Резолюция

4-5 июня 2013 года в г. Ханты-Мансийске состоялся V Международный IT-Форум, организованный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Общественной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Институтом развития информационного общества. Форум проходил при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Бюро ЮНЕСКО в Москве и Всемирного банка. В форуме приняли участие руководители и представители федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, крупных муниципальных образований, а также представители бизнеса, профессиональных общественных объединений, научно-образовательного и экспертного сообществ, в том числе ведущие международные эксперты по вопросам открытого правительства, представители международных организаций, представители СМИ. Пленарные и секционные заседания Форума посетили более 850 участников из 7 зарубежных стан и 30 регионов России.

Цель Форума: обмен российским и международным опытом формирования информационного общества и экспертиза предлагаемых решений.

Миссия IT-Форума: создание условий для развития и внедрения лучших практик, содействующих повышению качества жизни населения на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

В ходе Форума активно обсуждались проблемы и перспективы развития информационного общества в России, реализации мероприятий государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», проводился обмен международным и региональным опытом, разрабатывались предложения и рекомендации, направленные на оптимизацию и координацию усилий руководителей и представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества и других заинтересованных сторон.

Ключевыми темами для обсуждения на Форуме стали:

  • преодоление неравенства российских регионов в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании;
  • ИКТ-инфраструктура для социально-экономического развития;
  • развитие сервисов электронного правительства;
  • применение ИКТ в сферах здравоохранения, образования и культуры;
  • геоинформационное обеспечение деятельности органов государственного управления и электронной демократии;
  • использование результатов космической деятельности;
  • электронный бюджет;
  • электронная демократия;
  • формирование системы «Открытое правительство» в России.

Одним из важных выводов Форума стало признание достижений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области развития информационного общества.

По итогам обсуждения на пленарной сессии и одиннадцати тематических сессиях участники Форума отмечают:

По направлению «Преодоление неравенства российских регионов в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании»

Одним из ключевых препятствий в реализации возможностей использования ИКТ для социально-экономического развития страны является существенное информационное неравенство регионов. Несмотря на предпринятые в последние годы меры по его преодолению, по ряду направлений использования ИКТ сохраняются существенные различия между субъектами Российской Федерации, соответствующие различиям между ведущими европейскими странами и странами-аутсайдерами.

Наиболее проблемными сферами с точки зрения общего уровня использования ИКТ является местное самоуправление и культура. Около 50% органов местного самоуправления в стране не имеют доступа к широкополосному интернету, и только 26% имеют официальные сайты. По последнему показателю разрыв между субъектами РФ превышает 10 раз. По интегральному показателю использования ИКТ в культуре максимальное различие превышает 22 раза.

Проблема информационного неравенства регионов является частью общей проблемы социально-экономического расслоения субъектов Российской Федерации. Основными факторами, определяющими различия в доступе к ИКТ и их использовании, являются уровень развития экономики, человеческого капитала, а также урбанизация и плотность населения.

Рыночные механизмы развития ИКТ-инфраструктуры сами по себе не могут обеспечить равный доступ к информационным технологиям и услугам, особенно на малонаселенных территориях с низким уровнем урбанизации. На преодоление информационного неравенства должны быть направлены скоординированные усилия всех уровней и ветвей власти. Необходимо разработать и реализовать на федеральном уровне специальную систему мер, направленных на решение наиболее острых проблем региональной и муниципальной информатизации и преодоление территориальных диспропорций в развитии информационного общества.

В качестве первоочередных мер по решению проблемы информационного неравенства регионов участники Форума рекомендуют следующие:

