Концепция

Под эгидой:

Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Организаторы:

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Администрация Томской области;

Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Администрация города Ханты-Мансийска;

Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий

При поддержке:

Министерства иностранных дел Российской Федерации;

Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерства культуры Российской Федерации;

Министерства экономического развития Российской Федерации;

Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Общие положения

Мировая экономика меняется и становится цифровой. Отрасли, в которые приходят новые технологии, показывают высокие темпы роста. Вместе с тем, трансформация традиционных отраслей под влиянием цифровых технологий развивает взаимные связи между бизнесом, государством и гражданами.

По мере того как ускоряются процессы цифровизации, национальные экономики и миллиарды граждан стран БРИКС становятся все более зависимы от работы базовых цифровых платформ, и сила сложившихся монополий будет многократно усиливаться по мере ускорения процессов цифровой трансформации традиционных отраслей экономики, отмечают в Минкомсвязи РФ. Поэтому нужна совместная поддержка разработки альтернативных цифровых платформ.

В декларации третьей встречи министров связи стран БРИКС, состоявшейся 27 июля 2017 года в г. Ханчжоу (Китай), было уделено внимание следующим приоритетам развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

·        укрепление цифровой взаимосвязанности на национальном и международном уровне и содействие установлению равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере ИКТ;

·        расширение использования ИКТ и содействие ускоренному росту цифровых экономик по всему миру;

·        создание передовых сетей международной связи и инфраструктуры ИКТ, обладающих высокой пропускной способностью;

·        сокращение затрат на международную связь в интересах всех граждан стран БРИКС;

·        совершенствование универсальных услуг электросвязи и преодоление цифрового разрыва;

·        оказания поддержки предприятиям, отраслевым ассоциациям, университетам и научно-исследовательским институтам для реализации совместных проектов в таких областях, как интернет вещей (IoT), облачные вычисления, большие данные, аналитика данных, нанотехнологии, технологии подвижной связи пятого поколения (5G) и др.;

·        увеличение инвестиций в исследования и разработки в области ИКТ, придание динамики инновациям в производство товаров и услуг;

·        расширение возможностей участия общества в управлении и ускорении диверсифицированного развития мирового рынка программного обеспечения и ИТ-оборудования;

·        создание деловых и отраслевых ассоциаций для выстраивания сети партнерских отношений между предприятиями БРИКС;

·        фундаментальное использование дополнительных восходящих и нисходящих линий в цепочке создания стоимости в отрасли ИКТ и создание отраслевых экосистем;

·        содействие созданию партнерств с целью разработки инновационных решений следующего поколения в таких областях, как «умные» города, здравоохранение, устройства с низким энергопотреблением и т.д.;

·        содействие углубленной интеграции ИКТ с развитием такой ключевой области, как «умное» производство;

·        повышение эффективности, качества и расширение предоставления социальных услуг населению за счет ИКТ;

·        расширение доступа к образовательным и медицинским услугам за счет ускоренного внедрения инновационных применений в «умных» городах, «умном» здравоохранении, «умном» уходе за людьми преклонного возраста;

·        расширение поддержки инноваций, улучшение защиты интеллектуальной собственности, создание среды, поощряющей инновационное развитие;

·        углубление сотрудничества страны-членов БРИКС в решении проблем, относящихся к безопасности при использовании ИКТ;

·        способствование созданию международной системы управления использованием интернета;

·        создание фокус-группы по учреждению Института БРИКС по изучению «сетей будущего».

Для оценки готовности государств к переходу к цифровой экономике Всемирный экономический форум (ВЭФ) предлагает использовать международный индекс сетевой готовности, последняя версия которого была опубликована в 2016 году. Индекс оценивает использование странами цифровых технологий и факторы, оказывающие влияние на развитие цифровой экономики.

Россия в этом рейтинге расположилась на 41-й позиции. Среди стран БРИКС и ШОС, присутствующих в индексе, выше расположен только Казахстан (39 место).

Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index)


Страна

Позиция в индексе

Значение

Казахстан

39

4,6

Россия

41

4,5

Китай

59

4,2

Южная Африка

65

4,2

Бразилия

72

4,0

Индия

91

3,8

Киргизия

95

3,7

Пакистан

110

3,4

Таджикистан

114

3,3

Узбекистан

н/д

н/д


К сожалению, отрыв от лидеров индекса пока существенен. Первая пятерка – Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия и США – имеют показатели 5,8-6,0. Отставание объясняется в том числе и слабой нормативно-правовой базой.

В рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий ICT Development Index 2017 (IDI 2017), который составляется Международным союзом электросвязи (МСЭ), Россия опустилась на
45 место, несмотря на улучшение значения своего индекса. Значение IDI является средним арифметическим трех подиндексов. Первый характеризует доступ населения к ИКТ, второй – их использование,   третий – практические навыки работы с ИКТ.

Показатель России составляет 7,07, тогда как индексы
стран-лидеров – Исландии, Кореи, Швейцарии, Дании и Великобритании – находятся в диапазоне от 8,98 до 8,65. Что касается стран участников БРИКС и ШОС, то их показатели ниже российских.

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index)


Страна

Позиция в индексе

Значение

Россия

45

7,07

Казахстан

52

6,79

Бразилия

66

6,12

Китай

80

5,6

Южная Африка

92

4,96

Узбекистан

95

4,9

Киргизия

109

4,37

Индия

134

3,03

Пакистан

148

2,42

Таджикистан

н/д

н/д


Однако, стоит заметить, что индекс не учитывает географические и демографические особенности стран, которые затрудняют развитие ИКТ.

Таким образом, для достижения новых результатов, странам БРИКС и ШОС требуется работа над преодолением цифрового разрыва, увеличение инвестиций для развития инфраструктуры и улучшения качества услуг с тем, чтобы современные информационно-коммуникационные технологии стали доступны всем людям.

К примеру, Великобритания – один из лидеров индекса IDI, планирует запустить национальный проект обеспечения интернет-доступом на скорости от 10 Мбит/с. Ожидается, что к 2020 году домохозяйства и предприятия по всей стране будут иметь законное право на высокоскоростную широкополосную сеть. При этом, интернет-провайдеров планируется юридически обязать предоставлять высокоскоростную сеть любому, кто ее запросит, независимо от местоположения.

Европейский союз (ЕС) планирует до 2020 года запустить не менее 5 тыс. бесплатных точек доступа Wi-Fi. Соответствующая программа была принята Европарламентом в сентябре 2017 года. Проект оценивается в €120 млн. По мнению представителей министерства экономики Германии, открытый и бесплатный интернет нужен для успешного развития цифрового общества.

В России согласно ключевым показателям программы «Цифровая экономика» в 2024 году 97% домохозяйств должны иметь широкополосный доступ в интернет на скорости не менее 100 Мбит/с.

Вместе с тем, важность современных технологий в трансформации социальных, экономических и отраслевых областей и в наращивании национального потенциала ИКТ требует совместных усилий для их развития. Сотрудничество в инновационных проектах в таких сферах как интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, биометрия, дополненная реальность, роботизация и другие, а также ускоренное развитие базовых технологий может дать дополнительный толчок в цифровом преобразовании экономик стран БРИКС и ШОС.

Ожидается, что к 2020 году у 60% предприятий будут выработаны стратегии перехода к цифровой экономике, которые будут претворяться в жизнь. К 2019 году 40% проектов, связанных с цифровой трансформацией, будут предусматривать использование сервисов на основе искусственного интеллекта (ИИ), а к 2021-му году элементы ИИ будут применяться в 75% коммерческих приложений для предприятий.

Не менее четверти компаний из рейтинга Global 2000 к 2021 году будут широко использовать сервисы блокчейна для повышения доверия к цифровым технологиям. А уже к 2020 году 25% ведущих мировых банков, почти 30% производителей и ритейлеров и 20% медицинских организаций будут применять блокчейн в своей деятельности.

