Югорская декларация

ПРОЕКТ

Ханты-Мансийск, 20 июня 2017 года

ЮГОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
девятого Международного IT-Форума
с участием стран БРИКС и ШОС


Девятый Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС (далее - Форум) состоялся 6-7 июня 2017 года в г. Ханты-Мансийске. Организатор Форума – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соорганизатор -Администрация Томской области.

Форум прошел под девизом «От информационных технологий к цифровому обществу».

В рамках IT-Форума прошло 36 различных мероприятий, в том числе Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум-Югра», Всемирная экспертная встреча под эгидой ЮНЕСКО «Многоязычие в киберпространстве в интересах инклюзивного устойчивого развития», выставка «Информационные технологии для всех», 6 стратегических сессий, 3 пленарных заседания, 1 панельная дискуссия, 16 круглых столов, семинар-практикум.

На различных площадках Форума активно обсуждались состояние и перспективы развития сотрудничества стран БРИКС и ШОС в сфере информационных технологий. Основное внимание было уделено проблемам информационной безопасности, переходу к цифровой экономике, демонополизации мирового рынка компьютерного оборудования и программного обеспечения, развитию импортозамещения, формированию эффективной системы государственного управления информатизации здравоохранения, в том числе создания совместимых комплексных телемедицинских систем в регионах стран БРИКС. Решения Форума принимались с учетом ведущих глобальных тенденций развития отрасли информационных технологий и цифровой экономики, а также глобальных вызовов и основных проблем в сфере информационной безопасности. 

Основные цели Форума были сформулированы с учетом потребностей международного сотрудничества. Форум был направлен на организацию обмена передовыми IT-технологиями и практиками между субъектами Российской Федерации, международными организациями, органами власти и организациями зарубежных стран, включая страны БРИКС и ШОС.

На девятом Международном IT-Форуме была продолжена заложенная на предыдущих Международных IT-Форумах линия на:

-   повышение уровня развития информационного общества;

-  повышение эффективности государственного управления, включая предоставление государственных услуг и системы поддержки принятия управленческих решений;

-  повышение качества жизни населения за счет использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере (образовании, науке, культуре, здравоохранении);

-  защиты законных прав и интересов граждан в сфере информационной безопасности;

-  сохранение традиционных духовных ценностей и национальной культуры. 

Форум прошел при поддержке:

-  Министерства иностранных дел РФ,

-  Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО,

-  Министерства связи и массовых коммуникаций РФ,

-  Министерства культуры РФ,

-  Министерства экономического развития РФ.

- Торгово-промышленной палаты РФ.

Межправительственный совет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» оказал поддержку Всемирной экспертной встрече  «Многоязычие в киберпространстве в интересах инклюзивного устойчивого развития». В рамках встречи состоялся круглый стол «Современная языковая политика Российской Федерации и положение русского языка в мире», поддержанный Министерством образования и науки РФ.

В целом мероприятия Форума, включая пленарные заседания, стратегические сессии, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, рабочие группы, сетевые экспертные процедуры, а также выставочные мероприятия, носили комплексный и взаимоувязанный характер.

В рамках Форума были продемонстрированы достижения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере информационных технологий как в серии устных выступлений, так и в ходе выставки «Информационные технологии для всех», чем еще раз была обоснована роль округа как базового региона БРИКС и ШОС для координации усилий по выработке политики в сфере информатизации, отвечающей современным глобальным тенденциям и вызовам. 

По итогам IT-Форума заключено 17 соглашений, в их числе Меморандум о взаимопонимании по вопросам программ международного участия между Индийским институтом информационных технологий (Манипур) и Югорским НИИ информационных технологий, а также Меморандум о взаимопонимании между Школой телемедицины Института медицинских наук им. Санджая Ганди и бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Медицинский информационно-аналитический центр», соглашения о взаимодействии в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и другие соглашения о сотрудничестве в сфере информационных технологий.

IT-Форум еще раз подтвердил необходимость международного сотрудничества в формате очного диалога экспертов по информационным технологиям. 

В целях эффективного решения задач развития информационных технологий в социальной сфере регионов стран БРИКС и ШОС в контексте идеи развития «цифрового региона» участники Форума считают целесообразным сделать следующие акценты.

 

По всем тематическим направлениям работы Форума:

 

-  продолжить развитие конструктивного сотрудничества регионов стран БРИКС и ШОС в сфере информационных технологий, в том числе в сфере информационной безопасности и защиты прав и интересов граждан;

- содействовать процессу гармонизации законодательной базы стран БРИКС в сфере информатизации с учетом тренда на переход к «цифровой экономике» как новой парадигме экономического развития;

- продолжить движение в сторону так называемых сквозных технологий, которые образуют костяк «цифровой экономики». Сложность каждой такой технологии, формирования связанных с ней успешных решений с каждым годом растет, так что получить хороший результат можно только объединив усилия;

- продолжить выработку сбалансированной стратегии ведения политики импортозамещения с учетом уже накопленного опыта борьбы с монополизмом в сфере информационных технологий и программного обеспечения;

-  распространять и применять лучшие практики внедрения и использования информационных технологий в ключевых  направлениях деятельности регионов стран БРИКС и ШОС, в том числе в сфере электронного правительства;

-  обеспечить реализацию масштабных совместных проектов по наиболее прорывным и опережающим направлениям (когнитивные технологии, аналитические системы для больших и открытых данных, Интернет вещей и т.п.);

-  внедрять лучшие практики использования информационных технологий для поддержки устойчивого развития и сохранения культурной и духовной специфики регионов и стран.

 

По отдельным тематическим направлениям работы Форума:

Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум-Югра»:

В работе конференции приняли участие представители Армении, Беларуси, Бразилии, Вьетнама, Италии, Казахстана, Малайзии, Российской Федерации, Южно-Африканской Республики.

Участники Международной конференции по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств в г. Ханты-Мансийске в результате обсуждения пришли к выводу, что проблемы информационной безопасности носят глобальный характер и напрямую определяют эффективность функционирования всех подсистем общества, включая системы государственного управления, обороны, промышленности, транспорта, связи, здравоохранения, образования, обеспечения жизнедеятельности и защиты прав граждан.

Важнейший фактор постоянно расширяющегося внимания к проблемам информационной безопасности – развитие рисков и угроз в информационной сфере с внедрением в жизнь цифровой экономики, высоких технологий, электронных услуг во всех сферах повседневной жизнедеятельности граждан. Особенно заметно рискам подвергается население в связи с широким распространением Интернета, социальных сетей, повсеместным использованием мобильных устройств. Под угрозой находятся интересы миллионов пользователей информационно-коммуникационных технологий.

Постоянно возрастает острота такой глобальной проблемы, как распространение террористических угроз. Именно внедрение современных информационных технологий, отвечающих актуальным требованиям безопасности, является основой для противостояния международному терроризму.

Внимание специалистов всех стран сегодня приковано к актуальной теме защиты критической информационной инфраструктуры, включающей предприятия энергетики, промышленности, транспорта, финансовой сферы и ряда других сфер.

