Югорская декларация

Ханты-Мансийск, 7 июля 2015 года

ЮГОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ Седьмого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

логотип.png

Седьмой Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС (далее – Форум) состоялся6-7 июля 2015 года в г. Ханты-Мансийске. Организаторы Форума – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Администрация Томской области.

Форум прошел на земле Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, региона уникальной культуры, одновременно сочетающей в себе тысячелетние культурно-исторические корни, колорит жизни малочисленных народов Севера и владение современными технологиями постиндустриальной эпохи. При развитии самых суперсовременных информационных технологий (IT)неизбывная культурно-историческая память немаловажна. Ведь как бы далеко не продвинулось развитие IT, поддержка здравоохранения, образования, культуры, транспорта, успехи в этом продвижении во многом будут определяться памятью культурно-исторических корней.

Под эгидой ЮНЕСКО в рамках Форума прошла Всемирная встреча экспертов по проблемам сохранения языков и их развития в киберпространстве. В ее работе важный акцент был сделан на выявлении проблем и подготовке предложений по их решению в области сохранения языков и развитию языкового разнообразия в киберпространстве на международном и национальном уровнях.

Форум формировал свои решения в период председательства России и в преддверии саммитов БРИКС и ШОС. На различных площадках обсуждались вопросы торгового и инвестиционного взаимодействия, состояние и перспективы развития сотрудничества в экономике, финансовое регулирование, кооперация в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и др.

Страны БРИКС выразили готовность создать совместный план разработки критически важных видов программного обеспечения, куда входят серверные и мобильные операционные системы, системы управления базами данных, офисные приложения, инженерное и индустриальное программное обеспечение. В октябре 2015 года в России планируется встреча министров связи и информационных технологий, итогом которой станет план разработки IТ-решений странами БРИКС и их партнерами.

На решениях Форума сказались ведущие глобальные экономические тенденции. Мир находится в условиях постоянной технологической революции и IT проникают во все сферы деятельности человека. Идет неумолимое продвижение к новому технологическому укладу, акцентирующему внимание на синергии многоликих способностей человека и потенциала его окружения. Следуя динамике событий, особое место начинают занимать и новые IT, обеспечивающие интеграцию исключительных качеств человека, его технологических достижений с потенциалом природы. При этом акценты делаются, прежде всего, на решении вопросов и объединении возможностей нано-, био-, информационных и когнитивных технологий.

Будущее стран БРИКС и ШОС, в которых проживают почти половина всего населения планеты, во многом зависит от того, насколько эффективно будет решаться вопрос смены направления вектора развития IT в сторону умных, интеллектуальных инструментов. Внедрение умных IT обеспечивают в странах БРИКС и ШОС рост качества и удобства жизни, улучшение инвестиционного климата, возрастание конкурентоспособности, снижение внешней зависимости экономик, увеличение объема экспорта, повышение производительности труда. Умные IT способствуют охране суверенитета, независимости и целостности государств, обеспечивают согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Интеллектуальные IT помогают проникать в доселе недоступные глубины материи, раскрывать сокровенные тайны Земли и Космоса, способствуют исследованию загадок сознания и мышления, обеспечивают работу систем управления на микроуровне, поддерживают управление интеллектуальными роботами, беспилотными летательными аппаратами и многое другое.

Информационные технологии способствуют росту устойчивости развития и конкурентоспособности стран БРИКС и ШОС, обеспечивают возможность компаниям этих стран стать крупнее и повысить свою капитализацию. В контексте решения вопросов национальной безопасности и развития IT все больший акцент в странах БРИКС и ШОС делается на инновациях и импортозамещении. Новые мировые технологические тенденции накладывают свои требования и на управление странами, регионами, городами, населенными пунктами.

В области IT все больше утверждается тенденция создания умных стран и регионов, умных городов, правительств и обществ (далее – умных регионов), создающих соответствующие условия для счастья людей. Сейчас в мире все больше говорят об «умном» или о «более умном» регионе. Для электронных правительств – это следующая стадия развития после «мобильного», «открытого», «цифрового», и, возможно, предшествующая вызову следующей, только еще формирующейся стадии – «Когнитивного правительства».

Встраиваясь в эти знаковые для стран БРИКС и ШОС тенденции, прошел и настоящий информационно-технологический Форум. Основные цели Форума –создание условий для:

  • повсеместного развития умных, бережливых регионов, в которых приоритетными направлениями применения IT являются решения, направленные на улучшение качества и удобства жизни людей, активизации предпринимательской деятельности;
  • эффективного внедрения лучших практик применения IT в социальной сфере, в том числе, путем активного и конструктивного подключения самих людей к решению важнейших вопросов социально-экономического развития;
  • формирования политики демонополизации глобального рынка IT, развития процессов импортозамещения;
  • формирования консолидированного мнения по основным направлениям государственной политики в сфере IT.

В контексте этих целей в сотрудничестве стран БРИКС и ШОС явно формируется намеченная на предыдущем, шестом Международном IT-Форуме с участием стран БРИКС, линия, когда наряду с большими межгосударственными проектами и планами действий развивается постоянное сотрудничество стран на уровне регионов. Продолжается проработка инициативы предыдущего Форума вопроса по созданию Совета регионов стран БРИКС. Эта инициатива Форума поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Подготовлены и обсуждаются в странах БРИКС проекты концепции и меморандума этого Совета, включая вопросы координации межрегиональных связей, сосредоточения на повышении качества жизни в зоне ответственности региональных органов власти стран БРИКС и ШОС с применением самых современных IT. Формируются приоритетные проекты, которым Совет будет уделять первоочередное внимание.

