ЮГОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

одиннадцатого Международного IT-Форума
с участием стран БРИКС и ШОС

Одиннадцатый Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС (далее - Форум) состоялся 10-11 июня 2019 года в г. Ханты-Мансийске. Организатор Форума – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра устойчиво занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по развитию цифровой экономики. Югра является базовым регионом БРИКС и ШОС по координации усилий, направленных на поиск ответов на глобальные технологические вызовы нашей эпохи, а Форум – универсальной площадкой для знакомства с международной практикой, понимания федеральных инициатив и выработки комплекса мер по решению задач на региональном уровне.

Основные цели Форума были сформулированы с учетом потребностей международного сотрудничества и требований Йоханнесбургской декларации Десятого саммита БРИКС (25-27 июля 2018 г.) и Дурбанской декларации по итогам Четвертой встречи министров связи стран БРИКС от 25 сентября 2018 г., а также с учетом положений Циндаоской декларации Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (9-10 июня 2018 г.).

В Декларации Десятого саммита БРИКС особое внимание обращено на необходимость совместной работы в целях обеспечения безопасного, открытого, мирного, совместного и упорядоченного использования информационно-коммуникативных технологий. Была подчеркнута значимость сотрудничества БРИКС в области науки, техники, инноваций и предпринимательства для устойчивого развития и укрепления инклюзивного роста. Также указано на необходимость разработки эффективных стратегий с целью сокращения цифрового разрыва, в том числе посредством оказания поддержки людям в сфере обучения и через применение новых технологий [раздел IV, пп. 57 - 60].

В развитие этих положений участники Четвертой встречи министров связи стран БРИКС договорились о дальнейшем взаимодействии по расширению возможностей и решению проблем в сфере цифровизации, включая четыре новых направления, предложенных по инициативе Российской Федерации: национальные системы цифровой идентификации, большие данные для государственной политики, национальные системы управления данными и «умные» города. Была согласована совместная работа в области новой промышленной революции (Partnership on New Industrial Revolution, PartNIR).

В Циндаоской декларации Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества также подчеркнута важность развития и углубления взаимовыгодного сотрудничества, обмена знаниями, информацией и передовой практикой в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере цифровой экономики, и было указано на необходимость совместного противодействия угрозам и вызовам в информационном пространстве, включая распространение и пропаганду террористической идеологии посредством сети Интернет.

Поэтому Форум был направлен на содействие созданию безопасного, открытого и основанного на ответственном поведении упорядоченного информационного пространства, содействующего устойчивому развитию национальных цифровых экономик и их региональных компонентов.

На одиннадцатом Форуме была продолжена заложенная на предыдущих международных IT-Форумах линия на:

-     развитие цифровой экономики и преодоление цифрового разрыва;

-     формирование безопасного сервисного государства как платформы и новой формы экономики;

-     повышение качества жизни населения за счет цифровизации социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения);

-     защиту законных прав и интересов граждан в сфере информационной безопасности и противодействие экстремистским проявлениям;

-     обмен опытом в сфере использования цифровых технологий для сохранения нематериального и материального культурного наследия и его популяризации среди населения.

Особое внимание было уделено углублению взаимодействия в решении проблем информационной безопасности, развития базовой информационной инфраструктуры, цифровизации государственного и муниципального управления (в том числе с использованием больших данных и искусственного интеллекта), а также вопросам формирования новых компетенций в условиях цифровой экономики и повышения эффективности, качества и расширения предоставления цифровых услуг населению.

Участники из стран БРИКС и ШОС обменялись опытом и представили лучшие практики цифровой трансформации. Это позволило сформировать консолидированное мнение по актуальным проблемам формирования цифровой экономики и выработки национальных стратегий «четвертой промышленной революции», а также определить наиболее перспективные направления дальнейшего сотрудничества и использования преимуществ стран БРИКС и ШОС для противодействия монополизму в сфере информационных технологий и для борьбы с использованием информационных технологий в преступных целях.

Работа Форума стала важным шагом на пути выработки норм, правил и принципов ответственного поведения как национальных государств, так и отдельных регионов в информационном пространстве.

В целях эффективного решения задач цифровизации экономики и защиты прав и свобод граждан в сфере информационной безопасности участники Форума считают целесообразным сделать акценты на:

По всем тематическим направлениям работы Форума:

-   В условиях, когда цифровые технологии прямо влияют на экономический рост, обеспечивают модернизацию промышленности, делают социальные услуги, образование и здравоохранение более качественными и доступными, остро встает вопрос о технологической независимости и конкуренции на цифровых рынках. Необходимо шире использовать опыт стран БРИКС и ШОС по реализации проектов в области цифровизации промышленности, социальной сферы, государственного управления. Весьма перспективным представляется создание межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных цифровых платформ для проектирования и производства глобально конкурентоспособных продуктов нового поколения, проведения виртуальных испытаний, создания виртуальных полигонов и стендов. Такие платформы одновременно могут и должны стать эффективным средством противостояния цифровому монополизму.

-   По мере развития цифровой экономики все важнее становится задача интеграции цифрового пространства, создаваемого в пределах каждой страны, в единое безопасное и упорядоченное информационное пространство. Решение этой задачи требует целого комплекса мер, в том числе разработки трансграничных платформ и сценариев взаимодействия, ориентированных как на стимулирование развития цифровой экономики, так и на защиту от внешних киберугроз. Особое значение приобретает гармонизация подходов в сфере нормативно-правового регулирования, которое призвано, с одной стороны, создать благоприятные условия для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, внедрения и использования информационных технологий, а с другой – обеспечить защиту законных прав и интересов граждан, в том числе в связи с развитием роботехники и киберфизических систем.

-   Цифровизация государственного управления, предполагающая переход на проактивные цифровые услуги («суперсервисы») через единые порталы доступа, предъявляет органам государственной власти новые требования и порождает новые риски. Автоматизация взаимодействия с государством, включая высокую скорость регистрационных действий, меняет набор компетенций, необходимых государственным служащим. Необходим сбор и анализ лучших практик как в сфере перехода на суперсервисы, так и в сфере повышения цифровой квалификации сотрудников органов власти. Появление «цифровых двойников» граждан порождает у последних новые запросы в сфере информационной безопасности и защиты информации, что также требует изучения и распространения лучших практик для их использования на национальном и региональном уровне.

-  За последнее время возникла новая группа рисков, связанная с использованием искусственного интеллекта. Широкое внедрение технологий искусственного интеллекта способно обеспечить государствам существенные экономические преимущества через повышение эффективности производства. Оно позволяет усилить научный потенциал и обеспечить безопасность в информационной сфере. Однако с искусственным интеллектом связан целый ряд рисков: он может стать инструментом психологического манипулирования или пропагандистской войны. Необходим экспертный диалог, направленный на выработку единой консолидированной позиции по вопросам использования искусственного интеллекта в целях устойчивого развития и в интересах граждан, а также с учетом национальной и региональной специфики.

По отдельным тематическим направлениям работы Форума:

III Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум-Югра» с участием стран БРИКС, ШОС и ОДКБ (далее – Международная конференция)

Международная конференция была направлена на укрепление мер доверия между специалистами различных государств в сфере обеспечения информационной безопасности.