С учетом глобального характера угроз информационной безопасности особое значение приобретает организация постоянного международного диалога  с участием экспертов всех заинтересованных стран с целью выработки совместных принципов поведения в глобальном информационном пространстве.

В данной ситуации проведение Международной конференции по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств стало своевременным и востребованным событием.

В ходе пленарного заседания «Международное сотрудничество в области информационной безопасности: инициативы государства, общества и бизнеса» рассмотрели следующие вопросы:

-  Глобальные вызовы и основные проблемы в области информационной безопасности;

- Вопросы международной информационной безопасности в формате БРИКС, ШОС, ОДКБ;

-  Проблемы безопасности критической информационной инфраструктуры в современных условиях;

-   Информационная безопасность перспективных технологий. Тенденции-2017;

-   Информационная безопасность в финансовой индустрии: эволюция угроз. Роль регулирования и стандартов.

В связи с выявленными угрозами и вызовами и исходя из того, что опасность современных рисков информационной безопасности и их трансграничный характер требуют активизации международного сотрудничества в данной сфере, создания разнообразных постоянно действующих механизмов согласования общих мер информационной безопасности с участием специалистов всех стран, представляется целесообразным:

-  На базе результатов работы  Международной конференции «Инфофорум-Югра» продолжить практику проведения ежегодных международных конференций по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств;

- В целях придания этой деятельности постоянного и планового характера рекомендуется сформировать Югорский международный экспертный совет по проблемам в области информационной безопасности – «Югорский деловой совет по информационной безопасности» (UgraCyberSecurityBusinessCouncil);

- Пригласить к участию в «Югорском деловом совете по информационной безопасности» принявших участие в Международной конференции по информационной безопасности экспертов из стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств, заинтересованных в развитии международного сотрудничества;

- Предложения по организации деятельности «Югорского делового совета по информационной безопасности» поручить разработать Национальному форуму информационной безопасности «Инфофорум» в сотрудничестве с другими заинтересованными организациями и проинформировать об этом всех участников Международной конференции по информационной безопасности «Инфофорум-Югра».

Важнейшим условием эффективного обеспечения информационной безопасности во всех заинтересованных странах является постоянная информационная работа через телевидение, радио, Интернет и печатные СМИ с целью повышения уровня знаний населения, развития информационной грамотности, распространения сведений о новых рисках и угрозах в повседневной жизни.

В этой связи в рамках «Югорского делового совета по информационной безопасности» рекомендуется:

- С целью мониторинга новых вызовов и угроз в сфере информационной безопасности и обмена информацией создать необходимые ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и вести постоянное обсуждение новых проблем и решений в данной сфере на русском и английском языках.

- Сформировать международную группу спикеров и осуществлять подготовку оперативной информации для предоставления актуальных комментариев на события в информационной сфере через СМИ.

 

Всемирная экспертная встреча под эгидой ЮНЕСКО «Многоязычие в киберпространстве в интересах инклюзивного устойчивого развития».

 

Всемирная экспертная встреча стала первым в истории международным форумом, на котором были рассмотрены значение, роли и функции многоязычия и языкового разнообразия в цифровой среде для движения по пути инклюзивного устойчивого развития. Во встрече приняли участие представители межправительственных, международных, региональных и национальных неправительственных организаций, университетов и научных центров, государственных органов власти и учреждений в сфере культуры, образования, науки, информации и коммуникации – всего около 100 специалистов из 35 стран: Аргентина, Бенин, Бразилия, Великобритания, Испания, Гана, Германия, Грузия, Доминиканская Республика, Замбия, Египет, Индия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Колумбия, Латвия, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Палестина, Парагвай, Российская Федерация, Румыния, Сирия, Судан, США, Филиппины, Франция, Центральная Африканская Республика, Чехия, Швейцария и ЮАР.

Экспертная встреча стала четвертым крупным международным  форумом, организованным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества. 

Встреча содействовала обмену информацией между экспертами по вопросам продвижения многоязычия в киберпространстве и инклюзивного устойчивого развития. Она также стала платформой для выявления и распространения инновационных теорий и передовых практических разработок в обеих сферах. На встрече был сделан вывод о необходимости сопряжения целей и задач устойчивого развития с сохранением культурного и языкового разнообразия, развитием многоязычия в киберпространстве.

Участники экспертной встречи подчеркивали, что каждый язык является уникальным инструментом для понимания и описания действительности, богатейшим хранилищем информации о говорящем на нем этносе и его культуре, о своей собственной эволюции, а также о природе человека как представителя биологического вида. Языки – это поразительно богатые и разнообразные системы, порожденные творческим разумом человека, они представляют большую ценность для людей, говорящих на них. Языки отражают исторический и социальный опыт народов, выполняя функции социализации индивида, средства его самоидентификации. Между тем, порядка 50% из почти 7 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения, а еще больше – под угрозой сокращения их использования и влияния. На большинстве мировых языков говорит очень небольшая доля населения планеты, а в онлайновом общении используется менее 5% языков мира. В мире наблюдается тотальное доминирование английского языка, который является родным примерно для 4% жителей Земли.

Был сделан вывод о том, что киберпространство предоставляет огромные возможности для доступа к информации и средствам коммуникации, реализации свободы выражения мнений, получения образования, распространения различных культур. Но эти возможности реализуются только тогда, когда мощь Интернета и других ИКТ умело и добросовестно используется в благих целях сохранения и поощрения разнообразия. Поэтому развитие языкового разнообразия в Интернете имеет не только культурное, но и политическое, и экономическое значение. Готовясь к проведению объявленного ООН в 2019 году Международного года языков коренных народов, мы должны предложить миру рамки благородной языковой политики, благодаря которой люди могли бы реализовывать свой потенциал на тех языках, на которых они считают нужным, чтобы их человеческое достоинство при этом не ущемлялось, чтобы языки не использовались в целях доминирования и подавления.

Участники экспертной встречи с интересом познакомились с богатым, разносторонним и поучительным опытом Югры по сохранению и поддержке языков коренных малочисленных народов Севера. С целью развития инструментов и институтов поддержки языкового многообразия было рекомендовано уделять особое внимание продвижению открытого и дистанционного образования на разных языках (крупных мировых, официальных, миноритарных, автохтонных).

Участники экспертной встречи приняли проект Итогового документа, который решили назвать «Югорская декларация о сохранении языков и развитии языкового разнообразия в киберпространстве в интересах устойчивого развития». Для доработки этого документа в режиме онлайновых консультаций была создана международная рабочая группа, в которую вошли представители России, ЮАР, Бразилии, Индии, Франции, Колумбии, Ганы, Филиппин и Великобритании.

 Участники встречи высказали предложение объединить проблемы языков и медийно-информационной грамотности, над которыми Югра и ЮНЕСКО работали в 2014 – 2017 годах, с проблемами чтения в рамках одного из международных форумов в будущем.


29-ое заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения.

 

Стороны обсудили вопросы участия парламентов двух стран в развитии и продвижении информационных технологий.  Как было отмечено в ходе встречи, проникновение интернета и мобильных технологий, растущая компьютерная грамотность позволяют развивать инструменты демократии, коллективного законотворчества, интерактивного взаимодействия с избирателями. Все эти технологии широко используются в Югре и представляют особый интерес для народных избранников.