Новые политические реалии и требования к технологиям вносят дополнительные риски в глобальные рыночные процессы. Начинают формироваться трещины в тенденции глобализации, симптомом чего являются известные санкции. В этих условиях странам БРИКС и ШОС становится все более небезопасным недооценивать важность решения вопросов импортозамещения. Политика демонополизации в решении этих вопросов на государственном, муниципальном и корпоративных уровнях управления, как отметили участники Форума, должна быть более смелой. Вместе с тем требуется гибкость в реализации этой политики, нельзя полностью замкнутся только на локальных национальных разработках, нужен выбор правильно сбалансированного между странами БРИКС и ШОС подхода, и, соответственно, организация конструктивного сотрудничества. Выработка подхода к импортозамещению прошла красной нитью практически во всех обсуждениях на стратегических сессиях Форума. Главный акцент сделан на создании прорывных технологий, применении оригинальных методов, компонент и средств конструирования информационных систем, определении ключевых позиций в развитии мировых IT-тенденций. Потенциал для эффективного решения этих вопросов имеется.

Форум прошел при поддержке:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • Министерства иностранных дел Российской Федерации;
  • Министерства культуры Российской Федерации;
  • Министерства экономического развития Российской Федерации;
  • Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

На открытии и закрытии Форума проведено два пленарных заседания, соответственно, по темам: «Умный регион – удобный регион в информационном государстве» и «От информационного общества к обществу знаний». В пленарных заседаниях приняли участие Помощник Президента Российской Федерации И.О.Щеголев; Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.А.Никифоров; временно исполняющая обязанности Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Комарова; заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике М.А.Сонькин; заместитель председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Е.И.Кузьмин; заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Е.А.Козлов; заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация российских дипломатов» Министерства иностранных дел Российской Федерации В.А.Морозов; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Бенин в Российской Федерации КочофаАнисет Габриэль; представители организаций стран БРИКС и ШОС: вице-президент Всеиндийской ассоциации промышленников Наик Рупа (Мумбаи, Индия);аналитик Центра международной политики по инклюзивному росту Программы развития ООН (Бразилия) Арруда Педро Лара; профессор, председатель Центра российских и центрально-азиатских исследований Школы международных исследований при Университете Джавахарлала Неру (Дели, Республика Индия) Пандей Санжай Кумар; профессор, заведующий кафедрой ИТ-технологий Института электронных и информационных технологий Цзилиньского университета (Китай) Ван Идин и др.

В работе Форума приняли участие порядка 2060 человек из 33 субъектов Российской Федерации, представителей 38 стран мира. На Форуме были представлены более двадцати ведущих университетов и научных институтов, около 130IT-компаний.

Форум проведен по уникальной инновационной схеме стратегического конгресса, системно учитывающей динамику глобальной обстановки и неотъемлемость развития гибкой политики импортозамещения в странах БРИКС и ШОС. Уникальная, фрактальная, схема проведения Форума позволила конструктивным образом провести взаимоувязанный набор из порядка 40мероприятий, включая приветствия, пленарные заседания, стратегические сессии, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, специализированную выставку.

В рамках Форума показаны достижения регионов стран БРИКС и ШОС в сфере IT, как в форме устных выступлений, дискуссий, предложений, так и в форме демонстрации достижений на выставке, определены условия для дальнейшего роста уровня развития регионов в сфере IT, сформировано консолидированное мнение участников по эффективной реализации основных направлений государственной политики в сфере информатизации на региональном уровне, определены предпосылки для дальнейшего развития процесса импортозамещения, направленные на обеспечение взаимодействия регионов России в IT-сфере.

Особое место на Форуме заняло подведение итогов Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT», который продемонстрировал эффективную организацию продвижения моделей замещения зарубежных технологий российскими. Этот конкурс в России проводится третий год подряд и, по мнению участников Форума, его опыт может быть тиражирован на международный уровень стран БРИКС и ШОС.

На Форуме проведено заседание рабочей группы Совета по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. На этом заседании, в частности рассмотрен вопрос выбора приоритетных направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Специализированная выставка Форума проведена под девизом «Информационные технологии для всех». Экспонаты демонстрировались на 111 стендах. За 2 дня работы Форума ее посетили около 3000 человек. Особый акцент на этот раз был сделан на игровом характере демонстрации, интерактивном взаимодействии экспонатов с посетителями, виртуальном взаимодействии с пространством. Так, любой посетитель мог погрузиться в виртуальную реальность в панорамном кинотеатре, или, на другом стендене только найти интересующую его информацию, например, о давно ушедшей исторической эпохе, но и моментально на смартфоне поиграть в «машину времени», увидеть, как бы он выглядел в костюме той эпохи. Посетителям предоставлялась возможность получить реальную услугу, например, подключить интеллектуальную карточку школьника, закрепить за собой электронную подпись, провести для детей и взрослых тренинг или мастер-класс.

Основной фокус внимания участников IT-Форума был сделан на обсуждении вопросов предоставления IT-услуг в социальной сфере, особенно на сессиях по: стратегическому и территориальному планированию, электронной демократии, здравоохранению, образованию, культуре, жилищно-коммунальному хозяйству, безопасности жизни и др. Учитывая особую социальную значимость темы здравоохранения Рабочей группой стран БРИКС по телемедицине, созданной на предыдущем Форуме, подготовлено Обращение экспертов по телемедицине в правительства стран БРИКС для совместного представления заявки в Новый Банк Развития БРИКС на финансирование проекта «Совместимые комплексные телемедицинские системы в регионах стран БРИКС».

