Концепция одиннадцатого Международного IT-Форума
с участием стран БРИКС и ШОС

 

Под эгидой:

Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

 

Организаторы:

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Администрация города Ханты-Мансийска;

Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий

 

Общие положения

Сегодня экономическое благополучие любой страны неразрывно связано с развитием цифровых технологий. Развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий и внедрение ИТ-сервисов – это важнейшие факторы, играющие ключевую роль в достижении благосостояния и высвобождении истинного экономического потенциала страны.

Переход на цифровые технологии в любой стране мира способствует изменению и развитию традиционных основ экономик, ускоряет экономическое развитие на благо населения страны.

Экономика данных, сервисная экономика меняют производственные модели, делая их более клиентоориентированными. На смену традиционным активам, таким как недвижимость и производственные фонды, приходят цифровые активы, способствующие созданию совершенно новых видов продукции и формированию прибавочной стоимости там, где раньше это было в принципе невозможно. Интернет вещей (IoT) и межмашинное взаимодействие (M2M), большие данные и предиктивная аналитика, искусственный интеллект и машинное обучение – все эти технологии способны коренным образом изменить нашу жизнь.

Одновременно, рост популярности сформировавшегося недавно понятия sharedeconomy (экономика совместного пользования) свидетельствует о том, что государства понимают, что решение подобных задач невозможно в пределах лишь однойстраны – необходимо выстраивать интеграционные сценарии в рамках экономических союзов.

 

Цифровая повестка БРИКС

Цифровая трансформация является важным направлением развития стран БРИКС, единодушно признающих ее ключевую роль в ускорении экономического роста.

Например, по данным докладаMcKinsey «Каким образом цифровая экономика Китая определяет новую мировую тенденцию», Китай стал главной силой, формирующей структуру глобальной цифровизации. Китай создает новые мировые тенденции во многих сферах: промышленные инвестиции, бизнес-модели и глобальное управление.

Согласно данным доклада McKinsey, китайский рынок электронной коммерции – крупнейший в мире, его объем составляет более 40% от общей суммы электронных сделок, при этом 10 лет назад его объем не превышал и 1%. Объем мобильных транзакций с участием третьей стороны для личного потребления в Китае равен 11 объемам соответствующих транзакций в США. 1/3 «компаний-единорогов» всего мира (т.е. бизнес-стартапов, не зарегистрированных на бирже, чья стоимость превышает 1 млрд. долларов) – из Китая.

Новое правительство, пришедшее в 2014 г. к власти в еще одной стране БРИКС – Индии, сделало инициативу DigitalIndia («Цифровая Индия») одной из ключевых программ преобразования нации. DigitalIndia подразумевает создание и развитие ряда отдельных программ, направленных на распространение в стране информационной экономики, в которую путем развития инфраструктуры удастся включить все слои 1,3-миллиардного населения страны.

Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС от 4 сентября 2017 г. содержит заявление о необходимости разработки общепризнанных норм ответственного поведения государств в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях обеспечения мирной, безопасной, открытой, благоприятной для сотрудничества, стабильной, упорядоченной, доступной и равноправной ИКТ-среды.

Кроме того, страны-участники БРИКС подтверждают, что государства должны в равной степени участвовать в развитии и функционировании Интернета и управлении им. Структуры, управляющие основными Интернет-ресурсами и регулирующие их, необходимо сделать более представительными и инклюзивными. Страны с удовлетворением отмечают прогресс, достигнутый Рабочей группой БРИКС по вопросам сотрудничества в сфере ИКТ. Они признают необходимость укрепления профильного взаимодействия. В связи с этим страны БРИКС продолжат совместную работу при помощи существующего механизма в целях обеспечения безопасного, открытого, мирного и совместного использования ИКТ.

В Йоханнесбургской декларации Десятого саммита БРИКС, состоявшегося 25-27 июля 2018 г. в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика), сказано, что страны – участники приветствуют неоспоримые преимущества и новые возможности, связанные с достижениями в области ИКТ, особенно в контексте Четвертой промышленной революции.