Участники Международной конференции пришли к выводу, что в настоящее время происходят важнейшие, коренные изменения в развитии технологий. В мир быстрыми темпами входят цифровые технологии, технологии искусственного интеллекта, которые самым существенным образом влияют на формирование новых форм общественных отношений, новых коммуникаций между людьми, организациями и странами, ускоряют и изменяют формы принятия управленческих решений, делают личность зависимой от этих технологий и их разработчиков.

Возникла реальная опасность, что отдельные государства могут планировать или осуществлять давление на другие страны, используя свое превосходство в сфере цифровых технологий, программного обеспечения и патентов на право их использования. Такие попытки, которые могут быть оценены наравне с военным давлением в международных отношениях, вызывают законное стремление других стран ускоренными темпами развивать собственные проекты и решения, искать и находить возможности к консолидации усилий с другими странами.

В этих условиях возрастает значение площадок для диалога, таких, как Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум-Югра». Необходимо сделать такие встречи не только регулярными, но и имеющими свой собственный организационный механизм, который в последующем позволял бы экспертам из разных стран мира встречаться как в Югре, так и в других заинтересованных в этом государствах.

По итогам конференции были внесены следующие предложения:

- Продолжить практику проведения ежегодных международных конференций по информационной безопасности в Ханты-Мансийске с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств.

- Считать целесообразным уже в ближайшее время начать подготовку очередной Международной конференции с определением сроков и условий участия, направлением соответствующих приглашений в заинтересованные страны и организации с целью включения мероприятия в план на 2020 год.

- В рамках очередной Международной конференции по информационной безопасности в Ханты-Мансийске в 2020 году предложить государствам-участникам подготовить собственные семинары, презентации или выставочные проекты, где детально продемонстрировать используемые ими подходы к решению основных проблем информационной безопасности и применяемые ими организационные решения.

Одновременно запланировать проведение сессий по наиболее актуальным темам: «Технологии искусственного интеллекта и информационная безопасность»; «Наука и образование в сфере информационной безопасности: перспективные направления и прогнозы».

- Рассмотреть возможность создания негосударственной организации – Югорской Организации Сотрудничества (ЮОС) – как организации общественного диалога специалистов в области информационной безопасности, представляющих науку, образование, бизнес и промышленность БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств Азии, Европы, Америки и Африки, заинтересованных в диалоге.

Деятельность организации будет направлена на распространение знаний в сфере информационной безопасности, в том числе среди молодежи, формирования общих или коррелирующих стандартов в сфере информационной безопасности взаимодействующих государств, поддержку лучших практик и проектов, представляющих интерес для развития в сфере цифровой экономики, а также на проведение постоянных международных встреч.

Для целей создания данной организации в течение 2019-2020 годов разработать механизм взаимодействия, уставные документы, определить страны и организации, заинтересованные в участии, государство и город расположения головного офиса, председателя и руководящие органы.

- Важнейшим условием эффективного обеспечения информационной безопасности во всех заинтересованных странах является постоянная информационная работа через телевидение, радио, Интернет и печатные СМИ с целью повышения уровня знаний населения, развития информационной грамотности, распространения сведений о новых рисках и угрозах в повседневной жизни.

В этой связи целесообразно продолжить работу «Международного Югорского клуба экспертов по информационной безопасности» (Югра-клуб) и соответствующего сайта, освещающего эту работу (https://blog.infoforum.ru).

А также изучить возможность установления в 2020 году отдельной премии «За пропаганду идей информационной безопасности в обществе» для поощрения усилий специалистов по доведению до широкой общественности, а также лиц, принимающих решения, информации об актуальности проблем обеспечения информационной безопасности в отдельных государствах и необходимости международного сотрудничества в данной сфере.

- Выразить благодарность Губернатору и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа за оказанную поддержку в организации и проведении профессиональной конференции на высоком уровне, а также руководителям международных организаций, органов государственной власти, организациям и предприятиям всех государств-участников конференции за высокий уровень внимания к проблемам международной информационной безопасности и необходимости международного сотрудничества в формате очного диалога экспертов стран мира.

Международная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch Ugra»

Участники конференции исходили из того, что формирование цифровой образовательной среды – одно из ключевых направлений развития современного образования. Цифровая образовательная среда призвана обеспечить доступность и равные возможности в получении образования вне зависимости от места проживания, социального статуса, состояния здоровья и особых образовательных потребностей обучающихся.

По итогам конференции были подготовлены следующие рекомендации:

- Система образования создает человеческий капитал как ключевой фактор развития экономики в XXI веке. Тем самым образование вносит вклад в ускорение экономического роста, технологическую модернизацию и через обеспечение воспроизводства базового культурного кода, социальную устойчивость и стабильность. Современное образование должно формировать новый набор базовых знаний и умений, необходимых для использования возможностей цифровой экономики. Все вместе порождает необходимость масштабного использования цифровых решений и информационно-коммуникационных технологий как на стадии общего, так и на стадии специального образования, и, следовательно, высокую заинтересованность во внедрении данных решений как на национальном, так и на региональном уровне.

- В условиях цифровизации способы взаимодействия с информацией, на которых основана система образования, подвергаются серьезным изменениям. Анализ региональных практик цифровизации образования, включая опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, показывает важность создания единого образовательного комплекса региона. Цифровые технологии позволяют преодолеть ограниченность доступных в школьном обучении образовательных ресурсов, обеспечивают персонализацию обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышают мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры) и облегчают рутинную деятельность педагогов и специалистов по управлению образованием.

- В то же время международный опыт показывает преимущества смешанного обучения, соединяющего традиционный классно-урочный режим, предполагающий формирование личных (человеческих) связей между преподавателями и учащимися, и электронное обучение в информационно-образовательной среде. Это позволяет сочетать непосредственное воздействие и преподавателя, и учебного коллектива на личность ученика, включая его учебную мотивацию, с гибкостью, адаптивностью, интерактивностью и высоким уровнем индивидуализации обучения, характерными для электронных систем. Дальнейшее развитие смешанного обучения позволит увеличить эффективность работы преподавателей, сделать труд учителя по-настоящему творческим, и одновременно повысить уровень образования учащихся.

- Особые требования сегодня предъявляются к квалификации преподавателей. Им предстоит освоить новые цифровые учебно-методические комплексы и перейти к самостоятельной разработке цифровых образовательных ресурсов, включая цифровые игры и симуляторы для предметов общеобразовательной школы (с возможностью их использования совместно с традиционными учебниками). Весьма перспективной в связи с этим представляется каскадная модель повышения квалификации учителей, в основе которой лежит взаимное обучение учителей через коучинг, менторинг, совместные исследования и профессиональное сетевое сообщество распределенного лидерства.

- Учитывая масштаб стоящих перед системой образования задач, особую важность приобретает вовлечение в обсуждение основных принципов и направлений цифровизации образования всех стейкхолдеров (заинтересованных сторон), включая представителей органов управления образованием, преподавателей, родителей и самих учащихся. Поэтому участники конференции поддерживают инициативу по созданию Сообщества или Ассоциации по цифровизации образования для совместной выработки подходов, разработки стандартов по интеграции различных сервисов и отбора наиболее эффективных решений.

