Резолюция
4-5 июня 2013 года в г. Ханты-Мансийске состоялся V Международный IT-Форум, организованный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Общественной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Институтом развития информационного общества. Форум проходил при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Бюро ЮНЕСКО в Москве и Всемирного банка. В форуме приняли участие руководители и представители федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, крупных муниципальных образований, а также представители бизнеса, профессиональных общественных объединений, научно-образовательного и экспертного сообществ, в том числе ведущие международные эксперты по вопросам открытого правительства, представители международных организаций, представители СМИ. Пленарные и секционные заседания Форума посетили более 850 участников из 7 зарубежных стан и 30 регионов России.
Цель Форума: обмен российским и международным опытом формирования информационного общества и экспертиза предлагаемых решений.
Миссия IT-Форума: создание условий для развития и внедрения лучших практик, содействующих повышению качества жизни населения на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
В ходе Форума активно обсуждались проблемы и перспективы развития информационного общества в России, реализации мероприятий государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», проводился обмен международным и региональным опытом, разрабатывались предложения и рекомендации, направленные на оптимизацию и координацию усилий руководителей и представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества и других заинтересованных сторон.
Ключевыми темами для обсуждения на Форуме стали:
- преодоление неравенства российских регионов в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании;
- ИКТ-инфраструктура для социально-экономического развития;
- развитие сервисов электронного правительства;
- применение ИКТ в сферах здравоохранения, образования и культуры;
- геоинформационное обеспечение деятельности органов государственного управления и электронной демократии;
- использование результатов космической деятельности;
- электронный бюджет;
- электронная демократия;
- формирование системы «Открытое правительство» в России.
Одним из важных выводов Форума стало признание достижений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области развития информационного общества.
По итогам обсуждения на пленарной сессии и одиннадцати тематических сессиях участники Форума отмечают:
По направлению «Преодоление неравенства российских регионов в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании»
Одним из ключевых препятствий в реализации возможностей использования ИКТ для социально-экономического развития страны является существенное информационное неравенство регионов. Несмотря на предпринятые в последние годы меры по его преодолению, по ряду направлений использования ИКТ сохраняются существенные различия между субъектами Российской Федерации, соответствующие различиям между ведущими европейскими странами и странами-аутсайдерами.
Наиболее проблемными сферами с точки зрения общего уровня использования ИКТ является местное самоуправление и культура. Около 50% органов местного самоуправления в стране не имеют доступа к широкополосному интернету, и только 26% имеют официальные сайты. По последнему показателю разрыв между субъектами РФ превышает 10 раз. По интегральному показателю использования ИКТ в культуре максимальное различие превышает 22 раза.
Проблема информационного неравенства регионов является частью общей проблемы социально-экономического расслоения субъектов Российской Федерации. Основными факторами, определяющими различия в доступе к ИКТ и их использовании, являются уровень развития экономики, человеческого капитала, а также урбанизация и плотность населения.
Рыночные механизмы развития ИКТ-инфраструктуры сами по себе не могут обеспечить равный доступ к информационным технологиям и услугам, особенно на малонаселенных территориях с низким уровнем урбанизации. На преодоление информационного неравенства должны быть направлены скоординированные усилия всех уровней и ветвей власти. Необходимо разработать и реализовать на федеральном уровне специальную систему мер, направленных на решение наиболее острых проблем региональной и муниципальной информатизации и преодоление территориальных диспропорций в развитии информационного общества.
В качестве первоочередных мер по решению проблемы информационного неравенства регионов участники Форума рекомендуют следующие:
- Разработать новый вариант Концепции региональной информатизации, в которой определить стратегические цели, а также основные направления и инструменты политики преодоления неравенства российских регионов в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании.
- Модернизировать систему управления и координации работ по развитию региональной информатизации. В настоящее время в этой сфере существуют несколько федеральных органов исполнительной власти и координационных органов региональной информатизации, распределение полномочий между которыми остается не до конца отработанным, а некоторые из них фактически не действуют. Необходимо ликвидировать дублирование функций и обеспечить четкое распределение ответственности и полномочий всех участников разработки, реализации и координации политики развития информационного общества в субъектах РФ, восстановить в полном объеме работу Совета по региональной информатизации.
- Создать адекватную систему финансирования региональной информатизации. Для преодоления информационного неравенства регионов необходимо формирование постоянно действующего специализированного источника финансирования, который может быть реализован, например, в виде Фонда региональной информатизации.