Правительству Югры рекомендовано продолжить диалог с армянской стороной в сфере IT-технологий по следующим основным направлениям:

-  на основе взаимной заинтересованности развивать и поощрять контакты и сотрудничество представителей IT-отрасли обеих стран, содействовать обмену информацией и включению представителей IT-отрасли в деловые делегации;

-  способствовать участию представителей государственных органов власти и IT-отрасли Республики Армения на Международном IT-Форуме с участием стран БРИКС и ШОС в г. Ханты-Мансийск, а представителей государственных органов власти и IT-отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры– на мероприятиях, проводимых в Республике Армения;

-  оказывать взаимное содействие при продвижении IT-продуктов на внутреннем и внешних рынках при организации выставочных и других мероприятий, включая выставку «Информационные технологии для всех» в г. Ханты-Мансийске;

-  развивать практику сотрудничества при разработке и реализации IT-проектов в социальной сфере и сфере культуры.

 

Заседание Комитета делового сотрудничества стран БРИКС, посвященное сотрудничеству в сфере информационных технологий под эгидой российской Торгово-промышленной палаты:

 

Основной целью заседания было обсуждение более плотного взаимодействия Югры с регионами стран БРИКС в сфере международной торговли, и прежде всего в сфере внедрения инновационных продуктов в сфере IT и других инфраструктурных проектах и технологиях.

Было отмечено, что экспортные поставки Югры идут в основном в Китай и Индию. При этом прослеживается положительная динамика увеличения внешнеторгового оборота.

Представители зарубежных стран отметили, что хотели бы получить еще больше информации об инфраструктуре поддержки экспорта в регионе, а также о местных производителях.

По итогам обсуждения внесены следующие рекомендации:

- содействовать развитию торгово-экономического сотрудничества Югры и стран БРИКС, в том числе в сфере IT-технологий;

-  продолжить работу по расширению сферы обмена и применения лучших практик в области IT-технологий. 

- рассмотреть вопрос о реализации в Югре IT-технологий, поддерживающих национальные операционные системы;

Встреча экспертов Делового совета стран ШОС в рамках Международного IT-форума на тему: «Кластерное развитие  в  IT-сфере. Опыт стран  БРИКС и ШОС» под эгидой российской Торгово-промышленной палаты:

По итогам обсуждения внесены следующие рекомендации:

- продолжить изучение практики стран БРИКС и ШОС, а также лучших практик регионов Российской Федерации по развитию IT-кластера, с целью развития профессионального IT-сообщества  для повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе коммерциализации IT-технологий и инноваций;

- рекомендовать организациям, осуществляющим деятельность по формированию «Кластера информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,  внести предложения в «дорожную карту» по развитию сотрудничества с Индией в сфере IT по запуску широкомасштабных инициатив / программ обмена в области обучения и повышения квалификации IT-специалистов, привлечению инвестиций в инновации, исследования и разработки для создания IPR, формированию лучших практик по разработке руководств и стандартов для умных городов, развитию стартапов, BRICS Stack, созданию цифровой идентификационной платформы, блокчейна, сотрудничеству в области электронной коммерции, поддержке стартапов и инноваций в секторе ИКТ;

-  рекомендовать IT-компаниям, резидентам Технопарка высоких технологий принять участие в работе IT-кластера;

-  разработать франшизу по реализации в Югре успешных телекоммуникационных решений, в том числе на основе пакета услуг и опыта компании «ФасТел» по выводу на рынок целого ряда традиционных и новых телекоммуникационных сервисов, направленных на удовлетворение растущих потребностей, как корпоративных, так и частных клиентов;

- содействовать формированию в Югре информационного пространства знаний и развитию информационной и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ граждан и организаций к информации на всех этапах её создания и распространения.


Круглый стол «Бережливые технологии» и заседание Комитета по информационным технологиям российской Торгово-промышленной палаты на тему  «Роль IT в бережливом производстве»


Внедрение методологии бережливого производства(«leanproduction») является новым и перспективным инструментом повышения эффективности и снижения издержек предприятий. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с этой целью реализуется региональная концепция «Бережливый регион». Темп и качество распространения бережливого производства в Югре получили высокую оценку в ходе заседания.

На заседании подробно рассмотрены примеры применения инструментов и методов бережливого производства на производственных, сервисных, административных предприятиях - лидерах отраслей.

Компании, специализирующиеся на IT-решениях для автоматизации программ эффективности, представили программные продукты, внедрение которых может сделать освоение бережливого производства более управляемым и удобным, а также провести сам процесс «бережливого» реинжиниринга бизнес-процессов без потерь, с максимальной мобилизацией интеллектуального потенциала компаний.

Участники также обсудили лучшие практики, возможности и перспективы параллельного внедрения бережливых технологий и IT-систем управления производством, поддерживающих программы повышения эффективности, снижения всех видов потерь, улучшения качества продукции.

    По итогам обсуждения внесены следующие рекомендации:

- продолжить работу по внедрению инструментов и методов бережливого производства на производственных, сервисных, административных предприятиях – лидерах отраслей региона;

-  рекомендовать предпринимателям Югры ознакомиться и внедрить автоматизированные решения, позволяющие поддерживать процессы непрерывных улучшений и повышать конкурентоспособность предприятий;

- продолжить работу по интеграции IT-технологий в бережливое производство в целях реализации программы «Бережливый регион»;

-  изучить решения IT-разработчиков по оптимизации технологических процессов нефтяной промышленности путем анализа статистических данных;

-  содействовать развитию российской системной платформы для импортозамещения программного обеспечения;

-  содействовать распространению решений по предотвращению производственных потерь с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности;

-  информировать производителей о IT-решениях, способсвтующих повышению качества обслуживания производственного оборудования.

В ходе обсуждения был отмечен огромный потенциал IT-форума как площадки для поиска деловых партнеров и обмена мнениями в области бережливых технологий.

Ряд мероприятий с международным участием был посвящен телемедицине. Круглый стол «Применение дистанционных технологий в здравоохранении, носимая электроника и персональные медицинские приборы» показал, что на сегодняшний день системы поддержки принятия решений на основе «больших данных» и мировых знаний являются наиболее перспективным направлением в развитии автоматизации здравоохранения. Накопленные медицинские знания и данные о пациентах позволяют формировать систему индивидуального подхода в лечебном процессе.

В работе круглого стола приняли участие представители Индии и Южной Кореи. В рамках круглого стола обсуждались опыт и технические решения Финляндии, Индии и России.

Высокую оценку получил опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию системы телемедицинских консультаций для отдаленных и труднодоступных районов, что позволяет выравнивать уровень медицинских услуг для населения. Особый интерес представляет работа Окружного кардиологического диспансера (г. Сургут) по консультации детей из отдаленных территорий.

По итогам круглого стола был подписан меморандум о взаимопонимании между Институтом Медицинских наук им. Санджея Ганди (Лакнау, республика Индия) и бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Медицинским информационно-аналитическим центром» (г. Ханты-Мансийск).

