Концепция двенадцатого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС





Под эгидой:

Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Организаторы:

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Администрация города Ханты-Мансийска;

Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий

Общие положения

Во всем мире продолжает наращиваться новый вид социально-экономических отношений – цифровая экономика, в него вовлечены как страны экономические лидеры, так и развивающиеся государства. Сегодня понятие нового технологического уклада перестало быть только теоретическим и программным ориентиром. Все континенты буквально включились в борьбу за свое технологическое будущее и суверенитет. Сейчас для многих государств уже наступило время оценки их текущих возможностей и скорейшей корректировки стратегических планов.

В силу масштабов и межотраслевого значения получили распространение так называемые «сквозные технологии», через применение которых раскрывается содержание цифровой трансформации, — искусственного интеллекта, робототехники, Интернета вещей, беспроводной связи, распределенного реестра и других. Невозможно встретить экспертных комментариев, которые не связывали внедрение подобных технологий с повышением производительности и конкурентоспособности товаров и услуг, причем не только для отдельных компаний, но государств и экономических блоков. Изменение в стиле и качестве работы предпринимательского и общественного секторов влекут обязательные институциональные реформы оказания публичных социальных услуг в сфере образования, здравоохранения и государственного управления.

Характер экономических изменений приобретает скачкообразную динамику и любое государство которое включается в эту конкурентную борьбу должно обладать инструментами и инфраструктурой, отвечающими скорости изменений.

Один из сформировавшихся трендов, переход от использования отдельных решений к внедрению единых систем управления знаниями, технологиями и компетенциями – цифровым платформам. Применяемые в цифровых платформах технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде вывели на первый план развитие и использование искусственного интеллекта, от степени зрелости которого зависит производительность цифровых платформ, где бы они не разворачивались, в производстве, здравоохранении, связи, логистике.  

Эксперты утверждают, что в ближайшее десятилетие прирост ВВП будет приходиться на воздействие со стороны потребителя, таким образом будет формироваться так называемая потребительская сервисная экономика, где качество и быстрота сервиса его сетевой характер будут играть ключевую роль.

Растущая трансграничность технологий, увеличение объемов передаваемой информации как в рамках государственного, так и экономического сотрудничества, вместе с тем рост негативных факторов – этических проблем искусственного интеллекта, безработицы, киберпреступности, требует усиления взаимодействия государств в рамках экономических союзов для достижения взаимовыгодного результата.

Цифровая повестка БРИКС

По итогам Одиннадцатого Саммита БРИКС, проходившего в ноябре 2019 года в Бразилии, была принята итоговая Декларация Бразилиа, которая помимо прочего содержала вопросы цифрового взаимодействия. В частности, лидеры стран участниц подчеркнули важность сферы науки, технологий и инноваций (НТИ) как одной из основных движущих сил экономического роста, а также ключевого элемента формирования будущего стран «пятерки». Стороны приветствовали утверждение новой архитектуры БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций, целью которой является активизация совместной деятельности в области НТИ с помощью Управляющего комитета НТИ БРИКС.

Страны объединения отметили прогресс в деле выполнения решения Йоханнесбургского Саммита о налаживании полномасштабного функционирования Партнерства БРИКС по вопросам новой промышленной революции. Лидеры «пятерки» отметили роль Нового банка развития (НБР) БРИКС в финансировании инфраструктурных проектов и программ устойчивого развития, а также подтвердили планы открытия в 2020 году региональных центров НБР в России и Индии.

В отдельном разделе Декларации Бразилиа стороны подтвердили приверженность решению проблем в области налогообложения и ожидают дальнейшего прогресса в дискуссии о двухуровневом подходе, разработанном группой «Инклюзивный механизм BEPS».

В состоявшейся несколькими месяцами ранее пятой встречи министров связи БРИКС появился ряд новых направлений по цифровой идентификации, большим данным, умным городам, национальной системе управления данными, которые были зафиксированы в соответствующей Декларации. В России сейчас ведутся разработки по электронному удостоверению личности, цифровому профилю и биометрической идентификации. Соответствующие проекты существуют и в других странах БРИКС. Например, в Индии в 2019 году было объявлено о скором внедрении «электронных паспортов». В Китае электронные удостоверения личности выдаются с 2012 года, в перспективе внедрение цифровой версии идентификационной карты гражданина. Кроме того, обсуждается возможность ее хранения в смартфоне с помощью стороннего приложения (например, WeChat или AliPay). В Бразилии полноценный запуск цифровой идентификации запланирован на 2020 год.

У стран «пятерки» имеется большой опыт по направлению большие данные для целей государственной политики. В Бразилии и Китае анализ транзакций и налоговых деклараций используются для администрирования налогов и совершенствования налоговой политики. В Индии банковские данные используются для выявления фиктивных сделок и нелегальных доходов, а данные геолокации – для обнаружения фирм-однодневок.

В отдельных странах БРИКС, в частности, в Индии и Китае, имеется опыт формирования и внедрения систем подобных разрабатываемой сейчас в России Национальной системы управления данными.

Традиционной темой для всех стран-участниц является создание инфраструктуры «умных» городов. По итогам 2019 года объем мирового рынка решений для «умных» городов достиг 1 триллиона долларов, а к 2026 году прогнозируется на отметке – 3,5 триллиона. В EasyPark Smart Cities Index 2019 Шанхай занимает 75-ю строчку, Москва – 78-ю, Нью-Дели – 83-ю, Кейптаун – 86-ю, Сан-Паулу – 94-ю.

Также среди сфер развития «умных» городов можно выделить каршеринг, общественные сети Wi-Fi, 4G и 5G, использование возобновляемых источников энергии, внедрение инноваций в общественном транспорте и т.д.

Формирование национальной цифровой экономики расценивается как возможность, перейти к качественному экономическому росту, решить технологические, инфраструктурные и социальные проблемы. Все национальные правительства БРИКС сформулировали эти задачи в соответствующих документах: «Digital India» в рамках стратегии «Make in India» – в Индии, «Digital China» как часть стратегии «Made in China, 2025» в Китае, национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная в России в 2017 году. В Бразилии в 2017 году создана рабочая группа по формированию национальной стратегии цифрового развития «The Brazilian Digital Strategy». В ЮАР в 2013 году была принята стратегия Electronic Communications Act: South Africa Connect: Creating opportunity, ensuring inclusion South Africa. Broadband Policy3.