- Сформировать систему поддержки муниципальной информатизации на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, которая будет включать большинство инструментов, созданных для поддержки региональной информатизации.
- Обеспечить в ближайшей перспективе ускоренное развитие широкополосного доступа к интернету бюджетных учреждений и домохозяйств в регионах России. В качестве возможного инструмента для решения этой проблемы можно использовать механизмы универсального обслуживания, предусмотренные законом «О связи», для чего нужно нормировать в качестве универсальной услуги связи широкополосный доступ для учреждений социальной сферы и домохозяйств.
- Сформировать систему мониторинга региональной и муниципальной информатизации, так как успешное решение проблемы информационного неравенства регионов невозможно без обратной связи с субъектами информатизации.
По направлению «ИКТ-инфраструктура для социально-экономического развития»
Наличие современной ИКТ-инфраструктуры, основанной на передовых технологиях, является одним из важнейших факторов, sine qua non развития информационного общества и экономики знаний, одним из важнейших условий преодоления информационного неравенства. Состояние ИКТ-инфраструктуры во многом определяет уровень социально-экономического и инновационного развития страны, способствует повышению ее конкурентоспособности на мировой арене, эффективности государственного управления и обеспечению национальной безопасности. ИКТ-инфраструктуре посвящено направление C2 в рамках подготовки Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, очередной этап которой состоится в 2015 г.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к числу ключевых задач относится «формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий».
Одним из основных факторов, сдерживающих электронное развитие в российских регионах, является именно недостаточное развитие ИКТ-инфраструктуры. Оценивая его, тем не менее, необходимо учитывать масштабы территории России, специфику географического положения, удаленность некоторых регионов и наличие малонаселенных и труднодоступных районов. Именно эти особенности обуславливают продолжающееся сохранение информационного неравенства между городом и селом, центром страны и субъектами РФ. Проблема сокращения информационного неравенства между регионами России решается путем реализации политики, направленной на модернизацию и развитие существующей ИКТ-инфраструктуры на базе современных технологий, а также на создание новой инфраструктуры доступа в местах, где она пока отсутствует.
В качестве первоочередных мер по формированию современной ИКТ-инфраструктуры для социально-экономического развития участники Форума рекомендуют заинтересованным органам государственной власти и структурам бизнеса следующие:
- Создание эффективных механизмов для определения путей развития ИКТ-инфраструктуры.
- Развитие ИКТ-инфраструктуры с учетом уже созданных ее элементов.
- Совершенствование существующей нормативной правовой базы развития ИКТ-инфраструктуры.
- Обеспечение доступа к ИКТ и услугам на их основе для жителей труднодоступных территорий, для людей с ограниченными возможностями и социально незащищенных групп населения.
- Модернизация и развитие магистральных сетей связи, в том числе с использованием волоконно-оптических линий и современных технологий уплотнения каналов.
- Создание и развитие инфраструктуры широкополосного доступа — фиксированного, мобильного, а также на базе технологий спутниковой связи (в частности, за счет расширения спутникового ресурса, работающего в Ка-диапазоне).
- Обеспечение широкополосного доступа к интернету для учреждений социальной сферы и домохозяйств по приемлемым ценам, особенно в удаленных районах и сельской местности.
- Продолжение работ по конверсии радиочастотного ресурса, используемого для внедрения и эксплуатации сетей связи третьего и четвертого поколений.
- Развитие конкурентной среды на рынках телекоммуникаций, регулирование деятельности операторов связи, доминирующих на федеральном, региональном и местном уровнях, создание условий для снижения тарифов на межсетевые подключения и доступ к телекоммуникационной инфраструктуре доминирующих операторов.
- Снижение стоимости переговоров подвижной сотовой связи в международном роуминге, отмена национального роуминга.
- Создание и развитие ИКТ-инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения доступа граждан к государственным и муниципальным услугам с использованием ИКТ.
- Разработка системы мер, способствующих увеличению доступности вычислительной техники для населения, а также для реализации мероприятий, направленных на повышение компьютерной грамотности населения.
- Принимая во внимание тот факт, что отсутствие развитой инфраструктуры ШПД характерно не только для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, но и для всех «северных» субъектов России, отмечена необходимость формирования государственной программы «Развитие телекоммуникаций северных регионов Российской Федерации в 2014-2020 годах», в которой, с использованием принципов государственно-частного партнерства, будет определен механизм системного решения проблемы по устранению инфраструктурного неравенства».
