Цифровая экономика невозможна без цифрового образования

6 июня 2018

Цифровая экономика невозможна без цифрового образования

Цифровая трансформация коснулась всех без исключения отраслей экономики и социальной сферы.

В условиях, когда каждое государство решает задачу быстрой и массовой подготовки детей и взрослых к жизни в новых реалиях, обеспечения равных возможностей для развития каждого, цифровые технологии начинают все активнее использоваться и в образовании.

О том, как цифровое образование может помочь реализовать потенциал человеческого капитала с тем, чтобы дать новый импульс развитию, рассказали эксперты в рамках круглого стола «Цифровое образование как основа цифровой экономики» на десятом юбилейном Международном IT-Форуме в Ханты-Мансийске.

«Россия по потенциалу человеческого капитала занимает четвертое место в мире. Но эффект от использования этого потенциала не столь велик как нам хотелось бы. Одним из инструментов реализации этого образовательного потенциала, возможно, станет в ближайшее время цифровая составляющая нашей экономики. И одним из главных элементов всего проекта цифровой экономики является образование», – отметил во вступительном слове профессор Российского университета дружбы народов Юрий Мосейкин.

По мнению главного научного сотрудника «Института информатизации образования» Российской академии образования Александра Морозова, никакой цифровой экономики не будет, если не будут подготовлены кадры, которые смогут выдвигать ее на передовые рубежи. По его словам одним из главных трендов цифрового образования является образование взрослых, где как раз прослеживается самая большая зона отставания.

«В данный момент в России учится 15% взрослого населения, тогда как в Швеции их число составляет 62%. В Германии – 42%, а в целом в странах-лидерах эта цифра равна примерно 40-50%», – рассказал в своем докладе эксперт.

По сравнению с другими мировыми образовательными системами, которые сопротивляются внедрению новых технологий, Россия по дистанционным курсам не сильно отстает и занимает примерно 5-7 % от международного рынка.

«По оценкам экспертов, уже через несколько лет искусственный интеллект в образовании станет реальностью, полностью вытеснит бумажные учебники и «сломает» всю методику общеобразовательной школы, которая представляет собой принудительное освоение материала учеником», – отметил Александр Морозов.

По его словам, через 5-7 лет учитель не будет знать, выполнил задачу ученик сам или его смартфон, который может решить задачу, написать эссе или сочинение.

«Главный результат таких технологический шагов – качественное изменение квалификации и положения учителя, которому больше не нужно тратить время на изложение материала, проверку знаний, но который теперь должен: обладать широкой образованностью, проектным мышлением, уметь организовывать дискуссию, выступать «персональным консультантом», – резюмировал эксперт.

В свою очередь управляющий директор Израильской Высшей школы информационных технологий и безопасности «HackerU» Олеся Горьковая рассказала участникам круглого стола о важности масштабирования международного образовательного опыта для подготовки эффективных кадров в период цифровой трансформации.

«Цифровая экономика – это умное производство, глубокая автоматизация промышленности, производства, это внедрение пользовательских технологий, а значит проникновение интернета в быт еще глубже, чем есть сейчас. Стремительная цифровизация, которую мы сейчас наблюдаем, требует от пользователей более высокого уровня понимания и осведомленности», – рассказала Олеся Горьковая.

По ее словам, мир стоит на пороге новой, четвертой промышленной революции «Индустрия 4.0», которая приведет к полной автоматизации большинства производственных процессов, и, как следствие, увеличению производительности труда, экономического роста и конкурентоспособности ее стран-лидеров.

«IT в крупном его понимании отвоевывает все больше и больше аналоговых профессий, больше погружается в такие направления подготовки кадров как финансы и кредит. Это в свою очередь несет определенные требования в системе образования и диктует определенные вызовы для бизнеса», – отметила эксперт.

Она добавила, что на сегодняшний день IT-специалист – самый высокооплачиваемый специалист на рынке труда.

«Востребованность их растет. Предприятия готовы забирать IT-специалистов с университетской скамьи, а иногда даже раньше, потому что им нужно выполнять свои стратегические задачи, развивать свой бизнес. Бизнес бежит вперед по отношению к образованию лет так на пять. И тот дефицит кадров в отрасли, а сегодня в России не хватает 200 тысяч IT-специалистов, он растет», – отметила Олеся Горьковая.

При этом вузов-лидеров по подготовке IT-специалистов в России на самом деле не много. Это чуть больше 20 учебных заведений, которые имеют стабильную историю в производстве кадров. И для решения проблемы с дефицитом кадров возникают центры дополнительного образования как «HackerU». Это Высшая школа информационных технологий и безопасности. Является ведущим центром подготовки IT-специалистов в Израиле и 7 странах мира с более чем 20-летней историей. Школа консультирует крупные корпорации и правительства, сотрудничает с более чем 1400 IТ-компаниями по всему миру и готовит тысячи высококвалифицированных IT-специалистов в год.

«Нужно не забывать, что мы с вами работает с поколением Z. У них абсолютно другие триггеры. Это ведет к тому, что содержание обучения тоже должно быть адаптировано под их модель поведения, под их требования, методы работы с данными и информацией. И самое главное – айтишки, инфобезопасники, киберагрономы и прочие профессии, которые нас ждут в ближайшем бедующем, ни в коем случае не вытеснят роль человека», – резюмировала Олеся Горьковая.

Фотоальбом

Возврат к списку