Технологии распределенный реестров находят применение в самых разнообразных отраслях. К примеру, существующие централизованные многоуровневые энергетические системы сложны и затратны, тогда как блокчейн может упростить взаимодействие, соединяя напрямую производителей и потребителей энергии (в первую очередь электроэнергии). Это особенно актуально для энергосистем, в которых действуют так называемые просьюмеры, выступающие одновременно и потребителями, и производителями энергии.

Примером может служить проект Brooklyn Microgrid американской компании TransActiveGrid. Суть его заключается в следующем. Микросеть, оснащенная системой хранения энергии с использованием аккумуляторных батарей, позволяет домохозяйствам, как использующим, так и не использующим солнечные панели, торговать электроэнергией с соседями. Первые операции купли-продажи электроэнергии в Brooklyn Microgrid были совершены в апреле 2016 года. Схожий проект запустила в Нидерландах компания Oneup.

По данным консалтинговой компании Indigo Advisory, общее количество случаев применения блокчейн-технологий в энергетике уже превысило 100. Основная их часть приходится на Европу, а более конкретно – на Германию. В 2017 году RWE и E.ON вместе с другими европейскими концернами организовали блокчейн-проект Enerchain по онлайн-торговле на оптовом рынке электроэнергии и газа в Европе.

Дополнительные выгоды от использования блокчейна могут быть и в сфере торговли. Так, производители продуктов питания и бытовых товаров, среди которых Unilever, Mars, Valio и Reckitt Benckiser, договорились с компанией INS о запуске пилотных продаж через новую цифровую блокчейн-платформу. Ожидается, что это позволит покупателям заказывать продукты напрямую у производителей, что в конечном итоге позволит сэкономить до 30% от стоимости товаров.

Применение блокчейн в медицине нашла российская компания Doctor Smart. Она представила платформу удаленных консультаций в сфере здравоохранения, в которой используются технологии блокчейна и искусственного интеллекта. Разработчики внедрили в платформу автоматизированную систему проверки назначенных лекарств и рекомендаций специалистов, построенную с применением технологий искусственного интеллекта. Система позволяет контролировать правильность интерпретации результатов анализов, постановки диагнозов и вынесения рекомендаций пользователям сервиса. По мнению создателей решения, блокчейн позволит клиентам быть уверенными в качестве получаемой услуги.

Новые технологии приходят и в государственное здравоохранение. К примеру, российский Минздрав предлагает создать систему поддержки принятия врачебных решений с использованием элементов искусственного интеллекта. Такая система может помочь поставить более точный диагноз. Первые тесты ожидаются в 2018 году. Начать проект планируется с онкологии и неонатологии.

Одной из главных задач для цифровых преобразований и развития цифровой экономики в целом для любого государства является подготовка квалифицированных кадров. Без всяких сомнений требуется увеличение инвестиций в человеческое развитие, необходимы серьезные преобразования в подготовке специалистов.

При этом, навыки работы с цифровыми технологиями нужно прививать с детства. В России для этого будет запущен проект «Цифровая школа». Он будет направлен на формирование у школьников навыков в цифровом мире, обучение обработке и анализу данных, элементам программирования и, умению создавать цифровые проекты для будущей профессии.

Для людей, уже имеющих квалификацию, нужна система переподготовки для работы в цифровой экономике. Такое направление, в частности, будет развиваться в России. Государство готово вкладывать средства в переподготовку населения. И как ожидается, более миллиона человек ежегодно смогут бесплатно получить доступ к онлайн-программам второго высшего образования.

Учитывая описанные тенденции, в ходе работы по подготовке
X Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС предполагается обратить внимание на следующие выводы:

·        Новые результаты требуют серьезной подготовки. Для их достижения требуется работа над преодолением цифрового разрыва, увеличение инвестиций в инфраструктуру, чтобы современные информационно-коммуникационные технологии стали доступны как можно большему числу людей.

·        Современные технологии могут принести больший эффект в случае объединения усилий, навыков и опыта. Совместные инновационные проекты дадут дополнительный толчок в цифровом преобразовании экономик стран БРИКС и ШОС.