Но кроме вопросов транснационального экономического сотрудничества возникают и новые угрозы, совместная борьба с которыми окажется наиболее действенной и требует повышенного внимания и координации.

Глобальное проникновение сетевых технологий породило небывалый всплеск киберугроз, которые в настоящий момент не имеют исключительно экономического характера. Все больше приобретают значение кибератаки с целью дестабилизации работы крупных финансовых военных и политических учреждений независимых государств. Противостояние новым угрозам требует консолидации усилий БРИКС.

Кроме того, вызовы новой технологической революции, связанные с роботизацией, распространением применения искусственного интеллекта для принятия важных решений, переобученим большого количества граждан, проще преодолевать совместными усилиями.

Возникла реальная опасность, что отдельные государства могут планировать или осуществлять давление на другие страны, используя свое превосходство в сфере цифровых технологий, программного обеспечения и патентов на право их использования.

БРИКС может упрочить свою роль в качестве важного инструмента в формировании глобальной экономической повестки и координации усилий в этой сфере и, самое важное, предотвратить появление мирового цифрового монополизма. В такой ситуации конструктивное развитие инструментов конкурентного права приобретает еще большее значение. Антимонопольный центр БРИКС представил доклад по новым подходам к защите конкуренции в мире в условиях цифровой экономики, в результате чего выявил пробелы в регулировании в тех юрисдикциях, где развитие цифровой экономики опережает законодательство и правоприменительную практику, что несомненно сказывается на доминирующем положении отдельных игроков.

Право формировать децентрализованную демократическую повестку у союза есть на том основании, что по состоянию на 2019 год доля стран БРИКС в мировом ВВП составляет 33% это на 10 пунктов выше чем в 2009 году. А к 2030 году эта доля прогнозируется в пределах 37%.

В 2020 году председательствовать в БРИКС будет Россия. В июле ежегодный Саммит пройдет в Санкт-Петербурге. Шестая встреча министров связи стран объединения состоится в Москве.

Двенадцатый Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС включен в План мероприятий председательства России в объединении БРИКС в 2020 году, утвержденный Президентом Российской Федерации 12 июня 2019 года.

Цифровая повестка Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

2019 год был ознаменован существенным количеством важных событий в сфере цифрового сотрудничества ШОС. В июне в Бишкеке прошел Саммит государств- участников ШОС. На церемонии подписания документов был подписан ключевой документ в сфере цифровизации – решение об утверждении «Концепции сотрудничества государств-членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий». Данная концепция была разработана по инициативе профильного ведомства Кыргызской Республики в рамках специальной рабочей группы ШОС. Концепция закрепляет основные направления сотрудничества, цели, задачи и механизмы реализации.

В частности, среди приоритетов документа названы: цифровая и телекоммуникационная инфраструктура, информационная безопасность, технологии информационной безопасности, электронное правительство, умный город, интернет вещей; технологии обработки больших данных; искусственный интеллект; блокчейн; интеллектуальные системы управления; новые производственные технологии; робототехника; технологии квантового вычисления и другие. Одной из верховных целей является повышение глобальной конкурентоспособности и цифровое преобразование в национальных экономиках государств-членов ШОС.

Также на полях Саммита говорилось о важности развития и углубления взаимовыгодного сотрудничества, обмена знаниями, информацией и передовой практикой в области информационно-коммуникационных технологий. И что важно для экономического и социального развития государств-членов ШОС, повышения глобальной конкурентоспособности и цифрового преобразования в национальных экономиках путем внедрения инноваций и современных ИКТ, повышения инвестиционного потенциала.

Цифровая образовательная среда призвана обеспечить доступность и равные возможности в получении образования вне зависимости от места проживания, социального статуса, состояния здоровья и особых образовательных потребностей обучающихся.

17-18 октября 2019 года в Бишкеке состоялось седьмое заседание Специальной рабочей группы по современным информационным и телекоммуникационным технологиям государств-членов ШОС.

1-2 ноября 2019 года в Ташкенте на восемнадцатом заседании Совета глав правительств, руководители делегаций выступили за укрепление сотрудничества в сфере электронной торговли и совместную разработку плана регионального взаимодействия. Электронная торговля между предприятиями имеет ряд потенциальных преимуществ, таких как углубление участия в международных производственных системах, повышение внутренней и рыночной эффективности, а также снижение транзакционных издержек. Торговля содействует занятости в секторе информационно-коммуникационных технологий, предприятия становятся более конкурентоспособными благодаря закупкам и продажам в интерактивной среде.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев также предложил создать Центр ШОС по информационной безопасности для защиты информационного пространства организации. 2 ноября главы правительств стран-членов ШОС приняли новую программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2035 года.

Российская Федерация: задачи и планы

В Российской Федерации основные стратегические задачи определены Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204, где среди важных направлений развития назван и национальный проект «Цифровая экономика РФ», рассчитанный до 2024 года. На рубеже 2020 года в стране уже идут работы по реализации мероприятий национального проекта

В минувшем году Россия успешно перешла на цифровое телевещание. Начался масштабный инфраструктурный проект по оснащению социальных учреждений высокоскоростным интернетом. В конце 2019 года различными фондами такими как Фонд развития ИТ, Фонд содействия инноваций, Российская венчурная компания были распределены гранты и субсидии для организаций, занимающихся развитием перспективных проектов в области «сквозных технологий». С этой целью были разработаны 7 дорожных карт, по которым сейчас и сверяется темп цифровой трансформации.

Дорожные карты (планы мероприятий) включают такие направления, как нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределённого реестра («блокчейн»), квантовые технологии, новые производственные технологии, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. На реализацию опубликованных дорожных карт потребуется 851,7 миллиарда рублей бюджетных и внебюджетных средств до 2024 года.

В дорожных картах сформирован план совместных действий бизнес-сообщества и органов исполнительной власти для достижения технологического лидерства, обеспечения экономического развития и социального прогресса Российской Федерации, выхода российских компаний на международные рынки, определяются также измеримые стратегические цели и целевые эффекты совершенствования «сквозных» технологий.

