Югорская декларация 8 Форума

Ханты-Мансийск, 9 июня 2016 года

ЮГОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
восьмого Международного
IT-Форума
с участием стран БРИКС и ШОС

«Цифровой регион: конструктор новых возможностей для граждан»

Восьмой Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС (далее – Форум) состоялся 8-9 июня 2016 года в г. Ханты-Мансийске. Организатор Форума – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соорганизатор – Администрация Томской области.

Форум прошел при поддержке:

-                   Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

-                   Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

-                   Министерства здравоохранения Российской Федерации;

-                   Министерства иностранных дел Российской Федерации;

-                   Министерства культуры Российской Федерации;

-                   Министерства экономического развития Российской Федерации;

-                   Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

А также Всеиндийской ассоциации промышленности.

При подготовке Форума были учтены результаты председательства России в БРИКС в 2015 – 2016 годах. Как указано в итоговом докладе, информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) являются ключевым фактором устойчивого экономического и социального развития, поэтому необходимо расширять сотрудничество в данной сфере и содействовать созданию благоприятных условий для обеспечения развития ИКТ[1].

На различных площадках Форума активно обсуждались состояние и перспективы развития сотрудничества стран БРИКС и ШОС в сфере информационных технологий. Основное внимание было уделено проблемам демонополизации мирового рынка программного обеспечения и импортозамещения, формирования эффективной системы государственного управления и конструирования экосистемы «открытого региона», информатизации здравоохранения, в том числе создания совместимых комплексных телемедицинских систем в регионах стран БРИКС.

В рамках Форума впервые прошла Международная конференция под эгидой ЮНЕСКО «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства», на которой рассматривалась роль государственных и межгосударственных институтов в развитии медиа-грамотности, совершенствовании информационной безопасности и правил поведения в условиях навязываемого информационного противоборства.

Решения Форума принимались с учетом ведущих глобальных тенденций. В настоящее время информационные технологии не просто проникли во сферы жизни общества: происходит их объединение с нано-, био- и когнитивными технологиями, что порождает качественно новый синергетический эффект. В результате перед гражданами стран БРИКС и ШОС, в которых проживают почти половина всего населения планеты, открываются принципиально новые возможности. Они связаны с ростом качества, комфортности и удобства жизни и переходом к устойчивому развитию, основанному на постоянном росте конкурентоспособности, снижении внешней зависимости экономик и формировании альтернативных центров инноваций.

Однако новые возможности означают одновременно и новые вызовы. Прежде всего это вызовы национальной безопасности, связанные с формированием инфраструктурной зависимости от монополистов в сфере развития информационных технологий и программного обеспечения. Построение информационного общества невозможно без решения проблем «электронного суверенитета» и развития всех секторов экономики, создающих высокие технологии – от производства материалов и компонентов до микрокомпаний, продающих услуги, разработанные с использованием открытых данных госсектора.

Обостряется и проблема этического создания и использования новых информационных технологий. Они не должны использоваться для расчеловечивания людей, разрушения нравственных основ и традиционных ценностей человеческого общества.

В системе государственного управления, здравоохранения, науки, образования и культуры в ответ на глобальные вызовы идет поиск новых решений, призванных обеспечить странам БРИКС и ШОС опережающие позиции в развитии мировых IТ-тенденций.

Для решения этой глобальной задачи требуется целенаправленная государственная политика, обеспечивающая согласованное взаимодействие органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества на всех уровнях, от регионального до межгосударственного.

Такая политика может проводиться только на основе сотрудничества суверенных, независимых и целостных государств, совместными усилиями вырабатывающих сбалансированный стратегический подход. Важным шагом на пути такого сотрудничества стала первая в истории встреча министров телекоммуникаций и информационных технологий стран БРИКС, которая прошла в июле 2015 года в рамках Седьмого саммита БРИКС в г. Уфе. На восьмом Международном IT-Форуме в Ханты-Мансийске это сотрудничество было продолжено. В своем докладе Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.А. Никифоров подтвердил заинтересованность в продолжении совместной работы стран БРИКС в противодействии монополизму и опережающему развитию информационных технологий.