Цель меморандума – создать совместную телемедицинскую сеть для обмена опытом между врачами Республики Индии и России в целях проведения телеконсультаций в особо сложных случаях заболеваний пациента для постановки диагноза.

Данный документ регламентирует технические форматы и протоколы передачи данных в телемедицинской сети, деятельность комитета по мониторингу проекта, а также права на интеллектуальную собственность.

Главными задачами меморандума являются:

- Улучшение диагностических навыков медицинских работников в результате обмена опытом;

-  Повышение качества медицинской помощи пациентам обеих стран, обеспечив им доступ к опыту медицинских специалистов Индии и России по диагностике и лечению заболеваний.

Реализация проекта по созданию совместной телемедицинской сети позволит расширить сотрудничество между двумя странами в области развития здравоохранения и популяризация телемедицины в Индии и России.

Круглый стол «Построение системы поддержки принятия врачебных решений на основе доказательной медицины» был посвящен использованию в здравоохранении «больших данных». На круглом столе был представлен опыт кокрейновского сотрудничества в данной сфере. Кокрейновские систематические обзоры позволяют сделать вывод не только об эффективности лекарств, но и о целесообразности и этичности дальнейших исследований. Накопленные медицинские знания и данные о пациентах позволяют формировать систему индивидуального подхода в лечебном процессе.

В рамках круглого стола обсуждались опыт и технические решения Финляндии, Индии и России.

Высокую оценку участников круглого стола получила финская система принятия врачебных решений EBMG (Evidence-Based Medicine Guidelines). Система позволяет анализировать историю болезни, взаимодействие лекарственных средств и на их основании давать рекомендации врачу по лечению больного, предотвращая врачебные ошибки.

По итогам круглого стола Департаментом здравоохранения автономного округа Югры совместно с Ассоциацией социального развития было принято решение о проведении пилотного проекта по внедрению системы поддержки принятия врачебных решений на основе доказательной медицины в 5 медицинских учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Внедряемая система позволит врачу посредством свободного поискового запроса получить необходимые рекомендации по диагностике и лечению, а также доступ к исследованиям по искомому заболеванию, собираемым уже более 30 лет в 130 странах. Рекомендации системы ранжированы по степени доказанности методов, а также обновляются ежегодно десятками тысяч ученых и врачей по всему миру. В первую очередь такой инструмент станет подспорьем для врачей первичного звена, а также студентам медицинских ВУЗов.

Кроме того, в ходе пост-обработки примененных методов диагностики и лечения система позволит находить связи между текущими состояниями пациентов и историями их болезней. Полученные закономерности в дальнейшем будут использоваться для прогнозирования болезней у новых пациентов. Создателями подобных систем было заявлено, что в недалёком будущем такие системы позволят расширить функционал врачей общей практики за счет расширения знаний, а, следовательно, и полномочий по назначению диагностики и лечения, которые сегодня могут делать только врачи, оказывающие специализированную помощь.


Стратегическая сессия «Международное сотрудничество для развития цифровой экономики»


На сессии было подчеркнуто, что цифровая экономика – это не отдельная отрасль, а экономика нового технологического поколения, то есть, по сути, новая парадигма развития государства, экономики и общества. Она основана на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях. В рамках данной экономической парадигмы кардинальную трансформацию претерпевают существующие рыночные бизнес-модели.

Переход к цифровой экономике требует формирования баланса на рынке IT-технологий, чтобы избежать доминирования нескольких крупных игроков из одной страны. Поэтому актуальной задачей является демонополизация IT-сектора, а также соблюдение ведущими участниками рынка национального законодательства. Одновременно необходимо продолжить работу по расширению сферы обмена и применения лучших практик в IT-сфере.

В ходе сессии было отмечено, что Югра находится в списке лидеров среди тех регионов, где уже произошел определенный IT-прорыв. Поэтому на первый план выходит определение способов расширения торгово-экономического сотрудничества Югры, стран БРИКС и ШОС, а также выбор механизмов частно-государственного партнерства для внедрения компонентов цифровой экономики на региональном уровне.

По результатам IT-Форума поставлены задачи:

- определение партнеров в странах БРИКС для проведения совместных научно-исследовательских работ и обмен опытом по внедрению результатов НИР в практику работы органов государственной власти;

-  установление партнерских отношений с ведущими IT-компаниями для подготовки кадрового резерва IT-специалистов для цифровой экономики.


Панельная дискуссия «От электронного правительства к цифровому»

 

В качестве основной тенденции был определен переход на принципиально новый этап развития электронных госуслуг в рамках комплексной «системы систем» цифровой экономики, когда решения электронного правительства глубоко интегрированы с отраслевыми программными комплексами финансового сектора, здравоохранения, образования, транспорта, энергетики, торговли, интернет-компаний.

В этих условиях на первый план выходят проблемы надежного проектирования базовой инфраструктуры с точки зрения информационной безопасности, защиты данных граждан, технологической независимости стран БРИКС и ШОС, а также вопросы формулирования новых сущностей, возникающих в цифровой экономике для их оптимального регулирования в нормативном поле.

С этой целью были предложены следующие меры:

-  объединение усилий стран БРИКС и ШОС в разработке и совместном использовании базового аппаратного и программного обеспечения, а также электронной компонентной базы, через создание совместных предприятий для финансирования наиболее крупных проектов в данной сфере. Обеспечение более тесного взаимодействия между исследовательскими коллективами, крупными национальными компаниями и стартапами стран БРИКС и ШОС;

-  предоставление взаимного режима наибольшего благоприятствования при государственных закупках для компьютерного оборудования и программного обеспечения, разработанного в странах БРИКС и ШОС;

- формирование нормативной базы для обеспечения надежной защиты данных граждан в системах электронного правительства в частности, и цифровой экономики в целом;

- существенное увеличение выпуска специалистов для государственного сектора по направлениям, связанным с работой с данными, а также расширение навыков граждан, работающих в традиционных отраслях хозяйства для их органичной интеграции в цифровую экономику. Запуск курсов по формированию необходимых компетенций в рамках обязательных образовательных программ в школах и вузах;

-  развитие возможностей интеграции инфраструктуры электронного правительства с информационными системами интернет-компаний, банков, организаций здравоохранения, транспорта и иных;

- обеспечение инфраструктурой доступа к сервисам электронного правительства всех граждан стран БРИКС и ШОС;

- обеспечение принципа экстерриториальности оказания услуг электронного правительства на территориях стран, вне зависимости от региона проживания гражданина в данной стране;

- поиск и применение новых надежных и безопасных способов цифровой идентификации и аутентификации физических и юридических лиц в сервисах электронного правительства, в том числе с использованием технологий биометрии;

- определение целевых метрик развития информационных сервисов электронного правительства для руководителей федеральных ведомств и региональных властей в рамках существующей общей оценки качества их работы.