В области управления данными ожидается качественное изменение в связи с принятием Концепции национальной системы управления данными, а также законопроекта о национальной системе управления данными. Опубликован проект единых требований по управлению государственными данными. Утверждена также Концепция о цифровом профиле гражданина, представляющая из себя платформу для сбора электронных данных о гражданине и использовании их под контролем самого гражданина в государственных и коммерческих сервисах. Для обеспечения функционирования данной платформы планируется принятие законопроекта об инфраструктуре цифрового профиля.

Регионы и бизнес получают субсидии и гранты на создание центров цифрового образования детей, отраслевого центра информационной безопасности ГосСОПКА, на развитие ИТ-инфраструктуры общеобразовательных организаций, системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), цифровых платформ создания высокотехнологичной промышленной продукции, на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях.

Особые меры поддержки продолжаются в импортозамещении высокотехнологичной продукции. Правительством РФ разработано постановление о преференциях на закупку отечественного оборудования для реализации нацпроектов. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1746 на два года введен запрет на допуск к закупкам иностранных комплексов систем хранения данных. Рабочей группой по направлению «Информационная безопасность» нацпроекта «Цифровая экономика» были выработаны критерии финансовой поддержки разработчиков отечественного программного обеспечения. Еще одной важной вехой явилось принятие закона, предусматривающего штрафы за продажу отдельных видов технических устройств без предварительно установленных российских программ. Документ вступит в силу с 1 июля 2020 года.

С 1 ноября 2019 года действует большая часть поправок в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», получивших неофициальное название закон о «суверенном Рунете». Закон направлен на обеспечение безопасного и устойчивое функционирования сети Интернет на территории России, в том числе и в случае отключения России от мировой сети. Техника должна позволить управлять и фильтровать маршруты трафика оператора, блокируя доступ к запрещенным в стране сайтам.

Утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года включило Россию в конкурентную борьбу по одному из самых инновационных и перспективных направлений мировой экономики – внедрение технологий искусственного интеллекта (далее ИИ). Методы ИИ способны создавать принципиально новую научно-техническую продукцию, дают алгоритмы для решения многих практических задач, важны для автоматического машинного обучения обработки и управления данными. ИИ обладает широкими возможностями для применения в качестве обязательного элемента в смежных областях, включая робототехнику и управление беспилотным транспортом. Целями развития искусственного интеллекта в России являются обеспечение роста благосостояния, качества жизни, обеспечение национальной безопасности и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности экономики. Стратегия описывает приоритетные направления и основные задачи развития ИИ.

В России формируются различные формы коллабораций для совместной работы по тематике ИИ. Между Правительством РФ и ПАО Сбербанк подписано Соглашение о намерениях, предусматривающее подготовку компанией и утверждение Правительством РФ «дорожной карты» развития высокотехнологичной области «Искусственный интеллект». Кроме того, отдельно подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), предусматривающее содействие в привлечении инвестиций в российские компании в области ИИ совместно с международными партнерами.

Также бизнесом сформирован Альянс искусственного интеллекта, который включает основных участников рынка, заинтересованных в развитии отрасли (ПАО Сбербанк, «Яндекс», Mail.ru Group, МТС, «Газпром нефть» и РФПИ.

В области государственного управления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации организованна работа по оптимизации и цифровой трансформации госуслуг. В рамках этой работы одобрен перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций (разработка суперсервисов). На сегодняшний день уже представлены прототипы 5 сервисов. Основные задачи проекта – выработка целевого состояния суперсервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта, оптимизации бизнес-процессов, анализ действующих государственных информационных систем и выработка требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик.

Одна из конечных целей реформы государственного управления формирование платформы государственного управления. Эффективной не только для сервисов электронного правительства, но и принятия управленческих решений, обработки данных. При этом в рамках концепции технологической трансформации системы государственного управления «Государство как платформа», разработанной Центром стратегических разработок предложен механизм построения инфраструктуры, на базе ИИ («интеллектуальных агентов») для выполнения рутинных задач.

Наравне с национальным проектом «Цифровая экономика» и утверждаемых в его развитие федеральных проектов, в России ведется работа и в других отраслях хозяйства в которых заметны не менее значимые процессы цифровой трансформации. Такими примерами могут служить создание единого государственного контура здравоохранения на базе федеральной системы (ЕГИСЗ), единого мультимодального бесшовного транспортного комплекса на транспорте, цифровизация промышленности и сельского хозяйства, проактивный характер информирования и оказания услуг в социальном секторе.

На рассмотрение Правительства внесен проект концепции МФЦ 2.0 о внедрении новых принципов предоставления госуслуг, таких как проактивность и экстерриториальность на базе региональных многофункциональных центров.  

В июле 2020 года начнется выдача россиянам электронных паспортов.

Особое внимание уделяется и развитию кадрового потенциала России. В 2019 году расширено представительство российских университетов в глобальных рейтингах. В топ-500 институциональных рейтингов входит 16 российских университетов (в 2012 году в топ-500 было представлено 7 российских университетов). Количество российских университетов, входящих в глобальные рейтинги университетов, возросло до 48 университетов. По итогам 2019 года по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов Россия занимает 12-е место в мире.

Одним из ключевых проектов 2019 года стала разработка обновленной модели присвоения университетам категории «национальный исследовательский университет» образовательным организациям высшего образования и регулярного подтверждения присвоенной категории. Кроме того, создаются условия для непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, а также для профессионального и личностного роста. В 2019 году уже более 19 тысяч научно-педагогических работников высшей школы начали повышать квалификацию для эффективной реализации современных программ дополнительного профессионального образования. Порядка 135 тысяч граждан Российской Федерации получили возможность пройти обучение, в том числе компетенциям в области цифровой экономики. Развивается и сервисная модель предоставления услуг в университетах. В рамках реализации суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» планируется предоставление образовательного кредитования с государственной поддержкой посредством Единого портала государственных услуг. В этом случае у обучающихся появится возможность без посещения кредитной организации направить заявку на образовательный кредит с государственной поддержкой и получить соответствующий ответ.

