Концепция
ПРОЕКТ
Концепция
IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС
Под эгидой:
Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
Организатор:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа –Югры
Соорганизаторы:
Администрация Томской области;
Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
При поддержке:
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Министерства иностранных дел Российской Федерации;
Министерства культуры Российской Федерации;
Министерства экономического развития Российской Федерации;
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Общие положения
Переход к цифровой экономике в той или иной степени отмечается во всех странах БРИКС и ШОС в различных секторах, таких как образование, энергетика, транспорт, здравоохранение и торговля.
В коммюнике второй встречи министров связи стран БРИКС, состоявшейся 11 ноября 2016 года, выделялись следующие приоритеты развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
· применение высокоскоростного широкополосного доступа (ШПД) в различных сферах жизни;
· эффективное управление радиочастотным спектром для снабжения цифровой экономики и стимулирования роста ШПД для социально-экономического развития;
· новые технологии мобильной связи;
· новые технологии и приложения, использующие «интернет вещей» (IoT) и межмашинное взаимодействие (M2M);
· продвижение системы электронного правительства;
· научные исследования, проектирование, разработка, производство и продвижение высокотехнологичных продуктов;
· необходимость повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области ИКТ;
· государственно-частное партнерство в подготовке квалифицированных специалистов, в том числе молодежи и женщин, для разработки передового оборудования и программного обеспечения;
· развитие контента на местных языках и расширение возможностей цифровых навыков;
· cтимулирование и развитие конкуренции, снижение искусственных барьеров для входа на рынок и укрепление нормативно-правовой связанности национальных законодательств для наращивания потенциала и способностей с целью ускорения диверсификации мирового рынка ИКТ.
Россия является одним из лидирующих государств по использованию ИКТ в рассматриваемых международных организациях. Согласно индексу электронного правительства ООН (оценивается по развитию ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и онлайн-сервисов) в 2016 году позиции участников БРИКС и ШОС распределились следующим образом:
Страна |
Позиция в рейтинге |
Казахстан |
33 |
Россия |
35 |
Бразилия |
51 |
Китай |
63 |
Южная Африка |
76 |
Узбекистан |
80 |
Киргизия |
97 |
Индия |
107 |
Таджикистан |
139 |
В то же время, ориентиром для развития ИКТ в российских отраслях экономики должны служить не столько перечисленные страны, сколько лидеры рейтинга ООН и других. В этих странах программы развития информационных технологий постепенно переформатируются в программы построения цифрового или повсеместного правительства (DigitalGovernment в США, u-Gov - ubiquitousgovernment – в Корее), либо шире – цифровой экономики, интеллектуальной нации (Digitalcitizen в Австралии и Нидерландах, IntelligentNation в Сингаруре и пр.).
Согласно определению Gartner, цифровое правительство – это правительство, создаваемое и действующее с целью использования преимуществ цифровых данных при оптимизации, трансформации и создании государственных услуг. Другими словами, происходит своего рода смена цивилизационной формации (переход от информационного к «разумному» обществу), которую поддерживают новые подпрограммы
e-gov в рамках более масштабных цифровых стратегий.
Эта трансформация обусловлена глобальными технологическими трендами – в первую очередь, цифровизацией на фоне быстро растущего уровня проникновения мобильных устройств и развития интернета вещей (IoT) – т.е. повсеместного доступа к сети. Требования граждан как пользователей мобильных и онлайн-услуг повсеместно повышаются и в отношении госуслуг. Власти стремятся сделать свои сервисы проще и доступнее, активно развивая цифровые каналы их доставки. Помимо ожиданий граждан, к этому их побуждает и сохраняющаяся необходимость минимизации расходов.
Перспективы развития новых цифровых программ в развитых странах связаны сегодня со следующими инициативами и новыми ценностями для пользователя:
− полная миграция на цифровые каналы доставки сервисов (включая мобильные устройства, умные телевизоры и др.) – принцип digitalbydefault;
− обеспечение цифрового равенства;
− повышение качества цифровых сервисов и их упрощение (в том числе упрощение веб-сайтов ведомств и единых порталов госуслуг);
− персонализация предложений;
− развитие цифровых услуг в сфере здравоохранения и образования;
− построение правительства как платформы (для взаимодействия третьих сторон).