Международная конференция нотариусов

Участники конференции пришли к выводу, что активное применение электронных технологий в нотариальной деятельности, включая электронное взаимодействие нотариата с государственными и иными организациями и переход на электронный документооборот, позволяет предоставить гражданам и бизнесу удобные и надежные инструменты ускорения процессов регистрации и иных форм администрирования.

По результатам обсуждения участники круглого стола приняли следующие решения.

- Электронный нотариат позволяет предоставлять гражданам цифровой и комфортный сервис в традиционных и важнейших областях оборота, в том числе в сделках с недвижимостью, где нотариус призван защитить права собственности. Переход на цифровой формат обеспечивает оперативную проверку юридически значимых сведений, предотвращает мошеннические действия с нотариальными документами и, как следствие, стабилизирует гражданский оборот. Поэтому необходимо дальнейшее развитие информационных систем нотариата, а также налаживание взаимодействия с государственными и иными информационными системами в целях более эффективного использования имеющегося потенциала, повышения качества и доступности нотариальных услуг.

- Развитие цифровых технологий приводит к постоянному расширению перечня нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронном виде, удаленно (без личной явки обратившегося лица к нотариусу). Цифровой формат доказал свою применимость для услуг, где не требуется подтверждение волеизъявления заявителя. В связи с этим необходим анализ уже накопленных практик с целью выявить лучшие и наиболее востребованные и эффективные.

- Необходимо активнее использовать в нотариате новейшие информационных технологии. В частности, актуальным является вопрос о подключении нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан.

- Особое значение имеет развитие и совершенствование публичных сервисов нотариата в интересах граждан, бизнес-сообщества, государственного и муниципального управления. Публичные сервисы блокируют возможность мошеннических действий и помогают обеспечить максимальную достоверность первичного документа, на основании которого возникает право.

-  Процесс интеграции нотариата в электронное взаимодействие требует от нотариусов совершенствования теоретических знаний и приобретения новых практических навыков. Целесообразно обобщить уже имеющийся опыт в этой сфере с целью выработки методических рекомендаций по повышению квалификации практикующих нотариусов (с учетом страновой юридической специфики).

Встреча экспертов деловых советов стран БРИКС и ШОС на тему «Формирование и развитие электронного бизнеса в эпоху цифровизации»

Участники встречи обсудили опыт и текущие тенденции электронного бизнеса в экономике стран БРИКС и ШОС, обратив особое внимание на необходимость унификации понятийного и концептуального аппаратов, используемых в сфере электронной торговли и гармонизацию правового и административного регулирования в этом секторе экономики с целью дальнейшего объединения электронного торгового пространства.

Участники встречи пришли к следующим выводам:

- В ходе текущей технико-экономической волны, частью которой является процесс цифровизации, происходят качественные изменения в бизнес-моделях, характере ведения бизнеса, его управляемости и гибкости. Цифровизация позволяет добиться скачкообразного перехода показателей экономической эффективности на новый, более высокий уровень, что особенно важно для стран БРИКС и ШОС в условиях цифрового монополизма.

- Технологиями, которые в ближайшее время могут оказать наибольшее воздействие на бизнес, являются технологии искусственного интеллекта, аналитика «больших данных», облачные вычисления, интернет вещей, робототехника, автономные транспортные средства, производство кастомизированной продукции и 3D-печать, социальные сети и прочие виды цифровых интернет-платформ. Эти цифровые технологии не столько замещают существующие виды экономической активности, сколько разблокируют их скрытый экономический потенциал, одновременно порождая спрос на новую, высококвалифицированную рабочую силу. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос подготовки кадров для цифровой экономики.

- В большинстве случаев компании оценивают эффект, полученный от реализации проектов по использованию цифровых технологий, как соответствующий их ожиданиям или даже превышающий их. Основной эффект выражается в упрощении и ускорении процессов, а также в повышении точности и качества работы. Наиболее существенными проблемами, возникающими при реализации компаниями проектов цифровизации, являются отсутствие опыта, нехватка квалифицированных менеджеров, высокая стоимость проектов. Пока не в полной мере учитывается возможность организационного сопротивления, связанная с недостаточной работой с будущими пользователями. Эта проблема также требует направленной подготовки кадров.

- Изменения на уровне компаний должны быть подкреплены на макро-уровне: в системе государственного управления и правового регулирования. Наиболее острые вопросы возникают в связи с управлением информационными рисками и необходимостью обеспечения кибербезопасности. Это требует развития таких сервисов, как идентификация и аутентификация взаимодействующих субъектов, защита от несанкционированного доступа и модификации документов, верификация полномочий у подписантов документов. В конечном счете, речь идет о формировании единой инфраструктуры цифрового доверия. Разработка концепции единой инфраструктуры цифрового доверия является одной из наиболее важных задач.

Заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с советом делового сотрудничества стран БРИКС и ШОС на тему «Женское предпринимательство и цифровизация экономики»

Участники заседания обсудили, какие возможности и вызовы готовит новый экономический уклад и как привлечь больше женщин в технологическую сферу деятельности. Они пришли к выводу, что активное участие женщин в процессах развития цифровой экономики способствует устойчивому экономическому росту.

По итогам заседания было рекомендовано:

- Шире привлекать внимание как представителей власти, так и широкой общественности к цифровому гендерному разрыву для устранения существующих негативных гендерных стереотипов в данной сфере и в целях расширения участия женщин в высокотехнологичных секторах экономики.

- Проанализировать барьеры, препятствующие обучению девушек и женщин по направлениям STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), в том числе их доступу к образованию в сфере информационных технологий и разработать меры, направленные на снижение данных барьеров.

- Продолжить разработку и реализацию национальных и региональных программ содействия развитию цифровых навыков женщин, способствующих их интеграции в современный рынок труда, а также программ обучения женщин предпринимательской деятельности в сфере цифрового бизнеса. Особое внимание при этом целесообразно обращать на женщин в возрасте 50+, представительниц социально незащищенных слоев населения, женщин, работающих в сфере традиционного хозяйства и/или проживающих в отдаленных районах и т.п. Среди предлагаемых форм содействия представителям этих групп могут быть специализированные пакеты интернет-обслуживания, электронные платформы для женщин-предпринимателей и др.

- Рекомендовать к тиражированию опыт Ассоциации женщин-предпринимателей при Торгово-промышленной палате Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по повышению квалификации женщин-предпринимателей и профессиональной подготовке женщин, заинтересованных в развитии собственного бизнеса.

- Поддержать российскую инициативу по созданию Делового женского альянса БРИКС, внесенную на X Саммите лидеров стран БРИКС в Йоханнесбурге (25 июля 2018 г.). Альянс призван стать платформой для обмена опытом и развития предпринимательского потенциала женщин.

Панельная дискуссия «Совместное импортозамещение в странах БРИКС и ШОС»

Участники дискуссии обсудили взаимодействие стран-участниц по совместному обмену технологиями для последующего распространения на своих внутренних рынках, снижение зависимости от импортных
IT-продуктов стран, не входящих в экономический блок, поделились мнениями относительно потенциально интересных решений для рынков и отраслей стран БРИКС и ШОС.