В целях эффективного решения задач развития IT в социальной сфере регионов стран БРИКС и ШОС в контексте идеи развития умных регионов участники Форума считают целесообразным сделать следующие акценты по всем тематическим направлениям работы Форума в целом и по отдельным направлениям, в частности.

По всем тематическим направлениям работы Форума:

  • органам власти и компаниям стран БРИКС и ШОС занять более смелую позицию в политике демонополизации мирового рынка IT, и, соответственно, работам по импортозамещению и формированию институтов международного сотрудничества;
  • содействовать подготовке и реализации совместных и совместимых межнациональных решений в сфере IT, созданию облачных и виртуальных сервисов;
  • стремиться к информационной транспарентности в деятельности органов власти и организаций, в том числе, с применением подходов открытых данных и механизмов электронной демократии;
  • обеспечить активизацию имеющихся и формирование новых финансовых механизмов, включая венчурные инвестиции, конвертируемые займы, гранты – для реализации IT-проектов;
  • содействовать формированию рынка интеллектуальной собственности в сфере IT, в том числе, путем распространения опыта управления интеллектуальной собственностью в странах БРИКС и ШОС;
  • способствовать формированию общего научно-исследовательского пространства путем подготовки и реализации межгосударственных соглашений, программ и совместных инициатив;
  • обеспечить реализацию совместных проектов в сфере разработки современных интеллектуальных технологий, аналитических систем для больших и открытых данных;
  • содействовать созданию трансграничных рынков с накоплением опыта развития идеи социального предпринимательства;
  • содействовать процессу гармонизации законодательной базы, нормативов и стандартов по взаимодействию и проектированию информационных систем;
  • внедрять лучшие практики внедрения IT для поддержки развития малого и среднего наукоемкого бизнеса в целях реализации, прежде всего, социально-значимых проектов.

По отдельным тематическим направлениям работы Форума:

Современные технологии электронного правительства и информационного государства

  • создание Единой в рамках стран БРИКС и ШОС системы оценки качества электронных государственных и муниципальных услуг с обеспечением обратной связи с бизнесом и населением;
  • оптимизация, обеспечение удобства и упрощение для граждан процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на основе внедрения механизмов менеджмента качества и создания эффективной платформы взаимодействия с существующими и потенциальными потребителями услуг (функций);
  • упорядочение развития механизмов управления и мониторинга региональной информатизации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом детального анализа процессов перевода конкретных услуг (функций) в электронный вид с углубленной дифференциацией их востребованности и разработкой «дорожных карт»;
  • внедрение образовательных результативных механизмов для расширения и углубления представлений руководителей органов власти о продуктивном использовании IT, усиления их мотивации к внедрению новшеств в среде оказания государственных и муниципальных услуг;
  • создание регулярной площадки межрегионального формата для продуктивного взаимодействия широкого круга лиц, вовлеченных в процессы перевода государственных и муниципальных услуг (функций) в виртуальную среду для достижения должной синергии;
  • гармоничная интеграция региональных и ведомственных систем планирования, электронного бюджетирования, организационного структурирования, контроля, электронного документооборота с системами предоставления электронных услуг;
  • скоординированная на федеральном уровне разработка типовых административных регламентов, базовых перечней государственных и муниципальных услуг, с учетом принципа «одного окна», упрощения порядка и минимизацией издержек предоставления услуги безусловным повышением удовлетворенности потребителей услуг;
  • обеспечение целостного подхода к предоставлению электронных услуг и создание единого фирменного стиля сети многофункциональных центров по всем регионам и уровням управления;
  • совершенствование моделей, архитектур, инфраструктур э-правительства в сторону все «более умного», «когнитивного»;
  • оптимизация распределения полномочий по предоставлению государственных и муниципальных услуг между уровнями управления;
  • обеспечение экстерриториальности получения и создание единого репозитория основных (типовых) государственных и муниципальных услуг, способствование реализации концепции единого информационного пространства;
  • стандартизация административных регламентов предоставления электронных услуг, прежде всего, в таких сферах деятельности как: образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, земельные и имущественные отношения, архитектура и т.д.

Электронная демократия и открытые данные: «Открытый регион – Умный регион»

  • создание базы данных о территориальных информационных системах (реестра), используемых в странах БРИКС и ШОС для решения управленческих задач на региональном уровне;
  • разработка согласованной системы оценки качества территориальных информационных систем, включая их публичные сегменты, и публикация таких оценок на общедоступном ресурсе в сети Интернет;
  • обеспечение обмена опытом в странах БРИКС и ШОС по повышению доступности (включая воспринимаемость, управляемость, понятность и надежность) государственных и муниципальных информационных ресурсов на региональном уровне с целью его обобщения и выявления «лучших практик»;
  • организация обмена опытом обеспечения электронного гражданского участия и использования «открытых данных» для коммерческих стартапов, в том числе, через сетевой университет стран БРИКС;
  • гармонизация законодательства государств-участников БРИКС и ШОС в области предоставления электронных услуг, электронного участия, процессов самоорганизации;
  • повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления за счет технологий краудсорсинга, экспертсорсинга, электронного голосования, общественного контроля;
  • снижение уровня коррупции в органах власти, в том числе, в процессе предоставления бюджетных услуг с применением IT;
  • рост доверия между государством, бизнесом и обществом, в том числе за счет внедрения IT поддержки электронного гражданского участия с учетом потребности различных возрастных категорий граждан;
  • формирование площадок взаимодействия и механизмов институциональной самоорганизации граждан на основе концепции открытых данных;
  • создание международной исследовательской группы для изучения стимулов и барьеров, содействующих и препятствующих вовлечению граждан стран БРИКС и ШОС в пользование электронными государственными услугами и электронное гражданское участие.