В ходе четвертой встречи министров связи стран БРИКС, которая прошла в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в рамках председательства ЮАР в межгосударственном объединении БРИКС, также состоялся бизнес-диалог компаний и заседание Рабочей группы БРИКС по сотрудничеству в области ИКТ. Министры связи стран БРИКС определили малые, средние и микропредприятия (МСМП) в качестве потенциальных двигателей для роста экономики и создания рабочих мест, а также договорились об оказании содействия в их сотрудничестве.

В рамках этого мероприятия главы профильных ведомств договорились об обмене исследованиями, опытом и информацией о внедрении 5G в странах БРИКС, а также о стимулировании инвестиций в развитие связи пятого поколения и в другие инновации. Кроме этого, планируется расширять партнерские контакты в сфере подготовки кадров для ИТ-индустрии и продолжать сотрудничество в области кибербезопасности.

Помимо этого была согласована совместная работа по расширению возможностей и решению проблем в сфере цифровизации, индустриализации, инноваций, и инвестиций в области новой промышленной революции (PartnershiponNewIndustrialRevolution, PartNIR).

 

Цифровая повестка Шанхайской организации сотрудничества

Необходимость цифровой трансформации признается и всеми странами-участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Весной 2017 г. Президентом Кыргызской Республики была презентована программа цифровой трансформации «Таза Коом», цель которой – развитие государства, основанного на индустрии данных, технологиях и цифровой инфраструктуре. Министерство экономики Кыргызстана разрабатывает концепцию цифровой экономики на среднесрочный и долгосрочный период.

В 2018 г. Президент Узбекистана утвердил задачи по дальнейшему развитию цифровой экономики. В частности, Узбекистан реализует меры по внедрению и развитию деятельности в области оборота крипто-активов, включая майнинг, смарт-контракты (договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций), консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, крауд-фандинг (коллективное финансирование), а также технологий блокчейн для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Президент Туркменистана утвердил Концепцию развития цифровой экономики в Туркменистане в 2019-2025 гг. В документе отражены нынешнее состояние системы информационно-коммуникационных технологий, цели и задачи Концепции, пути и механизмы ее претворения в жизнь, ожидаемые результаты. Реализовать Концепцию планируется в три этапа (1-й – в 2019 г., 2-й – в 2020-2023 гг., 3-й – в 2024-2025 гг.).

В 2017 г. Правительство Казахстана утвердило Государственную программу «Цифровой Казахстан». Основной миссией программы является повышение качества жизни жителей и конкурентоспособности экономики страны за счет использования и развития цифровых технологий. Реализация программы запланирована по двум векторам развития: «Цифровизация существующей экономики» в среднесрочной перспективе и «Создание цифровой индустрии будущего» в долгосрочной перспективе. 120 запланированных мероприятий программы сформируют основы цифрового сектора как новой отрасли экономики и будут реализовываться в пяти направлениях: «Цифровизация отраслей экономики», «Переход на цифровое государство», «Реализация цифрового Шелкового пути», «Развитие человеческого капитала» и «Создание инновационной экосистемы».

По итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС в Циндао 9-10 июня 2018 г. было объявлено, что ШОС продолжит вносить вклад в выстраивание широкого и взаимовыгодного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, выработку норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве. Кроме того, Президент Казахстана предложил странам ШОС создать площадку по обмену опытом в сфере цифровизации и новых технологий.

 

Цифровая повестка Евразийского экономического союза

Приоритетами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в формировании цифрового пространства являются развитие нормативно-правовой базы ЕАЭС и гармонизация законодательства, формирование единого цифрового пространства для увеличения взаимного товарооборота с внедрением электронной торговли, расширение практики использования ИКТ для повышения эффективности трансграничного взаимодействия, разработка и реализация совместных проектов и программ, направленных на цифровую трансформацию.

Среди первых практических шагов цифровой трансформации планируются утверждение Концепции и Стратегии цифровой трансформации ЕАЭС до 2025 г., а также структуры управления реализацией Цифровой стратегии 2025. Создание инвестиционного фонда для цифровой трансформации, гармонизация нормативно-правовой базы, развитие систем трансграничных коммуникаций, кибербезопасности, электронной идентификации и логистики, а также единой цифровой платформы ЕАЭС.

 

Российская Федерация: задачи и планы

В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года сказано, что цифровые технологии влияют на экономический рост, обеспечивают модернизацию промышленности, делают социальные услуги, образование и здравоохранение более качественными и доступными.