В региональной информатизации сохраняется ряд нерешенных вопросов, связанных с разобщенностью региональных практик, что приводит к дублированию затрат по регионам, и к ситуации, когда развитие однотипных сервисов может быть очень сильно дифференцировано.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (автономный округ, Югра) запланирована поэтапная реализация концепции цифровой трансформации. В ближайшей перспективе планируется решить следующие задачи: сформировать систему финансовой и организационной поддержки программ дополнительного образования в ИТ-отрасли и систему поддержки развития цифровых компетенций индивидуальных предпринимателей, утвердить план мероприятий по формированию кибергигиены, единые требования для функционирования экосистемы цифровых платформ, провести отбор организаций, которым предоставляется финансовая и организационная поддержка в целях создания, развития и использования цифровых технологий, определить значения индекса эффективности цифровой трансформации городов автономного округа («IQ городов»).

В Ханты-Мансийске реализуется проект «Умный город». В настоящий момент автоматизирована работа 56 котельных из 60, водоочистных сооружений и электросетей. Оповещения о проблемах и сбоях приходят автоматически. Вместо штата сотрудников все параметры отслеживают два-один диспетчера в смену. За транспортом коммунальщиков следит система ГЛОНАСС. В новостройках устанавливают автоматизированные электросчетчики. Их показания списываются в режиме онлайн. Оплатить счета можно, не выходя из дома – через личный кабинет. Созданная инфраструктура рассчитана на 30-летнюю перспективу развития города.

На фоне большого количества программных документов и ответственных ведомств за пересекающиеся направления актуальным становится вопрос координации взаимодействия федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления. Интеграция систем и проектов усиливается, активно внедряется платформенный подход в архитектуру информационных систем. В этих условиях недопустима потеря контроля над взаимодействием всех элементов национального проекта.

Формирование и продвижение совместных проектных инициатив на пространстве БРИКС и ШОС

С 2015 года странами БРИКС было принято 37 обязательств в развитии цифровой экономики. В 2015 году в Уфе договорились сконцентрировать усилия на расширении всеобщего доступа к средствам цифровой связи. В 2016 году цифровая повестка дополнилась компонентом безопасности. Во время китайского председательства страны БРИКС уделили внимание развитию цифровой инфраструктуры. В 2017 году были согласованы Программа развития и план действий в области ИКТ и Модель сети компетенций E-port, в 2018 – партнерство БРИКС для новой промышленной революции. Взаимодействие стран БРИКС в цифровой сфере осуществляется на базе Рабочей группы БРИКС по вопросам сотрудничества в сфере ИКТ.

По данным международных организаций, страны БРИКС уступают ведущим странам по таким аспектам цифровизации как развитость цифровой инфраструктуры, адаптация рынка труда и обеспечение доступности услуг для населения и бизнеса. Внутри БРИКС также наблюдаются расхождения. Иллюстрацией «цифрового разрыва» между странами БРИКС может стать относительный показатель доли экспорта и импорта продукции и услуг, связанных с ИКТ, где лидерами являются Китай и Индия, которые опережают не только партнеров по альянсу, но и развитые страны «двадцатки».

Помимо документов, определяющих стратегические задачи в области цифровой экономики, в каждой из стран БРИКС/ШОС отдельно выделяется работа по развитию технологий искусственного интеллекта. Стремительное совершенство технологий ИИ сопровождается существенным ростом как государственных, так и частных инвестиций в их развитие, а также в разработку прикладных технологических решений на основе ИИ. Объем инвестиций в технологии ИИ в 2018 году превысил $24 млрд. Это вдвое больше показателя 2017 года по данным Accenture Russia. Вплоть до 2025 года сегмент будет расти высокими темпами – на 31% ежегодно, отмечается в отчете Frost & Sullivan.

Совершено очевидно, что вместе с технологическим взрывным ростом правительствам всего мира придется решать и порожденную этим взрывом гуманитарную проблему. Но в этой области не все так однозначно. По данным аналитического центра Gartner, прогнозируется, что «жертвами» автоматизации станут 1,8 млн. сотрудников. Вместе с тем решения на базе ИИ дадут работу 2,3 млн. человек, в основном – в сфере образования, здравоохранении и госсекторе. Наиболее мрачные прогнозы даются для организаций финансового сектора.

В Китае соответствующая стратегия была разработана в 2017 году. Планируется что в 2020 году китайская ИИ-индустрия выйдет на уровень большинства развитых стран, а к 2025 году Китай станет мировым лидером в некоторых сферах ИИ, в 2030 – главным центром инноваций в области искусственного интеллекта. Китай первым испытал возможности ИИ в системе Zero Trust, которая применяет алгоритмы выявления коррумпированных чиновников.

В июне 2018 года в Индии также появилась ИИ-стратегия, подготовленная правительственным аналитическим центром NITI Aayog. Документ изначально позиционировался как дискуссионный, однако содержит в себе ряд оригинальных решений.

В России, помимо утвержденной Национальной стратегии по развитию искусственного интеллекта на период до 2030 года, ведется разработка федерального проекта «Искусственный интеллект» и дорожной карты развития высокотехнологичной области «Искусственный интеллект». Создана подкомиссия по развитию ИИ при Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Российский фонд прямых инвестиций вышел с инициативой на партнеров по БРИКС и получил положительный отклик на создание совместного альянса для развития технологий ИИ. Создание альянса позволит обеспечить синергию в развитии ИИ за счет внедрения единых стандартов его участниками, а также за счет формирования центров компетенций, одним из которых в России, по соглашению с Правительством, становится РФПИ.

Китай не только публично говорит о необходимости построения управляемого ИИ, но и намерен предложить миру свой вариант системного ответа.

Широкое внедрение технологий искусственного интеллекта способно обеспечить государствам существенные экономические преимущества через повышение эффективности производства. Оно позволяет усилить научный потенциал и обеспечить безопасность в информационной сфере. Однако с ИИ связан целый ряд рисков: он может стать инструментом психологического манипулирования или пропагандистской войны. Необходим экспертный диалог, направленный на выработку единой консолидированной позиции по вопросам использования ИИ в целях устойчивого развития и в интересах граждан, а также с учетом национальной и региональной специфики.