IT решения для стратегического и территориального планирования

  • отметить положительный опыт России по созданию федеральной государственной информационной системы территориального планирования, как уникальной системы комплексной информации о состоянии территории и планах по её развитию государства с многоуровневой системой управления;
  • определение и формирование единых подходов к структуре, а также единых стандартов к электронным документам стратегического и территориального планирования;
  • определение модели состава, структуры, взаимосвязей и атрибутивного состава ключевых элементов документов стратегического и территориального планирования, отражающих основные принципы стратегического целеполагания, оценки эффективности ресурсного обеспечения и результативности мероприятий по их реализации;
  • формулирование единых требований к метаданным, электронным и исходным данным для их подготовки и согласования в электронном виде при реализации инвестиционных проектов в сфере стратегического и территориального планирования, градостроительной деятельности;
  • определение единых, базовых целевых эффектов (индекс счастья, качество жизни, развитие экономики, конкурентоспособность, безопасность, единое экономическое пространство);
  • автоматизированная комплексная оценка качества документов стратегического и территориального планирования с выявлением противоречий в документах разных уровней управления и обеспечением достижения стратегических целей регионов и стран;
  • создание систем мониторинга качества документов стратегического территориального планирования во взаимосвязи с государственными и муниципальными программами, в том числе, с подключением институтов общественного контроля и профессиональной экспертизы;
  • рассмотрение мультимасштабной Территориальной информационной системы Югры и схем территориального планирования в качественного ресурса для обеспечения гармонизации стратегического и территориального планирования, принятия градостроительных решений на региональном уровне как по вертикали, так и по горизонтали;
  • внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части дополнения в составе документов территориального планирования перечней объектов регионального и местного значения инвестиционными площадками с их отображением на картах размещения объектов регионального и местного значения;
  • внесение изменений в стандарт деятельности органов государственной власти регионов, разработанный Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, в части согласованности инвестиционного паспорта планируемого территориального преобразования с документами стратегического и территориального планирования.

Современные решения и медицина будущего, телемедицина

  • повышение доступности населению высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе за счет осуществления в удаленных поселениях записи на прием к врачам центральных районных больниц и специализированных учреждений здравоохранения из фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, участковых больниц, а также из учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, посредством мобильных устройств;
  • рост качества медицинской помощи и медицинских услуг в условиях дефицита узких специалистов, в том числе за счет организации хранилищ данных для архивного хранения информации о проведенных консультациях, подписанных электронной подписью врача, разработки соответствующего унифицированного программного обеспечения, медицинских экспертных систем, а также оснащения автоматизированных рабочих мест врачей оборудованием для проведения телемедицинских консультаций;
  • обеспечение совместимости региональных и национальных телемедицинских систем стран БРИКС и ШОС, как средства повышения качества медицинской помощи, гармонизация законодательной базы;
  • развитие сетевого обучения и школ телемедицины, обеспечение подготовки кадров для всех этапов разработки и внедрения информационных технологий и телемедицинских систем здравоохранения;
  • поддержка создания Ассоциации учебных центров подготовки и переподготовки специалистов в области телемедицины и введение новой специальности – врач телемедицины;
  • повышение качества медицинского обслуживания населения за счет развития и использования IT, в том числе, для прогнозного расчета риска возникновения заболеваний, ранней их диагностики, индивидуальной терапии и мониторинга эффективности лечения социально значимых заболеваний;
  • создание специального типового программно-технического комплекса дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов высоко рисковых групп, экспорт полученных данных во внешние сервисы персональных электронных медицинских карт;
  • развитие региональных телемедицинских систем в части внедрения интеллектуальных алгоритмов и групповых экспертных процедур (консилиумов) для эффективного анализа управленческой и медицинской информации, ускоренного принятия высококачественных решений;
  • интеграция развития портативных интеллектуальных медицинских комплексов, которые способствуют повышению качества жизни населения, развитие домашних и персональных телемедицинских систем, телемедицинской поддержки пожилых и людей с ограниченными возможностями;
  • стимулирование развития инноваций по разработке и внедрению национальных стандартов в области информатизации здравоохранения;
  • использование телемедицинских систем для оказания медицинской помощи при массовых поражениях населения при авариях, природных и техногенных катастрофах, иных чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение информационной безопасности телемедицинских систем, защиты персональных данных пациента и иной конфиденциальной информации при проведении телемедицинских консультаций по открытым каналам связи, в том числе за счет развития импортозамещения;
  • создание мобильных диагностических комплексов, разработка интегрированной электронной медицинской карты;
  • создание сетевых (телеконференции) интеллектуальных информационных технологий для поддержки формирования, в том числе, в режиме консилиума, персонализированных медицинских рекомендаций;
  • проектирование комплексных систем управления диспетчеризацией скорой медицинской помощи, в том числе, с подключением спутников связи.