Стратегическая сессия «Импортозамещение информационных технологий»


В работе сессии приняли участие разработчики российских программных продуктов, специалисты IT-технологий, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В ходе сессии подчеркивалась важность преодоления критической зависимости от зарубежного поставщика, который обязан выполнять решения своего правительства. Были выделены такие преимущества отечественных IT-решений, как одинаковый менталитет создателей программного обеспечения и пользователей, более эффективные и простые коммуникации между непосредственными разработчиками программного обеспечения и заказчиками, локализация методологии программного обеспечения и интерфейсов. Также было обращено внимание на такое преимущество, как снижение стоимости лицензионных отчислений, так как абсолютное большинство отечественных продуктов дешевле импортных аналогов. Преимуществом является и возможность доступа к исходному коду решений для доработок, в том числе в целях безопасности.

В ходе сессии рассматривались стратегия и опыт импортозамещения, были проанализированы лучшие российские IT-решения. Особое внимание было обращено на:

- интеллектуальные методы анализа информации, основанные на методах глубокого машинного обучения (например, информационная система АИС «Поиск», которая выявляет ресурсы в сети Интернет, содержащие информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ);

- создание полноценной системы мониторинга информационной безопасности (SOC - SecurityOperationsCenter) для регистрации возникающих инцидентов и создания отчетности, которую операторы государственных информационных систем смогут направлять в ФСТЭК и ФСБ России;

-  предоставление услуг на основе использования результатов космической деятельности, современных геоинформационных и web-портальных технологий, высокоточной и актуализированной пространственной информации, а также предоставление информации на основе результатов космической деятельности. 

Был представлен опыт импортозамещения программного обеспечения, используемого в исполнительных органах власти Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе опыт создании портала «Открытый регион - Югра», безопасное сопровождение которого специалисты развернули на основе российской системы.

По итогам сессии рекомендовано:

- Продолжить развитие сотрудничества с регионами стран БРИКС и ШОС по взаимному обмену IТ-решениями как технологической составляющей. Расширение сотрудничества в сфере информационных технологий должно быть направлено на преодоление дисбаланса в развитии и распространении программного обеспечения и информационных технологий с целью преодоления монополизма и диверсификации глобального рынка программного обеспечения и IТ-оборудования;

- Содействовать процессу гармонизации законодательной базы по импортозамещению в сфере информационных технологий, в том числе с учетом регионального опыта;

- Обеспечить построение безопасной инфраструктуры на основе отечественной вычислительной техники;

- Обеспечить реализацию масштабных совместных проектов по наиболее прорывным и опережающим направлениям (когнитивные технологии, технологии нейронных сетей и искусственного интеллекта, аналитические системы для больших и открытых данных и т.п.).

По итогам проведения стратегической сессии были заключены два соглашения о сотрудничестве: между Департаментом информационных технологий Югры и ООО «Новые облачные технологии» и Департаментом информационных технологий и компанией «Базальт СПО». Соглашения направлены на внедрение отечественной операционной системы «Альт Линукс», а также свободно распространяемого пакета офисных программ «LibreOffice» и отечественного офисного программного обеспечения «МойОфис» в региональных органах исполнительной власти.


Стратегическая сессия «Нормативное правовое обеспечение развития информационного общества».


По итогам стратегической сессии было отмечено, что информационное законодательство – это комплексная межотраслевая система нормативного правового регулирования всех процессов информатизации и развития информационного общества.  Поэтому формирование информационного законодательства через ситуационное внесение изменений и актуализацию правовых норм и актов, их непрерывное исправление и дополнение негативно сказывается на их реализации: требуется систематизация и кодификация законодательства в информационной сфере.

Особое внимание было обращено на необходимость обобщения опыта реализации базовых федеральных законов и законодательства субъектов Российской Федерации, дальнейшее укрепление правовой активности и учета особенностей регионов в этих процессах.

Анализ документов государственного стратегического планирования показывает, что реализация Стратегии национальной безопасности, Доктрины информационной безопасности России, Стратегии развития информационного общества в РФ до 2030 года создают все условия для  укрепления и совершенствования  системы информационного права России. Эффективная нормотворческая работа, совершенствование информационного законодательства и системы правоприменения возможны только на основе правового обеспечения информационной безопасности с учетом международного сотрудничества и решения следующих задач:

- разработка норм международно-правового регулирования, касающиеся безопасного и устойчивого функционирования и развития сети "Интернет", включая вопросы юрисдикции и определения субъектов правоотношений, на основе равноправного участия членов мирового сообщества в управлении глобальной информационной сетью и ее ресурсами с учетом уникальности данной сферы;

-  интеграция российских стандартов в сфере информационных и коммуникационных технологий в соответствующие международные стандарты, а также обеспечение гармонизации межгосударственной и национальной систем стандартов в данной сфере;

- организация обмена опытом правового регулирования развития информационного общества в странах БРИКС и ШОС, систематизации и ликвидации противоречивости правовых актов в сфере государственного управления, начиная с актов международного уровня и заканчивая административными  регламентами; приведения законодательства стран БРИКС и ШОС в соответствие с международными законодательными трендами в информационной сфере;

- развитие нормативно-правового обеспечения импортозамещения,  поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий, совершенствования системы национальной безопасности;

-  совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасной обработки информации (включая ее поиск, сбор, анализ, использование, сохранение и распространение) и применения новых технологий, уровень которого должен соответствовать развитию этих технологий и интересам общества;

- обеспечение баланса между своевременным внедрением современных технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну;

- внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на обеспечение соответствия нормативно-правового регулирования темпам развития цифровой экономики и устранение административных барьеров;

- законодательная регламентация доступа организаций к данным о гражданах и юридических лицах, в том числе содержащимся в государственных информационных системах, порядка обработки данных, а также порядка государственной защиты персональных данных граждан на территории Российской Федерации;

-  совершенствование нормативно-правового обеспечения применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства  по следующим направлениям:

а) реализация проектов по повышению доступности качественных медицинских услуг и медицинских товаров;

б) создание различных технологических платформ для дистанционного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг;

в) совершенствование механизмов предоставления финансовых услуг в электронной форме и обеспечение их информационной безопасности;

г) стимулирование российских организаций в целях обеспечения работникам условий для дистанционной занятости;

д) развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий;

е) применение в органах государственной власти Российской Федерации новых технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления;

ж) совершенствование механизмов электронной демократии;

з) обеспечение возможности использования информационных и коммуникационных технологий при проведении опросов и переписи населения;

и) создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

-   совершенствование нормативно-правового обеспечения решения основных задач применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса, таких как:

а) создание условий для развития электронного взаимодействия участников экономической деятельности, в том числе финансовых организаций и государственных органов;

б) использование инфраструктуры электронного правительства для оказания государственных, а также востребованных гражданами коммерческих и некоммерческих услуг;

в) продвижение проектов по внедрению электронного документооборота в организациях, создание условий для повышения доверия к электронным документам, осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников правоотношений;

г) сокращение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности вследствие использования информационных и коммуникационных технологий при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора) и при сборе данных официального статистического учета;

д) создание электронной системы представления субъектами хозяйственной деятельности отчетности в органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также сохранение возможности представления документов традиционным способом;

е) разработка мер, направленных на внедрение в российских организациях, в том числе в организациях жилищно-коммунального хозяйства и сельскохозяйственных организациях, российских информационных технологий, включая технологии обработки больших объемов данных, облачных вычислений, интернета вещей;

ж) обеспечение дистанционного доступа к банковским услугам, в том числе внедрение единых подходов к проверке сведений, предоставляемых при банковском обслуживании, в электронной форме;

з) развитие трансграничного информационного взаимодействия, в том числе обеспечение трансграничного пространства доверия к электронной подписи.


