−          обеспечение цифрового равенства;

−          повышение качества цифровых сервисов и их упрощение (в том числе упрощение веб-сайтов ведомств и единых порталов госуслуг);

−          персонализация предложений;

−          развитие цифровых услуг в сфере здравоохранения и образования;

−          построение правительства как платформы (для взаимодействия третьих сторон).

Со стороны государства эти ценности подразумевают новые подходы к реализации цифровых программ. Большинство из них построено с учетом усиления роли больших данных (BigData)и возможностей их анализа (например, программа GovernmentBusinessAnalyticsprogramme в Сингапуре). При этом государства сохраняют стремление к сокращению расходов. Ввиду этого в приоритете – открытый и повторно используемый код и данные, совместно используемые системы и ресурсы (подход buildonce, usemanytimes в США, Великобритании или Австралии).

Цифровое правительство ориентировано на данные, а не на документы. Они используются для автоматизации принятия решений, управления рисками, а также позволяют оказывать проактивные услуги. Датацентричный подход обуславливает трансформацию аналитического инструментария, ранее включаемого в программы электронного правительства (ЭП) для поддержки своевременного принятия решений и повышения их эффективности. Теперь речь идет о стратегиях работы с большими данными. Использование решений по работе с большими данными (структурированными и неструктурированными, поступающими из разных источников) позволяет более эффективно принимать решения, быстрее корректировать их и в итоге предлагать гражданам персонализированные сервисы. Эти же решения формируют основу для развития концепций «умных» городов или «умных» предприятий. Данные становятся стратегическим ресурсом правительств, а их анализ – одной из ключевых компетенций.

Так, в США применяют информационноцентричный подход, переходя от управления документами к управлению конкретными данными и контентом, доступным по тэгам. Эти данные должны быть разделяемы, защищены, а также должны представляться в наиболее удобном для пользователя виде и формате.

В качестве примеров работы с данными можно привести следующие:

−          Правоохранительные органы используют систему ALPR (автоматическое распознавание номерных знаков). Она сигнализирует, если поблизости есть транспортное средство, находящееся в розыске;

−          Полицейские управления используют прогностические технологии, помогающие предсказывать появление «горячих точек» преступности, а также связывать конкретные преступления с конкретными рецидивистами;

−          Министерство транспорта использует систему распознавания номерных знаков, а также ПОдля наблюдения за большим потоком людей;

−          Правительство США собирает данные о том, как граждане путешествуют на самолете, поезде или автомобиле, чтобы спланировать инвестиции в транспортную инфраструктуру;

−          Между агентством по защите окружающей среды и Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов налажен обмен данными о содержании пестицидов и токсичных веществ.

Проактивное персонализированное предоставление электронных услуг – логичный следующий шаг в развитии взаимоотношений государства и граждан. С развитием информационных технологий (ИТ) и возможностей больших данных пользователи интернета и мобильных устройств ждут не только более качественных, но и своевременных, отвечающих их потребностям услуг. Используя собираемые данные, а также ИТ-решения для их анализа, государство сегодня может такие услуги предоставлять. В Корее, например, введено сегментирование граждан по группам – и предоставление услуг будет определяться групповой принадлежностью (студенты, пенсионеры, женщины в декрете и пр.).Великобритания и Австралия развивают персонализацию услуг, например, в здравоохранении.

Портал Сингапура ecitizen.gov имеет множество проактивных сервисов. Например, осуществляются рассылки напоминаний и уведомлений:

−          об оплате дорожного налога

−          об оплате парковки

−          о необходимости обновить паспорт,

−          о преступлениях по соседству,

−          о результатах экзаменов студентов,

−          о состоянии дорожного движения и пробках.

Для обеспечения бесшовной интеграции информационной среды ЭП рассматриваемые страны вводят единые фреймворки – методологии и рекомендации по использованию типовых программных блоков, стандартных интерфейсов, единых форматов данных и моделей обмена ими и т.д. Например, разработанная в США Национальная модель обмена информацией (NIEM) используется для обмена информацией с ведомствами Мексики, Канады и ряда стран ЕС. В Южной Корее есть единый фреймворк – eGoveFrame, рекомендовано использование типовых программных блоков и стандартных интерфейсов. Свой стандарт интероперабельности есть в Нидерландах –DutchInteroperabilityFramework.

В странах, где менее проработаны подобные методологии или пока нет единого национального фреймворка, в этих же целях разрабатываются платформы открытого правительства (Бразилия). Многие страны берут за основу платформу открытого правительства (OPGL), разработанную в США. В Нидерландах есть своя инициатива OpenConnection.