·        Нельзя недооценивать стремительное развитие технологии блокчейн и связанных с ней проектов. Экономический эффект, который может быть получен в результате применения технологии распределенных реестров, реален и подтверждается мировым опытом.

·        В условиях всеобщей цифровизации одним из главных требований становится подготовка квалифицированных специалистов и обучение цифровым навыкам населения.

Цели и задачи Форума

Цели Форума с учетом международного опыта применения информационных технологий в обществе и государственном управлении звучат следующим образом:

·        Оценить возможности применения новых информационных технологий в государственном управлении и бизнесе (B2B и B2G), а также в общественных отношениях;

·        Определить наиболее перспективные направления взаимодействия российских регионов и стран БРИКС и ШОС в рамках цифровых преобразований и актуальных технологических изменений;

·        Укрепить позиции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в качестве лидирующего региона в сфере использования современных информационных технологий и открытости инновациям.

Для реализации вышеперечисленных целей будут решены следующие задачи:

·        Организация сессий и круглых столов для обсуждения актуальных вопросов, касающихся создания и внедрения цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности (в первую очередь, в сегментах B2B и B2G);

·        Привлечение к участию в дискуссиях экспертов из стран БРИКС и ШОС, а также стран за пределами этих организаций (в т.ч. с невысоким уровнем развития информационных технологий), с целью обмена лучшими практиками;

·        Заключение соглашений между российскими и иностранными компаниями (организациями) о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий;

·        Демонстрация российским и иностранным специалистам технологического потенциала отечественных разработчиков ИТ-продуктов;

·        Демонстрация достижений Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры в применении цифровых технологий для развития различных областей жизнедеятельности.

Приоритетные тематические направления Форума

1.            Цифровизация – импульс к развитию сотрудничества бизнеса стран БРИКС и ШОС

­      опыт стран БРИКС и ШОС по продвижению проектов в области информационных и коммуникационных технологий, инфраструктуры, энергетики, промышленности, в условиях цифровизации экономики;

­      ключевые проблемы бизнеса стран БРИКС и ШОС в области реализации совместных проектов;

­      лучшие практики реализации международных проектов в регионах РФ;

­      взаимная интеграция стран БРИКС и ШОС в условиях развития электронных торговых площадок;

­      новые технологические решения для выхода на рынки государств БРИКС и ШОС.

2.            Системное развитие и управления изменениями в цифровой экономике

­      развитие и внедрение новых технологий в цифровую экономику: блокчейн, искусственный интеллект, «интернет вещей» и др.;

­      компетенции российских компаний в сфере развития инновационных технологий;

­      формирование механизмов управления изменениями и компетенциями в области регулирования цифровой экономики;

­      правовое регулирование цифровой экономики;

­      проблемы и перспективы импортозамещения;

­      применение наукоемких технологий для повышения конкурентоспособности российской экономики;

3.            Формирование и продвижение совместных проектных инициатив на пространстве БРИКС и ШОС

­      факторы роста экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между странами БРИКС и ШОС (направления развития делового взаимодействия между регионами стран БРИКС и ШОС);

­      инвестиционное партнерство для модернизации экономической системы стран БРИКС и ШОС;

­      создание информационного поля для содействия реализации совместных проектов;

­      практика взаимодействия региональных институтов развития стран БРИКС и ШОС и институтов развития бизнеса.

4.            Цифровое правительство

­      формирования единой цифровой среды доверия: проблемы идентификации и аутентификации;

­      формирование сферы электронного гражданского оборота;

­      правовые ограничения для сбора и обработки данных;

­      популяризация электронных госуслуг;

­      централизация информационных ресурсов;

­      изменения нормативно-правовой базы.

5.            Информационная инфраструктура цифровой экономики

­      развитие современных сетей связи: новые технологии, проблемы и перспективы;

­      цифровое неравенство: вопросы обеспечения качественными услугами связи отдаленных районов;

­      интернет для образования, здравоохранения и госучреждений;

­      отечественные решения в сфере телекоммуникаций;

­      государственно-частное партнерство для развития информационной инфраструктуры;

­      услуги ЦОД для госсектора;

­      перспективы «интернета вещей»;

­      от «умного города» к «умной стране»: практика, технологии, перспективы.