Стратегическая сессия «Развитие региональной кластерной политики»


Сессия была организована при содействии Ассоциации организаций содействия развитию кластеров и технопарков, в которую входят более 55 организаций, представляющих 38 регионов во всех федеральных округах Российской Федерации. На сессии обсуждали роль технопарков и органов власти в региональной кластерной политике, направления развития промышленных кластеров и промышленной инфраструктуры. Сессия содействовала формированию комплексного взгляда на проблемы, с которыми сталкиваются действующие кластеры, и определению новых перспективных в плане кластеризации направлений.

Стратегические инициативы федерального и регионального уровня свидетельствуют о необходимости активизации кластерной политики и объединения предприятий в кластерные группы с целью обеспечения конкурентоспособности приоритетных направлений, их развития и положительного влияния на процессы диверсификации экономики.

В качестве приоритетных направлений региональной кластерной политики были выделены:

-  формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности кластеров;

-  приоритизация развития кластеров с учетом основных направлений социально-экономического развития;

- оказание адресных мер государственной поддержки с учетом отраслевой и иной специфики приоритетных кластеров;

-  синхронизация с федеральными требованиями и мерами поддержки промышленных кластеров.

По итогам сессии были определены приоритетные мероприятия по реализации кластерной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре:

-  актуализация программы развития Лесопромышленного кластера, подготовка пакета документов для внесения его в реестр Минпромторга России, формирование перечня совместных проектов участников кластера.

-  актуализация программы развития Газоперерабатывающего кластера.

-  разработка нормативных правовых актов, предусматривающих оказание мер финансовой и нефинансовой поддержки специализированным организациям и участникам кластеров, соответствующих требованиям, установленным на федеральном и региональном уровне.

-  организация работы по формированию новых кластеров с учетом направлений социально-экономического развития округа. В рамках определения целей, задач и направлений деятельности потенциальных кластеров региона целесообразно разработать цели, задачи, направления деятельности и мероприятия в соответствии с нормативно-правовыми актами региона, а также профильными государственными программами региона, определяющими развитие отраслей, в которых планируется формировать и развивать потенциальные кластеры региона. При определении целей, задач и мероприятий рекомендуется использовать программно-целевой подход с определением контрольных сроков, промежуточных этапов и целевых значений показателей эффективности реализации программ развития кластеров.


Стратегическая сессия: «Информационные технологии нефте- и газодобычи: Интеллектуальное месторождение»


В ходе стратегической сессии обсуждались темы оптимизации систем сбора и передачи информации, цифровизация скважин и месторождений.

Было отмечено, что глобализация сырьевых рынков, экономические санкции, интенсивное развитие IT-индустрии и методов дистанционной добычи нефти и геологоразведки – все это диктует нефтегазодобывающей отрасли новый подход к перспективному планированию. Достижения геологии, открытие и последующая разработка новых месторождений углеводородов являются драйверами экономического развития нефтедобывающих регионов, да и всей страны. Поэтому сегодня очень важно сформировать консолидированное видение долгосрочных перспектив развития отрасли.

С развитием технологического процесса в нефтегазовой отрасли крупные нефтегазовые компании вынуждены не просто совершенствовать процесс нефтедобычи, а в целом пересмотреть концепцию разработки и эксплуатации месторождений. Благодаря усовершенствованию систем управления, внедрению новых технологий, полезный эффект увеличивается в среднем на 30 %. Еще одно важное направление – прогнозирование внештатных ситуаций (поломок, сбоев, потерь) с помощью информационных технологий.

Особое внимание в ходе обсуждения было уделено теме оптимизации на месторождении с помощью датчиков. Так, на сессии была представлена система мониторинга с помощью дронов на удаленных, зараженных, химически опасных объектах.

По итогам обсуждения был сделан вывод, что в настоящее время разработка месторождений тесно связана с непрерывной обработкой больших объемов данных и необходимостью оперативного и своевременного принятия решений. Повышение эффективности и улучшение финансовых показателей нефтегазовой промышленности невозможно без применения современных IT-решений.


Круглый стол «Развитие телекоммуникационной инфраструктуры»


В странах БРИКС и ШОС остро стоит проблема расширения доступа к высокоскоростному Интернету за пределами крупных городских центров, что оказывает дополнительное дискриминирующее влияние на качество жизни целого ряда социальных групп в таких сферах деятельности как взаимодействие с органами власти, социальная защита, образование, здравоохранение и культура. В связи с этим внедрение высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет является приоритетным направлением инфраструктурной стратегии стран БРИКС и ШОС.

Другим важным стратегическим направлением развития инфраструктуры является полное покрытие подвижной радиотелефонной связью автомобильных и железных дорог.

Как показал опыт стран БРИКС и ШОС, для организации доступа в Интернет для удаленных и труднодоступных поселений и поселений с малым количеством жителей необходимо использование различных форм государственной поддержки, таких как субсидирование строительства линий связи для подключения таких поселений к магистральным каналам связи. Кроме того, внутри малонаселенных пунктов целесообразно субсидирование строительства распределительной сети.

Особое внимание необходимо уделять качеству (контролю) подключения «последней мили» в имеющейся инфраструктуре кабельной сети в удаленных и труднодоступных поселениях с малым количеством жителей.

Необходима государственная поддержка социально значимых проектов по обеспечению широкополосного доступа в органах образования и здравоохранения, учреждениях культуры и на транспорте, а также работа по устранению административных барьеров в целях ускорения развертывания сетей широкополосного доступа.

Для повышения удовлетворенности бизнес-сообщества услугами связи необходима доработка технических регламентов, правил и стандартов по созданию инфраструктурных объектов для интеграции различных интеллектуальных систем, обслуживающих коммуникации, электричество и т.п., на стадии проектирования и строительства.

Учитывая влияние чрезвычайных ситуаций (наводнений, пожаров, длительного отключения электроэнергии) на целостность и устойчивость функционирования сетей связи, необходимо минимизировать их последствия в части гарантированного обеспечения населения в районах чрезвычайных ситуаций услугами связи. Одной из мер по решению данной проблемы является заключение соглашений между органами исполнительной власти и операторами сотовой связи по оказанию услуг связи населению при чрезвычайных ситуациях.


Круглый стол «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства»


Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает выполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 года № Пр-3081 «Обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами».

ГИС ЖКХ – это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Ключевым принципом работы ГИС ЖКХ является экономическая мотивация участников рынка ЖКХ к размещению информации в системе своевременно и в полном объеме.