Дополнительно вводятся директивы о приоритетном использовании открытого программного обеспечения (Индия, Бразилия, Корея).

С целью бесшовной интеграции одна из главных задач ведомств в США – структурировать неструктурированный контент с тем, чтобы через открытые API их использовали все желающие (как другие ведомства, так и частный сектор или сами граждане). Сначала была введена политика открытых данных и API для новых правительственных систем, затем появилось требование привести в соответствие и ранее разработанные системы с критически важной и ценной информацией. Каждое ведомство должно определить у себя как минимум две такие системы, где аккумулируются наиболее значимые пользовательские данные – привести эти данные в соответствие с федеральными рекомендациями к мета-данным и опубликовать API. В результате ведомства должны обеспечить появление своих данных в каталоге API на портале Data.gov (в автоматическом режиме).

Как развитые, так и развивающиеся страны занимаются расширением каналов предоставления услуг гражданам. К традиционным каналам предоставления услуг электронного правительства относятся центры обслуживания населения или МФЦ, колл-центры/голосовые порталы, публичные информационные киоски/инфоматы, электронная почта, веб-порталы, СМС и другие сервисы обмена сообщениями, социальные сети, мобильные приложения.

В качестве перспективных каналов в ряде стран рассматриваются или начинают использоваться мобильные порталы, IPTV / умные телевизоры, носимые электронные устройства, автомобильные компьютеры.

В частности, возможности теле-канала для доставки услуг уже используются в Великобритании и Корее.

В Индии для организации точек доступа к госуслугам используется частно-государственное партнерство:

eSeva (ElectronicServiceProject) – система сельских ИТ-центров, которые управляются и развиваются коммерческими подрядчиками. С их помощью граждане могут оплачивать услуги ЖКХ, земельный налог, регистрацию брака и пр.

BangaloreOne (B1) – ГЧП между правительством штата Карнатака и частным консорциумом CMS Computers и RamInformatics. Предоставляет точку доступа (через сеть публичных киосков) к услугам G2B и G2C. С начала проекта в В1 перешли чиновники, ранее отвечавшие за предоставление госуслуг. Оператор получает фиксированную комиссию с каждой транзакции.

Мобильный канал – наиболее приоритетный в настоящий момент для всех цифровых стратегий. Уровень распространения мобильных устройств во всем мире растет, что создает дополнительную возможность по преодолению цифрового неравенства. Так, например, в неоднородно компьютеризованных странах (Индия или Бразилия) в сельской местности мобильный телефон остается практически единственным способом получения госуслуги.

Проблемы международной информационной безопасности, а также задачи обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, составляющей основу функционирования экономик и государственного управления каждой из современных стран, сегодня не могут обойти внимание специалистов профессионального ИТ-сообщества.

Значительная часть объектов экономики, обеспечивающих решение задач в области электроэнергетики, добычи нефти и газа, транспортировки углеводородного сырья, а также другого промышленного и пассажирского транспорта, является потенциально опасными. Связанные с этим угрозы населению и территориям, системам жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры являются существенными факторами риска по отношению к условиям развития экономики, промышленной, технологической и экологической безопасности. Важнейшим для обсуждения на IT-Форуме является то, что данные риски в условиях цифровой экономики становятся идентичными для каждой страны, регулируются законодательством таких стран, как Китай, Индия, Казахстан, многих других и станут предметом активной дискуссии на форуме.

Критически важные риски для экономики и жизнедеятельности граждан в условиях широкого проникновения информационных технологий и развития цифровой экономики находятся и в финансовой сфере. В условиях трансграничного применения мобильных технологий возрастают масштабы компьютерной преступности в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений не имеют границ и могут быть решения только в условиях международной кооперации и сотрудничества.

Учитывая описанные тенденции, в ходе работы по подготовке
IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС предполагается обратить внимание на следующие выводы:

−          Стремясь ответить на современные технологические вызовы ряд стран создает центры ИТ-экспертизы. Такие структуры зачастую не зависимы от конкретных ведомств и заняты выработкой стандартов/стратегий (по мобильности, BigData, всеобщему обмену информацией, совместному использованию ИТ-систем, ГЧП), а иногда и непосредственно разработкой программного обеспечения (инсорсинг);

−          Регулярно пересматриваются и актуализируются технологические подходы;

−          В ведомствах, обладающих наиболее крупными и востребованными базами данных, вводятся позиции «Директор по данным» (и соответствующие подразделения) с целью усиления компетенций, приведения информации и информационных систем в соответствие с перспективными требованиями;

−          KPI электронного правительства меняются в соответствии с требованиями современных пользователей (вводятся метрики эффективности госсайтов, свойственные для интернет-сервисов, метрики, характеризующих затраты на оказание госуслуг, проактивность услуг);

−          С целью развития ИТ в регионах проводятся регулярные конкурсы решений для «умного города».