6.            Информационная безопасность

­      проблемы международной информационной безопасности;

­      «независимый интернет» для стран БРИКС

­      международное сотрудничество в области информационной безопасности: инициативы государства, общества и бизнеса;

­      актуальные угрозы: методы защиты и предупреждения;

­      особенности обеспечения информационной безопасности в госсекторе, в частности, при предоставлении госуслуг;

­      информационная безопасность в различных отраслях экономики (финансы, промышленность, транспорт и др.);

­      перспективные технологии информационной безопасности и особенности защиты с учетом новых технологических трендов (блокчейн, искусственный интеллект);

­      защита критической инфраструктуры;

­      центры ГосСОПКА;

­      развитие культуры информационной безопасности среди граждан;

­      «Безопасный город»: опыт реализованных проектов, перспективы развития.

7.            Информационные технологии в медицине

­      электронный медицинский документооборот: особенности внедрения, зарубежный опыт;

­      технологии телемедицины (врач-пациент): российские перспективы и зарубежный опыт;

­      цифровая экономика в здравоохранении;

­      новые технологии в медицине: искусственный интеллект, анализ больших данных, блокчейн.

8.            Цифровое образование как основа цифровой экономики

­      цифровая школа: формирование навыков для развития в цифровом мире;

­      ключевые кадры: особенности подготовки ИТ-специалистов в новых условиях;

­      цифровая переподготовка: повышение квалификации для работы в цифровой экономике;

­      новые технологии учебного процесса.

9.            Информационные технологии в культурной сфере

­      международное взаимодействие со странами БРИКС и ШОС в сфере сохранения и защиты культурного наследия посредством цифровых технологий;

­      обмен опытом со странами БРИКС и ШОС по оцифровке культурного наследия;

­      Президентская библиотека как источник национального цифрового наследия России (Реализация проекта «Президентская библиотека в Югре»);

­      электронные библиотеки как объекты цифрового культурного наследия.

10.       Правовые проблемы формирования российской экосистемы цифровой экономики

−              правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия;

−              правовые условия для формирования сферы электронного гражданского оборота;

−              правовые условия для сбора, хранения и обработки данных;

−              правовые условия для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности в условиях цифровой экономики;

−              правовые условия для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;

−              правовые условия для стимулирования развития цифровой экономики;

−              Комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации;

−              правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата;

−              правовые условия для внедрения новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации;

−              создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;

−              гармонизация законодательства в странах ЕАЭС.

11.       Информационные технологии нефте- и газодобычи: цифровое месторождение, настоящее и будущее

­      внедрение цифровых технологий на месторождениях: опыт и перспективы;

­      цифровизация скважин и месторождений;

­      интеллектуализация процессов разведки, добычи и транспорта;

­      информационно-коммуникационные системы в недропользовании.

­      перспективные технологии для нефтяной и газовой промышленности

12.       Информационная среда в информационном обществе (под эгидой ЮНЕСКО)

­      кардинальные изменения информационной среды в информационном обществе;

­      новые виды и формы коммуникации (общения): влияние цифровой среды;

­      распознавание и противодействие манипуляциям и фейковым новостям, языку ненависти, троллингу и т.п.;

­      медийно-информационная грамотность и формирование цифровых навыков у населения;

­      сохранение языков и развитие многоязычия в киберпространстве: международная и национальная политика;

­      продвижение чтения на бумаге и с экрана как основной способ сохранения языка и письменной культуры;

­      четвертая технологическая революция, искусственный интеллект, нейронные сети, большие данные;

­      социокультурные трансформации: влияние новых технологий (тотальный контроль, утрата приватности, атомизация общества, сокращение плюрализма, персонализация потребляемого контента и т.д.);

­      проблемы сохранения электронной информации.