  1. Разработать новый вариант Концепции региональной информатизации, в которой определить стратегические цели, а также основные направления и инструменты политики преодоления неравенства российских регионов в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании.
  2. Модернизировать систему управления и координации работ по развитию региональной информатизации. В настоящее время в этой сфере существуют несколько федеральных органов исполнительной власти и координационных органов региональной информатизации, распределение полномочий между которыми остается не до конца отработанным, а некоторые из них фактически не действуют. Необходимо ликвидировать дублирование функций и обеспечить четкое распределение ответственности и полномочий всех участников разработки, реализации и координации политики развития информационного общества в субъектах РФ, восстановить в полном объеме работу Совета по региональной информатизации.
  3. Создать адекватную систему финансирования региональной информатизации. Для преодоления информационного неравенства регионов необходимо формирование постоянно действующего специализированного источника финансирования, который может быть реализован, например, в виде Фонда региональной информатизации.
  4. Сформировать систему поддержки муниципальной информатизации на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, которая будет включать большинство инструментов, созданных для поддержки региональной информатизации.
  5. Обеспечить в ближайшей перспективе ускоренное развитие широкополосного доступа к интернету бюджетных учреждений и домохозяйств в регионах России. В качестве возможного инструмента для решения этой проблемы можно использовать механизмы универсального обслуживания, предусмотренные законом «О связи», для чего нужно нормировать в качестве универсальной услуги связи широкополосный доступ для учреждений социальной сферы и домохозяйств.
  6. Сформировать систему мониторинга региональной и муниципальной информатизации, так как успешное решение проблемы информационного неравенства регионов невозможно без обратной связи с субъектами информатизации.

По направлению «ИКТ-инфраструктура для социально-экономического развития»

Наличие современной ИКТ-инфраструктуры, основанной на передовых технологиях, является одним из важнейших факторов, sine qua non развития информационного общества и экономики знаний, одним из важнейших условий преодоления информационного неравенства. Состояние ИКТ-инфраструктуры во многом определяет уровень социально-экономического и инновационного развития страны, способствует повышению ее конкурентоспособности на мировой арене, эффективности государственного управления и обеспечению национальной безопасности. ИКТ-инфраструктуре посвящено направление C2 в рамках подготовки Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, очередной этап которой состоится в 2015 г.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к числу ключевых задач относится «формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий».

Одним из основных факторов, сдерживающих электронное развитие в российских регионах, является именно недостаточное развитие ИКТ-инфраструктуры. Оценивая его, тем не менее, необходимо учитывать масштабы территории России, специфику географического положения, удаленность некоторых регионов и наличие малонаселенных и труднодоступных районов. Именно эти особенности обуславливают продолжающееся сохранение информационного неравенства между городом и селом, центром страны и субъектами РФ. Проблема сокращения информационного неравенства между регионами России решается путем реализации политики, направленной на модернизацию и развитие существующей ИКТ-инфраструктуры на базе современных технологий, а также на создание новой инфраструктуры доступа в местах, где она пока отсутствует.

В качестве первоочередных мер по формированию современной ИКТ-инфраструктуры для социально-экономического развития участники Форума рекомендуют заинтересованным органам государственной власти и структурам бизнеса следующие:

  1. Создание эффективных механизмов для определения путей развития ИКТ-инфраструктуры.
  2. Развитие ИКТ-инфраструктуры с учетом уже созданных ее элементов.
  3. Совершенствование существующей нормативной правовой базы развития ИКТ-инфраструктуры.
  4. Обеспечение доступа к ИКТ и услугам на их основе для жителей труднодоступных территорий, для людей с ограниченными возможностями и социально незащищенных групп населения.
  5. Модернизация и развитие магистральных сетей связи, в том числе с использованием волоконно-оптических линий и современных технологий уплотнения каналов.
  6. Создание и развитие инфраструктуры широкополосного доступа — фиксированного, мобильного, а также на базе технологий спутниковой связи (в частности, за счет расширения спутникового ресурса, работающего в Ка-диапазоне).
  7. Обеспечение широкополосного доступа к интернету для учреждений социальной сферы и домохозяйств по приемлемым ценам, особенно в удаленных районах и сельской местности.
  8. Продолжение работ по конверсии радиочастотного ресурса, используемого для внедрения и эксплуатации сетей связи третьего и четвертого поколений.
  9. Развитие конкурентной среды на рынках телекоммуникаций, регулирование деятельности операторов связи, доминирующих на федеральном, региональном и местном уровнях, создание условий для снижения тарифов на межсетевые подключения и доступ к телекоммуникационной инфраструктуре доминирующих операторов.
  10. Снижение стоимости переговоров подвижной сотовой связи в международном роуминге, отмена национального роуминга.
  11. Создание и развитие ИКТ-инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения доступа граждан к государственным и муниципальным услугам с использованием ИКТ.
  12. Разработка системы мер, способствующих увеличению доступности вычислительной техники для населения, а также для реализации мероприятий, направленных на повышение компьютерной грамотности населения.
  13. Принимая во внимание тот факт, что отсутствие развитой инфраструктуры ШПД характерно не только для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, но и для всех «северных» субъектов России, отмечена необходимость формирования государственной программы «Развитие телекоммуникаций северных регионов Российской Федерации в 2014-2020 годах», в которой, с использованием принципов государственно-частного партнерства, будет определен механизм системного решения проблемы по устранению инфраструктурного неравенства».