Участники дискуссии пришли к выводу, что в последнее время обострилась проблема политического давления на экономику отдельных государств с помощью различных санкций и запретов в области цифровых продуктов. Высокая степень зависимости национальных организаций от импортного оборудования и программного обеспечения налагает дополнительные риски на экономических субъектов и способна привести к серьезным последствиям в случае прекращения поставок, сопровождения, обновления цифровых продуктов и наличия так называемых незадекларированных закладок.

По итогам дискуссии были выработаны следующие рекомендации:

- Страны БРИКС ШОС понимают необходимость развития свободного рынка цифровых продуктов, основанного на взаимозаменяемости и конкуренции. Монополизация рынка несколькими производителями будет сдерживать развитие национальных экономик, тогда как кооперация способна выявить общие потребности и помочь государствам-партнёрам совершенствовать свои IT-продукты.

- Необходимо усилить взаимодействие стран БРИКС и ШОС для поиска совместных интересов и возможностей в разработке цифровых решений и систем, в том числе приступить к формированию общего банка данных IT-продуктов стран БРИКС ШОС с описанием их характеристик, возможностей и сфер применения, а также к организации опытных экспериментальных площадок для совместного тестирования IT-продуктов и запуска пилотных проектов. Следующим шагом в развитии взаимодействия стран БРИКС и ШОС в сфере цифровой экономики может стать проработка совместных проектов для экспансии на международные рынки, включая совместное финансирование таких проектов.

- Финансовым институтам и крупным корпорациям стран БРИКС и ШОС необходимо создавать совместные консорциумы для инвестиций в цифровые решения. Следует рассмотреть возможность создания межнациональных фондов в области высоких технологий и инноваций. Инвестиции в развитие национального программного обеспечения должны носить опережающий характер и направляться на перспективные продукты будущего, потребность в которых только возникает и функционал которых только развивается.

- На национальном уровне целесообразно принятие нормативных правовых актов, ограничивающих характеристики закупаемого программного обеспечения, которые бы не позволили государственным заказчикам закупать программное обеспечение с излишними потребительскими свойствами. Это требует разработки механизмов оценки
(в том числе независимой) и подтверждения характеристик программного обеспечения, а также утверждения соответствующих обоснований невозможности закупки национальных систем программного обеспечения. С другой стороны, разработчики должны предоставлять более гибкое ценообразование на цифровые продукты в случаях, когда им оказываются преференции.

-  Национальным производителям следует усилить маркетинговую работу по информированию потенциальных заказчиков о возможностях национальных решений, включая создание банка данных успешных примеров внедрения и миграции на национальное программное обеспечение. Одновременно необходимо усилить деятельность национальных институтов, содействующих экспорту высоких технологий на международные рынки для создания производителям условий наращивания их экспортных возможностей.

-  Национальным производителям программного обеспечения необходимо уделять внимание вопросам обучения специалистов заказчиков использованию нового программного обеспечения. Также в рамках подготовки IT-кадров в профильных заведениях целесообразно организовывать программы обучения использования национального программного обеспечения и оборудования.

-  Необходима более интенсивная практическая реализация ранее достигнутых договорённостей, в том числе по созданию совместной новой независимой платежной системы.

Панельная дискуссия «Базис развития цифровой экономики – Национальная система управления данными»

В ходе дискуссии состоялось экспертное обсуждение создания Национальной системы управления данными в Российской Федерации, внедрении на её основе цифрового профиля гражданина, а также правовое регулирование оборота данных в странах ШОС.

Участники панельной дискуссии отметили значимость принятого
3 июня 2019 года постановления Правительства Российской Федерации
№ 710 «О проведении экспериментов по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах», для проведения пилотного эксперимента в процессе создания Национальной системы управления данными с участием пилотных регионов.

Эксперты отметили необходимость активного участия в создании Национальной системы управления данными региональных властей, использования механизма рамочных соглашений о сотрудничестве с регионами, широкого обследования региональных информационных систем на предмет их зрелости для включения в Национальную систему управления данными.

В ходе дискуссии прошло обсуждение суперсервиса «Цифровой профиль гражданина», представляющего собой совокупность сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах органов государственной власти. Сервис создаётся в ходе эксперимента при внедрении Национальной системы управления данными с возможностью обеспечения идентификации граждан и юридических лиц, а также предоставления государственных услуг.

Дискуссия по вопросам нормативного правового регулирования и эффективного обмена информацией между странами БРИКС и ШОС обеспечила более четкое представление о механизмах регулирования этой сферы и позволила сделать следующие выводы:

-  В настоящее время наблюдается острая потребность в трансформации существующей системы глобального управления. Данная потребность способствовала возникновению таких объединений, как БРИКС и ШОС. Дальнейшее развитие этих объединений направлено на достижения синергетического эффекта, приводящего к повышению значимости каждой страны-участницы в мировой экономике.

- При разработке стратегических концепций и «дорожных карт» развития партнерства стран БРИКС и ШОС необходимо учитывать конкретные проекты стран БРИКС в сфере управления государственными информационными ресурсами с целью выработки совместной позиции по ключевым вопросам трансграничного оборота данных и защиты информации.

Панельная дискуссия «Подготовка кадров для цифровой экономики»

Участники дискуссии обсудили базовую модель компетенций цифровой экономики, вовлечение детей и подростков в задачи цифровой экономики в рамках реализации программ дополнительного образования, реализации программ по подготовке IТ-специалистов на уровне профессионального образования, а также рассмотрели проблемы внедрения инновационных образовательных технологий на всех этапах образования.

По итогам обсуждения участники пришли к следующим выводам:

- Необходимо сформировать глоссарий цифровой экономики особенно в части вопросов, касающихся подготовки кадров. В глоссарий должны войти определения таких ключевых понятий, как «Цифровая грамотность», «Базовая модель компетенции цифровой экономики», «Цифровая трансформация образования» и др. Отсутствие глоссария приводит к тому, что одновременно существует большое количество не связанных друг с другом моделей цифровых компетенций, ни одна из которых не устраивает всех участников образовательных и экономических отношений.

- Сравнительный анализ основных зарубежных моделей цифровых компетенций показывает, что эти модели, как правило, имеют абстрактный характер и явно не соотнесены с культурно-историческими традициями той страны, в которой они применяются, с задачами ее социально-экономического развития. Зачастую компетенции подменяются личностными качествами, способностями, умениями, знаниями, что затрудняет или делает вовсе невозможным операционализацию цифровых компетенций до инструментов оценки и развития в рамках различных уровней и форм образования. Фактически открытым остается вопрос об определении влияния тех или иных параметров цифровой трансформации системы образования на повышение образовательных результатов обучающихся.

- Страны БРИКС и ШОС, включая Российскую Федерацию, уже столкнулись с проблемой дефицита кадров для цифровой экономики. Остро стоит проблема сертификации предлагаемых образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования, которую можно решить только на государственном уровне. Не менее острым является и вопрос о повышении квалификации работников образования с целью более полного их соответствия задачам подготовки кадров для цифровой экономики.