Активно включаются в работу и страны ШОС. Так Президент Республики Казахстан посетил в сентябре КНР, где ему представили достижения в области видеоаналитики на базе ИИ. К 2021 году он дал поручение завершить создание базы биометрических фотографий всего населения Республики Казахстан. В 2020 году в стране должны быть объединены медицинские порталы в одну общую систему, которая в свою очередь интегрирована с порталом госуслуг.

Также в этом году в Казахстане начнут тестировать китайский суперкомпьютер Тяньхэ 2, а к 2022-2023 годам должен быть внедрен новый формат связи 5G.

В рамках сотрудничества ШОС Президент Республики Казахстан выступил с инициативой формирования пула современных технопарков и Центра по информационной безопасности ШОС.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая с посланием парламенту, предложил объявить 2020 год в стране Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. По словам президента, Вузы должны предоставлять «реально востребованные знания». «Мы должны глубоко освоить новые знания и инновационные технологии. Это даст возможность идти по самому короткому пути прогресса», – подчеркнул Шавкат Мирзиёев.

На Саммите ШОС в Бишкеке в июне 2019 года главы делегаций акцентировали значение взаимодействия между научно-исследовательскими и аналитическими центрами государств-членов ШОС по экономическим вопросам в целях изучения и комплексного анализа факторов, влияющих на экономическое сотрудничество в рамках ШОС, с учетом глобальных и региональных процессов.

В рамках ШОС Россия также выступает за тесную совместную работу со странами-участницами в пресечении пропаганды идей терроризма и экстремизма в сети Интернет и использование информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Наиболее острые вопросы возникают в связи с управлением информационными рисками и необходимостью обеспечения кибербезопасности. Это требует развития таких сервисов, как идентификация и аутентификация взаимодействующих субъектов, защита от несанкционированного доступа, верификация полномочий у подписантов документов. Разработка концепции единой инфраструктуры цифрового доверия является одной из наиболее важных задач.

Еще одна межправительственная задача – выработка свода правил и подходов к защите прав и интересов потребителя в интернете.

Ключевой целью для многих стран сейчас стал вопрос так называемой цифровой независимости, при чем в этом вопросе проявляют заинтересованность не только страны, к которым применяются экономические санкции США, но и те, кто традиционно считается их союзниками, к примеру страны Европы, где на правительственный уровень уже выносятся предложения распространения программных продуктов с отрытым кодом. В этой связи совместные инициативы, изучение лучшего опыта и обогащение рынков друг друга независимыми цифровыми продуктами становится серьезным экономическим и политическим козырем для участников БРИКС/ШОС.

Из частных событий последнего времени можно отметить открытие Ассоциацией компаний-разработчиков программного обеспечения РУССОФТ своего представительства в Дели накануне второго Российско-Индийского стратегического экономического диалога в Нью-Дели, а также создание совместного предприятия «AliExpress Россия» Российским фондом прямых инвестиций, Alibaba, Mail.ru Group и Мегафоном в сфере интернет торговли.

В целом интенсивность использования цифровых технологий в странах БРИКС и ШОС отличается серьезной дифференциацией, которую необходимо учитывать при организации сотрудничества.

Цели и задачи Форума

Текущая международная экономическая повестка, современные технические, социальные, гуманитарные вызовы, усилия и потребности стран участниц союзов БРИКС и ШОС определяют следующие цели Форума:

•       Формулирование краткосрочных и среднесрочных задач в сфере взаимодействия стран-участниц. Выявление потребностей, актуальных проблем и перспектив совместного решения и координирующего воздействия. Определение конечных и промежуточных результатов, реализованных или находящихся в стадии реализации инициатив и проектов.

•       Проработка детальных планов документов, утвержденных на прошедших Саммитах, в частности, плана реализации Концепции сотрудничества государств-членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий.

•       Экспертный диалог по вопросам общемировой повестки цифровой трансформации, изучение международного опыта. Поиск оптимальных моделей усиления конкурентоспособности экономик стран альянсов.

•       Выработка предложений по направлениям реализации цифровой экономики в России, поиск решений по минимизации рисков и улучшению качества управления изменениями.

•       Подтверждение намерений автономного округа, быть открытым для межрегионального диалога, аккумулировать общефедеральные приоритеты и укреплять позиции в качестве главной экспертной площадки Российской Федерации по продвижению совместной экономической повестки стран БРИКС\ШОС.  

Для реализации вышеперечисленных целей будут решены следующие задачи:

•       Разработана программа форума, учитывающая востребованные для обсуждения и рассмотрения темы, на основе анализа планов союзов БРИКС/ШОС, мировых трендов, общероссийских мероприятий и региональной специфики.

•       Проведена ежегодная международная конференция по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств «Инфофорум Югра».

•                Проведена международная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch Ugra»

•       Оказана поддержка российской инициативы по созданию Делового женского альянса БРИКС для обмена опытом и развития предпринимательского потенциала женщин.

•       Проведены дискуссии и тематические клубы, мастер-классы в рамках программы форума с максимальным вовлечением аудитории и рассмотрением практических примеров.

•       Организовано выставочное пространство с демонстрацией действующих технологий и интерактивных презентаций.

•       Рассмотрены предложения субъектов Российской Федерации по выполнению задач и достижению целевых показателей национальных проектов, а также по объемам их финансирования.

•       Заключены соглашения о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий между российскими и иностранными компаниями (организациями).

•       Создана деловая и неформальная атмосфера для поиска бизнес-партнеров, обсуждения проектов, коммуникации политиков, государственных органов, местного самоуправления, общественных институтов, образовательных организаций, предпринимательского сообщества, учреждений культуры и здравоохранения.