Так, с их помощью государство планирует провести масштабную модернизацию образования и за шесть лет войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. Увеличение числа высококвалифицированных кадров, в том числе в цифровой экономике, должно положительно сказаться на росте средней заработной платы.

Кроме того, Правительство планирует рост инвестиций в развитие интеллектуального капитала и цифровых технологий, совершенствование законодательства в сфере конкуренции, чтобы адаптировать его к условиям цифровой экономики, перевод в цифровой формат конкурсных процедур по размещению и выполнению заказов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а также внедрение цифровых технологий в работу органов государственной власти, расширение перечня государственных и муниципальных услуг, которые можно получить через многофункциональные центры.

Основные направления развития цифровых технологий в России сформулированы в национальной программе «Цифровая экономика РФ», которая рассчитана на период до 2024 г. Она включает в себя шесть федеральных проектов:«Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровые технологии и проекты», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление». Также в ближайшее время будет принят ряд ведомственных программ, содержащих отраслевые планы по цифровизации, таких как «Цифровое здравоохранение», «Цифровая промышленность», «Цифровой город», «Цифровой транспорт» и др.

Так, программой цифровизации здравоохранения предусмотрено создание Единого цифрового контура здравоохранения. Планируется, что к 2021 г. в медицинских организациях субъектов РФ будет создано не менее 800 тыс. автоматизированных рабочих мест, 80% субъектов будут использовать МИС, будучи подключенными к ЕГИСЗ. К 2022 г. медицинские организации всех регионов должны обеспечивать ведение юридически значимого электронного документооборота, не менее 90% медицинских организаций – межведомственное электронное взаимодействие.

К 2023 г. планируется завершить внедрение ГИС в сфере здравоохранения субъектов РФ и подключить к ним все медицинские организации, создать централизованные медицинские информационные системы. В том же году не менее 70 регионов должны реализовать системы электронных рецептов и автоматизированного управления льготным лекарственным обеспечением.

Паспортом разработанного Минстроем проекта «Умный город» предусмотрена решение двух основных задач: обеспечение устойчивого развития городов и повышение качества жизни проживающих в них людей посредством цифровой трансформации городского хозяйства; повышение эффективности использования муниципальных ресурсов за счет применения цифровых технологий и расширения государственно-частного партнерства.

Для достижения целевых показателей программы предусмотрены: создание методических и организационных основ формирования экосистемы «умной» городской среды, реализация лучших инновационных проектов в сфере городского хозяйства, внедрение цифровых платформ управления городскими ресурсами, сервисов информирования граждан и предоставления им доступа к муниципальным услугам в цифровом виде, сервисов вовлечения граждан в принятие городских решений, а также повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

 

Формирование и продвижение совместных проектных инициатив на пространстве БРИКС и ШОС

В настоящее время на пространстве БРИКС и ШОС реализуется целый ряд проектных инициатив.

Так, ЦБ России выступил с инициативой создания альтернативы международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT на уровне БРИКС. Напомним, что Россия, наряду с другими участниками «ядерной сделки», такими как Китай, Британия, Франция и Германия, уже принимает участие в работе над механизмом, позволяющим совершать денежные переводы с Ираном в обход санкций США.

На 10 заседании Межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой Российской Федерации и Мажилисом Парламента Республики Казахстан было принято решение о разработке Россией и Казахстаном совместных документов, которые будут способствовать развитию цифровой экономики в обеих странах.

Новый банк развития БРИКС уже финансирует 26 проектов на сумму 6,5 млрд долларов. Ожидается также, что в 2019 г. начнет свою работу Фонд облигаций и национальных валют стран БРИКС.Это позволит укрепить финансовую и инвестиционную устойчивость, а также расширить взаимодействие национальных платёжных систем.

В 2017 г. страны БРИКС подписали «Инициативу о сотрудничестве в сфере электронной коммерции» (BRICS E-commerceCooperationInitiative). Электронная торговля важна для всех стран БРИКС, поскольку практически все государственные закупки осуществляются в электронном виде по бизнес-модели «Правительство – бизнесу» (GovernmenttoBusiness, G2B). По данным экспертов «Глобал рус трейд», в течение пяти лет ожидается увеличение объема электронной торговли между странами БРИКС в три раза.