- Необходимо повышать практическую ориентированность образования в сфере информационных технологий. Это требует, с одной стороны, снижения административной нагрузки на работников IT-отрасли, приходящих преподавать в образовательные организации, а с другой – расширения возможностей использования результатов проектной̆ деятельности школьников в области информатики и информационных технологий для поступления в высшие учебные заведения.

- Необходимо полнее учитывать лучшие практики в сфере подготовки кадров для цифровой экономики, включая такие российские практики, как опыт реализации школьных образовательных программ «Яндекс.Лицей», проекты по подготовке управленческих кадров для цифровой экономики Института организационного развития и стратегических инициатив Российской академии народного хозяйства и государственной службы, проект по подготовке кадров для предпринимательского сообщества Торгово-промышленной палаты РФ, проект «Цифровое портфолио IT-компетенций» АНО содействия развитию инновационных решений «Цифровое образование и технологии» и др. Обмен опытом подготовки кадров, накопленном в странах БРИКС и ШОС, будет способствовать повышению качества реализуемых проектов.

Панельная дискуссия «Смарт сити: Комфортная городская среда»

В ходе дискуссии участники пришли к выводу о необходимости определения базового функционала «умного города», выявления потребностей формирования инфраструктурных элементов и точечного поиска пилотных проектов. Для успешной реализации комплексного набора инициатив крайне важным является интеграция взаимосвязанных проектов, построение архитектуры, основанной на открытых стандартах, управление данными, создание системы администрирования формирования «умных городов» на уровне региона.

По итогам дискуссии было отмечено следующее:

- Преобразование современных городов посредством информационных технологий в «умные города» является мегатрендом современности. Главной целью «умного города» является создание комфортной и максимально экологичной среды обитания, что требует использования самых разных технологий и технологических решений.

- Проекты «умных городов», реализуемые в странах БРИКС и ШОС, пока, как правило, не носят комплексного характера и сводятся к модернизации отдельных систем, точечной цифровизации и интеллектуализации отдельных сервисов и элементов инфраструктуры. Переход к комплексным программам требует синхронизации развития «умных городов» на национальном и региональном уровне. Это предполагает разработку и утверждение общенациональных стандартов «умных городов», соответствующих концепций и стандартов обмена данными.

- Развитие «умных городов» должно происходить на общей методологической и инфраструктурной основе. Для этого целесообразно рассмотреть в общей целевой архитектуре систему безопасного города как составляющую умного города с вытекающими организационными управленческими мерами и интеграционными сценариями. На общенациональном уровне необходимо создание ситуационных центров, формирование базовой инфраструктуры и регулирование оборота данных, которые являются наиболее существенными факторами для фундаментального развития «умных городов».

- В опережающем порядке необходимо формировать нормативно-правовую базу «умного города» и принимать соответствующие нормативные распорядительные документы. Например, российским регионам уже сейчас нужно понимать перспективы и сроки внедрения облачной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

- В планах формирования комфортной городской среды пока недостаточно проработаны вопросы участия и интереса бизнеса в развитии умной городской инфраструктуры. Проекты «умного города» должны приносить как социальный, так и экономический эффект. Развитие «умных городов» требует разветвленного набора проектов, функционирующих на основе государственно-частного партнерства, в том числе в тех сферах, где монетизация может носить продолжительный и многоступенчатый характер.

- Поэтому необходим банк данных, обслуживающий «умные города» в странах БРИКС и ШОС. Уже сейчас заслуживают включения в данный банк проекты «Наш город» и «Активный гражданин» (Москва), проект жилого комплекса Гуанфэнчун (Куньмин, КНР), проект «Karle Town Center» (Бангалор, Индия), а также проекты цифровизации городов Агуас-де-Сан-Педру (Бразилия) и Экурхулени (ЮАР). Реализация пилотного проекта Министерства строительства и ЖКХ «Умный город» в 37 городах Российской Федерации, включая Ханты-Мансийск и Сургут, также будет способствовать пополнению банка данных.

Панельная дискуссия «Безопасный город. Эффективность внедрения интеллектуальных информационно-аналитических систем»

Участники панельной дискуссии исходили из того, что целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации сил и служб, ответственных за решение этих задач и их оперативного взаимодействия на основе использования информационных технологий.

Для достижения этой цели необходима разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение угроз и реагирование на них, а также обеспечение информационного обмена на национальном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера.

В связи с этим было рекомендовано:

- Приступить к формированию банка данных аналитических решений для построения современных систем видеонаблюдения и видеофиксации.

- Продолжить внедрение биометрических систем идентификации личности как решение задач защиты от угроз терроризма и преступности.

- Провести анализ практики внедрения интеллектуальных систем для управления регионами, городами и предприятиями, информационного обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Участники панельной дискуссии пришли к выводу, что развитие и внедрение информационно-аналитических систем «Безопасного города» требует постоянного совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности и общества, разработки и реализации целевых программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз и проведения единой политики органов власти всех уровней в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Панельная дискуссия «Правовые основы цифровой трансформации экономики»

Дискуссия была по традиции посвящена памяти выдающегося ученого правоведа, заслуженного юриста РФ, основоположника информационного права России Илларии Лаврентьевны Бачило.

В ходе дискуссии было отмечено, что пока информационное законодательство формируется в стиле ситуационного наращивания правовых норм и актов, их непрерывного исправления и дополнения. Оно нуждается в кодификации и стабилизации в формате межведомственного и межсекторного сотрудничества с целью превращения в комплексную межотраслевую систему нормативного правового регулирования всех процессов развития информационного общества и цифровой экономики, обеспечения информационной безопасности.

Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости тщательной теоретической проработки новых макрообъектов и нового класса правовых средств, появившихся в связи с массовым распространением информационных технологий. Только такая проработка позволит обеспечить терминологическое единство, а, следовательно, и системный подход к созданию нормативно-правовой базы цифровой экономики.

По итогам дискуссии были выдвинуты следующие рекомендации:

- Для создания гибкой системы правового регулирования, обеспечивающей цифровую трансформацию отраслей экономики, социальной сферы и управления, а также внедрения гражданского оборота на базе цифровых технологий в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года по направлению «Нормативное регулирование цифровой среды» необходимо принять участие в реализации следующих мероприятий:

создание законодательных основ для формирования единой цифровой среды доверия и электронного гражданского оборота;

обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, а также для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;

формирование правовых условий в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики;

развитие законодательного регулирования создания и оборота результатов интеллектуальной деятельности, антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики;

формирование комплексного (межотраслевого) нормативного регулирования отношений в сфере цифровой экономики, создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики.

-  Необходимо принять законодательные меры к реализации принципа достоверности информации при её распространении в виртуальном пространстве с учетом гарантий защиты интересов всех участников правовых отношений, а также предусмотреть меры для дальнейшего развития электронного гражданского оборота. В первую очередь, это касается правового регулирования новых правовых институтов, таких как «киберфизические системы», «искусственный интеллект», «большие данные», «интернет вещей», «промышленный интернет», «распределённые реестры», поведенческие данные, профили пользователя, корректировка уже существующих (идентификация, персональные данные, обезличивание данных, использование информационных ресурсов и др.).