Основные цели Форума были сформулированы с учетом глобальных тенденций и потребностей международного сотрудничества. Форум был направлен на организацию обмена передовыми IT-технологиями и практиками между субъектами Российской Федерации, международными организациями, органами власти и организациями зарубежных стран, включая страны БРИКС и ШОС, их использования в социальной сфере, налаживания работы международных «инновационных лифтов» для разработок, способных улучшить качество жизни людей. На восьмом Международном IT-Форуме была продолжена заложенная на предыдущих, шестом и седьмом Международных IT-Форумах линия на:

-                   повышение уровня развития информационного общества;

-                   повышение эффективности государственного управления, информационной открытости органов власти и вовлечения граждан в решение актуальных социальных проблем с использованием информационных технологий;

-                   повышение качества жизни населения за счет использования ИКТ в социальной сфере (образовании, науке, культуре, здравоохранении), обеспечении безопасности.

Была продолжена проработка вопроса о создании Совета регионов стран БРИКС с целью укрепления и развития межрегиональных связей, в том числе с целью выявления и распространения лучших региональных практик использования информационных технологий. Югра по-прежнему готова стать центром координации сотрудничества регионов стран БРИКС в расширенном за счет регионов стран ШОС составе.

На Форуме прошел единый и взаимоувязанный комплекс мероприятий, включая пленарные заседания, стратегическкие сессии, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, рабочие и проблемные группы, сетевые экспертные процедуры, а также выставочные мероприятия. Была обеспечена конструктивная интеграция результатов Форума в формате настоящей декларации.

В рамках Форума были убедительно продемонстрированы достижения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере информационных технологий, как в серии устных выступлений, так и в ходе выставки «Информационные технологии для всех», чем еще раз была обоснована роль округа как базового региона для координации усилий по выработке политики в сфере информатизации, отвечающей современным глобальным тенденциям и вызовам.

В целях эффективного решения задач развития IТ в социальной сфере регионов стран БРИКС и ШОС в контексте идеи развития «цифрового региона» участники Форума считают целесообразным сделать следующие акценты.

По всем тематическим направлениям работы Форума:

-                   продолжить развитие конструктивного сотрудничества регионов стран БРИКС и ШОС в сфере информационных технологий, в том числе на основе сетевого взаимодействия исполнителей на межрегиональном уровне;

-                   содействовать процессу гармонизации законодательной базы стран БРИКС в сфере информатизации, в том числе с учетом регионального опыта;

-                   продолжить выработку сбалансированной стратегии ведения политики импрортозамещения с учетом уже накопленного опыта борьбы с монополизмом в сфере информационных технологий и программного обеспечения;

-                   распространять и применять лучшие практики внедрения информационных технологий в различных сферах деятельности регионов стран БРИКС и ШОС;

-                   обеспечить реализацию масштабных совместных проектов по наиболее прорывным и опережающим направлениям (когнитивные технологии, аналитические системы для больших и открытых данных, Интернет вещей[2] и т.п.);

-                   внедрять лучшие практики использования информационных технологий для поддержки развития малого и среднего наукоемкого бизнеса и реализации социально-значимых проектов;

-                   способствовать совершенствованию системы подготовки кадров в сфере информационных технологий в регионах стран БРИКС и ШОС с применением средств, методов и технологий сетевого университета.

По отдельным тематическим направлениям работы Форума:

Международная конференция «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» под эгидой ЮНЕСКО

По итогам конференция была принята «Ханты-Мансийская декларация». Она была разработана совместными усилиями представителей Азербайджана, Албании, Андорры, Аргентины, Армении, Бенина, Бразилии, Венгрии, Венесуэлы, Вьетнама, Гаити, Гондураса, Демократической Республики Конго, Египта, Зимбабве, Израиля, Индии, Ирана, Италии, Казахстана, Кении, Китая, Колумбии, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Македонии, Марокко, Мексики, Молдовы, Нидерландов, Нигерии, Норвегии, Палестины, Парагвая, России, Румынии, Сенегала, Таиланда, Узбекистана, Филиппин, Финляндии, Франции, Чехии и Южно-Африканской Республики.

Их работа опиралась на определение медийно-информационной грамотности , сформулированное в Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (2012 г.): «Медиа- и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека».

В Декларации изложены основные принципы формирования экосистемы грамотности, которая получила название «медийно-информационная грамотность», во взаимосвязи с формированием открытого правительства, что до сих пор не было четко выделено в международной повестке дня.

Участники конференции обратились к правительствам государств, организациям системы ООН (в частности, ЮНЕСКО), заинтересованным межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям коммерческого сектора и индустрии с призывом:

-                   признать, что медийно-информационная грамотность имеет основополагающее значение для обеспечения открытости власти и формирования культуры открытого правительства;

-                   включить разработку стандартов медийно-информационной грамотности, ее инструментов и систем оценки в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, информации и СМИ;

-                   вовлекать экспертов в области медийно-информационной грамотности в процессы формирования открытых правительств;

-                   обеспечивать поддержку учреждениям и организациям (в том числе сетевым), занимающимся вопросами медийно-информационной грамотности в контексте открытого правительства, и выделять необходимые средства на развитие этой сферы.