По направлению «Использование информационно- коммуникационных технологий в сфере образования»

Под влиянием опережающего развития ИКТ, внедрения методологии и технологий развития информационного общества наиболее интенсивные изменения происходят в национальных системах образования, в частности в связи с использованием Smart-технологий (создание принципиально новых систем – Smart E-Learning, Smart Education, а также создание на их основе новых образовательных структур – Smart-университетов).

В последние несколько лет взрывное развитие получило использование открытых образовательных ресурсов (ООР) через погружение их в глобальные образовательные сети. Это направление получило название MOOCs (Мassive Open Online Courses – Массовые Открытые Онлайн Курсы). На основе их использования формируются новые образовательные структуры, и модернизируются существующие системы, созданные как отдельными университетами, так и объединениями университетов. Эти новые структуры создаются на принципиально новых методологических, педагогических, технологических и экономических принципах, что позволяет им ставить и достигать новые амбициозные цели.

В России данные направления развития образования пока остаются без внимания со стороны руководства Минобрнауки России и не нашли отражения в перспективных планах развития. Российская система образования не готова к преодолению новых глобальных вызовов, что оценивается участниками дискуссии как опасная ситуация для России, ведущая к потере внешнего и внутреннего рынка образования и к деградации национальной системы образования и России в целом.

В качестве первоочередных мер по использованию ИКТ в образовании участники Форума рекомендуют следующие:

  1. Министерству образования и науки РФ в возможно короткие сроки разработать программу по ликвидации отставания России от стран-конкурентов в вопросах развития и использования электронного обучения, ООР, МООС и модернизации российской системы образования на основе электронного обучения.
  2. Государственной Думе, Совету Федерации Российской Федерации подготовить и внести изменения в законодательные акты РФ, позволяющие российским образовательным учреждениям успешно конкурировать на внутреннем и международном рынках образования с образовательными учреждениями стран-конкурентов РФ.
  3. Комитету Государственной Думы Российской Федерации по образованию (Экспертный совет по применению ИКТ в образовании) в кратчайшие сроки подготовить и опубликовать аналитический доклад на тему «Влияние электронного обучения на модернизацию национальных образовательных систем».

По направлению «Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры»

В 2011 г. ЮНЕСКО приняла новую глобальную инициативу «Культура: мост к развитию», направленную на продвижение инновационных и творческих подходов в сфере культуры. В контексте данной инициативы культура рассматривается в качестве мощного инструмента для устойчивого социального, экономического и человеческого развития, социального сплочения и укрепления взаимопонимания. Сохранение и популяризация культурного наследия создает ресурс для укрепления творческого разнообразия, борьбы с невежеством и нетерпимостью, развития межкультурного диалога на местном, региональном, национальном и международном уровнях. В этой связи особую важность приобретает создание благоприятной среды для развития творчества и партнерства.

Как подчеркнула Генеральный секретарь ЮНЕСКО Ирина Бокова, необходимо наводить мосты между органами власти, бизнесом, гражданским обществом, СМИ, научно-образовательным и творческим сообществами с целью обмена новыми идеями и представлениями, а также создания инновационных сетей и платформ, охватывающих все области культуры. Неоценимая роль в решении этой высокоуровневой задачи принадлежит традиционным институтам памяти – музеям, библиотекам, архивам и центрам национальных культур, активно осваивающим новые возможности и технологии информационного общества для сохранения и пропаганды культурного наследия и знания, а также программам развития медиа- и информационной культуры и ИКТ-компетенций, которые обеспечивают к ним быстрый и эффективный доступ.