- В целях обеспечения системного и согласованного правового регулирования должна быть разработана и сформирована Концепция комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики. Концепция должна определить стратегические цели и задачи правового регулирования развития цифровой экономики, определить основные проблемы в сфере формирования правового обеспечения цифровой экономики, общие и специальные подходы к формированию направлений развития законодательства в целях его адаптации к цифровой экономике.

- Учитывая дефекты существующей концепции единой цифровой среды доверия, как среды доверия к электронной подписи, целесообразно рассмотреть иную концепцию – формирования единой среды доверия как доверенной инфраструктуры электронного взаимодействия, обеспечивающей, прежде всего, надежную идентификацию участников, подтверждение полномочий подписанта, архивное хранение электронных документов.

- Требуется как обобщение опыта реализации базовых федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в информационной сфере с учетом особенностей субъектов Российской Федерации, так и актуализация и гармонизация всего законодательства с учетом формирования экосистемы цифровой экономики. На региональном и муниципальном уровнях необходимо формирование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения развития информационного общества и цифровой экономики.

Первоочередным задачами в этих условиях являются:

организация мониторинга федерального и регионального законодательства в целях определения непротиворечивости действующих нормативных актов целям развития цифровой экономики;

организация мониторинга правоприменения норм федерального и регионального законодательства по развитию информационного общества и цифровой экономики;

разработка и актуализация нормативных правовых актов и стратегических документов по развитию информационного общества и цифровой экономики;

обеспечение адекватности и гибкости при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям цифровой трансформации с учетом расширения прав и возможностей субъектов экосистемы цифровой экономики, включающей органы власти, государственные и муниципальные учреждения и некоммерческие организации;

решение проблем организации и правового обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия, электронного документооборота, электронного архивного хранения.

- Необходимо принимать участие в пилотных проектах по организации «регуляторных песочниц» – экспериментальных зон, где будут тестироваться самые передовые разработки по правовому регулированию.

- Необходимо усилить взаимодействие между органами власти, профильными НКО, бизнесом и научно-образовательным сообществом для ускорения темпов цифровой трансформации, реализации ключевых государственных программ, внедрения новых технологий и бизнес-моделей, и для возможности проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также влиять на скорость внедрения инноваций.

- Необходимо поддержать внесение изменений в законодательство в области государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений в целях его распространения на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий, центры обработки данных, а также в целях развития нормативных правовых основ различных форм сотрудничества между государством, муниципальными образованиями и бизнесом в условиях информационного общества и цифровой экономики.

- Необходимо признать, что разработка Информационного кодекса Российской Федерации как базовой части информационного законодательства является одним из перспективных направлений правовой поддержки и обеспечения развития информационного общества и цифровой экономики в целях обеспечения прорыва во всех отраслях социально-экономического развития страны.


Стратегическая кейс-сессия «Цифровая культура»

На сессии был представлен передовой опыт и лучшие практики в сфере оцифровки культурного наследия. Были обсуждены опыт Венгрии и Китайской Народной Республики по использованию современных информационных технологий в культуре и механизмы создания единого информационного пространства на региональном уровне (на опыте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

По итогам сессии участники:

- Признали, что применение информационных технологий в сфере культуры в современных условиях глобализации является необходимым условием не только для наращивания конкурентных преимуществ учреждений культуры, но и для развития цифровой экономики стран БРИКС и ШОС.

- Подчеркнули взаимодополняемость экономического, образовательного и культурного аспектов устойчивого развития в национальных цифровых стратегиях.

- Рекомендовали продолжить создание и оснащение цифровых платформ для хранения цифровых копий книжных памятников, оцифровку музейных коллекций и предметов, создание мультимедиагидов с технологией дополненной реальности (в том числе на платформе Artefact), организацию онлайн-трансляций значимых культурных событий, а также расширить использование новейших технологических решений для сохранения культурного, исторического и научного наследия в цифровую эпоху.

- Поддержали международное сотрудничество в целях обеспечения более широкого и приемлемого по стоимости доступа к цифровым технологиям, развития соответствующих навыков и компетенций и создания механизмов, необходимых для развития динамичной индустрии культуры и творчества в цифровой среде.

Круглый стол «Информационные технологии нефте- и газодобычи: цифровое месторождение, настоящее и будущее цифровизации промышленности»

Участники круглого стола рассмотрели задачи цифровизации нефтяной отрасли, включая организацию удаленного мониторинга работоспособности промышленных объектов, создание динамических цифровых моделей нефтяных месторождений, оптимальное управление разработкой месторождений на основе геолого-гидродинамического моделирования, цифровизацию скважин и месторождений, интеллектуализацию процессов разведки, добычи и транспортировки.

Участники круглого стола пришли к выводу, что для максимально эффективного управления месторождением важно обеспечить контролируемость, прозрачность всех процессов. Интеллектуальные технологии позволяют решить эту задачу, поставляя в режиме реального времени огромный объем данных от систем телеметрии. Анализ данных позволяет принимать оперативные и точные управленческие решения, обеспечивать эффективное планирование геолого-технических мероприятий и ремонтно-профилактического обслуживания оборудования. Немаловажно, что управление большим количеством скважин может быть организовано централизованно и дистанционно. В связи с этим было рекомендовано продолжать внедрение интеллектуальных технологий в нефтегазовых компаниях.

Круглый стол «Трансформация архивов в цифровую эпоху: проблемы и решения»

Участники круглого стола были единодушны в том, что идущие процессы цифровой трансформации всех сфер общества и меняющиеся ожидания общественности заставляют пересмотреть методы работы в сфере сохранения электронных документов, воспроизведения их во времени, а также способы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере документоведения и архивоведения. По результатам обсуждения вопросов работы с электронными документами в документоведении, архивоведении и государственном управлении было отмечено наличие общих проблем в этой сфере в разных странах.

По мнению участников круглого стола к основным следует отнести:

- терминологические проблемы, регламентирующие процессы создания, хранения и использования электронных документов, решение, которых требует формирования единой терминологической системы электронного документоведения и архивоведения на законодательном уровне;

- проблемы архивного хранения электронных документов, решение которых следует начинать с уровня ведомственного хранения;

- проблемы технического обеспечения процессов долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости и доступа к ним.

Наряду с существующими проблемами участники круглого стола отметили устойчивые положительные тенденции в решении вопросов обеспечения сохранности и использования архивных электронных документов и сведений, содержащихся в базах данных и информационных системах и совершенствовании доступа к архивным документам с применением новых технологий. Ведутся научно-исследовательские проекты, разрабатываются нормативные правовые акты, методические документы, регулирующие работу с электронными документами в делопроизводстве, их подготовку к передаче на архивное хранение в государственные архивы, их учет, хранение и доступ к ним. Отмечается рост взаимодействия документоведов, архивистов, управленцев и коммерческих структур, а также научных работников с делопроизводителями и архивистами-практиками.