«Электронное правительство – новые требования и задачи».

В качестве основного тренда был определен переход от модели предоставления электронных услуг по запросам граждан на «цифровое управление» на основе связанных данных, позволяющее в проактивном автоматическом режиме проводить последовательные операции, не требующие личного участия граждан.

В этих условиях на первый план выходит преодоление информационного неравенства в доступе к сервисам электронного правительства как на уровне стран БРИКС и ШОС в целом, так и между регионами. С этой целью были предложены следующие меры:

-                   стимулирование моделей частно-государственного партнерства для финансирования работ по запуску и развитию сервисов электронного управления в таких сферах как транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и государственные услуги;

-                   более масштабное использование возможностей открытого программного обеспечения;

-                   старт широкого использования программной и аппаратной инфраструктуры по модели облачных технологий, что позволит заметно сократить инвестиции в отстающих регионах на запуск систем электронного управления;

-                   оптимизация финансирования проектов в сфере информационных технологий для недопущения углубления цифрового разрыва между отдельными регионами;

-                   повышение электронной грамотности населения параллельно с упрощением и стандартизацией интерфейсов ведомственных сайтов и их объединением в единые порталы государственных услуг;

-                   использование мобильных приложений для всех типов устройств (планшетных компьютеров, смартфонов, «умных телевизоров» с доступом в Интернет и т.п.) по принципу «Цифровой по умолчанию»;

-                   подключение к инфраструктуре электронных правительств стран БРИКС и ШОС т. н. «третьих сторон»: банков, страховых компаний, крупных интернет-компаний, для предоставления услуг гражданам не только на специализированных государственных сайтах, но и в любой электронной среде, которая представляется им максимально комфортной.

«Экосистема «Открытый регион» – новая социальная модель развития «умных» регионов».

Развитие экосистемы «Открытый регион» необходимо осуществлять на основе комплексной реализации нормативно-правовой базы в направлении формирования системы «Умный регион - удобный регион», что предполагает:

-                   оптимизацию и модернизацию механизмов электронного взаимодействия власти, граждан и бизнеса, с соответствующей актуализацией и гармонизацией нормативно-правовой базы, модернизацией и развитием инфраструктуры, электронных услуг и информационных ресурсов системы «Открытый регион»;

-                   создание условий для использования открытых данных органами власти, бюджетными учреждениями, НКО, бизнес-структурами и др.;

-                   ликвидацию «цифрового неравенства» как в технологическом, так и в образовательном аспекте для повышения эффективности деятельности и доступности информации органов власти;

-                   обучение государственных и муниципальных служащих, сотрудников бюджетных организаций ИКТ работе в экосистеме открытого региона;

-                   улучшение правового и информационного просвещения граждан, развитие информационной культуры, организацию обучения социально-незащищенного населения основам компьютерной грамотности;

-                   активизацию участия граждан и представителей НКО в управлении государством на основе использования электронных сервисов систем Открытого правительства и Электронной демократии, в том числе путем обучения различных групп населения, представителей институтов гражданского общества, НКО, СМИ, малого и среднего бизнеса необходимым навыкам, вовлечения их в подготовку решений и контроль за их выполнением;

-                   обеспечение правового статуса «Открытого региона» посредством закрепления его роли во всех процессах подготовки, согласования, утверждения и мониторинга реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое и пространственное развитие в региональном законе о стратегическом планировании, а также в других нормативно-правовых актах.

Необходимо отметить особую значимость формирования экосистемы «Открытый регион» для развития гражданского общества, создания условий для раскрытия и закрепления в регионах творческой и талантливой молодёжи, что является самым надёжным гарантом их устойчивого развития.

«Современный регион: умный и безопасный».