Открытое образование

  • создание единого информационного пространства в научной и образовательной сферах регионов стран БРИКС и ШОС, в том числе для повышения квалификации специалистов, апробации и внедрения новых моделей дистанционного образования, тиражирования лучших инновационных практик;
  • дальнейшее развитие сетевого университета стран БРИКС и ШОС, научного, делового и проектного сотрудничества в сфере IT, совместное ведение баз данных статистической и аналитической информации, осуществление информационного взаимодействия университетов и научных организаций;
  • расширение программ стажировок и академических обменов  в среде университетов стран БРИКС и ШОСс продвижением мобильных, мультимедийных и когнитивных технологий в образовании, формированием массовых открытых онлайн-курсов;
  • организация образовательно-научно-производственных сетей для повышения адекватности образовательной системы потребностям социума, практики, динамически сегментированного рынка;
  • создание и развитие в регионах социальных учебных центров повышения компьютерной грамотности населения, включая граждан старшего поколения и людей с ограниченными возможностями, направленных на ликвидацию цифрового неравенства и повышение социальной, политической и экономической активности населения;
  • акцентирование внимания в применении современных IT на инновационных подходах, использовании опыта народных и обратных инноваций;
  • развитие методов и средств анализа больших данных в образовательных дисциплинах, в том числе, с применением интеллектуальных технологий поддержки решений и телемедицины;
  • формирование рейтинга стран БРИКС и ШОС по развитию национальных систем образования на основе международных методов рейтингования;
  • увеличение количества общедоступных бесплатных курсов для роста объема получаемых населением информационных услуг в электронном виде, и, соответственно, повышения информационной грамотности населения;
  • адаптация и гармонизация в масштабах БРИКС и ШОС профессиональных образовательных стандартов в области IT.

Электронная культура

  • развитие взаимодействия и обмена передовым опытом по использованию IT в сфере музейной, библиотечной и научной деятельности, сотрудничества с учреждениями культуры и образования других регионов стран БРИКС и ШОС, бизнесом, наукой;
  • содействие формированию единого информационного пространства и совместных действий музеев по реализации крупных партнёрских проектов в России и за рубежом с учетом современных инструментов продвижения;
  • стимулирование создания единых систем библиотечного обслуживания в городах и регионах с внедрением единого электронного читательского билета, мобильных устройств, передвижных библиотечных центров, развитием корпоративных информационных ресурсов и сервисов (каталог, абонемент, виртуальная справка, электронная доставка);
  • актуализация нормативной правовой базы, обеспечивающей применение информационных технологий в сфере культуры с предотвращением правонарушений в сфере интеллектуальных прав;
  • развитие интернет-маркетинговых и информационных технологий в деятельности театров, концертных и других организациях исполнительских искусств;
  • дальнейшее развитие электронного контента и обеспечение доступа к нему и продуктам его аналитической обработки через сайты и порталы сферы культуры и образования, создание и работа виртуальных музеев, библиотек и других электронных ресурсов в целях популяризации культурного наследия;
  • разработка системы обучения сотрудников музеев по созданию и продвижению виртуальных экспозиций с применением мультимедийных технологий, продвижению музеев в сети online;
  • внедрение в стационарные экспозиции и выставочные пространства современных средств демонстрации в области компьютерной и мультимедийной техники,  направленных на увеличение информативности и интерактивности музейных экспозиций и выставок;
  • разработка и содействие активному внедрению IT для продвижения и развития туристической привлекательности регионов, всех субъектов культурно-познавательного туризма;
  • в рамках региональных программ развития культуры и туризма обеспечение финансирования работ по оцифровке и созданию страховых фондов архивных документов;
  • в сфере туризма создать единую международную информационную систему на основе региональных баз данных туристических объектов стран БРИКС и ШОС;
  • развитие методической и образовательной деятельности по использовани. IT-технологий и обеспечению информационной безопасности в сфере культуры и туризма;
  • развитие IT, направленных на информирование, привлечение и развитие потребителей культурного продукта.

Электронный документооборот и электронное взаимодействие в открытом государстве

  • содействие органам местного самоуправления в получении сертификатов ключей квалифицированной электронной подписи (на бесплатной основе для исполнения государственных полномочий и развития юридически значимого электронного документооборота) и подключении их к региональным информационно-коммуникационным системам безопасного электронного взаимодействия;
  • создание государственных систем юридически значимого электронного документооборота с учетом возможной трансграничной интеграции, включая обеспечение многоязыковой семантической интероперабельности этих систем, между регионами стран БРИКС и ШОС;
  • внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе, в законодательство об архивах и об электронных подписях, направленных на обеспечение юридической силы электронных документов, подписанных электронной подписью, при длительных сроках хранения таких документов;
  • разработка согласованной системы оценки качества предлагаемых на рынке продуктов с публикацией таких оценок в Интернете, формирование требований к их разработке с учетом оценок качества;
  • обеспечение корректного включения юридически значимого электронного документооборота в конкретную деятельность, что требует правового регулирования этих процессов на уровне федеральных законов и подзаконных актов;
  • формирование регионального нормативного правового обеспечения развития электронного документооборота и электронного взаимодействия власти и общества;
  • содействие тому, чтобы электронное взаимодействие было более удобным для граждан и бизнеса, в том числе, унификация интерфейсов официальных порталов органов государственной власти и органов местного самоуправления, по возможности унификация форм и форматов представления информации, включая открытые данные, унификация стандартов обмена электронными документами;
  • формирование единой электронной системы документооборота для обеспечения взаимодействия между муниципальными учреждениями и ведомственными государственными структурами;
  • гармонизация законодательства государств-участников БРИКС и ШОС в области электронного взаимодействия и электронного документооборота.

