Югорская декларация
ЮГОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
XII Международного IT-Форума
с участием стран БРИКС и ШОС
XII Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС (далее – Форум) состоялся с 15 по 18 июня 2021 года в г. Ханты-Мансийске.
Организатор Форума – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра продолжает устойчиво занимать лидирующие позиции в Российской Федерации по развитию цифровой экономики. Югра является базовым регионом БРИКС и ШОС по координации усилий, направленных на поиск ответов на глобальные вызовы цифровой трансформации и противостояние порождаемым ею угрозам безопасности общества, государства и личности.
Форум в Ханты-Мансийске проводится с 2008 года и стал авторитетной площадкой, на которой осуществляется обмен международным опытом, обсуждение федеральных инициатив, отработка основных подходов к реализации этих инициатив на региональном уровне, а также проходит целый комплекс бизнес-мероприятий.
Основные цели Форума были сформулированы с учетом потребностей международного сотрудничества на основе положений:
1) Московской декларации Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (10 ноября 2020 года; в формате видеоконференции);
2) Заявления Совета глав государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (10 ноября 2020 года);
3) Московской декларации Двенадцатого саммита БРИКС (17 ноября 2020 года);
4) принятой на Двенадцатом саммите БРИКС «Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года».
Также при определении целей Форума учитывались результаты Шестой встречи министров связи стран БРИКС (17 сентября 2020 года), представленные в Декларации по итогам встречи.
В своей Московской декларации члены Совета глав государств-членов ШОС выступили против дискриминационных мер под любыми предлогами, которые препятствуют развитию цифровой экономики и коммуникационных технологий и подтвердили свое намерение активно взаимодействовать в данной области и координировать свои усилия на международных площадках.
Согласованные позиции стран-членов ШОС в отношении дальнейшей работы на этом направлении были зафиксированы в Заявлении о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. В заявлении выражена поддержка осуществляемой в ООН деятельности по выработке правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве и признана необходимость разработки под эгидой ООН всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Также в заявлении говорится о необходимости усиления координации в рамках ШОС по вопросам совершенствования управления сетью Интернет, в том числе обеспечения равных прав государств на участие в процессе управления сетью Интернет и повышения роли Международного союза электросвязи.
В Декларации Двенадцатого саммита БРИКС подчеркнута необходимость всеобъемлющего и сбалансированного подхода к развитию и обеспечению безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе в контексте технического прогресса и развития бизнеса, обеспечения безопасности государств и защиты их интересов, а также уважения права на неприкосновенность частной жизни (п. 39 Декларации). Также в декларации указано на важность формирования нормативно-правовой базы для сотрудничества стран БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ (п. 40).
«Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года» является ключевым руководством по расширению сотрудничества в рамках БРИКС в области цифровой экономики и устойчивого развития. Она исходит из того, что разработка и внедрение цифровых технологий имеют первостепенное значение для населения стран БРИКС. Передовые технологические решения в сфере ИКТ являются эффективными инструментами повышения конкурентоспособности, производительности труда и качества жизни населения, обеспечения экономического роста, расширения социальных прав.
Линия на расширение сотрудничества заявлена и в Декларации по итогам Шестой встречи министров связи стран БРИКС. Это касается, в том числе, развития технологий искусственного интеллекта (п. 18 – 20), поскольку только на основе международного сотрудничества можно добиться доверия к данным технологиям, повысить их подконтрольность и максимизировать их потенциал в интересах общества. Министры связи стран БРИКС призвали страны БРИКС активнее содействовать наиболее передовым исследованиям и инновациям в сфере искусственного интеллекта.
Форум в Ханты-Мансийске был направлен на раскрытие потенциала цифровой трансформации, открывающей возможности для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, устойчивого развития и постоянного улучшения качества жизни, преодоления накапливающихся социальных, экономических и культурных противоречий как на национальном, так и на региональном уровнях.
На Форуме была продолжена заложенная на предыдущих форумах линия на обмен опытом и обсуждение базовых проблем:
- информационной безопасности и защиты прав граждан (с учетом внедрения новейших технологий искусственного интеллекта и «больших данных»);
- развития цифровой экономики и преодоления цифрового разрыва;
- цифровизации государственного управления и развитие сервисного государства как платформы;
- цифровизации социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения);
- сохранения нематериального и материального культурного наследия и его популяризации среди населения.
Особое внимание было уделено анализу влияния цифровой трансформации на преодоление политических и социально-экономических последствий пандемии COVID-19 на международном, национальном и региональном уровнях.