Сильные стороны системы это, во-первых, унификация, то есть наличие единого инструмента для всех, обеспечивающего сопоставимость данных; во-вторых, отдельный федеральный закон (№ 209-ФЗ от 21 июля 2014 года), который определил функционирование ГИС ЖКХ и внесение поправок в другие нормативные правовые акты, в том числе предусматривающие ответственность поставщиков информации;  в третьих – это возможность для всех участников рынка ЖКХ от РСО и УК до непосредственного потребителя услуг, получить бесплатное решение, которое будет поддерживаться и развиваться.


Круглый стол «Система-112 и АПК «Безопасный город» как основа обеспечения безопасности жизнедеятельности населения»


За последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения стран БРИКС и ШОС кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, большое количество мест массового пребывания людей, повышение уровня террористической угрозы формируют новые, более высокие требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.

Участники круглого стола рассмотрели роль систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб в современном мире, современные технические решения для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и реализацию функционала определения места нахождения абонента при экстренном вызове.

Также на круглом столе обсуждались перспективы развития и подводились первые итоги внедрения АПК «Безопасный город». Этот комплекс обеспечивает функционирование фото-видеокамер в сфере обеспечения правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения, противопожарный и экологический мониторинг.

Программа «Безопасный город» – это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами. Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности и чрезвычайных служб.

Учитывая положительный опыт создания и эксплуатации Системы-112 в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и в целях рационального использования ресурсов экстренных и оперативных служб, их эффективного взаимодействия при реагировании на поступающие от населения вызовы принято решение рекомендовать регионам стран БРИКС и ШОС продолжить работы по внедрению и совершенствованию систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб, систем обеспечения охраны общественной безопасности и безопасности среды обитания.


Круглый стол «Эпоха информационных технологий в архивной отрасли: проблемы сохранности и доступности электронных документов»


Глобализация экономических, социальных, информационных процессов усиливает взаимодействия и делает более содержательным обмен и поиск информации в планетарном масштабе. Современные требования к оперативности и достоверности предоставления документальных данных, в том числе ретроспективных, определяют первостепенность информатизации архивной отрасли.

На круглом столе были обсуждены актуальные вопросы создания, использования, хранения, обеспечения долговременной сохранности, доступности и уничтожения информации и документов в электронной форме, а также вопросы интернет-экспонирования архивных документов и современного состояния архивного образования.

Тема круглого стола актуальна для всего международного архивного сообщества. Переход общества на преимущественно электронные технологии стал свершившимся фактом, что побуждает специалистов по управлению документами и архивистов вплотную заниматься вопросами создания, использования, хранения, обеспечения долговременной сохранности, доступности и уничтожения информации и документов в электронной форме.

Участники круглого стола поделились опытом обеспечения сохранности и доступности электронных документов, в том числе в разработке нормативной базы для управления электронными документами. Также обсуждены вопросы внедрения новых IT-продуктов в деятельность архивов, интернет-экспонирования архивных фондов и современного архивного образования.

Рекомендовано:

- совершенствовать правовое поле обеспечения долговременной сохранности и доступности электронных документов в условиях острой необходимости в актуальной нормативной базе управления электронными документами, отражающей и регулирующей аспекты архивной работы, посредством анализа российской и зарубежной регламентации функционирования электронных архивов и практики работы российских и зарубежных коллег;

-  расширять возможности доступа к документальным и культурным ценностям, историческому наследию, в том числе и на новейших носителях, посредством развития сети информационных центров архивов в регионах (сайты, соцсети, системы госуслуг и т.д.);

-  распространять среди профессионального сообщества опыт применения инновационных подходов использования IT-технологий при предоставлении архивами информационных услуг юридическим и физическим лицам, повышать оперативность и качество предоставления пользователям информации о составе фондов архива через систему каталогов и других архивных справочников, предоставления пользователям архивных справок или копий архивных документов;

- популяризировать защиту окружающей среды и проводить просветительскую работу с населением при использовании фондов архивов, содержащих документацию об изменении природных условий и истории экологических движений в регионах, с применением компьютерных технологий;

- способствовать участию архивов в международных проектах интернет-экспонирования фондов посредством развития центров перевода документации в электронный формат, внедрения электронных каталогов, организации как можно более широкого и бесплатного для физических лиц доступа к базам данных документального и культурного наследия;

-  реализовывать совместные проекты с учебными заведениями и научными центрами в России и за рубежом, нацеленные на повышение качества архивного образования с применением дистанционных образовательных технологий, также посредством создания онлайн курсов, методических, дидактических материалов и хрестоматий в электронном виде;

-  создать форум (сообщество, рабочую группу в социальной сети), открытую для прошлых, настоящих и потенциальных участников круглых столов по архивной проблематике, проходящих в рамках IT-Форумов для постоянного обмена информацией по продвижению сформулированных в данной Резолюции предложений.


Круглый столы «Культура. Экология. Информатизация: движение к устойчивому развитию»


Участники круглого стола из Национальной библиотеки Кыргызской Республики, Российского центра науки и культуры в Минске, ведущих библиотек России и Югры совместно с участниками XXIV Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» («Крым – 2017») (по видеоконференцсвязи) обсудили представленные инновационные практики использования информационно-коммуникационных технологий в работе библиотек, в формировании экологических ресурсов, экологической культуры и экологического просвещения и констатировали, что важнейшим стратегическим ресурсом XXI века, влияющим на все стороны человеческой жизни и формирование инновационной конкурентоспособной экономики, является открытый, универсальный и всеобщий доступ к публичной информации, в том числе экологической тематики. Для этого чрезвычайно важно выработать долгосрочные единые подходы к развитию информационного общества и содействовать становлению соответствующей инфраструктуры.

По итогам обсуждения участники круглого стола внесли следующие предложения:

- заключить соглашение о сотрудничестве между Государственной библиотекой Югры и Национальной библиотекой Кыргызской Республики;

- распространить положительную практику работы филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина» в Тюменской области, Регионального центра доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, Государственной библиотеки Югры в муниципальные библиотеки округа, а также в библиотечные системы стран ШОС и БРИКС;

- продолжить работу с муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросу открытия удаленных электронных читальных залов Президентской библиотеки на базе муниципальных библиотек и иных учреждений социальной сферы;

- организовать стажировку представителей системы образования и культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Тюменском филиале Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина;

-  осуществить передачу контента коллекции «Экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в фонды Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина в соответствии с законодательством об авторском праве;

- укрепить партнерские взаимоотношения с Российской государственной библиотекой для молодежи по распространению практики библиотечной работы в области экологического просвещения.


Круглый стол «Информационные технологии в музее: связь культур»


Спектр обсуждаемых на круглом столе вопросов включал три основных тематических направления:

-  развитие информационных технологий в учреждениях культуры музейного типа;

- применение мультимедийных технологий в процессе представления музейных собраний;

-   международное взаимодействие с учреждениями культуры посредством информационных и мультимедиа технологий.

Обсуждаемые вопросы прозвучали как в контексте освещения регионального опыта, так и трансляции достижений ведущих национальных учреждений культуры: Государственного музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, проекта «Русский музей: виртуальный филиал», Президентского центра Б.Н. Ельцина, государственных музеев республик Казахстан и Узбекистан.

