<p align="center">
<b>Вторая международная конференция</b>
</p>
<p align="center">
<b>«Информация и коммуникация в цифровую эпоху:</b>
</p>
<p align="center">
<b>явные и неявные воздействия»</b>
</p>
<p align="center">
     Ханты-Мансийск, Российская Федерация
</p>
<p align="center">
     9–12 июня 2019 г.
</p>
<p align="center">
<b> </b>
</p>
<p align="center">
<b>ЮГОРСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ</b>
</p>
<p align="center">
<b>«ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»</b>
</p>
<p align="center">
<b> </b>
</p>
<p>
     1.1.      С 9 по 12 июня 2019 г. в Ханты-Мансийске (Российская Федерация) в рамках XI Международного IT-Форума и Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» прошла Вторая международная конференция «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия», организованная Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ЮНЕСКО/Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
</p>
<p>
     1.2.      В этом междисциплинарном форуме приняли участие около ста экспертов из 33 стран: ученые и специалисты-практики, работающие в области ИКТ и медиа, политические деятели, философы, социологи, представители высших учебных заведений и научных учреждений, библиотек, органов власти, частного сектора и гражданского общества.
</p>
<p>
     1.3.      Участники активно делились своими соображениями относительно явных и неявных воздействий информации и коммуникации в эпоху цифровых технологий. В ходе конференции состоялись два пленарных заседания: «Цифровой век: куда идем?» и «Свобода информации: глобальные вызовы утопии»; панельная дискуссия «Злонамеренное использование искусственного интеллекта и международная информационно-психологическая безопасность»; а также заседания двух секций: «Медийно-информационная грамотность и информационная этика» и «Технологии и языковое разнообразие». Параллельно с основными мероприятиями конференции был организован специальный семинар «Сохранение культурного и научного наследия в цифровую эпоху».
</p>
<p>
     1.4.      На конференции рассматривались изменения в восприятии разнообразных преимуществ и угроз, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), большими данными, Интернетом вещей, блокчейном и пр., а также те вызовы, которые встают перед обществом в контексте влияния технологических достижений на нашу жизнь, наши решения и наши действия. На макроуровне, в контексте геополитической и международной психологической безопасности, обсуждались последствия использования искусственного интеллекта, а также технологий, упрощающих работу с цифровой информацией, социальных сетей и платформ электронного правительства.
</p>
<p>
</p>
<p>
<b>Участники конференции особо выделили следующие моменты:</b>
</p>
<p>
     2.1.      Современные прорывные технологии поднимают ряд актуальных и неотложных вопросов, обусловливая необходимость междисциплинарного подхода к мониторингу воздействия технологий на общество и их критического осмысления представителями различных сфер: науки и техники, образования, философии, культуры и языковых исследований.
</p>
<p>
     2.2.      Преобразующая мощь технологий стремительно нарастает, однако наше общество не успевает адаптироваться к ним. В этой связи необходимы анализ новейших разработок и прогнозное моделирование социальных последствий применения технологий Четвертой промышленной революции и надвигающейся Пятой промышленной революции.
</p>
<p>
     2.3.      Разработка мощных цифровых платформ как американскими, так и китайскими производителями в значительной степени влияет на положение дел в сфере ИКТ. Данные платформы заняли лидирующие позиции на мировом рынке, демонстрируя чрезвычайную информационную мощность и беспрецедентный охват с точки зрения обработки данных. Это влечет за собой существенные риски не только для экосистемы ИКТ, но и для цифровых инноваций.
</p>
<p>
     2.4.      Сложившаяся на сегодняшний день ситуация имеет колоссальные социальные последствия. Реорганизация информационно-коммуникационной среды порождает такие угрозы, как лишение права на частную жизнь, свободу выбора и автономию. Более того, бесконтрольные сбор и использование данных могут привести вследствие профайлинга к вынесению предвзятых суждений или к социальному отчуждению и маргинализации, что лишь усиливает очередной цифровой разрыв.
</p>
<p>
     2.5.      При реалистичной оценке искусственного интеллекта и его возможностей на данном этапе развития отдельного внимания заслуживает злонамеренное использование искусственного интеллекта, которое чревато катастрофическими последствиями глобального масштаба. Синтез изображений человека с помощью ИИ, «несуществующие личности», эмоциональный искусственный интеллект, анализ тональности высказываний, прогностическая аналитика и тому подобные технологии, попав не в те руки, могут представлять серьезную опасность для стабильного социально-политического развития стран и системы международных отношений, в том числе для международной информационно-психологической безопасности.