Китайская Народная Республика (КНР) и Россия договорились о расширении двусторонних связей в области информационных и телекоммуникационных технологий, а также цифровой экономики, повышении уровня взаимосвязанности информационной и коммуникационной инфраструктуры, укреплении сотрудничества в области регулирования орбитально-частотного ресурса, развитии информационного пространства, укреплении доверия в сфере сетевой безопасности.

Между ними также достигнуто соглашение о партнерстве в области электронной торговли. Соответствующий меморандум Минэкономразвития России и Министерство коммерции КНР подписали по итогам переговоров Президента РФ Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине.

Между ФТС РФ и Главным таможенным управлением КНР подписан меморандум о совершенствовании порядка проведения таможенных операций (таможенного оформления) при электронной торговле.

Также между Россией и КНР подписано соглашение о сотрудничестве в области применения глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Бэйдоу». Соглашением предусматривается сотрудничество в разработке российско-китайских стандартов применения навигационных технологий, использующих обе системы, в частности стандартов по контролю и управлению транспортными потоками, пересекающими российско-китайскую границу.

Россия готова сотрудничатьс Индией в развитии цифровых технологий на транспорте. Так, технологии безостановочной системы взимания платы, примененные при построении госсистемы «Платон», могут быть использованы как на более чем 12 тыс. платных трасс Индии, так и в ходе создания и цифровизации международного транспортного коридора «Север-Юг».

За последние несколько лет на развитие электронной торговли в Индии было направлено более $4 млрд, в том числе $1 млрд вложила китайская компания «Алибаба».

 

Учитывая описанные тенденции, планы и нормативные документы, подготовка XIМеждународного ИТ-Форума с участием стран БРИКС и ШОС (Форум) должна опираться на следующие лейтмотивы:

·      Цифровизация –это инструмент создания совместной экономики. Она, в частности, обеспечивает условия для быстрогопритока иностранных инвестиций и способствует демонополизации рынка программного обеспечения. Бесшовная экономика, подключенное окружение, управление данными – безусловные ориентиры для оценки полезности принимаемых мер на государственном уровне и предпринимательской активности в коммерческом секторе.

·      Интеграция информационного пространства, создаваемого в пределах каждой страны, в единое информационное пространство экономического союза. Создавая интегрированные информационные платформы внутри страны, участники союза могут параллельно разрабатыватьна трансграничном уровне платформы и сценарии взаимодействия, ориентированные как на реализацию экономических проектов и взаимное признание документов, так и на защиту от внешних киберугроз.

·      Экспертный диалог для выработки политических решений и знакомства с лучшими цифровыми практиками. Площадка форума – это территория для проведения дискуссий, место, где можно обсудить сложившуюся практику и обменяться опытом, а также дать оценку совместным инициативам, предложить меры по корректировке текущих и выработке новых задач.

·      Комфортное, безопасное, сервисное государство как платформа и новая форма экономики – главные направления развития регионовРоссии. В рамках Форума традиционно проводятся сессии по наиболее значимым цифровым направлениям, обсуждаются специфические отраслевыезадачи.Таким образом, Форум вХанты-Мансийском автономном округе – Югре (автономный округ, Югра) становится универсальной площадкой для знакомства с международной практикой, понимания федеральных инициатив и выработки комплекса мер по решению задач на региональном уровне.

·      Цифровая трансформация – это создание новых форм бизнеса. Путь, по которому развивается цифровая экономика, это не только переход на новые технологии, это, прежде всего, появление новых бизнес процессов, новых методов предпринимательской активности.

 

Цели и задачи Форума

Исходя из сложившейся международной практики развития цифровой экономики,базовых принципов «Индустрии 4.0.», а также вызовов, стоящих перед государствамив новых экономических условиях,целями Форума являются:

·      Определение программ регионального развития. Координация межрегионального и федерального взаимодействия. Выработка тактики поведения на быстро меняющемся рынке.

·      Экспертный диалог по вопросам совместного приложения усилий в рамках БРИКС/ШОС. Обсуждение реализованных проектов и выработка планов на ближайшую перспективу.

·      Раскрытие потенциалаавтономного округа как одного из лидеров цифровой трансформации. Подтверждение стремления округа продолжать цифровое развитие, быть открытым для межрегионального общения, аккумулировать общефедеральные приоритеты и укреплять позиции в качестве главной экспертной площадки Российской Федерации по продвижению совместной экономической повестки стран БРИКС\ШОС.  