Цели и задачи Форума

Цели Форума с учетом международного опыта применения информационных технологий в обществе и государственном управлении звучат следующим образом:

·           Оценить меняющиеся тенденции развития информационных технологий для управления государственной деятельностью и различными сферами общественной жизни, для повышения качества жизнедеятельности;

·           Сформировать направления взаимодействия между российскими субъектами и регионамистран БРИКС и ШОС для взаимовыгодного сотрудничества, направленного на построение цифровой экономики;

·           Подтвердить и укрепить имидж Ханты-Мансийского автономного   округа – Югры как региона, нацеленного на применение цифровых технологий для повышения качества жизни.

Для реализации вышеперечисленных целей будут решены следующие задачи:

·           Организация сессий и круглых столов для обсуждения актуальных вопросов, касающихся создания и внедрения цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности;

·           Привлечение к участию в дискуссиях экспертов из стран БРИКС и ШОС, а также стран за пределами этих организаций (в т.ч. с невысоким уровнем развития информационных технологий), с целью обмена лучшими практиками;

·           Заключение соглашений между российскими и иностранными компаниями (организациями) о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий;

·           Демонстрация российским и иностранным специалистам технологического потенциала отечественных разработчиков ИТ-продуктов;

·           Демонстрация достижений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в применении цифровых технологий для развития различных областей жизнедеятельности.

·           Организация и проведение премии UGRAITAWARDS 2017, призванной выявить наиболее перспективные и качественные ИТ-решения для повышения эффективности госуправления и взаимодействия государства и граждан.

Приоритетные тематические направления Форума

1. Международное сотрудничество в сфере ИКТ и развития государственных ИТ-систем

−          перспективы общего рынка ИТ-решений и методологий информатизации для стран БРИКС и ШОС, как возможность снижения зависимости от доминирующих поставщиков;

−          развитие региональной кластерной политики;

−          передовой опыт программ образования в сфере ИТ.

2. От электронного правительства к цифровому правительству

−          новый принцип оказания услуг «4Л» (любой гражданин, любое ведомство, любое время, любое место);

−          новые способы идентификации;

−          перспективы облачной инфраструктуры;

−          популяризация электронных госуслуг;

−          опыт внедрения цифровых документов в государственном управлении;

−          взаимодействие электронных правительств с коммерческими организациями;

−          государственно-частное партнерство для развития э-правительства.

3. Импортозамещение информационных технологий

−          взаимный приоритет в использовании ИТ-решений стран БРИКС и ШОС (единый реестр ПО, вычислительного и сетевого оборудования;

−          государственное регулирование;

−          лучшие практики;

−          качественные продукты;

−          опыт миграции.

4. Совместное использование ИТ-решений в государственных организациях

−          как не платить дважды за типовые информационные системы;

−          перспективы развития банков совместных решений или сервисов в странах БРИКС и ШОС;

−          тиражирование успешных практик;

−          координация региональной информатизации.

5. Информационная безопасность

−          международное сотрудничество в области информационной безопасности: инициативы государства, общества и бизнеса;

−          современное предприятие: информационная безопасность в отраслях ТЭК, промышленности, транспорта;

−          информационная безопасность перспективных технологий. Тенденции-2017.

6. Многоязычие в киберпространстве во имя инклюзивного устойчивого развития

−        Языковое и культурное разнообразие и проблематика устойчивого развития;

−        Многоязычие и политика его поддержания и развития в киберпространстве;

−        Многоязычие и качественное образование;

−        Киберпространство как среда сохранения языковой и культурной идентичности;

−        Русский как язык межнационального и международного общения.

7. Другие направления

−          бережливые технологии;

−          эпоха ИТ в архивной отрасли: проблемы сохранности и доступности электронных архивных документов;

−          применение дистанционных технологий в здравоохранении, носимая электроника и персональные медицинские приборы;

−          культура. Экология. Информатизация: движение к устойчивому развитию;

−          ИТ в музее: связь культур;

−          ИТ в туризме;

−          ИТ в образовании.

Опубликовано: 09.03.2017 09:51 Обновлено: 09.03.2017 09:56