ПРОЕКТ
Ханты-Мансийск, 30 июня 2018 года

ЮГОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
десятого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

Десятый Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС (далее - Форум) состоялся 5-6 июня 2018 года в г. Ханты-Мансийске. Организатор Форума – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра устойчиво занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по развитию информационного общества, в том числе в сфере использования современных информационных технологий и открытости инновациям. Югра является базовым регионом БРИКС и ШОС по координации усилий, направленных на поиск ответов на глобальные технологические вызовы цифровой экономики.

Основные цели Форума были сформулированы с учетом потребностей международного сотрудничества и требований Декларации третьей встречи министров связи стран БРИКС, состоявшейся 27 июля 2017 года в г. Ханчжоу (Китай). Форум был направлен на содействие установлению равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере информационных технологий с целью ускоренного роста национальных цифровых экономик и их региональных сегментов в условиях укрепления цифровой взаимосвязанности на региональном, национальном и международном уровне.

На десятом Международном IT-Форуме была продолжена заложенная на предыдущих Международных IT-Форумах линия на:

- развитие информационного общества и преодоление цифрового разрыва;

- повышение эффективности государственного управления, включая переход на предоставление государственных услуг в проактивном режиме;  

- повышение качества жизни населения за счет цифровизации социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения);

- защиты законных прав и интересов граждан в сфере информационной безопасности;

- сохранение и упрочение традиционных духовных ценностей и национальной культуры.

IT-Форум был проведен по схеме стратегического конгресса, системно учитывающей динамику цифровизации экономики с выделением наиболее актуальных «точек роста». Данная схема позволила провести взаимоувязанный набор из порядка 30 мероприятий, включая пленарные заседания, стратегические сессии, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, специализированную выставку «Информационные технологии для всех».

Всего в работе IT-Форума приняли участие свыше 3 000 человек, в том числе эксперты из 55 стран мира и 44 российских регионов.

В рамках IT-Форума состоялась II Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум-Югра» и международная конференция «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия» под эгидой ЮНЕСКО. Оба мероприятия были посвящены наиболее актуальным проблемам массовой цифровизации: защите законных прав и интересов граждан и сохранению и упрочению традиционных культурных ценностей. Также на IT-Форуме состоялась встреча экспертов деловых советов стран БРИКС и ШОС «Цифровизация – импульс к развитию сотрудничества бизнеса стран БРИКС и ШОС».

На различных площадках Форума активно обсуждались состояние и перспективы развития сотрудничества стран БРИКС и ШОС в сфере цифровой экономики. Особое внимание было уделено углублению взаимодействия в решении проблем, относящихся к безопасности при использовании информационных технологий, ускоренному развитию базовой информационной инфраструктуры и реализации инновационных проектов, а также переходу к цифровому правительству, формированию «умных городов» и повышению эффективности, качества и расширению предоставления социальных услуг населению за счет информационных технологий.

Представители стран БРИКС и ШОС обменялись опытом и представили лучшие практики цифровой трансформации. Это позволило сформировать консолидированное мнение по эффективной реализации основных направлений государственной политики в сфере перехода к цифровой экономике, в том числе на региональном уровне, а также определить предпосылки для дальнейшего сотрудничества и использования преимуществ стран БРИКС и ШОС для борьбы с монополизмом в сфере информационных технологий.

Решения Форума принимались с учетом ведущих глобальных тенденций развития отрасли информационных технологий и цифровой экономики, а также глобальных вызовов и основных проблем в сфере информационной безопасности.

IT-Форум подтвердил эффективность международного сотрудничества в формате очного диалога экспертов по информационным технологиям. Целый ряд тем, обсуждавшихся на IT-Форуме, включая такие, как цифровизация экономики, машинное обучение, глубокое обучение (deep learning), проблема больших данных (big data), телемедицина, цифровое здравоохранение, искусственный интеллект и методы его применения, будут рассмотрены на саммите БРИКС (Йоханнесбург, 25 – 27 июля 2018 г.).

В целях эффективного решения задач цифровизации экономики и защиты прав и свобод граждан в сфере информационной безопасности участники Форума считают целесообразным сделать следующие акценты.