В качестве первоочередных мер по использованию ИКТ в культуре участники Форума рекомендуют органам государственной власти и местного самоуправления, организациям сфер культуры, науки и образования, заинтересованным структурам бизнеса, организациям гражданского общества и действующим на территории России международным организациям следующие:

  1. Объединить свои усилия для обеспечения максимального доступа и эффективного использования информации и знаний для всестороннего развития, в том числе за счет:
  • совместных действий по реализации программ оцифровки, сочетающих стратегию сохранения многоязычного культурного наследия со стратегией доступа, ориентированного на пользователя;
  • развития электронных библиотек, музеев и архивов и их позиционирования в качестве динамической среды универсальных знаний в информационном обществе;
  • разработки необходимых стандартов и соответствующей структуризации контента в целях улучшения обмена и доступа к культурному наследию и знаниям;
  • создания партнерств, объединяющих профессионалов в сфере культуры, образования, науки, а также общественных и политических деятелей, занимающиеся развитием, сохранением и продвижением знания и культурного наследия, в целях:

- выработки и определения приоритетов общих целей и методологий;

- развития виртуальных сообществ и сетей для создания новых контента и знаний посредством интерактивного диалога;

- осуществления мер по внедрению соглашений по сохранению электронного наследия, прежде всего, для решения проблемы возможной потери информационных ресурсов, изначально создаваемых и существующих только в электронной форме;

- поощрения разработки программ устойчивого развития отраслей, связанных с производством электронного контента;

- обеспечения финансовой поддержки деятельности, направленной на долгосрочное сохранение цифровой информации.

  • расширения доступа к культурным ценностям в труднодоступных населенных пунктах и для групп населения с ограниченными возможностями за счет развития инфраструктуры доступа к ИКТ для учреждений культуры и институтов памяти.

2. Поддержать тезисы Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (28 июня 2012 г.) и Всероссийской конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) о том, что:

  • информация, знания и культура – это ресурсы стратегической значимости;
  • отдельные граждане, сообщества, коммерческие предприятия, государственные и негосударственные организации и нации в целом должны иметь представление о тех разнообразных источниках, посредством которых информация может быть найдена, осознана и передана;
  • необходима интеграция каналов передачи медиа- и информационного контента;
  • требуется развитие медиа- и информационной грамотности и ИКТ-компетенций для того, чтобы люди, сообщества и страна в целом могли использовать преимущества информационного общества для повышения качества жизни и развития;
  • медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов;
  • развитие медиа- и информационной грамотности должно входить в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, науки, СМИ и др.;
  • необходимо определить сферы ответственности заинтересованных сторон и налаживать сотрудничество между ними по перечисленным выше направлениям;
  • необходимо поощрять межрегиональное и международное сотрудничество в указанных сферах.

По направлению «Электронный бюджет»

В последнее время произошли позитивные изменения, которые можно считать предпосылками для более успешного создания Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в РФ, как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне муниципалитетов. Так, в методическом плане, начали создаваться предпосылки для создания в регионах систем управления бюджетным процессом. Уже работает тестовая версия Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (Электронный бюджет) http://budget.gov.ru, в некоторых регионах РФ созданы аналогичные порталы (сайты).

Централизация и стандартизация процессов – наиболее перспективное направление, как в области информатизации, так и в области повышения управляемости бюджетным процессом. Преимуществами такой организации работ является независимость от кадрового потенциала регионов и муниципалитетов и самое главное – прозрачность бюджетного процесса, возможность получения информации с любого уровня – возможность разговаривать на одном, понятном всем языке. Кроме того, в систему бюджетного планирования включена вся правовая и методологическая база, регламентирующая процесс создания бюджета на основе государственных программ.

Набор необходимых методических материалов должен быть дополнен многими материалами, в частности, методикой мониторинга показателей результативности деятельности ОГИВ по развитию электронного бюджета, методикой формирования комплексной архитектуры электронного бюджета, взаимодействия бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней, нормативно-методическими материалами по созданию, распространению и сопровождению типовых решений, и другими.

Создание регионального сегмента электронного бюджета – это колоссальный труд как сотрудников ИТ-компаний, так и сотрудников финансовых органов субъектов и муниципальных образований РФ. Отмечена тенденция увеличения объема отчетности по вопросам развития информационного общества и электронного правительства. Такая система потребует значительных затрат со стороны регионов для ее осуществления, тогда как задачи по организации работы и контролю за ходом ее выполнения не всегда адекватны требуемым на это затратам. Переход к управлению по результатам, внедрение систем целей и показателей эффективности, их мониторинг и анализ результатов мониторинга являются сложными и объемными методами, разворачивание которых требует определенных затрат, а объем использования которых целесообразно наращивать постепенно, по мере освоения этих методов.