Со стороны государства эти ценности подразумевают новые подходы к реализации цифровых программ. Большинство из них построено с учетом усиления роли больших данных (BigData)и возможностей их анализа (например, программа GovernmentBusinessAnalyticsprogramme в Сингапуре). При этом государства сохраняют стремление к сокращению расходов. Ввиду этого в приоритете – открытый и повторно используемый код и данные, совместно используемые системы и ресурсы (подход buildonce, usemanytimes в США, Великобритании или Австралии).
Цифровое правительство ориентировано на данные, а не на документы. Они используются для автоматизации принятия решений, управления рисками, а также позволяют оказывать проактивные услуги. Датацентричный подход обуславливает трансформацию аналитического инструментария, ранее включаемого в программы электронного правительства (ЭП) для поддержки своевременного принятия решений и повышения их эффективности. Теперь речь идет о стратегиях работы с большими данными. Использование решений по работе с большими данными (структурированными и неструктурированными, поступающими из разных источников) позволяет более эффективно принимать решения, быстрее корректировать их и в итоге предлагать гражданам персонализированные сервисы. Эти же решения формируют основу для развития концепций «умных» городов или «умных» предприятий. Данные становятся стратегическим ресурсом правительств, а их анализ – одной из ключевых компетенций.
Так, в США применяют информационноцентричный подход, переходя от управления документами к управлению конкретными данными и контентом, доступным по тэгам. Эти данные должны быть разделяемы, защищены, а также должны представляться в наиболее удобном для пользователя виде и формате.
В качестве примеров работы с данными можно привести следующие:
− Правоохранительные органы используют систему ALPR (автоматическое распознавание номерных знаков). Она сигнализирует, если поблизости есть транспортное средство, находящееся в розыске;
− Полицейские управления используют прогностические технологии, помогающие предсказывать появление «горячих точек» преступности, а также связывать конкретные преступления с конкретными рецидивистами;
− Министерство транспорта использует систему распознавания номерных знаков, а также ПОдля наблюдения за большим потоком людей;
− Правительство США собирает данные о том, как граждане путешествуют на самолете, поезде или автомобиле, чтобы спланировать инвестиции в транспортную инфраструктуру;
− Между агентством по защите окружающей среды и Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов налажен обмен данными о содержании пестицидов и токсичных веществ.
Проактивное персонализированное предоставление электронных услуг – логичный следующий шаг в развитии взаимоотношений государства и граждан. С развитием информационных технологий (ИТ) и возможностей больших данных пользователи интернета и мобильных устройств ждут не только более качественных, но и своевременных, отвечающих их потребностям услуг. Используя собираемые данные, а также ИТ-решения для их анализа, государство сегодня может такие услуги предоставлять. В Корее, например, введено сегментирование граждан по группам – и предоставление услуг будет определяться групповой принадлежностью (студенты, пенсионеры, женщины в декрете и пр.).Великобритания и Австралия развивают персонализацию услуг, например, в здравоохранении.
Портал Сингапура ecitizen.gov имеет множество проактивных сервисов. Например, осуществляются рассылки напоминаний и уведомлений:
− об оплате дорожного налога
− об оплате парковки
− о необходимости обновить паспорт,
− о преступлениях по соседству,
− о результатах экзаменов студентов,
− о состоянии дорожного движения и пробках.
Для обеспечения бесшовной интеграции информационной среды ЭП рассматриваемые страны вводят единые фреймворки – методологии и рекомендации по использованию типовых программных блоков, стандартных интерфейсов, единых форматов данных и моделей обмена ими и т.д. Например, разработанная в США Национальная модель обмена информацией (NIEM) используется для обмена информацией с ведомствами Мексики, Канады и ряда стран ЕС. В Южной Корее есть единый фреймворк – eGoveFrame, рекомендовано использование типовых программных блоков и стандартных интерфейсов. Свой стандарт интероперабельности есть в Нидерландах –DutchInteroperabilityFramework.
В странах, где менее проработаны подобные методологии или пока нет единого национального фреймворка, в этих же целях разрабатываются платформы открытого правительства (Бразилия). Многие страны берут за основу платформу открытого правительства (OPGL), разработанную в США. В Нидерландах есть своя инициатива OpenConnection.