По всем тематическим направлениям работы Форума:

- По мере того как ускоряются процессы цифровизации, национальные экономики и миллиарды граждан стран БРИКС и ШОС становятся все более зависимы от работы базовых цифровых платформ, и влияние сложившихся монополий многократно усиливается. Поэтому странам БРИКС и ШОС следует продолжить выработку и реализацию национальных стратегий импортозамещения с учетом уже накопленного опыта борьбы с монополизмом в сфере информационных технологий и программного обеспечения. Следует рассмотреть перспективы и возможности конструктивного сотрудничества регионов стран БРИКС и ШОС в сфере разработки альтернативных цифровых платформ как одного из самых эффективных средств противостояния цифровому монополизму.

- В условиях перехода к цифровой экономике правовое обеспечение в сфере информационной безопасности постоянно отстает от развития технологий. В связи с этим необходимо усилить взаимодействие и обмен опытом стран БРИКС и ШОС в сфере разработки и гармонизации современной законодательной базы, направленной на защиту прав и интересов граждан и противостояние экстремизму.

- Следует распространять и применять лучшие практики использования наиболее прорывных информационных технологий (блокчейн, когнитивные технологии, аналитические системы для больших и открытых данных, «интернет вещей», облачные решения) в регионах стран БРИКС и ШОС, в том числе в сфере цифровизации государственного управления и социальной сферы правительства; использовать эти практики при реализации совместных межрегиональных и межнациональных проектов.

- При внедрении информационных технологий странам БРИКС и ШОС следует постоянно учитывать возможные риски и негативные последствия для традиционной культурной и духовной специфики регионов и стран и объединять усилия для предупреждения таких последствий.

По отдельным тематическим направлениям работы Форума:

II Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум-Югра»

Конференция состоялась при поддержке и участии со стороны Государственной Думы ФС Российской Федерации, аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства связи, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также Секретариатов ШОС и ОДКБ.

В работе конференции приняли участие представители Армении, Беларуси, Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая[1], Малайзии, Российской Федерации, ЮАР.

Участники конференции пришли к выводу, что хотя сегодня в странах БРИКС и ШОС уделяется пристальное внимание проблемам обеспечения информационной безопасности государства, общества и граждан, однако в условиях стремительно меняющегося мира цифровых технологий требуется постоянная работа по совершенствованию правовых, организационных и технологических мер обеспечения информационной безопасности. Эта работа должна строиться на основе международного сотрудничества и обмена информацией между заинтересованными странами и специалистами.

Участники конференции выделили еще один аспект, связанный с необходимостью ведения профессионального диалога по проблематике международной информационной безопасности. Это чрезмерная политизация вопросов использования информационных технологий странами Запада, которые, взяв курс на милитаризацию информационного пространства, стремятся легитимизировать на международном уровне проведение наступательных действий с использованием «информационного оружия».

По итогам конференции внесены следующие предложения:

- Продолжить практику проведения ежегодных международных конференций по информационной безопасности в Ханты-Мансийске с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств.

- В целях развития постоянных контактов между специалистами различных стран, публикации и обсуждения информации о событиях в профессиональной сфере, новых подходов и решений, а также для подготовки очередной конференции считать важным дальнейшее поддержание работы Международного Югорского клуба экспертов в сфере информационной безопасности[2].

- Национальному форуму информационной безопасности «Инфофорум» в сотрудничестве с другими заинтересованными организациями поручить осуществлять публикации и вести обсуждение выступлений экспертов, принявших участие в конференции, а также приглашать к работе Международного клуба «Инфофорума»[3] других экспертов, заинтересованных в развитии международного сотрудничества, просить организации и участников форума оказывать содействие в развитии данного информационного ресурса.

- С целью пропаганды результатов мероприятий и подготовки XI Международного IT-Форума в Ханты-Мансийске в 2019 году шире использовать возможности организаций-участников конференций, принимающих участие в организации и проведении других международных совещаний, конференций, симпозиумов, встреч.

- Поддержать приглашение Оргкомитета Национального форума информационной безопасности «Инфофорум» продолжить обсуждение проблем конференции в Шанхае (22-26 октября 2018 г.), и рекомендовать участникам конференции, по возможности, принять участие в ее работе.

Международная конференция «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия»

Организаторами конференции выступили Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его рабочий орган –  Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, а также Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО. Конференция прошла при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Это уже пятое крупное международное мероприятие, организованное Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с ЮНЕСКО.

Участники конференции заявили о приверженности гуманистическим позициям Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», включая принципы социальной справедливости, включенности и недискриминации, баланса прав, возможностей и ответственности.