 

Для реализации вышеперечисленных целей будут решены следующие задачи:

·      Использование возможностей организаций, принимающих участие в проведении других международных совещаний, конференций, симпозиумов, встреч, для подготовки Форума и освещения результатов мероприятий.

·      Продолжение практики проведения ежегодных международных конференций по информационной безопасности в Ханты-Мансийске с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств.

·      Ориентация мероприятий Форума на проведение дискуссий и панельных сессий в рамках заданных тем с открытым и предметным обсуждением интересующих аудиторию тем, поиском решений спорных вопросов.

·      Организация выставочного пространства с возможностью представленияпрактических примеров иинтерактивных презентаций.

·      Поиск форм сотрудничества по линии программы Научно-технической инициативы.

·      Обсуждение предложений субъектов Российской Федерации повыполнению задач и достижению целевых показателей национальных проектов, а также по объемам их финансирования.

·      Заключение соглашений о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий между российскими и иностранными компаниями (организациями).

·      Демонстрация российским и иностранным специалистам технологического потенциала отечественных разработчиков ИТ-продуктов.

·      Демонстрация достиженийЮгры в сфере применения цифровых технологий для развития различных сферэкономики.

 

Приоритетные тематические направления Форума

 

1. Цифровизация – импульс к развитию сотрудничества стран БРИКС и ШОС:

·      опыт стран БРИКС и ШОС в реализации проектов в области информационных и коммуникационных технологий, инфраструктуры, промышленности, социальной сферы, государственного управления, практики нормативного регулирования цифровой экономики;

·      выработка государственных мер технологической независимости;

·      механизмы равного участия всех государств в развитии и управлении Интернетом, управленческая структура ключевых ресурсов которого должна быть интернациональной;

·      межотраслевые цифровые платформы для проектирования и производства глобально конкурентоспособных продуктов нового поколения, проведения виртуальных испытаний, создание виртуальных полигонов и стендов, «цифровые двойники»;

·      проблема конкуренции на цифровых рынках;

·      электронный межгосударственный документооборот;

·      финансирование совместных проектов, а также создания фондов в области высоких технологий и инноваций;

·      лучшие практики реализации международных проектов в регионах РФ.

 

2. Системное развитие и управление изменениями в цифровой экономике:

·      организация процесса управления изменениями в области регулирования цифровой экономики;

·      функциональная структура системы управления реализацией национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», практика работы;

·      формирование лучших практик и гармонизация национальных проектов, федеральных и ведомственных программ;

·      эффективность и адресность механизмов финансирования проектов развития;

·      централизованная онлайн-система мониторинга реализации нацпроектов;

·      отечественные ИТ-продукты: соотношение цены и качества.

 

3. Формирование и продвижение совместных проектных инициатив на пространстве БРИКС и ШОС:

·      создание сетевого бизнес-акселератора стран БРИКС и ШОС для прототипирования и масштабирования межстрановых высокотехнологичных проектов интеграционных команд;

·      создание единой для стран БРИКС и ШОС блокчейн-платформы как торгово-выставочной площадки с модулем крауфандинга для продвижения высокотехнологичных проектов;

·      гармонизация налогового и таможенного регулирования производства и перемещения между странами БРИКС и ШОС наукоемкого, высокотехнологичного оборудования и сложных вычислительных устройств;

·      создание единого для стран БРИКС и ШОС агентства по защите интеллектуальных прав;

·      расширение взаимодействия национальных платёжных систем, создание новой международной платежной системы;

·      создание информационного поля для содействия реализации совместных проектов;

·      возможности совместногоимпортозамещенияв странах БРИКС\ШОС;

·      развитие практики взаимодействия региональных институтов развития стран БРИКС и ШОС и институтов развития бизнеса.