Дополнительно вводятся директивы о приоритетном использовании открытого программного обеспечения (Индия, Бразилия, Корея).
С целью бесшовной интеграции одна из главных задач ведомств в США – структурировать неструктурированный контент с тем, чтобы через открытые API их использовали все желающие (как другие ведомства, так и частный сектор или сами граждане). Сначала была введена политика открытых данных и API для новых правительственных систем, затем появилось требование привести в соответствие и ранее разработанные системы с критически важной и ценной информацией. Каждое ведомство должно определить у себя как минимум две такие системы, где аккумулируются наиболее значимые пользовательские данные – привести эти данные в соответствие с федеральными рекомендациями к мета-данным и опубликовать API. В результате ведомства должны обеспечить появление своих данных в каталоге API на портале Data.gov (в автоматическом режиме).
Как развитые, так и развивающиеся страны занимаются расширением каналов предоставления услуг гражданам. К традиционным каналам предоставления услуг электронного правительства относятся центры обслуживания населения или МФЦ, колл-центры/голосовые порталы, публичные информационные киоски/инфоматы, электронная почта, веб-порталы, СМС и другие сервисы обмена сообщениями, социальные сети, мобильные приложения.
В качестве перспективных каналов в ряде стран рассматриваются или начинают использоваться мобильные порталы, IPTV / умные телевизоры, носимые электронные устройства, автомобильные компьютеры.
В частности, возможности теле-канала для доставки услуг уже используются в Великобритании и Корее.
В Индии для организации точек доступа к госуслугам используется частно-государственное партнерство:
eSeva (ElectronicServiceProject) – система сельских ИТ-центров, которые управляются и развиваются коммерческими подрядчиками. С их помощью граждане могут оплачивать услуги ЖКХ, земельный налог, регистрацию брака и пр.
BangaloreOne (B1) – ГЧП между правительством штата Карнатака и частным консорциумом CMS Computers и RamInformatics. Предоставляет точку доступа (через сеть публичных киосков) к услугам G2B и G2C. С начала проекта в В1 перешли чиновники, ранее отвечавшие за предоставление госуслуг. Оператор получает фиксированную комиссию с каждой транзакции.
Мобильный канал – наиболее приоритетный в настоящий момент для всех цифровых стратегий. Уровень распространения мобильных устройств во всем мире растет, что создает дополнительную возможность по преодолению цифрового неравенства. Так, например, в неоднородно компьютеризованных странах (Индия или Бразилия) в сельской местности мобильный телефон остается практически единственным способом получения госуслуги.
Проблемы международной информационной безопасности, а также задачи обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, составляющей основу функционирования экономик и государственного управления каждой из современных стран, сегодня не могут обойти внимание специалистов профессионального ИТ-сообщества.
Значительная часть объектов экономики, обеспечивающих решение задач в области электроэнергетики, добычи нефти и газа, транспортировки углеводородного сырья, а также другого промышленного и пассажирского транспорта, является потенциально опасными. Связанные с этим угрозы населению и территориям, системам жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры являются существенными факторами риска по отношению к условиям развития экономики, промышленной, технологической и экологической безопасности. Важнейшим для обсуждения на IT-Форуме является то, что данные риски в условиях цифровой экономики становятся идентичными для каждой страны, регулируются законодательством таких стран, как Китай, Индия, Казахстан, многих других и станут предметом активной дискуссии на форуме.
Критически важные риски для экономики и жизнедеятельности граждан в условиях широкого проникновения информационных технологий и развития цифровой экономики находятся и в финансовой сфере. В условиях трансграничного применения мобильных технологий возрастают масштабы компьютерной преступности в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений не имеют границ и могут быть решения только в условиях международной кооперации и сотрудничества.