Участниками конференции были выявлены наиболее острые проблемы социокультурного характера, связанные с начавшейся интеграцией цифровой, физической и биологической среды, такие, как:

- перепроизводство информации, вызывающее ее обесценивание и потерю авторитета профессиональными СМИ; · 

- постепенное отчуждение человека от генерирования смыслов и ценностей и превращение его в функциональный придаток коммуникационных потоков;

- вытеснение автоматизированными «социальными алгоритмами» традиционных культурных регуляторов общественных отношений и процессов;

- размывание границ между реальным миром и цифровым, широкое распространение упрощенных виртуальных имитаций и симулякров;

- расцвет «постправды», когда объективные факты являются менее значимыми для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям, введение в политическую и медийную культуру «фейков», «кликбейтов», «хайпа» и других инструментов формирования «постреальности».

Участники конференции пришли к выводу, что в новых условиях все большее значение приобретает продвижение компетенций (навыков, знаний и установок), объединяемых термином «медийно-информационная грамотность» и обеспечивающих безопасное и ответственное, основанное на критическом мышлении использование цифровых сервисов.

На заключительном пленарном заседании конференции были высказаны следующие рекомендации:

- Государствам-членам ЮНЕСКО совместно с соответствующими международными правительственными и неправительственными организациями, агентствами ООН и иными заинтересованными сторонами следует достичь согласия в деле подготовки Всемирного доклада о социокультурных трансформациях, происходящих в условиях и под влиянием распространения цифровых технологий, с целью последующего мониторинга и формирования картины будущих изменений и направлений развития.

- Все заинтересованные стороны, главным образом правительства, ученые и эксперты из научной и образовательной среды должны всячески способствовать формированию образовательных и просветительских программ, направленных на повышение уровня медийно-информационной грамотности всех слоев населения, и особенно - молодежи.

Встреча экспертов деловых советов стран БРИКС и ШОС «Цифровизация – импульс к развитию сотрудничества бизнеса стран БРИКС и ШОС».

Участники встречи обсудили опыт и текущие тенденции цифровизации экономик стран БРИКС и ШОС, приоритеты сотрудничества в области цифровой экономики, а также расширение трансграничной торговли в условиях развития электронных торговых площадок, и пришли к выводу о необходимости при разработке программ цифровизации на региональном уровне предусматривать меры поддержки технологических предпринимателей, а также прорабатывать инструменты повышения цифровой грамотности населения и бизнеса.

По итогам встречи было предложено:

- Разработать проект совместной образовательной программы подготовки управленческих кадров развития цифровизации экономик БРИКС и ШОС с участием ведущих университетов стран – участников. 

- Создать проект сетевого бизнес-акселератора стран БРИКС и ШОС для создания, прототипирования и масштабирования межстрановых высокотехнологичных проектов интеграционных команд – разработчиков из стран БРИКС ШОС, в том числе с привлечением проектов женского и социального предпринимательства.  

- Подготовить проект создания единой для стран БРИКС и ШОС блокчейн-платформы как торгово-выставочная площадки с модулем крауфандинга для представления и продвижения высокотехнологичных проектов организаций стран БРИКС ШОС. 

- Разработать и внести предложения по гармонизации налогового и таможенного регулирования производства и перемещения между странами БРИКС и ШОС наукоемкого, высокотехнологичного оборудования и сложных вычислительных устройств.

- Разработать и внести предложения по созданию единого для стран БРИКС и ШОС агентства по защите интеллектуальных прав на территории этих стран. Таким образом, появится возможность получить патент с правовой защитой на территории этих стран.

Заседание Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию информационных технологий и цифровой экономики по теме «Цифровая трансформация региона».

На заседании Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию информационных технологий и цифровой экономики обсуждались возможности и перспективы регионального бизнеса и бизнес-объединений в процессе цифровизации региона, роль и задачи региональных и местных властей в цифровой трансформации.

По итогам заседания были подготовлены следующие предложения:

- Формировать экспертные площадки при региональных органах исполнительной власти для регулярного обсуждения проблем цифровой трансформации с руководством региона.

- Создавать при Торгово-промышленных палатах структуры, направленные на информирование, обучение и помощь владельцам и руководителям предприятий в процессе цифровой трансформации.

- Оказывать содействию встраиванию IT-бизнеса в сильные технологические цепочки региона.

Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, учитывая достижения в цифровизации региона, рекомендовано организовать пилот платформы индустриального интернета на базе создаваемого индустриального парка, а также рассмотреть возможность организации регионального центра кибербезопасности.