 

4. Цифровое государственное управление:

·      выработка механизма согласования функционала, технических требований по централизованным федеральным системам (ЕГИСЗ, ГИСОД, ТОР КНД, ЕГИССО, Единый реестр ЗАГС) с регионами;

·      текущие итоги применения биометрической идентификации;

·      концепция национальной системы управления данными;

·      цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов (супер сервисы);

·      хранение и обработка информации, создаваемой органами государственной власти,на государственной единой облачной платформе по сервисной модели;

·      механизм стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий;

·      доступ к инфраструктуре цифрового государства с использованием отечественной мобильной ОС;

·      централизация вопросов импортозамещения на региональном уровне;

·      создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ;

·      цифровой контроль и надзор;

·      система оценки и мотивации кадрового состава;

·      реестровая модель госуслуг;

·      создание цифровых профилей гражданина и юридического лица;

·      единая платформа ГосWeb;

·      современные формы взаимодействия в электронном виде с гражданами при организации предоставления услуг в сфере социальной защиты населения.

 

5. Информационная инфраструктура:

·      развитие сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных;

·      строительство узкополосных беспроводных сетей связи Интернета вещей;

·      возможности отечественной промышленности по производству оборудования;

·      меры государственной поддержки развития услуг связи в малочисленных и отдаленных населенных пунктах;

·      развитие сетей связи муниципальными органамипутем регулирования арендных ставок;

·      определение перечня технологий и оборудования, необходимых для реализации национальных проектов;

·      требования к отбору высокотехнологичных компаний-лидеров, разработчиков решений для цифровой трансформации;

·      предложения по способам и механизмам локализации соответствующих производств на территории Российской Федерации;

·      единая биометрическая идентификация в банках, госучреждениях и городских сервисах;

·      цифровое неравенство: вопросы обеспечения качественными услугами связи отдаленных районов;

·      государственно-частное партнерство для развития информационной инфраструктуры;

·      деятельность центра компетенций по импортозамещению в сфере телекоммуникационного оборудования.

 

6. Информационная безопасность:

·      резолюция ООН глобальной кибербезопасности;

·      «независимый интернет» для стран БРИКС;

·      комплексные и системные решения различных стран в сфере обеспечения информационной безопасности при переходе к цифровой экономике, включая информационную безопасность критической информационной инфраструктуры;

·      цифровая трансформация в сфере связи, массовых коммуникаций, Интернета: решения для обеспечения защищенности и надежности электронных коммуникаций и электронных услуг населению;

·      методика оценки показателей информационной безопасности в сетях связи общего пользования;

·      информационная безопасность на финансовых рынках;

·      цифровая трансформация в энергетике, промышленности и на транспорте, защита от компьютерных атак крупных предприятий и автоматизированных систем управления;

·      предложения по продвижению отечественных решений в области информационной безопасности за рубежом;

·      координация участия экспертов в деятельности международных организаций, осуществляющих разработку стандартов в области криптографии и ИТ-безопасности,

·      поэтапный отказ от использования иностранного общесистемного ПО.

 

7. Единый информационный контур здравоохранения:

·      устранение «лоскутного одеяла» региональных МИС;

·      качество правового регулирования цифровизации здравоохранения;

·      квалифицированная помощь через Интернет;

·      преемственность оказания медицинской помощи между медицинскими организациями;

·      маркировка лекарств – новые технические требования;

·      электронный рецепт и электронный больничный: практика применения;

·      электронный медицинский документооборот: особенности внедрения, зарубежный опыт;

·      технологии телемедицины (врач-пациент): российские перспективы и зарубежный опыт;

·      новые технологии в медицине: искусственный интеллект, анализ больших данных, блокчейн.

 

8. Цифровое образование и кадры для новой экономики:

·      кадровое обеспечение реализации национальных проектов;

·      корректировка контрольных цифр приема для получения среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации за счет бюджетных средств;

·      совершенствование нормативного регулирования в целях содействия использованию организациями высшего образования онлайн-курсов;

·      совместная образовательная программа подготовки управленческих кадров развития цифровизации экономик БРИКС и ШОС с участием ведущих университетов стран - участников;

·      опыт создания Российской электронной школы и реализации другиханалогичных международных проектов;

·      внедрение в систему образования требований к ключевым компетенциям цифровойэкономики для каждого уровня образования, обеспечение их преемственности;

·      концепция базовой модели компетенций и перечень ключевых компетенций в условиях цифровой экономики;

·      мотивация высококвалифицированных иностранных граждан на участие в развитии цифровой экономики в России;

·      подготовка и обучение специалистов для работы с программным обеспечением российского производства.