По направлению «Использование информационно- коммуникационных технологий в сфере образования»
Под влиянием опережающего развития ИКТ, внедрения методологии и технологий развития информационного общества наиболее интенсивные изменения происходят в национальных системах образования, в частности в связи с использованием Smart-технологий (создание принципиально новых систем – Smart E-Learning, Smart Education, а также создание на их основе новых образовательных структур – Smart-университетов).
В последние несколько лет взрывное развитие получило использование открытых образовательных ресурсов (ООР) через погружение их в глобальные образовательные сети. Это направление получило название MOOCs (Мassive Open Online Courses – Массовые Открытые Онлайн Курсы). На основе их использования формируются новые образовательные структуры, и модернизируются существующие системы, созданные как отдельными университетами, так и объединениями университетов. Эти новые структуры создаются на принципиально новых методологических, педагогических, технологических и экономических принципах, что позволяет им ставить и достигать новые амбициозные цели.
В России данные направления развития образования пока остаются без внимания со стороны руководства Минобрнауки России и не нашли отражения в перспективных планах развития. Российская система образования не готова к преодолению новых глобальных вызовов, что оценивается участниками дискуссии как опасная ситуация для России, ведущая к потере внешнего и внутреннего рынка образования и к деградации национальной системы образования и России в целом.
В качестве первоочередных мер по использованию ИКТ в образовании участники Форума рекомендуют следующие:
- Министерству образования и науки РФ в возможно короткие сроки разработать программу по ликвидации отставания России от стран-конкурентов в вопросах развития и использования электронного обучения, ООР, МООС и модернизации российской системы образования на основе электронного обучения.
- Государственной Думе, Совету Федерации Российской Федерации подготовить и внести изменения в законодательные акты РФ, позволяющие российским образовательным учреждениям успешно конкурировать на внутреннем и международном рынках образования с образовательными учреждениями стран-конкурентов РФ.
- Комитету Государственной Думы Российской Федерации по образованию (Экспертный совет по применению ИКТ в образовании) в кратчайшие сроки подготовить и опубликовать аналитический доклад на тему «Влияние электронного обучения на модернизацию национальных образовательных систем».
По направлению «Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры»
В 2011 г. ЮНЕСКО приняла новую глобальную инициативу «Культура: мост к развитию», направленную на продвижение инновационных и творческих подходов в сфере культуры. В контексте данной инициативы культура рассматривается в качестве мощного инструмента для устойчивого социального, экономического и человеческого развития, социального сплочения и укрепления взаимопонимания. Сохранение и популяризация культурного наследия создает ресурс для укрепления творческого разнообразия, борьбы с невежеством и нетерпимостью, развития межкультурного диалога на местном, региональном, национальном и международном уровнях. В этой связи особую важность приобретает создание благоприятной среды для развития творчества и партнерства.
Как подчеркнула Генеральный секретарь ЮНЕСКО Ирина Бокова, необходимо наводить мосты между органами власти, бизнесом, гражданским обществом, СМИ, научно-образовательным и творческим сообществами с целью обмена новыми идеями и представлениями, а также создания инновационных сетей и платформ, охватывающих все области культуры. Неоценимая роль в решении этой высокоуровневой задачи принадлежит традиционным институтам памяти – музеям, библиотекам, архивам и центрам национальных культур, активно осваивающим новые возможности и технологии информационного общества для сохранения и пропаганды культурного наследия и знания, а также программам развития медиа- и информационной культуры и ИКТ-компетенций, которые обеспечивают к ним быстрый и эффективный доступ.