Были выдвинуты также предложения в адрес Правительства Российской Федерации и АНО «Цифровая экономика», в том числе:

- Для обеспечения российских регионов квалифицированными кадрами поддержать увеличение контрольных цифр приема на IT-направления подготовки в соответствии с перспективными потребностями цифровой экономики, а также увеличить количество часов на изучение информатики в средних общеобразовательных учебных заведениях и учитывать результаты единого государственного экзамена по информатике и ИКТ при поступлении в высшие учебные заведения.

- Оказывать социальную поддержку IT-специалистам при приобретении (аренде) жилья, а также разработать нормативно-правовые акты, предоставляющие льготы IT-компаниям, осуществляющим первичное трудоустройство после получения диплома выпускников.

- Для создания комфортной среды проживания и пребывания в регионе для IT-специалистов внести в трудовое законодательство возможность применения особого режима трудовых контрактов для лиц IT-специальностей, аналогично творческим работникам средств массовой информации, а также упростить нормативно-законодательную базу, связанную с оформлением проведения конференций, семинаров и покрытие затрат на участие в них.

Стратегическая сессия «Смарт сити (умные города)»

В рамках стратегической сессии «Смарт сити (умные города)» были рассмотрены основные принципы использования информационных технологий для повышения безопасности, комфорта и благоустройства городской среды, а также для развития бизнеса.

В сессии принимали участие представители Индии, Китая, Кореи и России.

Участники сессии обсудили концепцию инновационного развития городского пространства с использованием информационно-коммуникационных технологий и решений интернета вещей для контроля за инфраструктурой. Был сделан вывод о том, что управление городской инфраструктурой на базе актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности, синхронизация задач и оперативное реагирование на изменения позволяют подходить к руководству территориями на принципиально новой основе и добиться колоссального синергетического эффекта в повышении качества жизни горожан.

По итогам сессии в качестве пилотных площадок для реализации проекта «Умный город» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре были рекомендованы города Сургут и Ханты-Мансийск. В данных муниципальных образованиях проект будет развиваться не с нуля, а с учетом уже имеющихся реализованных технологий.

Стратегическая сессия: «Информационная инфраструктура цифровой экономики»

Стратегическая сессия «Информационная инфраструктура цифровой экономики» была посвящена развитию современных сетей связи, включая вопросы использования государственно-частного партнерства для создания современной инфраструктуры. Особое внимание было уделено проблеме преодоления технологического цифрового неравенства, оказывающего дополнительное дискриминирующее влияние на качество жизни целого ряда социальных групп. Был сделан вывод о том, что внедрение высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет является приоритетным направлением инфраструктурной стратегии стран БРИКС и ШОС.

Другим важным стратегическим направлением развития инфраструктуры было названо полное покрытие подвижной радиотелефонной связью автомобильных и железных дорог.

По итогам сессии подготовлены следующие рекомендации:

- Региональным органам исполнительной власти включать в региональные программы меры государственной поддержки развития услуг связи в малочисленных и отдаленных населенных пунктах, при этом исходя из того, что для организации доступа в Интернет для удаленных и труднодоступных поселений, в том числе малочисленных, государственная поддержка является эффективной при комплексном субсидировании линии связи до населенного пункта и распределительной сети в многоквартирных домах. Такой подход позволяет минимизировать стоимость и время подключения абонентов.

- Для ускорения развития сетей связи муниципальным органам власти предусматривать ставки по аренде помещений и земельных участков для размещения объектов связи, объектов почтовой связи и подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, аналогично ставкам аренды для социальных объектов.

- В государственном управлении и бизнесе для сохранения технологического суверенитета, сокращения затрат и ликвидации валютных рисков рекомендуется активнее применять национальное телекоммуникационное оборудование и ИТ-решения.

- Органам власти всех уровней и крупному бизнесу рекомендуется осуществлять обмен различными данными и их консолидацию на базе единых цифровых платформ, с возможностью дальнейшего получения качественно новой информации на основе применения систем бизнес-аналитики и BigData.   

- Также рекомендуется региональным органам власти и компаниям шире применять облачные технологии (в частности, виртуальные АТС и интеллектуальное видеонаблюдение) для снижения затрат на связь и информационные технологии, а также для повышения эффективности работы.