Учитывая описанные тенденции, в ходе работы по подготовке
IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС предполагается обратить внимание на следующие выводы:
− Стремясь ответить на современные технологические вызовы ряд стран создает центры ИТ-экспертизы. Такие структуры зачастую не зависимы от конкретных ведомств и заняты выработкой стандартов/стратегий (по мобильности, BigData, всеобщему обмену информацией, совместному использованию ИТ-систем, ГЧП), а иногда и непосредственно разработкой программного обеспечения (инсорсинг);
− Регулярно пересматриваются и актуализируются технологические подходы;
− В ведомствах, обладающих наиболее крупными и востребованными базами данных, вводятся позиции «Директор по данным» (и соответствующие подразделения) с целью усиления компетенций, приведения информации и информационных систем в соответствие с перспективными требованиями;
− KPI электронного правительства меняются в соответствии с требованиями современных пользователей (вводятся метрики эффективности госсайтов, свойственные для интернет-сервисов, метрики, характеризующих затраты на оказание госуслуг, проактивность услуг);
− С целью развития ИТ в регионах проводятся регулярные конкурсы решений для «умного города».
Цели и задачи Форума
Цели Форума с учетом международного опыта применения информационных технологий в обществе и государственном управлении звучат следующим образом:
· Оценить меняющиеся тенденции развития информационных технологий для управления государственной деятельностью и различными сферами общественной жизни, для повышения качества жизнедеятельности;
· Сформировать направления взаимодействия между российскими субъектами и регионамистран БРИКС и ШОС для взаимовыгодного сотрудничества, направленного на построение цифровой экономики;
· Подтвердить и укрепить имидж Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как региона, нацеленного на применение цифровых технологий для повышения качества жизни.
Для реализации вышеперечисленных целей будут решены следующие задачи:
· Организация сессий и круглых столов для обсуждения актуальных вопросов, касающихся создания и внедрения цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности;
· Привлечение к участию в дискуссиях экспертов из стран БРИКС и ШОС, а также стран за пределами этих организаций (в т.ч. с невысоким уровнем развития информационных технологий), с целью обмена лучшими практиками;
· Заключение соглашений между российскими и иностранными компаниями (организациями) о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий;
· Демонстрация российским и иностранным специалистам технологического потенциала отечественных разработчиков ИТ-продуктов;
· Демонстрация достижений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в применении цифровых технологий для развития различных областей жизнедеятельности.
Приоритетные тематические направления Форума
1. Международное сотрудничество в сфере ИКТ и развития государственных ИТ-систем
− перспективы общего рынка ИТ-решений и методологий информатизации для стран БРИКС и ШОС, как возможность снижения зависимости от доминирующих поставщиков;
− развитие региональной кластерной политики;
− передовой опыт программ образования в сфере ИТ.
2. От электронного правительства к цифровому правительству
− новый принцип оказания услуг «4Л» (любой гражданин, любое ведомство, любое время, любое место);
− новые способы идентификации;
− перспективы облачной инфраструктуры;
− популяризация электронных госуслуг;
− опыт внедрения цифровых документов в государственном управлении;
− взаимодействие электронных правительств с коммерческими организациями;
− государственно-частное партнерство для развития э-правительства.
3. Импортозамещение информационных технологий
− взаимный приоритет в использовании ИТ-решений стран БРИКС и ШОС (единый реестр ПО, вычислительного и сетевого оборудования;
− государственное регулирование;
− лучшие практики;
− качественные продукты;
− опыт миграции.
4. Совместное использование ИТ-решений в государственных организациях
− как не платить дважды за типовые информационные системы;
− перспективы развития банков совместных решений или сервисов в странах БРИКС и ШОС;
− тиражирование успешных практик;
− координация региональной информатизации.
5. Информационная безопасность
− международное сотрудничество в области информационной безопасности: инициативы государства, общества и бизнеса;
− современное предприятие: информационная безопасность в отраслях ТЭК, промышленности, транспорта;
− информационная безопасность перспективных технологий. Тенденции-2017.
6. Многоязычие в киберпространстве во имя инклюзивного устойчивого развития
− Языковое и культурное разнообразие и проблематика устойчивого развития;
− Многоязычие и политика его поддержания и развития в киберпространстве;
− Многоязычие и качественное образование;
− Киберпространство как среда сохранения языковой и культурной идентичности;
− Русский как язык межнационального и международного общения.
7. Другие направления
− бережливые технологии;
− эпоха ИТ в архивной отрасли: проблемы сохранности и доступности электронных архивных документов;
− применение дистанционных технологий в здравоохранении, носимая электроника и персональные медицинские приборы;
− культура. Экология. Информатизация: движение к устойчивому развитию;
− ИТ в музее: связь культур;
− ИТ в туризме;
− ИТ в образовании.