Организация привлечения докладчиков, модераторов, участников Форума

Для выступлений по тематическим направлениям в качестве докладчиков должны быть приглашены профильные руководители Администрации Президента Российской Федерации, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и его заместители, а также директора департаментов (развития электронного правительства, проектов по информатизации, развития высоких технологий, инфраструктурных проектов), заместитель министра экономического развития Российской Федерации, отвечающий (в том числе) за качество оказания государственных услуг, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ, президент и вице-президенты ПАО «Ростелеком», руководители АНО «Цифровая экономика» и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Из иностранных спикеров должны быть приглашены министр и телекоммуникаций и информационных технологий Республики Индии, министр промышленности и информатизации Китайской Народной Республики, министр по науке, технологиям, инновациям и коммуникациям Федеративной Республики Бразилии, министр Южно-Африканской Республики, руководитель Национального центра информатики (NIC) Республики Индии, руководитель Администрации ресурсов IT (SISP) Федеративной Республики Бразилии, президент и ответственный за IT-проекты вице-президент компании China Telecom (Китай), президент и вице-президент компании SERPRO (Бразилия), министр информации и коммуникаций Республики Казахстан, министр транспорта и коммуникаций Республики Таджикистан, представители дипломатического корпуса стран БРИКС, ШОС, африканских государств, председатель Государственного комитета информационных технологий и связей Кыргызской Республики, министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, президент Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» (Казахстан), руководители Агентства развития ИКТ (IDA, Сингапур), Комитета по управлению госуслугами (SeGMC, Нидерланды), Национального агентства развития инфообщества (NIA, Корея).

Для обсуждения тем, связанных с региональной и городской информатизацией, на Форум должны быть приглашены министры и руководители IT-департаментов следующих городов и регионов: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская область, Новосибирская область, Ярославская область, Челябинская область, Тюменская область, Астана, Душанбе, Бишкек, Ташкент, Рио-де-Жанейро, Йоханнесбург, Пекин, Дели, Сеул, Стокгольм, Берлин, Таллин, Гонконг, Барселона, Брюссель, Вена.

Для обсуждения приоритетных технологических направлений и отраслевых задач к участию в Форуме могут быть приглашены эксперты российских и иностранных ИТ-компаний и профильных ведомств.

В качестве модераторов необходимо пригласить к участию в Форуме экспертов государственных и научных организаций («Высшая школа экономики», «Институт развития информационного общества» и т.п.), профессиональных сообществ (АРПП «Отечественный софт» и т.п.), а также профильных агентств – организаторов конференций по тематическим направлениям (TAdviser и т.д.).

Ожидаемые результаты Форума

В результате проведения Форума ожидается получение следующих результатов:

·        Дана оценка возможности применения новых информационных технологий в государственном управлении, бизнесе и обществе. Намечены конкретные проекты реализации информационных систем в бизнесе и госуправлении (B2B и B2G), которые позволят на практике запустить процессы цифровизации в различных отраслях и обеспечить рост эффективности жизнедеятельности.

·        Гостям форума из стран БРИКС и ШОС продемонстрированы российские примеры применения информационных технологий в государстве и бизнесе. Заложены основы для экспорта отечественных решений, что в конечном счете окажет значительное позитивное влияние на диверсификацию экономики страны, рост авторитета отечественных компаний-разработчиков на мировой арене и увеличение их конкурентоспособности.

·        Определены наиболее перспективные направления взаимодействия российских регионов и стран БРИКС и ШОС в рамках цифровых преобразований и актуальных технологических изменений. Намечены конкретные проекты, направленные на цифровую интеграцию и построение общих цифровых платформ с целью создания единого цифрового пространства стран БРИКС и ШОС.

·        Укреплено позиционирование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в качестве лидирующего региона в сфере использования современных информационных технологий и открытости инновациям. Выявлены успешные практики цифровизации регионов России и стран БРИКС и ШОС, что позволяет применить их в интересах жителей округа для дальнейшего повышения качества жизни и эффективности деятельности органов власти.