- Необходимо наладить тесное взаимодействие операторов связи с исполнительными органами государственной власти/органами местного самоуправления и крупными предприятиями для выявления потребностей в цифровой инфраструктуре проектов типа «Умный город», «Интеллектуальное месторождение», «Цифровой завод» с целью своевременного и инклюзивного планирования сетей 5G (включая Интернет вещей, IoT), которые будут запускаться с 2019-2020 годы.

Панельная дискуссия «Цифровое правительство. Роль регионов в развитии цифровой экономики»

Панельная дискуссия «Цифровое правительство. Роль регионов в развитии цифровой экономики» прошла с участием ведущих российских специалистов по информатизации государственного управления.

Участники дискуссии пришли к следующим выводам:

- Цифровая трансформация на региональном уровне представляет собой неизбежный, комплексный и многогранный процесс. Поэтому проработка сценариев и механизмов стимулирования трансформационных процессов, а также обмен успешным опытом на пути цифровых преобразований и тиражирование этого опыта требует совместных усилий регионов и федеральных регуляторов. С этой целью необходима организация регулярных мероприятий в режиме онлайн и офлайн, в т.ч. в формате краудсорсингов и форсайтов, направленных на сбор идей и лучших практик.

- Применение перспективных сквозных технологий (блокчейн, AI, IoT) требует значительного усиления компетенций в регионах. Вместе с тем, современные технологии способны существенно повысить эффективность деятельности региональных властей.

- Региональные усилия и ресурсы, направленные на цифровизацию, могли бы тратиться более эффективно при большем внимании со стороны федерального центра к качеству проработки вертикально-интегрированных информационных систем.

- Формирование и развитие IT-отрасли – задача, являющаяся актуальной для большинства регионов. Её решение должно способствовать улучшению инвестиционного климата и деятельности, направленной на удержание талантливой молодежи.

- Не менее важной задачей является формирование цифровых компетенций у жителей регионов, для чего требуется скоординированная работа государственных органов, бизнеса и образовательных учреждений.

Панельная дискуссия «Правовое регулирование цифровой экономики»

Панельная дискуссия «Правовое регулирование цифровой экономики» была посвящена подробному анализу того, как выявлять и устранять правовые барьеры для цифровой трансформации и использования прорывных информационных технологий. 

Участники дискуссии пришли к выводу, что национальное информационное законодательство, представляющее собой комплексную межотраслевую систему нормативного правового регулирования всех процессов развития информационного общества, цифровой экономики, обеспечения информационной безопасности, зачастую формируется на основе ситуационного наращивания правовых норм и актов, их непрерывного исправления и дополнения. Поэтому национальное информационное законодательство нуждается в кодификации и стабилизации в формате межведомственного и межсекторного сотрудничества. В связи с этим участники дискуссии указали на разработку Информационного кодекса Российской Федерации как базовой части информационного законодательства и одно из перспективных направлений правовой поддержки и обеспечения развития информационного общества и цифровой экономики.

По итогам дискуссии были сделаны следующие выводы:

- В условиях цифровой экономики происходит формирование новой группы прав человека – цифровых прав. Они включают в себя правомочия, которые ранее не связывались с информационной сферой, но в результате внедрения информационных и коммуникационных технологий стали проявляться в цифровой среде. Также в их число вошел ряд прав первого и второго поколений, таких как право собственности, право на образование, право на судебную защиту и многих других. В настоящее время реализация этих прав обусловлена использованием информации, представленной в цифровой форме. Одновременно происходит развитие и новых цифровых прав, таких как право на забвение, право на идентичность и право на анонимность в сети Интернет, а также прав, в которых выражается возможность участия индивида в информационном обществе, включая право на доступ к сети Интернет. Для обеспечения осуществления и защиты цифровых прав необходимо развитие как правовых, так и иных гарантий прав человека с учетом особенностей цифровой среды.

- Это требует актуализации и гармонизации всего национального законодательства с учетом формирования экосистемы цифровой экономики. Учитывая федеративный характер ряда стран БРИКС и ШОС, необходимо обобщение опыта реализации базовых национальных законов и нормативных правовых актов в информационной сфере с учетом особенностей регионов.