Приоритетные тематические направления Форума

1. Цифровизация – многостороннее и бесшовное сотрудничество стран БРИКС и ШОС:

•       поиск механизмов устранения цифрового неравенства, монополизма и достижения цифровой независимости стран участниц;

•       борьба с терроризмом и экстремизмом в сети Интернет;

•       обсуждение границ и мер по обеспечению технологического суверенитета, перспектива существования «суверенного интернета»;

•       управление информационными рисками и необходимостью обеспечения кибербезопасности;

•       защита прав, свобод и законных интересов личности в условиях цифровой экономики;

•       формирование пула современных технопарков ШОС, выработка государственных мер технологической независимости;

•       разработка предложений для концепции единой инфраструктуры цифрового доверия;

•       активизация работы специалистов и экспертов в работе над созданием международных стандартов в области ИИ с обеспечением учета позиции российских разработчиков;

•       поиск подходов к решению этических проблем, мер технического регулирования и возникающих в связи с этим требований к развитию ИИ;

•       изучение национальных систем цифровой идентификации, управления данными, многоканальное взаимодействие в гражданском обществе;

•       обмен опытом в трансформации образовательной сферы;

•       финансирование совместных проектов, а также создания фондов в области высоких технологий и инноваций, практика функционирования Нового банка развития БРИКС;

•       поиск механизмов допуска на национальные рынки высокотехнологичных решений стран-участниц, а также содействие кооперации производителей, интеграторов, разработчиков, научных образовательных организаций из разных стран;

•       стимулирование внутренней активности участников рынка для межгосударственного взаимодействия в рамках процессов развития цифровой экономики.

2. Искусственный интеллект – разумный партнер:

•       как предугадать изменения на рынке, связанные с появлением ИИ;

•       предвзятые решения алгоритмов, как это регулировать и организовывать обучающую выборку;

•       адаптация работников к «ИИ-эре»;

•       финансовая поддержка стартапов, компаний лидеров, опорных центров в сфере ИИ;

•       разработка индекса готовности/зрелости компаний, отраслей, стран, города к внедрению ИИ и разработка пилотных отраслевых стратегий;

•       как учесть межотраслевое сквозное значение ИИ, не ограничиваясь отдельными отраслями;

•       фундаментальные исследования в области ИИ;

•       обеспечение возвратности инвестиций на рынках и решение отдельных задач для социально-экономического развития страны и национальной безопасности;

•       профильное законодательство и национальные стандарты, единые требования к архитектуре систем ИИ и их функциональным характеристикам;

•       ответственность за решения, принимаемые системами AI как с точки зрения этики, так и норм закона;

•       общественное доверие ИИ, продвижение надежных и заслуживающих доверия решений искусственного интеллекта;

•       формирование положительного публичного образа ИИ;

•       повышение доступности и качества данных, как тренировать ИИ на «правильных» релевантных данных;

•       создание стимулов для привлечения частных инвестиций в развитие корпоративной науки, научных исследований и разработок в области ИИ;

•       мониторинг эффективности мер поддержки развития ИИ.

3. Системное развитие и управление изменениями в цифровой экономике:

•       повышение эффективности системы государственного управления национальными проектами на всех уровнях и улучшение качества взаимодействия федеральных органов власти с региональными и органами местного самоуправления;

•       взаимодействие национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» с другими национальными проектами, федеральными и ведомственными программами, актуализация планов и мероприятий;

•       организация процесса управления изменениями в области цифровой экономики, гибкость правового регулирования;

•       автоматизация проектного управления, сбора отчетности, учета показателей национальных проектов;

•       в каком объеме необходима централизация управлением цифровой экономикой, сферы ответственности центральных, региональных и местных властей;

•       усиление координации регионов, содействие в разрешении понимании общефедеральных задач до наступления срока их реализации;

•       роли и задачи создаваемых подразделений управления (кураторы регионов, архитектурный совет, проектный офис);

•       оптимизация отчетности регионов по национальным проектам, а также количества заключаемых по этому поводу соглашений;

•       создание новых финансовых условий для технологических стартапов в статусе экспериментальных;

•       внедрение прозрачной и понятной системы показателей результативности;

•       возможный пересмотр полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в связи с внедрением платформенной модели управления цифровыми системами;

•       обеспечение среднегодового прироста экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий;

•       вовлечение муниципальных образований в реализацию национальных проектов.

4. Совместные проектные инициативы на пространстве БРИКС и ШОС:

•       создание открытого рабочего канала на уровне ведомств, университетов и экспертного сообщества государств-участников БРИКС и ШОС в сфере цифровой трансформации высшего образования для совместной выработки подходов, разработки стандартов по интеграции различных сервисов и отбора наиболее эффективных решений;

•       преодоление действий внешних участников глобального рынка искусственного интеллекта, обеспечивающих свое доминирование на этом рынке для получения долгосрочных конкурентных преимуществ, создавая искусственные барьеры для достижения другими участниками конкурентоспособных позиций;

•       создание основ для построения доверенной среды, обеспечивающей коллективную информационную безопасность;

•       реализации совместных инновационных проектов в сфере IT и цифровой торговли;

•       практика применения законодательства о цифровых правах;

•       сравнительный анализ систем безопасности, используемых в странах БРИКС и ШОС;

•       создание сети международных научно-методических центров для обмена лучшими практиками и подготовки высококвалифицированных кадров;

•       трансформация антимонопольных подходов стран-участниц под влиянием цифровизации, пробелы законодательной и правоприменительной практики;

•       совместное использование сверхмощных вычислительных ресурсов (суперкомпьютеров);

•       использование потенциала российской индустрии хранения и обработки данных, в том числе облачных сервисов;

•       практика применения нового формата связи 5G, биометрической идентификация, лин-технологий;

•       создание совместной системы передачи финансовых сообщений (единая платежная система);

•       возможность использования единой криптовалюты для осуществления расчетов между странами-членами союзов через единую платежную систему;

•       запуска в рамках БРИКС сети обмена данными для малого и среднего бизнеса;

•       создания альянса для развития технологий искусственного интеллекта;

•       создание единой для стран БРИКС и ШОС блокчейн-платформы как торгово-выставочной площадки с модулем краудфандинга для продвижения высокотехнологичных проектов;

•       обмен опытом и технологиями в поле индустриального интернета-вещей, связанных с увеличением производительности и автоматизации процессов в производстве, а также «умных» городах;

•       мобильные сервисы для бизнеса и граждан, опыт стран БРИКС и ШОС.   

5. Сквозные технологии – перспективы и влияние:

•       влияние сквозных технологий на технологическое лидерство, экономическое развитие, социальный прогресс;

•       финансовая поддержка проектов плана мероприятий дорожных карт;

•       предварительные результаты выделения грантов и субсидий на проекты развития сквозных технологий;

•       устранение существующих научно-технологических барьеров и ограничений;

•       коммерциализация объектов инновационной деятельности;

•       готовность и возможности рынка к внедрению сквозных технологий;

•       экспортный потенциал российских продуктов и меры по его усилению;

•       мониторинг реализации дорожных карт.