В качестве первоочередных мер по использованию ИКТ в культуре участники Форума рекомендуют органам государственной власти и местного самоуправления, организациям сфер культуры, науки и образования, заинтересованным структурам бизнеса, организациям гражданского общества и действующим на территории России международным организациям следующие:
- Объединить свои усилия для обеспечения максимального доступа и эффективного использования информации и знаний для всестороннего развития, в том числе за счет:
- совместных действий по реализации программ оцифровки, сочетающих стратегию сохранения многоязычного культурного наследия со стратегией доступа, ориентированного на пользователя;
- развития электронных библиотек, музеев и архивов и их позиционирования в качестве динамической среды универсальных знаний в информационном обществе;
- разработки необходимых стандартов и соответствующей структуризации контента в целях улучшения обмена и доступа к культурному наследию и знаниям;
- создания партнерств, объединяющих профессионалов в сфере культуры, образования, науки, а также общественных и политических деятелей, занимающиеся развитием, сохранением и продвижением знания и культурного наследия, в целях:
- выработки и определения приоритетов общих целей и методологий;
- развития виртуальных сообществ и сетей для создания новых контента и знаний посредством интерактивного диалога;
- осуществления мер по внедрению соглашений по сохранению электронного наследия, прежде всего, для решения проблемы возможной потери информационных ресурсов, изначально создаваемых и существующих только в электронной форме;
- поощрения разработки программ устойчивого развития отраслей, связанных с производством электронного контента;
- обеспечения финансовой поддержки деятельности, направленной на долгосрочное сохранение цифровой информации.
- расширения доступа к культурным ценностям в труднодоступных населенных пунктах и для групп населения с ограниченными возможностями за счет развития инфраструктуры доступа к ИКТ для учреждений культуры и институтов памяти.
2. Поддержать тезисы Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (28 июня 2012 г.) и Всероссийской конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) о том, что:
- информация, знания и культура – это ресурсы стратегической значимости;
- отдельные граждане, сообщества, коммерческие предприятия, государственные и негосударственные организации и нации в целом должны иметь представление о тех разнообразных источниках, посредством которых информация может быть найдена, осознана и передана;
- необходима интеграция каналов передачи медиа- и информационного контента;
- требуется развитие медиа- и информационной грамотности и ИКТ-компетенций для того, чтобы люди, сообщества и страна в целом могли использовать преимущества информационного общества для повышения качества жизни и развития;
- медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов;
- развитие медиа- и информационной грамотности должно входить в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, науки, СМИ и др.;
- необходимо определить сферы ответственности заинтересованных сторон и налаживать сотрудничество между ними по перечисленным выше направлениям;
- необходимо поощрять межрегиональное и международное сотрудничество в указанных сферах.
По направлению «Электронный бюджет»
В последнее время произошли позитивные изменения, которые можно считать предпосылками для более успешного создания Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в РФ, как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне муниципалитетов. Так, в методическом плане, начали создаваться предпосылки для создания в регионах систем управления бюджетным процессом. Уже работает тестовая версия Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (Электронный бюджет) http://budget.gov.ru, в некоторых регионах РФ созданы аналогичные порталы (сайты).
Централизация и стандартизация процессов – наиболее перспективное направление, как в области информатизации, так и в области повышения управляемости бюджетным процессом. Преимуществами такой организации работ является независимость от кадрового потенциала регионов и муниципалитетов и самое главное – прозрачность бюджетного процесса, возможность получения информации с любого уровня – возможность разговаривать на одном, понятном всем языке. Кроме того, в систему бюджетного планирования включена вся правовая и методологическая база, регламентирующая процесс создания бюджета на основе государственных программ.
Набор необходимых методических материалов должен быть дополнен многими материалами, в частности, методикой мониторинга показателей результативности деятельности ОГИВ по развитию электронного бюджета, методикой формирования комплексной архитектуры электронного бюджета, взаимодействия бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней, нормативно-методическими материалами по созданию, распространению и сопровождению типовых решений, и другими.
Создание регионального сегмента электронного бюджета – это колоссальный труд как сотрудников ИТ-компаний, так и сотрудников финансовых органов субъектов и муниципальных образований РФ. Отмечена тенденция увеличения объема отчетности по вопросам развития информационного общества и электронного правительства. Такая система потребует значительных затрат со стороны регионов для ее осуществления, тогда как задачи по организации работы и контролю за ходом ее выполнения не всегда адекватны требуемым на это затратам. Переход к управлению по результатам, внедрение систем целей и показателей эффективности, их мониторинг и анализ результатов мониторинга являются сложными и объемными методами, разворачивание которых требует определенных затрат, а объем использования которых целесообразно наращивать постепенно, по мере освоения этих методов.
В качестве первоочередных мер по развитию Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» участники Форума рекомендуют следующие:
- Разработать и регулярно уточнять в стиле открытой дискуссии с привлечением профессионального экспертного сообщества единую стратегию реализации государственной политики в сфере создания системы «Электронный бюджет», включающую развитие финансовых институтов, развитие законодательства, профессионального образования, науки и инноваций.