С целью налаживания сотрудничества стран БРИКС и ШОС в сфере сервисов и решений, направленных на модернизацию региональных и городских инфраструктурных проектов, общественной безопасности, государственного управления и нацеленных на использование интеллектуальных технологий, рекомендуется:

-                   организация постоянного мониторинга лучших практик в странах БРИКС и ШОС с целью формирования банка проектов применения технологий умного города и Интернета вещей, оценки технических, организационных и правовых аспектов состоявшихся внедрений, а также содействие в популяризации таких лучших практик;

-                   организация обмена опытом инновационных стартапов, направленных на развитие направлений умного города, Интернета вещей и систем комплексной безопасности жизнедеятельности в странах БРИКС и ШОС;

-                   активизация разработки нормативного регулирования, направленного на развитие технологий умного города и Интернета вещей, в первую очередь для возможности централизации управления различными системами, упрощению межведомственного взаимодействия, легализации применения открытых (больших) данных;

-                   разработка совместных дорожных карт по внедрению моделей умного развития в регионах в рамках стратегического планирования с целью выявления потребностей и преобразования потенциала регионов при использовании умных технологий в устойчивое экономическое развитие и высокое качество жизни, отвечающее социально-экономическим потребностям современного общества;

-                   содействие в применении методов монетизации решений для интеллектуализации городских систем, способствующих созданию экономически целесообразных систем и платформ, а не только тех, которые основаны на инструментарии сбора штрафов;

-                   содействие в разработке национальных IТ-платформ умного города/региона;

-                   создание межгосударственного Центра компетенций по применению технологий больших данных, открытых данных и Интернета вещей для целей государственного управления;

-                   создание межгосударственного Центра компетенций по использованию технологий дополненной реальности в сферах культуры и туризма.

«Современные технопарки – фундамент для экономического роста».

Приоритетными направлениями деятельности технопарков в сфере совершенствования их инфраструктуры и развития региональной и национальной инновационной среды являются:

-                   оказание государственной поддержки в форме грантов начинающим инновационным компаниям (стартапам);

-                   создание специализированных лабораторий и инжиниринговых центров для оказания резидентам широкого спектра высокотехнологичных услуг в научно-технической сфере, а также услуг по позиционированию проектов резидентов для их продвижения во всех возможных формах (участие в конкурсах, выставках, форумах, издание информационно-аналитических и научно-практических журналов);

-                   обмен инновационными проектами между региональными технопарками с целью их развития и внедрения в других регионах;

-                   сотрудничество с институтами развития бизнес-компетенций для организации подготовки и раскрытия потенциала начинающих предпринимателей;

-                   формирование системы детских и школьных технопарков, центров молодежного инновационного творчества.

Приоритетными темами для резидентов технопарков являются проекты в сфере робототехники, микроэлектроники, программного обеспечения, направленные на предоставление новых сервисов для населения.

«Импортозамещение и возможности экспорта российских IT-решений».

В ходе работы IT-Форума в Ханты-Мансийске представители стран БРИКС и ШОС имели возможность ознакомиться с опытом федеральных и региональных органов государственной власти России, а также государственных и частных компаний по реализации плана миграции на отечественное и открытое программное обеспечение. В результате обсуждения и развивая принципы Коммюнике по итогам встречи ИКТ-министров стран БРИКС (июль 2015 года) были выработаны следующие рекомендации:

-                   расширение сотрудничества в сфере информационных технологий должно быть направлено на преодоление дисбаланса в развитии и распространении программного обеспечения и информационных технологий с целью преодоления монополизма и диверсификации глобального рынка программного обеспечения и IТ-оборудования;

-                   страны БРИКС должны активно использовать свои сильные стороны. Российские IT-решения уже успели зарекомендовать себя на международном уровне и доказали свою эффективность, поэтому необходимо создание благоприятных условий для их масштабного проникновения на мировые рынки с акцентом на развивающиеся страны с тем, чтобы эти страны могли эффективнее преодолевать цифровое неравенство;

-                   первоочередные меры по снижению рисков в стабильности развития информационных систем должны быть направлены на устранение угроз для критически важных инфраструктур в сфере не только программного, но и аппаратного обеспечения;

-                   принимая во внимание необходимость обеспечения безопасного и стабильного функционирования информационных технологий, особую важность приобретает разработка эффективных механизмов для управления Интернетом, основываясь на принципах многосторонности, демократии, прозрачности и взаимного доверия и привлечения соответствующих сторон с учетом их ролей и обязанностей;

-                   для содействия локальным индустриям информационных технологий необходимо активное развитие инструментов государственной поддержки – обеспечение экспортного финансирования, содействие в организации выхода локальных производителей на зарубежные рынки;

-                   одним из прорывных направлений развития является внедрение Интернета вещей, в том числе в рамках государственных проектов интеллектуального учёта (счётчики воды, счётчики газа, счётчики электричества и т.д.), что требует налаживания взаимодействия между разработчиками программного обеспечения в данной сфере, в том числе на межгосударственном уровне.