Многоязычие в киберпространстве (ЮНЕСКО)

  • противодействие процессам монополизации языков в киберпространстве, которые препятствуют развитию различных философий и мировоззрений;
  • обеспечение развития и совершенствования международной, региональной и национальной политики в сфере сохранения языков и развития языкового и культурного разнообразия в киберпространстве;
  • содействие реализации принципов всеобщности и равенства доступа к информации, свободе самовыражения, сохранения культурного наследия и развития культурного разнообразия;
  • содействие переводу открытых социально значимых (медицинских, образовательных и др.) информационных ресурсов на государственные языки стран БРИКС и ШОС;
  • продвижение результатов Третьей международной конференции «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» и Всемирной встречи экспертов по вопросам совершенствования доступа к многоязычному киберпространству;
  • выявление и решение проблем сохранения языков и развития языкового разнообразия в киберпространстве на международном и национальном уровнях;
  • выявление и продвижение передового опыта в решении проблем сохранения языков и развития языкового разнообразия в киберпространстве на международном и национальном уровнях;
  • разработка плана действий и создание новых партнерств в целях формирования Всемирного атласа языков ЮНЕСКО для мониторинга и продвижения языков мира в сети Интернет в целях укрепления сотрудничества и обмена знаниями между международными, региональными и национальными языковыми институтами с использованием открытых и инклюзивных технологических решений.

Современные IT-решения в недропользовании, ТЭКи охране окружающей среды

  • создание интегрированных информационных систем экологического и технологического мониторинга природных ресурсов и топливно-энергетического комплекса на базе IT-технологий, современных систем сбора и обработки данных с использованием сети суперкомпьютерных Дата-центров;
  • создание и применение инновационных технологий поиска и разведки месторождений в сложных условиях, в том числе, на континентальном шельфе;
  • IT-поддержка добычи труднодоступной нефти, включая технологии компьютерного моделирования углеводородных систем и бассейнов с целью оценки ресурсного потенциала нефтегазопроизводящих свит;
  • оптимальное управление разработкой месторождений на основе геолого-гидродинамического моделирования с помощью суперкомпьютерных систем;
  • выявление невыработанных запасов и сокращение потерь сырья на действующих месторождениях;
  • внедрениеITдля мониторинга воздействия деятельности промышленных предприятий на окружающую среду;
  • активизация информационно-инновационной деятельности в недропользовании и ТЭК, особенно в сферах дефицита импортозамещаемых компонент (телеметрии во время бурения, скваженном мониторинге, оптимизации бурения и позиционирования наклонно-направленных скважен, интеллектуальных методиках закачивания скважин и др.);
  • формирование национальной инновационной деятельности по всем звеньям технологической цепочки нефтегазового комплекса – геологоразведочные работы, подсчет запасов и проектирование, добыча, переработка, охрана окружающей среды;
  • развитие системы подготовки отечественных специалистов с высшим образованием и высшей квалификацией с современными компетенциями по использованию информационных технологий в сфере недропользования и ТЭК.

Телекоммуникационная инфраструктура информационного государства

  • реформа универсальных услуг связи, интенсификация строительства линий связи в удаленных населенных пунктах, организация исследования телекоммуникационных стандартов связи нового поколения в странах БРИКС и ШОС, например, стандарта 5G;
  • операторам сотовой связи проработать возможность полного покрытия подвижной радиотелефонной связью участков федеральных, региональных и муниципальных автомобильных дорог;
  • обеспечение доступа к цифровому телевещанию в труднодоступных населенных пунктах, включая решение вопросов формирования мультиплекса для трансляции региональных телеканалов в цифровом формате;
  • обеспечение труднодоступных жилых территорий высокоскоростным Интернетом, возможностью получения электронных государственных и муниципальных услуг с минимизацией потребностей в получении бумажных копий;
  • развитие подвижной радиотелефонной связи в целях улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
  • организация спутниковой связи в целях увеличения охвата предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и организация доступа населения к Интернету в отдаленных населенных пунктах;
  • развитие широкополосного доступа, в том числе в районах частной застройки, в целях ликвидации цифрового неравенства, а также повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде;
  • активизация внедрения цифрового телевещания с расширением охвата населения и населенных пунктов;
  • в рамках рассмотрения инфраструктурных вопросов повышения доступности и качества социальных услуг включать в повестку дня вопросы наземного и воздушного транспорта (аэронавигация, расследование и упреждение происшествий, поиско-спасательное обеспечение полетов воздушных судов и космических объектов и др.).

Технопарки и бизнес-инкубаторы по развитию малого и среднего IT-бизнеса

  • открытие на паритетной основе постоянных представительств технопарков и бизнес-инкубаторов стран БРИКС и ШОС на базе технопарков и бизнес-инкубаторов, в том числе, путем заключения соответствующих соглашений;
  • создание единой базы инновационных проектов в сфере IT-бизнеса, разработанных компаниями-резидентами технопарков стран БРИКС и ШОС;
  • применение национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки. Требования» на международном уровне, прежде всего, для стран БРИКС и ШОС;
  • внедрение лучших практик и разработка IT для поддержки функционирования государственно-частных партнерств, развития малого бизнеса и других структур в целях реализации социально-значимых проектов;
  • поддержка процессов установления прямых контактов для взаимовыгодного обмена опытом и организации совместных проектов бизнеса стран БРИКС и ШОС;
  • повышение роли бизнес-инкубаторов, технопарков, инжиниринговых центров в развитии малого и среднего IT-бизнеса;
  • создание совместных венчурных фондов поддержки IT-стартапов;
  • более смелая и сбалансированная политика импортозамещения в деятельности IT-компаний стран БРИКС и ШОС;
  • развитие центров обработки данных для реализации и развития облачных технологий.