Участники круглого стола, исходя из того, что архивная информация – это национальная память народа и должна рассматриваться как ценный ресурс, которым необходимо управлять преднамеренно и организованно, начиная в фазе планирования, то есть упреждающе, систематически, всесторонне и вне зависимости от среды создания, формата или типа носителя, для того, чтобы иметь возможность сохранить информацию для будущих поколений, сформировали следующие рекомендации:

-  Необходимо продолжить работу по законодательному регулированию и научно-методическому обеспечению вопросов, касающихся процессов создания, долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости и использования электронных документов, а также по исследованию жизненного цикла электронного документа.

- Научному сообществу продолжить практику проведения дискуссий о выработке единой методологии и подходов ведения электронного документоведения и архивоведения в форматах круглых столов, семинаров, конференций.

- Учреждениям высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров в области документоведения и архивоведения, продолжить расширение учебно-методической базы с целью внесения в учебные планы, учебные и методические пособия сведений об электронном документоведении и архивоведении на основе анализа современных электронных документационных процессов.

Круглый стол «Бережливые технологии в цифровой экономике»

Участники круглого стола обсудили основные аспекты парадигмы бережливого производства, методы оптимизации производства с использованием бережливых технологий, а также использование лин-технологий в процессах модернизации образования.

По итогам круглого стола были сделаны следующие выводы:

- Современные реалии экономического развития ставят перед государством и обществом новые крупномасштабные задачи, решение которых в современных условиях невозможно без применения лин-технологий. Структурная трансформация отраслей экономики требует расширения сфер и видов деятельности, в которых применяются методы и инструменты бережливого производства. При этом цифровой вектор развития становится основой для развития экономики и внедрения лин-технологий в процессы развития, так как именно цифровые технологии помогают охватить и максимально использовать потенциал, заложенный в каждом секторе экономики.

- Цифровизация проникает в такие процессы, которые, как казалось ранее, невозможно роботизировать и оцифровать. Так, например, еще каких-то десять лет назад невозможно было представить, что оценку компетентности наемных работников можно осуществлять при помощи методов нейросетевого моделирования. Но развитие цифровых технологий не стоит на месте и уже сегодня на круглом столе была представлена действующая методика оценки цифровой компетентности работников на основе нейросетевого моделирования.

- Необходимо отметить также, что не всегда возможно 100% внедрение лин-технологий во все сферы социально-экономического развития. На круглом столе эта проблема была рассмотрена на примере процессов высшего образования.

- Важнейшим рычагом, обеспечивающим воплощение в жизнь непростых задач, в том числе по внедрению лин-технологий в развитие экономики в современных условиях, становится информационный обмен с применением, в том числе новейших технологий в IT-сфере. При этом необходим грамотный подход и взвешенные решения на каждом этапе развития и управления процессами цифровизации и трансформации.

Круглый стол «Развитие цифровых технологий в сфере ЖКК»

На круглом столе прошло обсуждение лучших практик внедрения современных интерактивных сервисов вовлечения граждан в решение вопросов городского хозяйства, интеллектуальных систем мониторинга и управления в ЖКХ и энергетике, а также опыта перевода в электронный вид услуг по технологическому присоединению к инженерным сетям.

Участники круглого стола пришли к следующим выводам:

- Цифровизация ЖКХ предполагает изменение парадигмы всего цикла производства и потребления ресурсов и оказания жилищно-коммунальных услуг. Цифровизация позволяет решить проблему получения полных, достоверных и актуальных данных о состоянии жилищного фонда, потребителях, объемах оказываемых услуг и их качестве. Также цифровизация дает возможность полностью исключить человека и его субъективное усмотрение из процесса сбора данных, их накопления, обработки и, соответственно, использования в качестве основания для финансовых расчетов за услуги. Такие технологии, как Интернет вещей, практически уничтожают коррупционные схемы в сфере ЖКХ и способствуют значительному повышению прозрачности отрасли, в том числе для общественного контроля.

- В процессе цифровизации компании ЖКХ сталкиваются с целым рядом вызовов: избыточным регуляторным давлением, стремительным развитием информационных технологий (например, сейчас активно внедряются беспроводные технологии передачи данных и построения сетей для интернета вещей), возрастанием конкуренции, изменяющимися рыночными условиями. Нормативная база в области ЖКХ в существенной части неполна, неустойчива и подвержена частым изменениям, регулирование в области цифровизации почти полностью отсутствует. Сохраняются низкое качество и разобщенность данных в сфере ЖКХ, отсутствие общей онтологии описания данных и модели данных, включая определение эталонных источников. Для решения данных проблем необходима выработка общих подходов с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей государственных регулирующих органов, региональных и муниципальных органов власти, сервисных и эксплутационных компаний и поставщиков ресурсов, операторов связи, системных интеграторов, стартапов в сфере интернета вещей и др.

- Регионы готовы к полноценной цифровизации ЖКХ в разной степени. Ряд регионов, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, уже успели накопить большой опыт и отработать целый ряд эффективных решений в сфере внедрения «умных» приборов учета, создания цифровых пользовательских сервисов, роботизации рутинных процессов приема платежей, а также использования возможностей искусственного интеллекта и больших данных для анализа и принятия адекватных управленческих решений. В то же время другие регионы только приступают к цифровизации жилищно-коммунального хозяйства. Разобщенность региональных практик реализации проектов ведет к дублированию затрат по регионам, и к ситуации, когда развитие однотипных сервисов может быть очень сильно дифференцировано. Поэтому актуальной задачей является тиражирование и распространение опыта регионов-лидеров.

Дополнительно участники круглого стола рекомендовали рассмотреть возможность использования сервисов Единого портала государственных услуг в целях обеспечения единых подходов по вовлечению граждан в решение вопросов развития городского хозяйства, в том числе при осуществлении юридически значимых действий, связанных с решением данных вопросов.

Круглый стол «Перспективы развития рынков Национальной технологической инициативы в Югре»

На круглом столе прошло обсуждение перспектив развития рынков Национальной технологической инициативы (НТИ) «Энерджинет»[1] и «Аэронет»[2].

Участники круглого стола пришли к выводу, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре существуют все предпосылки для участия в рынке НТИ «Аэронет» на основе развития программного комплекса автоматического управления беспилотными авиационными системами (БАС): имеется необходимая образовательная среда для формирования специалистов, есть стенды для реализации продуктов. Необходимо формирование инфраструктуры поддержки, где специалисты смогут размещать и реализовывать свои продукты.

Круглый стол «Исследование трансформации институциональной среды ресурсодобывающих регионов Севера в условиях цифровизации экономики»

Участники круглого стола отметили, что процессы цифровизации экономики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре идут ускоренными темпами и имеют ярко выраженную региональную специфику.

Они обратили особое внимание на успешную практику реализации исследований по влиянию цифровизации экономики на институциональную среду государственного управления в Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук и на значимую деятельность Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ по решению проблем региональной конкурентоспособности в условиях цифровизации.

Участники круглого стола подчеркнули:

- Важность глубокого и качественного анализа трансформации институциональной среды северных регионов под влиянием цифровизации экономики.

- Необходимость учитывать при формировании государственных программ по развитию информационных технологий специфику экономической культуры и противоречия развития предпринимательства ресурсодобывающего региона Севера в условиях цифровизации экономики.