«Развитие сотрудничества в IT-сфере между предпринимателями стран БРИКС».

По итогам обсуждения были внесены следующие рекомендации:

-                   продолжить создание совместных информационных платформ для развития делового взаимодействия и обмена IT-технологиями;

-                   участвовать в работе по определению действующих административных БРИКС в IT-отрасли и выработке предложений по их устранению;

-                   продолжить работу по расширению сферы обмена и применения лучших практик в области IT-технологий, включая авиа- и машиностроение, альтернативную энергетику и т.п.;

-                   содействовать сотрудничеству в сфере подготовки профессиональных кадров IT-отрасли, используя опыт стран БРИКС;

-                   содействовать применению в электронной торговле и сотрудничестве между предпринимателями новейших технологий, включая «блокчейн»;

-                   обеспечить распространение и внедрение лучших практик мобильной и электронной коммерции, опираясь на опыт таких стран, как Индия и Китай;

-                   использовать опыт Бразилии в изучении вопроса создания деловой карты БРИКС как инструмента облегчения перемещения трудовых ресурсов и свободного движения бизнеса между странами БРИКС.

В рамках данного направления прошли презентация Интернет-площадки B2B формата «WorldBrics», с помощью которого предприниматели могут совершать сделки с проверенными контрагентами, не перемещаясь через границу, и открытие международного Центра компетенций и аккредитаций «WorldBRICS».

«Создание совместимых комплексных телемедицинских систем в регионах стран БРИКС».

Телемедицинские системы обеспечивают повышение доступности населению высококвалифицированной медицинской помощи за счет организации хранилищ данных для архивного хранения информации о проведенных консультациях, подписанных электронной подписью врача, разработки соответствующего унифицированного программного обеспечения, медицинских экспертных систем, а также оснащения автоматизированных рабочих мест врачей оборудованием для проведения телемедицинских консультаций. Для обеспечения совместимости региональных и национальных телемедицинских систем необходимо:

-                    стимулирование развития инноваций по разработке и внедрению национальных стандартов в области информатизации здравоохранения и приведение этих стандартов к единому образцу;

-                    обеспечение подготовки кадров для всех этапов разработки и внедрения телемедицинских систем здравоохранения, включая создание Ассоциации учебных центров стран БРИКС по подготовке и переподготовке специалистов в области телемедицины;

-                    создание типовых программно-технических комплексов, стандартов групповых экспертных телемедицинских процедур (консилиумов), разработка интегрированной электронной медицинской карты;

-                    создание сетевых (телеконференции) интеллектуальных информационных технологий для поддержки формирования, в том числе в режиме консилиума, персонализированных медицинских рекомендаций;

-                    обеспечение информационной безопасности телемедицинских систем, защиты персональных данных пациента и иной конфиденциальной информации при проведении телемедицинских консультаций по открытым каналам связи, в том числе за счет развития импортозамещения.

«Медицинские информационные технологии в системе охраны здоровья спортсменов, как часть спортивной медицины».

С целью выработки единой стратегии стран БРИКС и ШОС при разработке национальных информационно-аналитических систем спортивной медицины рекомендуется:

-          провести комплексный анализ структуры спортивной медицины как мультидисциплинарной сферы деятельности, выявить особенности ее развития и связанную с этим проблематику информатизации направления;

-          изучить имеющийся в странах БРИКС и ШОС опыт в области информатизации спортивной медицины, включая создание медицинских информационных систем в амбулаторно-поликлинической сети и информационно-аналитических систем в области экстремальных видов деятельности человека и спортивной медицины в частности;

-          оценить эффективность существующих форм взаимодействия медицинских, спортивных и образовательных организаций, сетевых партнеров в странах БРИКС и ШОС для развития конструктивного сотрудничества в дальнейшей разработке проекта;

-          использовать опыт пилотного проекта создания единой национальной информационной системы спортивной медицины (ИАССМ), разработанного открытым консорциумом «ИнфоСпортМед». Проект предусматривает модернизацию врачебно-физкультурной службы и создание информационной модели мониторинга здоровья спортсменов; организацию медико-биологической службы спорта; разработку информационной модели контроля выносливости, скоростно-силовых и биомеханических характеристик, уровня стрессоустойчивости; организацию системы питания спортсменов и разработку информационной модели пищевого статуса, калорийности и структуры рационов питания спортсмена.

«Особенности информатизации в нефтегазовой отрасли».