Результаты космической деятельности на службе умного региона

  • консолидация технологических и финансовых возможностей стран БРИКС и ШОС по созданию и совместному использованию объединенной группировки космических аппаратов для достижения паритета с ведущими мировыми компаниями других стран-владельцев орбитальных группировок дистанционного зондирования Земли;
  • объединение маркетинговых возможностей стран БРИКС и ШОС по формированию бренда мирового уровня и сильной конкурентной позиции по отношению к основным мировым игрокам для обеспечения успешного выхода на высококонкурентный мировой рынок космической информации;
  • получение дополнительного экономического эффекта для каждой из сторон за счёт преимуществ от доступа к интегрированной много спутниковой орбитальной группировке;
  • поощрение создания и развития интегрированных сред хранения и обработки аэрокосмической и наземной информации для инфраструктуры пространственных данных, позволяющих решать задачи мониторинга наземных объектов в интересах социально-экономического развития регионов на основе использования данных спутниковой группировки стран БРИКС и ШОС;
  • создание единой концепции по использованию созданной сети постояннодействующих референцных станций на основе системы ГЛОНАСС/GPS;
  • активизация применения результатов космической деятельности в задачах рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • разработка автоматизированных систем мониторинга экологического состояния региона на основе использования данных дистанционного зондирования Земли;
  • распространение метода лазерного сканирования для сбора пространственной информации об объектах инфраструктуры, создание системы 3D мониторинга. Организация соответствующей международной рабочей группы стран ШОС и БРИКС.

Импортозамещение программного обеспечения

  • развитие IT-сектора импортозамещения в странах БРИКС и ШОС, в том числе, в сочетании с процессами формирования государственно-частных и муниципально-частныхпартнерств, для чего в законодательном порядке предусмотреть включение в состав объектов соглашения о партнерстве объекты IT-инфраструктуры, информационно-логистические комплексы;
  • создание совместных венчурных фондов поддержки IT-стартапов в странах БРИКС и ШОС, формирование института залогового обеспечения инвестиций в инновационные IT-проекты, в том числе, на основе интеллектуальной собственности производителей;
  • поддержка конкурентной среды на отраслевом рынке, включая сферу развития малого и среднего наукоемкого IT-бизнеса;
  • стимулирование разработки локализованного пакета программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд, включающего в себя как основной спектр программ (операционная система, офисные и прикладные программы, визуальная аналитика и др.), так и новые конкурентоспособные программные решения (системы раннего предупреждения, нечеткие контроллеры, интеллектуальные помощники при оказании электронных услуг, эмуляторы квантовых вычислений и др.);
  • совместное создание и развитие центров обработки данных для реализации IT-решений импортозамещения в облачной среде;
  • создание на базе Экспертного центра электронного государства (Россия)центра компетенции по координации процессов импортозамещения в сфере IT в федеральных и региональных органах власти и органах местного самоуправления Российской Федерации;
  • совместная разработка «Дорожной карты» действий в сфере импортозамещения IТ, организация разработки предложений по стандартизации работ, продукции и услуг в сфере импортозамещения, включая ведение соответствующего реестра идей и проектов.

Безопасность в информационном обществе

  • организация постоянного мониторинга мировых тенденций развития современных систем обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы;
  • исследование природы и создание способов борьбы с кибертерроризмом;
  • повышение безопасности систем связи и информационных коммуникаций, в том числе, с применением принципиально новых решений, например, методов квантовой криптографии;
  • организация мониторинга исполнения законодательства стран БРИКС и ШОС о размещении баз данных на технических площадках и в электронных информационных системах, находящихся на соответствующих территориях стран БРИКС и ШОС;
  • уделение особого внимания информационной безопасности мобильных решений;
  • усиление защиты персональных данных, безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе, при предоставлении электронных услуг населению;
  • развитие методов повышения осведомленности населения в вопросах вызовов и угроз информационной безопасности;
  • обеспечение информационной безопасности систем управления критически важными объектами и инфраструктурами, в том числе, с применением ситуационных центров и экспертно-аналитических систем;
  • развитие в странах БРИКС и ШОС производства технических средств, методов и систем для изготовления средств защиты информации с применением прорывных инновационных решений;
  • упреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций с применением специализированных информационно-аналитических систем поддержки решений;
  • нормативное правовое регулирование при реализации концепций по созданию безопасного и умного региона;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в умном регионе стран БРИКС и ШОС на основе конвергентного функционирования применяемых информационных систем и технологий.

Нормативное правовое обеспечение развития информационного общества

  • защита конституционных прав и свобод человека в информационной сфере, прав юридических лиц;
  • обеспечение открытости органов власти и местного самоуправления, гарантирование информационной безопасности человека, общества и государства;
  • содействие развитию системы информационных ресурсов, созданию соответствующей информационной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательской деятельности в информационной сфере;
  • создание правовых условий для эффективной конкуренции на рынке информационных услуг и работ;
  • формирование правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • обеспечение правовой поддержки и защиты национального производителя информационных технологий;
  • дальнейшая гармонизация законодательства стран БРИКС и ШОС в информационной сфере;
  • создание рабочей группы по разработке и продвижению предложений по гармонизации законодательства в информационной сфере стран БРИКС и ШОС.