6. Государство как платформа:

•       цифровая платформа государственного управления – новый уровень взаимодействия государства, бизнеса и граждан, правовые и технологические аспекты;

•       цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов (суперсервисы);

•       достижение целей и показателей федерального проекта «Государственное управление»;

•       национальная система управления данными: организационно-технические и методологические механизмы цифровой трансформации;

•       текущий статус эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах;

•       какие решения необходимо внедрять в органах местного самоуправления;

•       цели, задачи и стадии создания государственной единой облачной платформы, предварительные итоги эксперимента по переводу информационных систем;

•       использование сервисов Единого портала государственных услуг в целях обеспечения единых подходов по вовлечению граждан в решение вопросов развития городского хозяйства;

•       разработка инфраструктуры цифрового профиля;

•       внедрение электронных удостоверений личности и биометрическая идентификация;

•       практика внедрения типового облачного решение контрольно-надзорной области;

•       механизмы реализации концепции МФЦ 2.0.

7. Импортозамещение – на шаг впереди:

•       новые требования включения в реестр отечественного ПО, совместимость с российскими ОС;

•       закон о «предустановке отечественного софта» – благо или препятствие;

•       способен ли российский производитель заместить импортные средства хранения данных;

•       глобальная конкурентоспособность в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации;

•       система мер поддержки российских производителей продуктов и услуг информационно-телекоммуникационных технологий;

•       какие результаты у субсидирования производства, разработки и поддержки отечественных продуктов;

•       какие результаты централизованных закупок ПО;

•       насколько эффективно организован процесс импортозамещения и сбора обратной связи;

•       гибкость рыночной тактики поставщиков, получивших законодательные преференции;

•       сценарии реализации стратегии развития электронной промышленности;

•       новинки российского рынка высоких технологий 2019-2020 годов;

•       практика успешного импортозамещения.

8. Безопасное и устойчивое цифровое пространство:

•       новые запросы в сфере информационной безопасности и защиты информации для «цифровых двойников» граждан;

•       текущий статус работ и ожидаемые результаты по информационной безопасности некоммерческих организаций, получивших соответствующие бюджетные субсидии;

•       число кибератак в РФ растёт – рынок информбезопасности нет;

•       результат субсидирования усиления глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации;

•       создание отраслевого центра Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА) и включение его в систему автоматизированного обмена информацией об актуальных киберугрозах;

•       «независимый интернет» в странах БРИКС и ШОС;

•       применение стандартов единой системы программной документации;

•       обеспечение киберустойчивости социально-значимых объектов и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры;

•       рассмотрение возможности создания негосударственной организации – Югорской Организации Сотрудничества (ЮОС).

9. «Мое здоровье» в едином цифровом контуре:

•       примеры и практика пациентоориентированной модели здравоохранения

•       формирование медицинского профиля пациента с применением технологий искусственного интеллекта;

•       разработка методики объективной оценки эффективности медицинских информационных систем по основным направлениям (ведение электронного расписания приема врачей, ведение электронных медицинских карт пациентов, формирование автоматической выгрузки счетов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создание и хранение юридически значимых электронных медицинских документов и др.);

•       поэтапный переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов, предусматривающий отказ от ведения указанной документации на бумажном носителе;

•       пути создания отечественного нейросетевого программно-аппаратного комплекса для реализации продуктов медицинского искусственного интеллекта;

•       региональная повестка развития единого информационного контура здравоохранения и ЕГИСЗ;

•       маркировка лекарственных препаратов;

•       необходимо ли создание медицинской корпорации;

•       электронный рецепт и электронный больничный: практика применения;

•       нормативное регулирование цифровой медицины.

10. Образование в эпоху технологических перемен:

Направление «Цифровая трансформация общего образования»

·      опыт смешанного обучения, соединяющего традиционный классно-урочный режим и личных (человеческих) связей между преподавателями и учащимися;

·      примеры каскадной модели повышения квалификации учителей, взаимное обучение учителей через коучинг, менторинг, совместные исследования и профессиональное сетевое сообщество распределенного лидерства;

·      разработка и апробация цифровых учебно-методических комплексов;

·      цели и показатели федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»;

·      создание сети международных научно-методических центров;

·      работа платформы Министерства просвещения РФ, агрегатора образовательного контента и сервисов, качество электронных образовательных программ;

·      какие результаты даст перевод аттестатов и дипломов в электронный вид, какого эффекта ждут регионы;

·      центры цифрового образования детей: первые итоги;

·      внедрение в систему образования требований к ключевым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечение их преемственности;

Направление «Цифровая трансформация высшего образования»

·      подходы и модели создания цифрового университета

·      деятельность венчурных фондов для поддержки образовательных технологий;

·      перспективы формирования сообщества по цифровой трансформации высшего образования: разработки стандартов, создания и интеграции электронных сервисов

·      ключевые направления запуска, отбора и пилотирования платформенных образовательных решений;

·      повышение качества онлайн-образования и разработка подходов к индивидуальным траекториям развития обучающихся;

·      переход на отечественное программное обеспечение и синхронизация его c требованиями и возможностями университетов;

·      роль национальных проектов в разработке внедрении непрерывного образования и индивидуальных траекторий развития обучающихся;

·      стратегия и тактика переподготовки и повышения квалификации работающих граждан;

·      система дополнительного образования в России, появляются ли в регионах «точки сверхконцентрации»;

·      взаимодействие учебных учреждений и бизнеса для улучшения качества образования и понимания потребностей рынка;

·      опыт создания Российской электронной школы и реализации других аналогичных международных проектов;

·      концепция базовой модели компетенций и перечень ключевых компетенций в условиях цифровой экономики;

·      подготовка и обучение специалистов для работы с программным обеспечением российского производства;

·      разработка магистерских образовательных программ в сфере искусственного интеллекта в партнерстве с лидирующими российскими компаниями и ведущими зарубежными вузами.