Международное сотрудничество в сфере информатизации нефтегазовой отрасли позволяет каждому из участников процесса взять за основу лучшие решения и передовые подходы к построению информационных систем, а также содействует внедрению и использованию инновационных методов управления. Одним из векторов такого процесса стало расширяющееся энергетическое сотрудничество стран БРИКС и ШОС. Для ассоциации БРИКС отправной точкой стала первая министерская встреча по энергетике, которая состоялась в ноябре 2015 г. в Москве. По линии ШОС взаимодействие развивается на площадке Энергетического клуба на пространстве ШОС, представляющего собой универсальную площадку по обсуждению широкого круга энергетических вопросов.

Информатизация нефтегазовой отрасли требует создания интеграционной платформы между органами государственной власти, в том числе федерального, регионального и муниципального уровня, и добывающими компаниями, призванной содействовать оперативному принятию решений и повышению эффективности работы нефтяных компаний и всех взаимодействующих с ними структур. Одним из способов решения данной проблемы является создание информационной системы топливно-энергетического комплекса.

В условиях глобального тренда на охрану природных ресурсов особое значение приобретает проектирование сервисов экологического контроля над добычей нефти и газа.

В связи с этим полезным может оказаться опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как одного из ключевых регионов Российской Федерации по объемам добычи нефти, в сфере развития технологий, направленных на информационное обеспечение мониторинга разработки нефтяных месторождений и соответствующих систем для предприятий ТЭК.

«Информационные технологии в учреждениях культуры».

Развитие информационных технологий в учреждениях культуры должно исходить из принципа приоритета потребителей культурных продуктов.

Информационные технологии как инструмент предоставления доступного, качественного культурного продукта призваны содействовать формированию единого информационного пространства и совместных действий по реализации крупных культурных партнёрских проектов регионов стран БРИКС и ШОС.

Взаимодействие и обмен передовым опытом использования информационных технологий в сфере музейной и библиотечной деятельности, сотрудничество с учреждениями культуры регионов БРИКС и ШОС призвано содействовать дальнейшему развитию электронного контента и обеспечению доступа к нему через сайты и порталы сферы культуры, созданию и работе виртуальных музеев, библиотек в целях популяризации культурного наследия.

Необходимо развивать информационные технологии, направленные на информирование, привлечение и развитие потребителей культурного продукта, что требует учета лучших международных практик и обмена опытом.

Информационные технологии призваны сыграть ключевую роль в активном продвижении и развитии культурно-познавательного туризма, в первую очередь на региональном уровне.

«Развитие телекоммуникационной инфраструктуры».

В странах БРИКС и ШОС остро стоит проблема расширения доступа к высокоскоростному Интернету за пределами крупных городских центров, что оказывает дополнительное дискриминирующее влияние на качество жизни целого ряда социальных групп в таких сферах деятельности как взаимодействие с органами власти, социальная защита, образование, здравоохранение и культура. В связи с этим внедрение высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет является приоритетным направлением инфраструктурной стратегии стран БРИКС и ШОС.

Также важным стратегическим направлением развития инфраструктуры является полное покрытие подвижной радиотелефонной связью автомобильных и железных дорог.

С учетом глобальных тенденций необходимо также сделать акцент на развитии «коммуникаций ближнего поля», «ближней бесконтактной связи» – беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами.

Как показал опыт стран БРИКС и ШОС, для организации доступа в Интернет для удаленных и труднодоступных поселений, и поселений с малым количеством жителей, необходимо использование различных форм государственной поддержки, включая: частичную компенсацию стоимости оконечного абонентского оборудования при строительстве объектов связи, субсидирование строительства распределительных сетей связи внутри малонаселенных пунктов, компенсацию лицензионных отчислений за оказание услуг связи малым операторам (провайдерам).

Особое внимание необходимо уделять качеству (контролю) подключения «последней мили» в имеющейся инфраструктуре кабельной сети в удаленных и труднодоступных поселениях с малым количеством жителей.

Необходима государственная поддержка социально значимых проектов по обеспечению широкополосного доступа в органах образования и здравоохранения, учреждениях культуры и на транспорте, а также работа по устранению административных барьеров в целях ускорения развертывания сетей широкополосного доступа.

Для повышения удовлетворенности бизнес-сообщества услугами связи необходима доработка технических регламентов, правил и стандартов по созданию инфраструктурных объектов для интеграции различных интеллектуальных систем обслуживающих коммуникации, электричество и т.п., на стадии проектирования и строительства.