- Ускорить и расширить работы по модернизации государственных программ подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в области применения ИКТ в финансовой и бюджетной сферах, а также педагогического состава общеобразовательных учреждений, с учетом современных тенденций развития отрасли и на основе опыта ведущих российских и международных компаний сектора информационных технологий и телекоммуникаций.
- Обеспечить возможность заблаговременного и полноценного открытого официального участия специалистов ИКТ-отрасли в процедурах разработки законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль с целью создания благоприятных правовых условий для ее активного развития.
- Ускорить внедрение в субъектах Российской Федерации систем обучения основам использования электронного бюджета для повышения компьютерной и финансовой грамотности населения.
По направлению «Геоинформационные системы в управлении»
Геоинформационные системы (ГИС) и ГИС-технологии стали хорошим инструментом для социально-экономического мониторинга в России. Но существует ряд проблем, связанных с межведомственной разобщенностью, недостатком статистических данных, систем сбора информации для установления причинно-следственных связей. Кроме того, отсутствуют отраслевые стандарты геоданных, что затрудняет аналитическую работу.
Сегодня в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других городах России накоплен успешный опыт работы с ГИС, который должен быть учтен при осуществлении региональной информатизации, в том числе в процессе ведения различных региональных регистров данных.
Участники Форума отметили положительный опыт Югры в создании и использовании Территориальной информационной системы, как средства межведомственного взаимодействия, в том числе и в части пространственных данных.
Процесс создания и ведения региональной инфраструктуры пространственных данных (ИПД) сегодня тормозит отсутствие нормативной базы в части использования отраслевых данных. Кроме того, развитие межведомственного взаимодействия в части использования тематических пространственных данных сдерживает режим ограниченного доступа (секретности) на некоторые виды пространственных данных, при этом сами перечни по секретности являются закрытыми.
Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных как эффективной формы управления пространственными данными на общероссийском (федеральном), региональном и местном (муниципальном) уровнях является одной из основных задач.
ГИС-технологии сегодня позволяют достаточно эффективно решать задачи различных отраслей и во всем мире общепризнаны как незаменимый инструмент анализа.
В качестве первоочередных мер по геоинформационному обеспечению деятельности органов государственного управления и электронной демократии участники Форума рекомендуют следующие:
- Геоинформационные системы должны являться подсистемами (модулями) региональных фрагментов единой государственной геоинформационной информационной системы и активно внедряться в региональных органах государственной власти в рамках:
- региональных информационных систем, на web-сайтах, информационных киосках для населения;
- геоинформационного обеспечения различных регистров региона;
- решения региональных задач оптимизации информационных ресурсов региона, улучшения качества государственных услуг (доступности населению государственных услуг);
- применения в диспетчерских системах для различных региональных служб и для оптимизации их работы, в том числе с использованием ГЛОНАСС/GPS-технологий;
- Для повышения эффективности и улучшения качества государственного управления необходимо в самое ближайшее время на основе принятой и достаточно зрелой нормативной базы запустить три процесса на федеральном уровне:
- геокодирования (пространственной привязки) различных региональных регистров по всей стране для создания отраслевых стандартных баз геоданных различных объектов;
- использования сервисов инфраструктуры пространственных данных Росреестра для информационных систем регионального уровня;
- развития федерального геопортала для решения первоочередных задач, таких как информирование населения о ситуации на той или иной территории РФ (от субъекта РФ до квартала в городе) через открытый доступ на интерактивных картах и обмен геоданными, стимулирование работ по прогнозированию возможных ситуаций и выявление факторов риска на территориях.
По направлению «Использование ИКТ в сфере здравоохранения»
Современное инновационное развитие национального здравоохранения невозможно без комплексного объединения традиционных клинических методов и современных информационных технологий, в том числе направленных на совершенствования системы управления в здравоохранении, что отмечается в государственной программе «Развитие здравоохранения в Российской Федерации».
В программе указывается, что без разработки и внедрения самых современных системных решений, технологий и оборудования невозможно преодолеть системный кризис в здравоохранении, что полностью соответствует передовым тенденциям в мировом здравоохранении, документам ООН «Цели тысячелетия», Всемирной организации здравоохранения и Международного Союза Электросвязи, решениям «Большой восьмерки».