- На региональном и муниципальном уровнях необходимо формирование собственного нормативно-правового и организационно-методического обеспечения развития информационного общества и цифровой экономики с решением таких первоочередных задач, как:

1) Разработка и актуализация стратегических документов по развитию информационного общества и цифровой экономики;

2) Формирование комплексных механизма реализации национальных стратегий и программ развития цифровой экономики;

3) Решение проблем организации и правового обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия, электронного документооборота, электронного архивного хранения;

4) Внедрение на региональном уровне инструментов стимулирования развития цифровой экономики;

5) Решение проблем информационной безопасности и организации мероприятий по профилактике киберпреступности, в том числе в формате формирования культуры информационной безопасности личности с использованием средств информационно-правовой грамотности и медиаобразования;

6) Разработка соответствующих образовательных курсов и организация подготовки и переподготовки кадров в разрезе целевых групп обучающихся, в первую очередь в области информационной, правовой и финансовой грамотности/культуры;

7) Организация информирования о проводимых мероприятиях по правовому обеспечению развития цифровой экономики для целевых аудиторий, в том числе с помощью средств массовой информации и др.

- Регионам следует активно принимать участие в пилотных проектах с организацией «регуляторных песочниц» - экспериментальных зон, где будут тестироваться самые передовые разработки по правовому регулированию.

При этом, признавая особенности взаимоотношений субъектов применения цифровых технологий, обусловленные, в том числе, сложностями определения юрисдикции, необходимо сформировать должные механизмы стимулирования экспериментальных зон к международному правовому (юридическому) взаимодействию и сотрудничеству, направленному на обмен опытом, осуществляемым представителями профессиональных союзов и объединений юристов. Профессиональным объединениям юристов необходимо разработать унифицированные рекомендательные алгоритмы выстраивания международных отношений между участниками экспериментальных зон и представителями иностранных объединений и союзов юристов с промышленниками и предпринимателями.

Во избежание заключения участниками экспериментальных зон дискредитирующих международных соглашений, необходимо приступить к формированию ядра модели профессионального международного сотрудничества с использованием сети центров общественного доступа/публичных центров правовой информации заинтересованных стран-участников Евразийского экономического союза, ШОС и БРИКС в рамках существующих сетевых инициатив.

Круглый стол «Поддержка принятия врачебных решений с использованием телемедицины и искусственного интеллекта»

Круглый стол «Поддержка принятия врачебных решений с использованием телемедицины и искусственного интеллекта» показал, что на сегодняшний день системы поддержки принятия решений на основе «больших данных» и формирование комплексных рекомендаций для медицинского персонала являются наиболее перспективным направлением в развитии автоматизации здравоохранения.

В работе круглого стола приняли участие представители Финляндии, Индии, Российской Федерации и Южной Кореи.

Участники круглого стола пришли к выводу, что накопленные медицинские знания и данные о пациентах позволяют формировать систему индивидуального подхода в лечебном процессе и повысить не только качество медицинских услуг, но и качество жизни пациентов.

По итогам обсуждений подготовлены следующие рекомендации:

- Использовать внедренную в 2017 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре информационную систему поддержки принятия врачебных решений, а также разработать механизм интеграции этой системы с другими медицинскими информационными системами для обеспечения непрерывного применения клинических рекомендаций в ходе лечебного процесса.

- Рекомендовать опыт республики Татарстан в части использования дистанционного мониторинга больных с заболеваниями сердца и последующее использование накапливаемых данных для поддержки врачебных решений при помощи аналитических информационных систем.

Круглый стол «Цифровое образование как основа цифровой экономики»

На круглом столе представителями отечественных и зарубежных высших учебных заведений, а также авторами уникальных методик системного развития детей и инновационных образовательных проектов в сфере IT–технологий совместно с педагогами Югры были обсуждены вопросы перехода к цифровой школе, включая развитие единого информационного пространства образовательных организаций с учетом потребностей в индивидуализации образовательного процесса.

По итогам круглого стола были достигнуты соглашения по реализации с нового 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях автономного округа следующих проектов:

- «Открытая школа 2035» (образовательная платформа) - медиатека интерактивного образовательного контента, позволяющая педагогу вариативно планировать учебный процесс и педагогический сценарий урока.

- «Savekidsplatform» - платформа, направленная на обеспечение безопасности детей в школе и дома, которая позволяет родителям (законным представителям) обеспечивать контроль за информацией в детских смартфонах, автоматизировать правила использования мобильных устройств в школе.

Круглый стол  «Стратегические направления использования новых информационных технологий в сфере культуры»

Эксперты и участники круглого стола «Стратегические направления использования новых информационных технологий в сфере культуры» рассмотрели вопросы влияние культурного пространства регионов стран БРИКС и ШОС на мировое культурное пространство.