«Совершенствование процесса дополнительного IT-образования детей. Новые методики и инструменты».

Образование является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет ее отнести к одной из приоритетных сфер в части решения задач адаптации детей к темпам социальных и технологических перемен и обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов. Поэтому система IT-образования детей в регионах стран БРИКС и ШОС является важнейшим инструментом, который способен создать образовательную среду, в том числе в виртуальном пространстве, подразумевающую опережающее развитие мышления учащихся для обеспечения готовности детей к встрече с любыми неожиданностями научно-технического прогресса.

Можно выделить следующие направления развития дополнительного IT-образования детей:

-                   развитие сетевого виртуального сотрудничества детских технопарков (кванториумов) для формирования устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке, освоения детьми знания и умения коллективного прогнозирования будущего с применением современных интеллектуальных информационных технологий;

-                   создание видеотек лучших уроков по направлению IT-образования в общеобразовательных организациях;

-                   использование возможностей IT-технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также проживающих в удаленных и труднодоступных районах, в том числе районах Крайнего Севера (опираясь на опыт организации обучения в кочевых школах Республики Саха (Якутия);

-                   использование инструментов государственно-частного и муниципально-частного партнерства с учетом приоритетов научно-производственного развития регионов и постоянного роста степени неопределенности будущих потребностей рынка интеллектуальных технологий, вычислительной техники и связи;

-                   совершенствование нормативной и финансовой базы для реализации программ стажировок и академических обменов стран БРИКС и ШОС;

-                   создание информационного международного портала поддержки шахматного образования с использованием IT-технологий.

«Электронный архив настоящее и будущее».

Актуальным вопросом сегодняшнего дня является формирование этического кодекса создания и использования новых информационных технологий в архивном деле.

История информационных технологий показала, что их развитие онтологически противоречит идеям монополизма и тотального контроля. Участники Форума подчеркивают, что именно за программами с открытым кодом доступа и открытыми форматами – будущее, в котором реализуется важнейшее право человека на информацию и равенство перед доступом к ней, в том числе и на «цифровое равенство».

Учитывая изложенное, предлагается:

-                   Приступить к разработке Декларации о профессиональной этике в сфере применения новых информационных технологий в архивном деле, основанную на следующих принципах:

Новые компьютерные информационные технологии призваны всемерно способствовать популяризации культурно-исторического наследия, в том числе накопленного архивными службами, его включению в актуальную информационную сферу и его передаче последующим поколениям как жизненно необходимого слагаемого их идентичности.

Информационные технологии должны быть направлены на то, чтобы позволить каждому человеку и гражданину лучше понимать и контролировать свои отношения с государством и обществом, а не поставить каждого индивидуума под контроль государственных или надгосударственных структур. Построение «электронного правительства» невозможно без решения проблем «электронного суверенитета» и развития всех секторов экономики, создающих высокие технологии – от производства материалов и компонентов до микрокомпаний, продающих услуги, разработанные с использованием открытых данных архивов госсектора.

Государственные структуры, внедряя информационные технологии и электронные архивы, должны помнить, что они действуют в интересах всего общества и каждого гражданина. Они должны стремиться согласовать возложенные на них моральные обязательства с неизбежной обязанностью производителей программ и носителей постоянно развивать и обновлять предложение. Поэтому государственные структуры должны со всей ответственностью подходить к управлению информационным и историческим наследием и достоянием страны и ее граждан, принимать важные решения о способах и формах сбора, обработки, среднесрочного и длительного хранения, распространения и уничтожения социально и юридически значимой информации только на основании всестороннего изучения рисков каждого проекта, заручившись при необходимости согласием компетентных структур и представителей гражданского общества.

-                   Развивать систему аудита и сертификации для предприятий, предоставляющих услуги по работе с электронными документами, основанные как на стандартах ИСО, так и на национальных стандартах и требованиях национального законодательства.

-                   Обеспечить доступ в регионах к документальным и культурным ценностям через сайты архивов.

-                   Развивать центры перевода фондов в электронный формат, внедрение электронных каталогов, доступ к базам данных документального и культурного наследия.

«IT в туристической сфере».