В качестве первоочередных мер по развитию Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» участники Форума рекомендуют следующие:

  1. Разработать и регулярно уточнять в стиле открытой дискуссии с привлечением профессионального экспертного сообщества единую стратегию реализации государственной политики в сфере создания системы «Электронный бюджет», включающую развитие финансовых институтов, развитие законодательства, профессионального образования, науки и инноваций.
  2. Ускорить и расширить работы по модернизации государственных программ подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в области применения ИКТ в финансовой и бюджетной сферах, а также педагогического состава общеобразовательных учреждений, с учетом современных тенденций развития отрасли и на основе опыта ведущих российских и международных компаний сектора информационных технологий и телекоммуникаций.
  3. Обеспечить возможность заблаговременного и полноценного открытого официального участия специалистов ИКТ-отрасли в процедурах разработки законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль с целью создания благоприятных правовых условий для ее активного развития.
  4. Ускорить внедрение в субъектах Российской Федерации систем обучения основам использования электронного бюджета для повышения компьютерной и финансовой грамотности населения.

По направлению «Геоинформационные системы в управлении»

Геоинформационные системы (ГИС) и ГИС-технологии стали хорошим инструментом для социально-экономического мониторинга в России. Но существует ряд проблем, связанных с межведомственной разобщенностью, недостатком статистических данных, систем сбора информации для установления причинно-следственных связей. Кроме того, отсутствуют отраслевые стандарты геоданных, что затрудняет аналитическую работу.

Сегодня в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других городах России накоплен успешный опыт работы с ГИС, который должен быть учтен при осуществлении региональной информатизации, в том числе в процессе ведения различных региональных регистров данных.

Участники Форума отметили положительный опыт Югры в создании и использовании Территориальной информационной системы, как средства межведомственного взаимодействия, в том числе и в части пространственных данных.

Процесс создания и ведения региональной инфраструктуры пространственных данных (ИПД) сегодня тормозит отсутствие нормативной базы в части использования отраслевых данных. Кроме того, развитие межведомственного взаимодействия в части использования тематических пространственных данных сдерживает режим ограниченного доступа (секретности) на некоторые виды пространственных данных, при этом сами перечни по секретности являются закрытыми.

Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных как эффективной формы управления пространственными данными на общероссийском (федеральном), региональном и местном (муниципальном) уровнях является одной из основных задач.

ГИС-технологии сегодня позволяют достаточно эффективно решать задачи различных отраслей и во всем мире общепризнаны как незаменимый инструмент анализа.

В качестве первоочередных мер по геоинформационному обеспечению деятельности органов государственного управления и электронной демократии участники Форума рекомендуют следующие:

  1. Геоинформационные системы должны являться подсистемами (модулями) региональных фрагментов единой государственной геоинформационной информационной системы и активно внедряться в региональных органах государственной власти в рамках:
  • региональных информационных систем, на web-сайтах, информационных киосках для населения;
  • геоинформационного обеспечения различных регистров региона;
  • решения региональных задач оптимизации информационных ресурсов региона, улучшения качества государственных услуг (доступности населению государственных услуг);
  • применения в диспетчерских системах для различных региональных служб и для оптимизации их работы, в том числе с использованием ГЛОНАСС/GPS-технологий;
  1. Для повышения эффективности и улучшения качества государственного управления необходимо в самое ближайшее время на основе принятой и достаточно зрелой нормативной базы запустить три процесса на федеральном уровне:
  • геокодирования (пространственной привязки) различных региональных регистров по всей стране для создания отраслевых стандартных баз геоданных различных объектов;
  • использования сервисов инфраструктуры пространственных данных Росреестра для информационных систем регионального уровня;
  • развития федерального геопортала для решения первоочередных задач, таких как информирование населения о ситуации на той или иной территории РФ (от субъекта РФ до квартала в городе) через открытый доступ на интерактивных картах и обмен геоданными, стимулирование работ по прогнозированию возможных ситуаций и выявление факторов риска на территориях.

По направлению «Использование ИКТ в сфере здравоохранения»

Современное инновационное развитие национального здравоохранения невозможно без комплексного объединения традиционных клинических методов и современных информационных технологий, в том числе направленных на совершенствования системы управления в здравоохранении, что отмечается в государственной программе «Развитие здравоохранения в Российской Федерации».

В программе указывается, что без разработки и внедрения самых современных системных решений, технологий и оборудования невозможно преодолеть системный кризис в здравоохранении, что полностью соответствует передовым тенденциям в мировом здравоохранении, документам ООН «Цели тысячелетия», Всемирной организации здравоохранения и Международного Союза Электросвязи, решениям «Большой восьмерки».