11. Культуры вечные ценности – новый формат:

•       создание и оснащение региональных цифровых платформ для хранения цифровых копий книжных памятников, оцифровка музейных коллекций и предметов;

•       развитие ФГИС «Национальная электронная библиотека, обеспечение онлайн-трансляции знаковых мероприятий отрасли культуры и искусства и создание виртуальных выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности;

•       развитие системы виртуальных концертных залов в РФ, развитие единой публичной геоинформационной интерактивной системы «промыслы.рф», создание и введение в эксплуатацию базы данных «Волонтеры культуры»

•       зрелость отечественных цифровых продуктов для создания единого цифрового культурного поля;

•       создание сервиса «Сбор информации в рамках государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия»;

•       обмен передовым опытом, расширение сотрудничества государственных учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учреждениями культуры стран БРИКС и ШОС в сфере оцифровки культурного наследия;

•       доступ гражданам с ограниченными возможностями здоровья к культурным ценностям;

•       обеспечение инфраструктурных потребностей учреждений культуры;

•       управление данными, отчетность и аналитические системы в администрировании функций по управлению сферой культуры и туризма;

•       роль новейших технологий в повышении туристической привлекательности регионов;

•       культура как важнейший компонент цифровой экономики;

•       сотрудничество с Президентской библиотекой в области сохранения, преумножения и обеспечения доступа в электронной среде к национальному культурному наследию;

•       вклад Югры в формирование общероссийского цифрового информационного наследия.

12. Нормативное регулирование цифровой среды:

•       нормативные правовые акты, обеспечивающие стимулирование развития цифровой экономики, правовые аспекты экономики платформ, создание благоприятных правовых условий;

•       совершенствование нормативного регулирования в целях содействия использованию организациями высшего образования онлайн-курсов;

•       российский и международный опыт применения правовых экспериментов и «регуляторных песочниц», методика оценки их результативности и эффективности;

•       применение законодательства о цифровых правах;

•       правовой режим использования данных, межмашинного взаимодействия, когнитивных интерфейсов;

•       подключение нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан;

•       порядок проактивного информирования граждан о мерах социальной поддержки;

•       перспективность и механизмы реализации законодательства о цифровых финансовых активах;

•       создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта;

•       развитие инструментов конкурентного права, трансформации антимонопольных подходов под влиянием цифровизации;

•       место и роль нотариуса в обеспечении стабильности гражданского оборота, в цифровой экономике, в защите от цифровых форм мошенничества;

•       возможность отказа от института превентивной защиты в виде нотариата;  

•       проверка соответствия воли и волеизъявления, дееспособности гражданина, осознание им правовых последствий в эпоху машинных алгоритмов;

•       проблемы технического обеспечения процессов долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости и доступа к ним.

13. Информационные технологии нефте- и газодобычи: цифровое месторождение, настоящее и будущее цифровизации промышленности:

•       создание динамических цифровых моделей нефтяных месторождений, оптимальное управление разработкой месторождений на основе геолого-гидродинамического моделирования;

•       цифровизация скважин и месторождений, интеллектуализация процессов разведки, добычи и транспортировки;

•       популярные технологии на предприятиях: роботизация производства, сквозная автоматизация и интеграция производственных процессов в единую информационную систему, цифровое рабочее место;

•       перспективные цифровые технологии для нефтяной и газовой промышленности.

14. Умный город и его IQ:

•       предложения для гармоничного использования искусственного интеллекта и «интернета вещей» при сборе и обработке больших данных в рамках концепции «умный город»;

•       государственный стандарт соответствия умного города в России;

•       составляющие и архитектура умного города;

•       проблема объединения сервисов и данных на единой региональной платформе, экосистема региональных умных городов;

•       трудности включения в цифровизацию малых населенных пунктов;

•       индекс готовности города к внедрению ИИ;

•       умные приборы учета – выгоды для государства, бизнеса, населения;

•       региональные центры управления как агрегаторы больших данных и интеграционные платформы с федеральными сервисами;

•       должна ли появляться конкуренция в ЖКХ;

•       стандарты совместимости устройств для умного дома;

•       умный город как услуга.

15. Влияние изменений информационной среды на общество (в рамках Третьей Международной конференции «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия» под эгидой и в сотрудничестве с ЮНЕСКО):

•       кардинальные изменения информационной среды в информационном обществе;

•       новые виды и формы социальной коммуникации;

•       социокультурные трансформации: влияние Интернета и других информационных и коммуникационных технологий (атомизация общества, сокращение плюрализма, тотальный контроль, утрата приватности и т.д.);

•       четвертая технологическая революция, искусственный интеллект, нейронные сети, большие данные;

•       распознавание и противодействие манипуляциям и фейковым новостям, языку ненависти, троллингу и т.п.;

•       поиск баланса между свободой выражения мнений в цифровой среде и информационной безопасностью;

•       медийно-информационная грамотность и формирование цифровых навыков у населения;

•       продвижение чтения на бумаге и с экрана как основной способ сохранения языка и письменной культуры.

Ожидаемые результаты Форума

В результате проведения Форума ожидается достижение следующих эффектов:

•       Подведены итоги решений и инициатив, озвученных и зафиксированных в совместных документах по результатам встреч глав-государств, правительственных делегаций и экспертов стран БРИКС/ШОС;

•       Определены новые предложения в повестке цифровизации, изучен опыт и мнения сторон по развитию отношений, в том числе по вопросу создания альянса развития технологий ИИ;

•       Состоится предварительный обмен предложениями накануне саммитов БРИКС и ШОС в июле 2020 года;

•       Участники ознакомятся с техническими, административными, управленческими решениями друг друга по ключевым направлениям Форума;

•       Сформировано представление о ключевых трендах, проблемах, прогнозах развития цифровой образовательной среды в России и странах БРИКС/ ШОС;

•       Рассмотрен вопрос развития технологий искусственного интеллекта и роли экономических альянсов в их совершенствовании;

•       Дана оценка текущему этапу реализации национального проекта «Цифровая экономика» в России, сформулированы достижения и недостатки;

•       Сформулированы предложения по целому комплексу взаимосвязанных компонентов, системе управления изменениями, развитию внутреннего и международного рынка, росту показателей в отдельных отраслях (здравоохранение, образование, промышленность);

•       Представлены и презентованы лучшие практики региональной цифровой трансформации.