Участники круглого стола пришли к выводу, что применение информационных технологий в сфере культуры является необходимым условием для наращивания конкурентных преимуществ учреждений культуры. Для этого требуется непрерывный анализ актуальных IT-тенденций, а также постоянное обновление и внедрение новых видов программного и технического обеспечения в деятельность всех учреждений культуры. При реализации IT-проектов следует руководствоваться принципом тиражируемости для дальнейшего использования платформы проекта в деятельности иных учреждениях культуры.

По итогам круглого стола были подготовлены следующие рекомендации:

- При применении IT-технологий в области сохранения культурного наследия и с целью борьбы с монополизмом в сфере информационных технологий использовать преимущественно национальное программное обеспечение[4].

- Поставить вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров для работы в области применения IT-технологий в сфере культуры.

- Распространить опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по созданию сети Центров удаленного доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки на базе образовательных организаций автономного округа. За основу взять опыт библиотечных комплексов таких городов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как Пыть-Ях и Нефтеюганск.

Круглый стол «Информационные технологии нефте-и газодобычи: цифровое месторождение, настоящее и будущее»

В работе круглого стола приняли участие специалисты нефтегазодобывающих предприятий, IT-компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Участники обсуждения пришли к выводу, что внедрение новейших информационных технологий в нефтегазовом комплексе – это условие выживания отрасли, насущная необходимость, которая может открыть новые перспективы развития экономики. Разработка месторождений тесно связана с непрерывной обработкой больших объемов данных и необходимостью оперативного и своевременного принятия решений. Повышение эффективности и улучшение финансовых показателей нефтегазовой промышленности невозможно без применения современных IT-решений.

В связи с этим было предложено продолжить разработку концепция «умного» (интеллектуального, цифрового) месторождения с учетом опыта крупнейших нефтегазовых компаний стран БРИКС и ШОС.

Принимая во внимание вышесказанное, участники десятого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС обращаются к правительствам государств, межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, здравоохранения, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям государственного, коммерческого и некоммерческого секторов стран БРИКС и ШОС с призывом:

1. Подтвердить, что происходящий в настоящее время переход к цифровой экономике носит революционный характер и требует целенаправленной работы по использованию его преимуществ и купированию возможных негативных социальных последствий.

2. Отметить резкое обострение проблемы информационной безопасности в связи с появлением новейших технологий обработки и хранения информации о гражданах и указать на необходимость активных действий, направленных на защиту законных прав и интересов граждан в складывающихся условиях.

3. Подчеркнуть, что преодоление монополизма в сфере информационных технологий и программного обеспечения продолжает оставаться важнейшей задачей стран БРИКС и ШОС. При этом импортозамещение должно носить сбалансированный характер и гарантировать опережающее устойчивое развитие этих стран.

4. Продолжить деятельность по преодолению информационного неравенства и повышению цифровой компетентности граждан с целью противостояния экстремизму, гибридным информационным войнам и другим отрицательным последствиям массового внедрения интернета и социальных сетей.

5. Продолжить исследования в области создания научно-обоснованных методик и методов по наиболее актуальным направлениям развития отрасли информационных технологий, таких как блокчейн и когнитивные технологии.

6. При использовании наиболее современных IT-решений для развития социальной сферы, т.е. образования, здравоохранения и культуры, уделять особое внимание повышению качества жизни граждан, сохранению духовного наследия и культурных традиций.

7. Внедрять и использовать информационные технологии для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Данный документ был разработан совместными усилиями представителей стран БРИКС и ШОС.

Участники Форума обращаются к предстоящим саммитам стран БРИКС и ШОС с предложением учесть вышеизложенные рекомендации в сфере информационных технологий в решениях саммитов.




[1] Делегация Китайской Народной Республики включала представителей крупнейших ассоциаций, предприятий, научных институтов и государственных структур в сфере информационной безопасности. Это соответствует реализации задач, обозначенных в межправительственном соглашении «О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности» от 8 мая 2015 г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.


[2] Образован по решению I Международной конференции по информационной безопасности «Инфофорум-Югра» (Ханты-Мансийск, 7 июня 2017 г.).


[3] Представлено в интернет-пространстве по адресу: www.blog.infoform.ru.


[4] В частности, культурным учреждениям Российской Федерации использовать в своей работе платформу Artefact, созданную ГИВЦ Минкультуры РФ для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности.



Опубликовано: 29.01.2018 13:24 Обновлено: 11.07.2018 16:48