Одним из самых эффективных способов решения организационных и технологических проблем в сфере здравоохранения является комплексное использование информационных и телекоммуникационных технологий и систем.

Вместе с тем, в настоящее время в различных регионах создано множество разрозненных или закрытых, с точки зрения архитектуры, медицинских информационных систем различных уровней. Создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) объединит в себе информационно-технологические и технические средства, обеспечивающие информационную поддержку деятельности участников системы здравоохранения.

В докладах и в ходе дискуссии на Форуме выявлены основные проблемы в сфере здравоохранения. В частности, сохраняется разрозненность информационных систем, т.к. ранее разработанные системы не предусматривают их интеграцию с региональным и федеральным уровнями ЕГИСЗ. Финансирование доработок или разработка новых систем не по силам большинству региональных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Расходы на информатизацию не выделяются отдельной строкой в бюджетах, что снижает эффективность их использования. Не решен вопрос о замене или равноправном использовании бумажных и электронных носителей информации для предоставления отчётности контролирующим организациям. В регионах крайне затруднен доступ к широкополосному интернету в отдаленных районах. Отсутствуют протоколы обмена и хранения информации для электронных медицинских карт. В Российской Федерации не используется международная систематизированная медицинская номенклатура терминов СНОМЕД (SNOMED CT), что затрудняет разработку совместимых информационных систем.

В качестве первоочередных мер по использованию ИКТ в здравоохранении участники Форума рекомендуют следующие:

  1. Сохранить плановые объемы финансирования проектов информатизации в здравоохранении в объемах 2011-2013 годов на 2014-2016 годы.
  2. Обеспечить выделение затрат на финансирование информатизации здравоохранения в регионах отдельной строкой в их бюджетах.
  3. Ускорить решение вопроса о предоставлении юридически значимой отчетной информации для контролирующих организаций в электронном виде.
  4. Найти в рамках совместных решений Минздрава России, Минкомсвязи России, Минфина России, правительств регионов и операторов связи пути сокращения затрат на широкополосный доступ в интернет для ЛПУ, расположенных в удаленных и труднодоступных районах.
  5. Ускорить работы по подготовке протоколов обмена и хранения информации для электронных медицинских карт.
  6. Обеспечить правовое использование международной систематизированной медицинской номенклатуры терминов СНОМЕД (SNOMED CT) в России.

По направлению «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и использование других результатов космической деятельности»

В итоге проведенной дискуссии по реализации основной цели – обобщению и обмену практическим опытом по внедрению спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и использованию других результатов космической деятельности в интересах развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, коммерческих структур, участники Форума констатируют следующее:

В современных условиях российской экономики становится стратегически важным стремление органов государственной власти субъектов Российской Федерации к внедрению результатов космической деятельности и информационно-аналитических систем управления в процессы социально-экономического развития регионов.

В настоящее время с привлечением экспертного сообщества в России идет активное формирование нормативной правовой базы в области использования результатов космической деятельности на федеральном и региональном уровнях. Необходима дальнейшая работа по совершенствованию законодательства с формированием цивилизованных рыночных отношений на паритетных началах и возможностью массовой коммерциализации технологий на базе ГЛОНАСС и дистанционного зондирования Земли.

Конкурентоспособность региональной экономики, а, следовательно, и устойчивое социально-экономическое развитие регионов с обеспечением высокого качества жизни его населения невозможно без эффективного управления имеющимися территориальными активами. Использование спутниковых технологий позволяет получить объективную оценку состояния таких отраслей экономики как сельское и лесное хозяйство, оценку состояния инфраструктурных объектов. Кроме оценки текущего состояния технологии космического мониторинга позволяют провести анализ протекающих процессов, понять закономерность и спрогнозировать перспективное развитие основных направлений деятельности. Именно в этом случае оказывается возможным более интенсивно использовать ресурсы региона.

По вопросам внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и использование других результатов космической деятельности участники Форума рекомендуют:

  1. Организациям Федерального космического агентства и ОАО «Газпром космические системы» продолжить работу по созданию российской группировки спутников дистанционного зондирования Земли.
  2. Участникам Форума – представителям органов региональной исполнительной власти разработать долгосрочные целевые программы по комплексному внедрению результатов космической деятельности с формированием соответствующих бюджетов.
  3. На уровне регионов создать систему информирования и обучения руководящего состава высшего и среднего звена испо