Одним из самых эффективных способов решения организационных и технологических проблем в сфере здравоохранения является комплексное использование информационных и телекоммуникационных технологий и систем.
Вместе с тем, в настоящее время в различных регионах создано множество разрозненных или закрытых, с точки зрения архитектуры, медицинских информационных систем различных уровней. Создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) объединит в себе информационно-технологические и технические средства, обеспечивающие информационную поддержку деятельности участников системы здравоохранения.
В докладах и в ходе дискуссии на Форуме выявлены основные проблемы в сфере здравоохранения. В частности, сохраняется разрозненность информационных систем, т.к. ранее разработанные системы не предусматривают их интеграцию с региональным и федеральным уровнями ЕГИСЗ. Финансирование доработок или разработка новых систем не по силам большинству региональных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Расходы на информатизацию не выделяются отдельной строкой в бюджетах, что снижает эффективность их использования. Не решен вопрос о замене или равноправном использовании бумажных и электронных носителей информации для предоставления отчётности контролирующим организациям. В регионах крайне затруднен доступ к широкополосному интернету в отдаленных районах. Отсутствуют протоколы обмена и хранения информации для электронных медицинских карт. В Российской Федерации не используется международная систематизированная медицинская номенклатура терминов СНОМЕД (SNOMED CT), что затрудняет разработку совместимых информационных систем.
В качестве первоочередных мер по использованию ИКТ в здравоохранении участники Форума рекомендуют следующие:
- Сохранить плановые объемы финансирования проектов информатизации в здравоохранении в объемах 2011-2013 годов на 2014-2016 годы.
- Обеспечить выделение затрат на финансирование информатизации здравоохранения в регионах отдельной строкой в их бюджетах.
- Ускорить решение вопроса о предоставлении юридически значимой отчетной информации для контролирующих организаций в электронном виде.
- Найти в рамках совместных решений Минздрава России, Минкомсвязи России, Минфина России, правительств регионов и операторов связи пути сокращения затрат на широкополосный доступ в интернет для ЛПУ, расположенных в удаленных и труднодоступных районах.
- Ускорить работы по подготовке протоколов обмена и хранения информации для электронных медицинских карт.
- Обеспечить правовое использование международной систематизированной медицинской номенклатуры терминов СНОМЕД (SNOMED CT) в России.
По направлению «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и использование других результатов космической деятельности»
В итоге проведенной дискуссии по реализации основной цели – обобщению и обмену практическим опытом по внедрению спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и использованию других результатов космической деятельности в интересах развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, коммерческих структур, участники Форума констатируют следующее:
В современных условиях российской экономики становится стратегически важным стремление органов государственной власти субъектов Российской Федерации к внедрению результатов космической деятельности и информационно-аналитических систем управления в процессы социально-экономического развития регионов.
В настоящее время с привлечением экспертного сообщества в России идет активное формирование нормативной правовой базы в области использования результатов космической деятельности на федеральном и региональном уровнях. Необходима дальнейшая работа по совершенствованию законодательства с формированием цивилизованных рыночных отношений на паритетных началах и возможностью массовой коммерциализации технологий на базе ГЛОНАСС и дистанционного зондирования Земли.
Конкурентоспособность региональной экономики, а, следовательно, и устойчивое социально-экономическое развитие регионов с обеспечением высокого качества жизни его населения невозможно без эффективного управления имеющимися территориальными активами. Использование спутниковых технологий позволяет получить объективную оценку состояния таких отраслей экономики как сельское и лесное хозяйство, оценку состояния инфраструктурных объектов. Кроме оценки текущего состояния технологии космического мониторинга позволяют провести анализ протекающих процессов, понять закономерность и спрогнозировать перспективное развитие основных направлений деятельности. Именно в этом случае оказывается возможным более интенсивно использовать ресурсы региона.
По вопросам внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и использование других результатов космической деятельности участники Форума рекомендуют:
- Организациям Федерального космического агентства и ОАО «Газпром космические системы» продолжить работу по созданию российской группировки спутников дистанционного зондирования Земли.
- Участникам Форума – представителям органов региональной исполнительной власти разработать долгосрочные целевые программы по комплексному внедрению результатов космической деятельности с формированием соответствующих бюджетов.
- На уровне регионов создать систему информирования и обучения руководящего состава высшего и среднего звена испо