 

9. Информационные технологии в культурной сфере:

·      создание сети центров удаленного доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки на базе образовательных организаций;

·      создание виртуальных концертных залов;

·       применение технологийдополненной реальности как маркетингового инструмента получения дополнительной информации о культурном наследии;

·      библиотеки в едином электронном пространстве знаний;

·      обмен передовым опытом, расширение сотрудничества государственных учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учреждениями культуры стран БРИКС и ШОС в сфере оцифровки культурного наследия;

·      доступ гражданам с ограниченными возможностями здоровья к культурным ценностям российского и мирового уровней.

 

10. Нормативное регулирование цифровой среды:

·      нормативные правовые акты, обеспечивающие стимулирование развития цифровой экономики, правовые аспекты экономики платформ;

·      ГЧП дляцифровизации;

·      регулирование правовых песочниц;

·      обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных;

·      совершенствование механизмов стандартизации;

·      сохранность цифровых данных пользователя в цифровой среде;

·      регулирование развития «умных городов»;

·      правовые условия для формирования сферы электронного гражданского оборота;

·      правовые условия для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, причины снижения патентной активности в РФ;

·      регулирование вопросов оборота цифровых финансовых активов,краудфандинга и смарт-контрактов;

·      формирование электронной цифровой среды доверия, электронного нотариата;

·      правовое обеспечение внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг;

·      гармонизация законодательства в странах БРИКС\ШОС.

 

11. Информационные технологии нефте- и газодобычи: цифровое месторождение, настоящее и будущеецифровизации промышленности:

·      организацияпилот-платформы индустриального интернета на базе создаваемого индустриального парка;

·      удаленный мониторинг  работоспособности промышленных объектов;

·      новые должности цифровых руководителей; 

·      цифровизация скважин и месторождений, интеллектуализация процессов разведки, добычи и транспортировки;

·      использование «цифровых двойников» и индустриальный интернет вещей;

·      переходкомпаний с госучастием на отечественное программное обеспечение (ПО).

 

12. Комфортная и безопасная городская среда:

·      методика Минстроя РФ, как структурировать региональные и городские проекты, набор технологических механизмов по отраслям;

·      создание интеллектуальной городской инфраструктуры – «подключенной экономики»;

·      большие данные в большом городе, способы регулирования и препятствия;

·      развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

·      ситуационные центры – основа мониторинга и управления безопасностью и сервисами в регионе, городе и на крупном предприятии;

·      аналитические решения при построении современных систем видеонаблюдения и видеофиксации;

·      практика внедрения интеллектуальных систем для управления регионами, городами и предприятиями;

·      сотрудничество «ЭРА-ГЛОНАСС» и китайского оператора «Бэйдоу»;

·      Система-112: опыт и направления развития информационного обеспечения служб быстрого реагирования;

·      вопросыцифровизации жилищно-коммунального комплекса, энергетики и сферы энергосбережения.

 

13. Архивное пространство будущего. Цифровые активы:

·      обеспечение сохранности и аутентичности подлинников юридически значимых архивных документов;

·      прием электронных документов на хранение в архивы;

·      перспектива единой архивной платформы для устранения цифрового неравенства;

·      электронное взаимодействие с потребителями – расширение госуслуг;

·      сервисы архивных служб для источников комплектования;

·      практика замещающего сканирования;

·      архивное образование в условиях меняющегося профессионального ландшафта.

 

14. Информационная среда в информационном обществе (под эгидой ЮНЕСКО):

·      создание электронного онлайн архива;

·      кардинальные изменения информационной среды в информационном обществе;

·      новые виды и формы коммуникации (общения): влияние цифровой среды;

·      распознавание и противодействие манипуляциям и фейковым новостям, языку ненависти, троллингу и т.п.;

·      медийно-информационная грамотность и формирование цифровых навыков у населения;

·      сохранение языков и развитие многоязычия в киберпространстве: международная и национальная политика;

·      продвижение чтения на бумаге и с экрана как основной способ сохранения языка и письменной культуры;

·      четвертая технологическая революция, искусственный интеллект, нейронные сети, большие данные;

·      социокультурные трансформации: влияние новых технологий (тотальный контроль, утрата приватности, автомизация общества, сокращение плюрализма, персонализация потребляемого контента и т.д.);

·      проблемы сохранения электронной информации.