Участники круглого стола рекомендовали при дальнейшем изучении трансформации институциональной среды ресурсодобывающих регионов Севера в условиях цифровизации экономики скоординировать действия на следующих приоритетных направлениях:

- Разработка способов преодоления противоречий развития институциональной среды северного ресурсодобывающего региона в условиях цифровизации;

- Институциональные основы обеспечения информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

- Институциональная среда обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для работы в условиях цифровизации экономики.

Круглый стол «Цифровое здравоохранение»

Участники круглого стола обсудили основные стратегические направления цифровой трансформации здравоохранения, а также представили новейшие решения в сферах формирования медицинского профиля пациента в цифровой среде и применения искусственного интеллекта в медицине.

Участники пришли к следующим выводам:

- Активное развитие информационных технологий в здравоохранении и переход к созданию единого цифрового контура здравоохранения предъявляет особо высокие требования к качеству медицинских информационных систем, что делает особенно актуальным анализ и тиражирование удачного регионального опыта информатизации и опыта передовых медицинских организаций. Явно назрела необходимость в систематизации уже имеющихся государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) и медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МС), а также в проведении сравнительного анализа ГИС СЗ, используемых в странах БРИКС и ШОС.

- Также назрела потребность в разработке системы объективной оценки эффективности ГИС СЗ и МИС МС по основным направлениям (ведение электронного расписания приема врачей, ведение электронных медицинских карт пациентов, формирование автоматической выгрузки счетов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создание и хранение юридически значимых электронных медицинских документов и др.).

- Хотя за последние годы удалось преодолеть психологический барьер при работе медицинских работников при работе с медицинскими компьютерными системами, по-прежнему сохраняется достаточно высокий уровень организационного сопротивления внедрению и использованию данных систем. Данная проблема является общемировой и присутствует также в странах БРИКС и ШОС. Ее решение требует более активного учета интересов и потребностей конечных пользователей (медицинских работников и пациентов медицинских учреждений) при разработке медицинских информационных систем. Необходимо в более полной мере учитывать эти интересы и потребности при разработке требований к ГИС СЗ и МИС МС.

- В связи с этим по итогам круглого стола было рекомендовано подготовить обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации с предложением организовать в рамках Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС постоянной коммуникационной площадки для обсуждения актуальных вопросов реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (с учетом опыта информатизации здравоохранения в странах БРИКС и ШОС).

Заседание клуба региональных IT-министров

На заседании обсуждались меры и порядок поддержки проектов цифрового развития экономики субъектов Российской Федерации, включая внедрение цифровых технологических решений и цифровых платформ, созданных преимущественно на основе отечественных разработок.

Участники пришли к выводу, что для успешной цифровой трансформации регионов необходимо регулярно поддерживать координацию проектов трансформации, обеспечить своевременное нормативное сопровождение реформ и применение понятных и обоснованных показателей результативности, учитывающих подлинные потребности регионов. Требуется детализация показателей результативности в сфере цифровой экономики в регионах применительно к отраслям, а также межотраслевым задачам. Меры и порядок поддержки цифрового развития экономики регионов должны быть понятны и прозрачны, приносить стимулирующий эффект и обеспечивать инвестиционную отдачу.

Было отмечено, что остро стоит вопрос увязки национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» с другими федеральными и ведомственными программами. Количество таких программ постоянно растет, при этом не всегда понятно, как решается вопрос соответствия мероприятий разных программ и дорожных карт.

По итогам дискуссии были сделаны выводы, что для успеха цифровой трансформации на региональном уровне необходимы:

- Системная работа по проработке планов цифровизации, основанная на выделении приоритетов и концентрации на проектах, способных принести экономический эффект, чтобы не «растягивать» ресурсы по слишком широкому фронту задач.

- Разработка базовых требований к цифровым услугам с целью приведения региональных и муниципальных услуг в типовому формату. При разработке базовых требований целесообразно учитывать практику регионов-лидеров.

- Особое внимание уделить механизмам сбора, управления и регулирования данных, поскольку именно эти механизмы выступают в качестве основы улучшения качества государственного управления и экономической деятельности.

- Оптимизация разработки федеральных систем, с которыми интегрируются региональные информационные системы, для того, чтобы данная деятельность стала более прогнозируема и удобна для планирования. Следует стремиться к интеграции систем по предсказуемому плану в пределах одного бюджетного года.

- Разработка механизма быстрого развертывания результатов пилотных внедрений в других регионах, с непременной экономией при типовом развертывании.

- Вовлечение бизнеса в новые экономические реалии и по созданию условий для развития цифрового бизнеса и формированию проектов государственно-частного партнерства. Необходимо поощрение конкуренции технологий и развитие партнерских схем взаимодействия участников.

Принимая во внимание вышесказанное, участники одиннадцатого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС обращаются к правительствам государств, межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, здравоохранения, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям государственного, коммерческого и некоммерческого секторов стран БРИКС и ШОС с призывом:

1. Подтвердить, что становление цифровой экономики является мегатрендом, реализующимся как на глобальном, так и на национальном и региональном уровнях. На всех этих уровнях постоянно возникают новые вызовы, нахождение ответов на которые является важнейшим фактором сохранения стабильности и устойчивого развития. Поиск ответов может и должен вестись совместными усилиями и является важнейшей задачей стран БРИКС и ШОС.

2. Подчеркнуть, что интенсивность использования цифровых технологий в странах БРИКС и ШОС отличается серьезной дифференциацией, которую необходимо учитывать при организации сотрудничества.

3. Предупредить, что внедрение цифровых технологий влечет за собой новые риски и опасные тенденции, такие, как рост масштабов киберпреступности, гибридные информационные войны, уязвимость прав человека в условиях перехода на цифровые пользовательские данные. Это требует опережающего внимания к правовому регулированию цифровой экономики как на национальном, так и на межнациональном уровне.

4. Отметить, что спрос на цифровые технологии определяется запросами и возможностями потребителей. Это предъявляет особые требования к качеству менеджмента при реструктурировании бизнес- и административных процессов под цифровые технологии, а также к цифровым компетенциям работников. Особое значение в этих условиях приобретает преодоление цифрового неравенства и ускоренное цифровое образование тех групп населения, которые сильнее всего рискуют остаться за пределами цифровой экономики.

5. Признать, что продолжает сохранять актуальность задача борьбы с цифровым монополизмом и развитием национальных цифровых платформ и программного обеспечения по таким актуальным направлениям развития отрасли информационных технологий, как нейротехнологии и искусственный интеллект, большие данные, промышленный интернет, квантовые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, робототехника и сенсорика.

6. Указать, что целью цифровой трансформации социальной сферы, то есть сферы образования, здравоохранения и культуры должно стать не только повышение качества соответствующих услуг, но и сохранение и воспроизводство национального культурного кода и национальных традиций.

7. Обратить внимание на необходимость широкого внедрения и использования информационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и критической информационности инфраструктуры.

Данный документ был разработан совместными усилиями представителей стран БРИКС и ШОС.

Участники Форума обращаются к предстоящим саммитам стран БРИКС и ШОС с предложением учесть вышеизложенные рекомендации в сфере цифровых технологий в решениях саммитов.




[1] Распределенная энергетика: smart city, smart grid, personal power.


[2] Распределенные системы беспилотных летательных аппаратов.