Территориальная информационная система – основа развития умного и удобного региона

  • комплексный подход к созданию «более умной», «бережливой» IT-инфраструктуры региона с формированием универсальных и стандартных требований к созданию и использованию IT;
  • поддержка инициативы «Социальная помощь рядом» с формированием единой базы данных по гражданам и лицам без гражданства, имеющих и реализующих права на получение мер социальной поддержки, а также механизмов, обеспечивающих сокращение времени на получение социальных услуг с использованием личного кабинета;
  • обеспечение постоянного мониторинга, прогноза и упреждения лесных пожаров средствами территориальной информационной системы;
  • обеспечение геоинформационной поддержки деятельности служб по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  • внедрение систем виртуальной диспетчерской службы регионов и городов, которые позволяют осуществлять сбор информации о качестве коммунальных услуг и поддержку принятия решений по его повышению;
  • разработка и внедрение типовых систем автоматизации в работу управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса;
  • содействие внедрению региональной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством с созданием необходимых условий для организации единого информационного пространства, централизованной базы данных и обеспечением эффективного информационного взаимодействия участников жилищно-коммунальной сферы;
  • развитие информационных систем технологического контроля производства, передачи и потребления энергетических и коммунальных ресурсов;
  • распространение современных энергосберегающих IT-технологий по учету и управлению потреблением ресурсов при строительстве жилья;
  • типизация подходов по совершенствованию механизмов территориального планирования в странах БРИКС и ШОС.

Комплексная система безопасности жизнедеятельности населения- «Безопасный регион»

  • развитие и объединение систем безопасности населения таких как Система-112, система фото-видеофиксации, система мониторинга транспортных средств, комплексная система экстренного оповещения населения, региональная автоматизированная система централизованного оповещения, программно-аппаратный комплекс «Стрелец - Мониторинг», геоинформационная система космического мониторинга, структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений;
  • комплексное решение проблем, связанных с кадровым, финансовым, материальным и техническим обеспечением единых дежурно-диспетчерских служб;
  • постоянное совершенствование организационного, нормативного, регламентного и правового компонента управления безопасностью жизнедеятельности населения, обеспечения общественной безопасности и правопорядка на муниципальном уровне;
  • обеспечение максимально быстрого реагирования органов местного самоуправления на любые виды чрезвычайных ситуаций и происшествий, оперативное привлечение муниципальных, объектовых или других подразделений, расположенных на территориях муниципальных образований и приближенных к месту негативного воздействия уже на начальном этапе развития риска;
  • развитие и внедрение современных технологий виртуального окружения, ситуационной осведомленности, моделирования, коллективного принятия решений, дополненной реальности и др.

Специализированная выставка «Информационные технологии для всех»

  • поддержка развития сотрудничества, в том числе, виртуального, в странах БРИКС и ШОС при подготовке и проведении выставочных мероприятий по тематике IT;
  • развитие практики внедрения в выставочные пространства современных компьютерных и мультимедийных средств демонстрации, обеспечивающих увеличение осведомленности, познавательности и интерактивности музейных экспозиций и выставок.

Принимая во внимание вышесказанное, участники седьмого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС обращаются к правительствам государств, межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, здравоохранения, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям государственного, коммерческого и некоммерческого секторов стран БРИКС и ШОС с призывом:

  1. Подтвердить, что развитие ITв социальной сфере регионов стран БРИКС и ШОС имеет первостепенное значение для благополучия и развития стран, сообществ, экономики, гражданского общества.
  2. Включить развитие IT в сфере образования, здравоохранения, культуры и другой деятельности в социальной сфере в число приоритетных направлений национальных политик стран БРИКС и ШОС.
  3. Всемерно способствовать сохранению языков и развитию языкового разнообразия в киберпространстве на международном и национальном уровне.
  4. Отметить, что в современных условиях IT играют стратегическую и мультиплицирующую роль в обеспечении качества и безопасности жизни населения регионов стран БРИКС и ШОС.
  5. Совместно разработать сбалансированную «дорожную карту» действий в сфере импортозамещения в сфере IT, обеспечить ведение соответствующего реестра идей и проектов.
  6. Обеспечить IT-поддержку проведения институциональных изменений, необходимых для повышения уровня и безопасности жизни, качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
  7. Активизировать процессы гражданского участия, а также совместные исследования в области информационно-аналитических и экспертно-аналитических технологий для повышения качества принятия государственных, региональных и муниципальных управленческих решений.
  8. Обеспечить развитие инвестиционных и инновационных институтов поддержки деятельности регионов стран БРИКС и ШОС, нацеленной на развитие IT во всех сферах, обеспечивающих рост качества социальных услуг, формирование консолидированного мнения по основным направлениям государственной политики в области IT как на национальном, так и межгосударственном уровнях.
  9. Поддерживать в странах БРИКС и ШОС развитие национальных базовых инфраструктур, включая связь, воздушный и наземный транспорт, чтобы современными IT мог воспользоваться любой гражданин, независимо от того, живет он в городе, в деревне или находится в пути.
  10. Содействовать гармонизации законодательства государств-участников БРИКС и ШОС в области информационной безопасности, электронного взаимодействия и электронного документооборота.

Данный документ разработан  совместными усилиями участников  седьмого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

Обновлено: 27.04.2016 20:49