</p>
<p>
     2.6.      В работе автоматизированных систем должны учитываться принципы гуманности, устойчивого развития и защиты окружающей среды. При условии ответственного подхода к внедрению и эксплуатации технологий их использование может принести пользу обществу и способствовать достижению Целей устойчивого развития (ЦУР).
</p>
<p>
     2.7.      При решении вопросов развития технологий Четвертой и Пятой промышленных революций важно учитывать и проблемы этического характера, связанные с надежностью, прозрачностью, безопасностью, подотчетностью, достоверностью, ответственностью, защищенностью, гендерными и иными предубеждениями, а также потенциальным злонамеренным использованием технологий.
</p>
<p>
     2.8.      В рамках современной системы профессионального образования невозможно обеспечить подготовку специалистов, которые обладали бы всеми техническими навыками и одновременно демонстрировали высокий уровень освоения гуманитарных наук. А ведь подобное междисциплинарное (универсальное) образование необходимо для того, чтобы развитие инновационных технологий сопровождалось всесторонним анализом социальных последствий их использования.
</p>
<p>
     2.9.      Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и приоритеты Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», основанные на принципах R. O. A. M. и индикаторах ЦУР, могут стать гарантами меж- и трансдисциплинарного диалога для выработки политических стратегий, в том числе направленных на обеспечение социальной ответственности, справедливости, всеобщего доступа к информации и образованию.
</p>
<p>
</p>
<p>
<b>Исходя из вышеизложенного и учитывая положения Югорской декларации «Информация и коммуникация в цифровую эпоху» (итогового документа Международной конференции «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия», состоявшейся в Ханты-Мансийске в 2018 г.), Конференция призывает национальные правительства, агентства ООН (в частности ЮНЕСКО) и другие заинтересованные стороны на международном, региональном и национальном уровнях:</b>
</p>
<p>
     I.          Поддержать государственные и частные капиталовложения в развитие искусственного интеллекта и технологий Четвертой промышленной революции путем финансирования исследований и всестороннего изучения социальных последствий использовании технологий, с тем чтобы осмыслить потенциальные пагубные воздействия и обеспечить выгодное применение технологий. Сюда относятся трансдисциплинарные вопросы, касающиеся робототехники, информатики, экономики, права, этики, трудовых ресурсов, психологии и социологии.
</p>
<p>
     II.        Проводить исследования моделей регулирования, которые отслеживают и оценивают технологии, упрощающие работу с цифровой информацией, для защиты общественных интересов в следующих проблемных областях:
</p>
<p>
     •          обеспечение гражданам возможности контролировать собственные данные надежными, безопасными и понятными способами;
</p>
<p>
     •          обеспечение прозрачности и подотчетности функционирования цифровых платформ;
</p>
<p>
     •          принятие мер по предотвращению уклонения цифровых корпораций от уплаты налогов;
</p>
<p>
     •          предотвращение нарастания психологической войны с использованием «когнитивного хакинга» культурной и социальной идентичности граждан.
</p>
<p>
     III.       Выявлять, анализировать, оценивать и разъяснять случаи злонамеренного использования искусственного интеллекта, угрожающие международной информационно-психологической безопасности, дабы обеспечить возможность сформулировать конкретные рекомендации в данной области. В целях повышения уровня понимания потенциальных угроз и противодействия им, содействовать созданию международной сети исследовательских центров.
</p>
<p>
     IV.       Содействовать соблюдению принципов информационной этики в рамках всех дисциплин (как теоретических, так и практических), поощрять обсуждения этических проблем в сфере информации и коммуникации, инициированные как отдельными лицами и организациями, так и органами власти, с участием гражданского общества и академических кругов, СМИ, частного и государственного сектора.
</p>
<p>
     V.        Признать значимость навыков медийно-информационной грамотности в цифровую эпоху и продвигать их на всех уровнях и во всех формах образования, включая обучение на протяжении всей жизни.
</p>
<p>
     VI.       Стимулировать исследования более понятных, демократичных и гуманных альтернатив современной экономической модели Интернета, основанной на коммерциализации персональных данных.
</p>
<p>
     ******
</p>
<p>
     Данный документ был разработан совместными усилиями участников конференции из следующих стран: Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Бельгия, Бенин, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Гана, Грузия, Дания, Замбия, Индия, Испания, Италия, Казахстан, Камерун, Канада, Кыргызстан, Латвия, Марокко, Молдова, Новая Зеландия, Пакистан, Перу, Российская Федерация, Румыния, Словения, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Франция, Шри-Ланка, Южно-Африканская Республика.
</p>