Учитывая важность применения информационных технологии в туристской отрасли, представляется целесообразным:

-                   развивать взаимодействие и обмен передовым опытом использования информационных технологий в сфере туризма между всеми участниками туристского рынка, а именно органами государственного управления, туристическими компаниями, туристско-информационными центрами, СМИ, объектами размещения, как на региональном, так и на межрегиональном и страновом уровне;

-                   расширять создание цифрового контента и обеспечение доступа к нему через сайты, порталы и мобильные приложения в целях популяризации объектов, маршрутов и мероприятий, привлекательных для туристов;

-                   обеспечить разработку и внедрение стандартов публикации информации об объектах, маршрутах и мероприятиях в формате открытых данных в целях создания единой основы для формирования и масштабирования сервисов для туристов;

-                   развивать методическую и образовательную деятельность в сфере использования IT-технологий для развития туризма.

-                   рекомендовать региональным органам государственного регулирования в сфере туризма, туристско-информационным центрам на постоянной основе вести работу с системой обмена туристской информацией (СОТИ).

«Нормативное-правовое обеспечение развития информационного общества».

Важнейшими задачами информационного права являются защита конституционных прав и свобод человека в информационной сфере, прав юридических лиц, обеспечение открытости органов власти и местного самоуправления, гарантирование информационной безопасности человека, общества и государства.

Это требует:

-           уважения права каждого из государств разрабатывать и реализовать политику в сфере информационных и коммуникационных сетей на своих территориях в соответствии с их историей, культурой, религией и социальными факторами;

-           приведения законодательства стран БРИКС и ШОС в соответствие с международными законодательными трендами в информационной сфере;

-           обеспечения правовой поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий, создания системы национальной безопасности;

-           обмена опытом правового регулирования информационного общества в странах БРИКС и ШОС, систематизации и ликвидации противоречивости правовых актов в сфере государственного управления, начиная с актов международного уровня и заканчивая административными регламентами;

-           следования принципу полноты правового регулирования всех аспектов деятельности электронного правительства, включая справочники, необходимые для предоставления услуг в электронной форме, порядок предоставления услуг в электронной форме, требования к форматам электронных документов, типы электронной подписи, возможность и особенности оплаты государственной пошлины или иных платежей в электронной форме, а также способы подтверждения платежа;

-           правового обеспечения равной доступности услуг как в электронной, так и в очной бумажной форме;

-           разработки государственных региональных информационно-аналитических систем управления развитием территорий для обеспечения целостности и взаимной согласованности решений стратегического социально-экономического и территориального планирования.

Принимая во внимание вышесказанное, участники восьмого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС обращаются к правительствам государств, межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, здравоохранения, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям государственного, коммерческого и некоммерческого секторов стран БРИКС и ШОС с призывом:

1.                Подтвердить, что развитие информационных технологий требует учета социальных особенностей и культурных традиций стран, которые осуществляют переход к информационному обществу.

2.                Отметить стратегическую роль информационных технологий и открытых данных для социально-экономического развития стран БРИКС и ШОС в целях обеспечения интересов национальной безопасности и государственного суверенитета.

3.                Включить борьбу с монополизмом в сфере информационных технологий и программного обеспечения в число приоритетных направлений национальных политик стран БРИКС и ШОС.

4.                Продолжить работу по созданию совместной сбалансированной стратегии импортозамещения в сфере информационных технологий, направленную на их опережающее развитие на мировом уровне.

5.                Считать преодоление информационного неравенства на всех уровнях приоритетным направлением государственной политики в сфере информатизации.

6.                Анализировать и прогнозировать возможные последствия массового распространения информационных технологий и содействовать тому, чтобы они носили лишь позитивный характер для всех сторон.

7.                Проводить исследования и разрабатывать инструментарий в области создания научно-обоснованных методик и методов, обеспечивающих успешное развитие малого и среднего наукоемкого бизнеса информационных технологий.

8.                Обеспечивать развитие инвестиционных институтов поддержки деятельности регионов стран БРИКС и ШОС, нацеленной на использование информационных технологий в социальной сфере, в том числе в сфере телемедицины.

9.                Определить ответственность заинтересованных сторон в налаживании сотрудничества в области развития IТ в социальной сфере стран БРИКС и ШОС.

Данный документ был разработан совместными усилиями представителей стран БРИКС и ШОС.

Участники Форума обращаются к предстоящим саммитам стран БРИКС и ШОС с предложением учесть вышеизложенные рекомендации в сфере информационных технологий в решениях саммитов.




[1] Доклад по итогам председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015 – 2016 гг. М., 2016. С. 36.


[2] Интернет вещей (англ. Internet of Things, IoT) — концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека.



Опубликовано: 10.02.2017 15:49 Обновлено: 20.02.2017 16:41