В Ханты-Мансийске продолжает работу V Международный IT-Форум. В ходе второй пленарной сессии были рассмотрены итоги реализации Стратегии развития информационного общества на территории округа и представлена Территориальная информационная система Югры.

4 Июня 2013

В Ханты-Мансийске продолжает работу V Международный IT-Форум. В ходе второй пленарной сессии были рассмотрены итоги реализации Стратегии развития информационного общества на территории округа и представлена Территориальная информационная система Югры.

Форум направлен на распространение передового опыта в сфере создания информационного общества и развития электронного правительства, продвижения успешно действующих программ и проектов.

Вторую пленарную секцию открыл директор Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Бородин. Он рассмотрел основные направления реализации Стратегии развития информационного общества в Югре в 2012– 2013 годах.

Как сообщил Андрей Бородин, 88% населения автономного округа уже сейчас могут пользоваться современным широкополосным доступом в Интернет. Однако остальные жители округа получают его с ограничениями, а 1% граждан вообще не имеет доступа к сети Интернет. Поэтому Правительство округа целенаправленно развивает сеть Центров общественного доступа на базе библиотек, учреждений культуры и т.п. Такие центр действуют в 146 населенных пунктах, из которых 85 – труднодоступные и удаленные, причем в 56 пунктах используются спутниковые технологии. 5 ЦОДов рассчитаны на пользователей с ограниченными возможностями по зрению.

Одновременно в округе ведется работа по снижению цифрового неравенства и повышению компьютерной грамотности граждан. С 2006 года в Югре реализуется программа «Электронный гражданин», разработанная на основе мировых стандартов. С 2012 года в рамках программы начал преподаваться новый курс «Эффективное использование сервисов электронного правительства», направленный на углубленное изучение регионального сегмента Портала государственных и муниципальных услуг. Всего в рамках программы уже обучено свыше 60 000 человек.

Андрей Бородин подробно остановился на вопросах формирования региональной инфраструктуры электронного правительства. Он отметил, что первоочередные государственные услуги переведены в электронный вид практически полностью. Сейчас осуществляется работа с муниципальными услугами, в том числе с помощью разработанного ОАО «Ростелеком» конструктора форм. Округ стал пионером в использовании этого инструмента. В округе также действуют 4 МФЦ, которые оказывают 137 государственных и муниципальных услуг.

Благодаря внедренной в округе системе электронного взаимодействия граждане были избавлены от необходимости получать 300 000 федеральных справок и 280 000 региональных.

В заключение своего выступления Андрей Бородин рассмотрел Территориальную информационную систему Югры. В ее основе лежит 240 тематических слоев геоинформационной подсистемы, имеющей сертифицированную топографическую основу. К ТИС уже подключено 48 ведомственных систем и более 160 пользователей. В рамках ТИС активно осуществляется использование космических снимков. ТИС позволяет осуществлять такие полезные функции, как мониторинг цен на товары первой необходимости и контроль за ценами на коммунальные услуги. Особо тесное взаимодействие налажено с МЧС: в округе создана система единых дежурных диспетчерских центров и ведется работа над системой «112».

Андрей Бородин выразил уверенность, что к 2015 году все основные показатели Стратегии развития информационного общества в Югре будут успешно достигнуты.

Выступление заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» Максима Паршина было посвящено развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг с развитием инфраструктуры «Почты России». Он сообщил, что планируется превращение почты в оператора «одного окна», дающего возможность получить услугу в шаговой доступности. Для выполнения этой функции была проведена инвентаризация отделений почтовой связи и выделены три типа взаимодействия: специализированное окно (только для оказания госуслуг), универсальное окно и мобильные офисы. Услуги могут быть оказаны 22 000 отделениями связи (15 200 универсальных окон и 6 800 специализированных окон).

Кроме того, «Почта России» будет обеспечивать выдачу кода авторизации для доступа в «Личный кабинет» Портала государственных и муниципальных услуг. Максим Паршин рассказал о реализации в Ульяновской области пилотного проекта «Мобильный почтальон», предполагающего информирование граждан о преимуществах электронных услуг, демонстрация преимуществ Портала и обеспечение доступа в «Личный кабинет».  

Еще одно направление будущей работы «Почты России» – выдача универсальной электронной карты и предоставление с ее помощью государственных и муниципальных услуг.

«Почта России» использует единое программное облачное решение со специальной экспертной системой, что позволяет не предъявлять жестких требований к квалификации персонала. На этой основе будет осуществляться мониторинг качества услуг в режиме он-лайн.

Исполнительный директор – директор департамента регионального развития проекта «Информационного общества» ОАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов рассмотрел перспективы развития проекта «Информационное общество» в 2013 году. Он отметил, что массовый переход на электронные услуги потребовал существенного упрощения инструментов, с помощью которых осуществляется этот переход. Был создан «конструктор форм» и началась реализация концепции универсальной рабочей среды для регионального оператора инфраструктуры электронного правительства. Первым регионом, в котором началась апробация концепции, оказался Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время Департамент информационных технологий самостоятельно работает с муниципальными услугами и идет с опережением графика. Следом за Югрой в проект включились еще пять регионов. Реализация концепции позволит существенно снизить затраты и сделать перевод услуг в электронный вид более удобным.

Дмитрий Гуртов также остановился на проблеме востребованности электронных услуг. 25% жителей страны знают, что существует Единый портал государственных услуг, а используют его около 10% (что на 3% больше, чем в 2012 году). В основном используется 1 и 2 этап услуг (70%). 30% посетителей записывались на прием, 15% отправляли запрос на предоставление услуги. Поэтому, сделал вывод Дмитрий Гуртов, необходима активная работа по повышению востребованности Портала. Для этого в центре внимания должно стать повышение удобства пользования портала для граждан. Кроме того, требуется оптимизация внутриведомственных процессов и разъяснительная работа с населением.

Доклад заместителя генерального директора ОАО «СибНац» Владимира Седухина был посвящен практическому применению Территориальной информационной системы «Югры». В настоящее время ТИС находится на третьем этапе своего развития: на первом  этапе был разработан системный проект, на втором – создано архитектурное ядро, а сейчас осуществляется информационное наполнение системы. ТИС позволяет осуществлять информационную поддержку разработки крупных инфраструктурных проектов (с отбором основных вариантов и моделированием). Одновременно с ее помощью можно решать конкретные ведомственные задачи, причем создается единая площадка для взаимодействия всех заинтересованных сторон. ТИС служит эффективным инструментом мониторинга (например, мониторинга рационального использования природных ресурсов с использованием космических снимков). И, наконец, с помощью ТИС осуществляется информационное обеспечение услуг населению. Округ является краем рыбаков и охотников, и для них очень актуальны такие услуги, как выдача охотничьих билетов и распределение рыбопромысловых участков. Специальный публичный сегмент ТИС обеспечивает доступ населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, к объектам социального значения. Владимир Седухин закончил свое выступление призывом к созданию единого информационного пространства округа путем согласования всех существующих и вновь создаваемых информационных систем с ТИС Югры.

Пленарную сессию вел председатель Совета директоров Института развития информационного общества, академик Российской инженерной академии Юрий Хохлов.

5 июня работа IT-Форума будет продолжена.

 

Фотоальбом



Возврат к списку