Обсуждая вопросы развития информационных технологий в представлении музейных коллекций и популяризации культурного наследия, участники круглого стола исходили из приоритетов потребителей культурных продуктов.

Признавая информационные технологии инструментом предоставления доступного, качественного культурного продукта, участники круглого стола в сфере культуры рекомендовали:

-  содействовать формированию единого информационного пространства и совместных действий музеев по реализации крупных партнёрских проектов в России и за рубежом с учетом современных инструментов продвижения;

- содействовать дальнейшему развитию электронного контента и обеспечению доступа к нему через сайты и порталы сферы культуры, создание и работу виртуальных музеев, сводных порталов в целях популяризации культурного наследия;

-   развивать методическую и образовательную деятельность в сфере использования IT-технологий в сфере культуры;

-  развивать взаимодействие и обмен передовым опытом использования информационных технологий в сфере музейной и туристической деятельности, сотрудничество с учреждениями культуры других регионов, бизнесом, наукой;

-  содействовать разработке системы обучения сотрудников музеев по созданию и продвижению виртуальных экспозиций с применением мультимедийных технологий, продвижению музеев в сети Интернет;

-   внедрять в стационарные экспозиции и выставочные пространства современные средства демонстрации в области компьютерной и мультимедийной техники, направленные на увеличение информативности и интерактивности музейных экспозиций и выставок;

-  развивать информационные технологии, направленные на информирование, привлечение и развитие потребителей информационного культурного продукта.


Круглый стол: «Информационные технологии в образовании»


Формирование современного облика сферы открытого образования как системы, создающей условия, возможности и опции для личностного и профессионального развития при гарантии их качества, – один из ключевых приоритетов развития образования на современном этапе. Опережающее развитие информационных и телекоммуникационных технологий обусловливает необходимость активной адаптации образовательных технологий к новым условиям коммуникаций, запросам и потребностям современного «мобильного» общества. Для решения поставленной перед современным образованием задачи получения образования в новом формате  в автономном округе необходимо формирование единого интерактивного образовательного пространства, представляющего собой комплекс современных цифровых инструментов, обеспечивающих поддержку прогрессивных образовательных форм, таких как индивидуализация, проектная деятельность, адаптивность и смешанное обучение. Гибкость единой цифровой системы позволит обеспечить высокие стандарты качества реализации инновационных методик, повысить качество и эффективность образовательной среды.

На круглом столе прошла презентация платформы «Образование 4.0» и проекта «Создание единого интерактивного образовательного пространства, представляющего собой комплекс современных цифровых инструментов, повышающих качество и эффективность образовательной среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

По итогам круглого стола были достигнуты соглашения: 

- по реализации цифровой платформы «Образование 4.0» в 2017 году в пилотном режиме  в двух образовательных организациях, и в 2018 году в 22 образовательных организациях, выполняющих функцию ресурсных центров профильного образования на старшей ступени обучения, из расчета одна в каждом муниципальном образовании, расположенных на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры;

- по разработке совместно с НКО «Ассоциация социального развития» единой цифровой образовательной платформы, на которой будут размещены региональные цифровые сегменты, и представлена возможность получения коммерческих лицензированных услуг электронного образования. Опытная версия портала цифровой образовательной платформы будет представлена на обсуждение педагогическому сообществу до 15.12.2017.

По итогам семинара-практикума принята региональная концепция развития информационно-библиотечных центров на базе общеобразовательных организаций. Созданные центры будут выполнять функции региональной системы дистрибуции полной базы электронных учебников и дополнительных электронных образовательных контентов. Реализация проекта позволит систематизировать потребность в обновлении библиотечных фондов и осуществить контроль их использования в образовательных организациях.

 

Круглый стол «Развитие информатизации в лесном хозяйстве»


Международное сотрудничество в сфере информатизации лесного хозяйства позволяет каждому из участников процесса взять за основу лучшие решения и передовые подходы к построению информационных систем, а также содействует внедрению и использованию инновационных методов управления.

Информатизация лесной отрасли требует создания интеграционной платформы между органами государственной власти, в том числе федерального, регионального и муниципального уровня, и лесопользователями, призванной содействовать оперативному принятию решений и повышению эффективности работы всех участников. Одним из способов решения данной проблемы является развитие и интеграция информационных систем различного уровня и назначения.

По результатам состоявшегося круглого стола «Информационные технологии в лесном хозяйстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» участниками предлагается:

- создать рабочую группу из числа разработчиков лесных информационных систем автономного округа и разработать Стратегию совместной работы по созданию единой информационной структуры лесного хозяйства Югры;

- продолжать развивать информационные системы, уделив основное внимание процессам их взаимной интеграции с созданием ведомственного ситуационного центра лесного хозяйства Югры на интегрированной платформе;

- с целью повышения уровня информатизации обеспечить разработку и внедрение мобильных и публичных версий систем, в том числе с применением облачных технологий;

-  обеспечить расширение состава информации в формате открытых данных, ее автоматическое формирование и публикацию для населения и бизнеса;

-  обеспечить внедрение удобных IT-инструментов для проведения тематических совещаний руководителями среднего и высшего звена;

-   подготовить обращение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации с предложением учесть инициированные автономным округом процессы взаимной интеграции лесных IT-систем и обеспечить контроль и поддержку данной работы на федеральном и региональном уровне.


Принимая во внимание вышесказанное, участники девятого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС обращаются к правительствам государств, межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, здравоохранения, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям государственного, коммерческого и некоммерческого секторов стран БРИКС и ШОС с призывом:

 

1. Подтвердить, что происходящий в настоящее время переход к цифровой экономике входит в число приоритетных направлений национальных политик стран БРИКС и ШОС. Он требует целенаправленного построения новых форм взаимодействия государства и бизнеса.

2. Отметить стратегическую роль информационных технологий в обеспечении информационной безопасности и защите законных прав и интересов граждан, с учетом культурных и духовных особенностей и традиций, существующих в различных странах мира.

3.  Подчеркнуть, что преодоление монополизма в сфере информационных технологий и программного обеспечения является одной из предпосылок устойчивого развития. Поэтому странам БРИКС и ШОС необходимо продолжить работу по созданию совместной сбалансированной стратегии импортозамещения в сфере информационных технологий, направленную на их опережающее развитие на мировом уровне.

4.  Считать, что борьба с информационным неравенством приобретает особую актуальность в условиях перехода к цифровой экономике и требует поиска новых форм и методов.

5.   Проводить исследования и разрабатывать инструментарий в области создания научно-обоснованных методик и методов по наиболее актуальным направлениям развития отрасли информационных технологий, таких как «большие данные» и Интернет вещей.

6.  Использовать наиболее современные IT-решения для развития социальной сферы, т.е. образования, здравоохранения и культуры.

Данный документ был разработан совместными усилиями представителей стран БРИКС и ШОС.

 

Участники Форума обращаются к предстоящим саммитам стран БРИКС и ШОС с предложением учесть вышеизложенные рекомендации в сфере информационных технологий в решениях саммитов.

 

Опубликовано: 10.02.2017 15:49 Обновлено: 31.07.2017 14:36