В рамках Форума состоялось более 45 мероприятий, включая четыре международных конференции:
1) IV Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум - Югра»,
2) III Конференция ЮНЕСКО «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия»,
3) Конференция #EdCrunch Ugra,
4) Конференция нотариусов «Интеграция цифрового нотариата в цифровую экономику страны».
На полях Форума впервые прошел Цифровой форум «Россия-Китай: новые цифровые технологии и информационная безопасность – развитие доверия и сотрудничества». Он был проведен совместно с крупнейшим профессиональным объединением – Альянсом облачной безопасности Китая – в соответствии с соглашением, подписанным в Ханты-Мансийске в 2019 году, и приурочен к двадцатилетию подписания Договора о дружбе и сотрудничестве двух стран.
Также в рамках Форума впервые прошли Конференция IT-руководителей образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки РФ и международная панельная дискуссия «Цифровое трансграничное взаимодействие», организованная совместно с Ассамблеей народов Евразии.
Всего на Форуме состоялись две пленарные дискуссии, шесть стратегических, пленарных и форсайт-сессий, одиннадцать панельных дискуссий, серия круглых столов, мастер-классов и семинаров и специализированная выставка «Цифровые технологии для всех».
В связи с эпидемиологической ситуацией Форум проходил в гибридном формате (offline/online). Очное участие в его работе приняли 800 человек, в том числе эксперты из 70 стран мира и 77 регионов России. Еще около 300 тысяч человек следили за online-трансляцией мероприятий.
Представители стран БРИКС и ШОС обменялись опытом и представили лучшие практики цифровой трансформации. Это позволило сформировать консолидированное мнение по наиболее актуальным вопросам цифровой экономики, цифровизации государственного управления, социальной и культурной сферы. Российские и международные эксперты после активного обсуждения сформировали общую позицию по проблемам информационной безопасности, в том числе с учетом необходимости противостояния монополизму в сфере информационных технологий и противодействия использования информационных технологий в преступных целях.
В целях дальнейшего развития цифровой экономики, в том числе с учетом необходимости преодоления последствий пандемии COVID-19 и защиты прав и свобод граждан в сфере информационной безопасности, участники Форума считают целесообразным сделать акценты на:
По всем тематическим направлениям работы Форума:
- Пандемия COVID-19 содействовала резкому ускорению процессов цифровизации. Само собой разумеется, что пандемия вызвала беспрецедентный спрос на цифровые технологии в области здравоохранения. Однако она повлияла и на все остальные сферы жизнедеятельности. Произошел массовый переход занятого населения на удаленную работу с использованием сервисов для видеоконференций и мессенджеров. Увеличение объема электронных продаж и развитие сервисов в области платежей привело к цифровой трансформации предприятий, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса. Ускорился переход государственного управления на проактивные цифровые услуги («супер-сервисы»), предоставляемые через единые порталы доступа.
Пандемия показала, что материальная база и необходимая инфраструктура для широкого использования информационных технологий во всех сферах жизни общества в основном сформирована и подтвердила, что информационные технологии обладают большим потенциалом в сфере устойчивого развития и повышения качества жизни граждан.
- Однако пандемия COVID-19 резко обострила и проблемы, связанные с переходом к информационному обществу. Усилилось цифровое неравенство как между странами, так и между регионами внутри отдельных стран по всем основным направлениям, от инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий до квалификации работников.
Ликвидация цифрового разрыва требует не только государственных инвестиций в инфраструктуру и более жесткого ее регулирования, но также активных усилий по обучению «информационно бедных» граждан пользованию информационными технологиями с учетом необходимости адаптации к цифровому формату трудовой деятельности. Массовая цифровизация предъявляет особые требования и к набору компетенций государственных и муниципальных служащих, а также сотрудников учреждений здравоохранения, образования и культуры.
- В современном цифровом обществе любое устройство, подключенное к интернету, уязвимо для киберугроз. Это стало особенно очевидно в условиях пандемии COVID-19. Киберпреступники расширяют и диверсифицируют свою деятельность, используя особенности онлайн-поведения граждан в условиях пандемии. Возрастание активности граждан в социальных сетях способствует распространению ложной и недостоверной («фейковой») информации, в том числе снижающей доверие к государственной власти и провоцирующей на насильственные действия. Межгосударственные отношения и политическое противостояние находят свое продолжение в виде кибервойн, направленных против критически важной инфраструктуры, и иных действий, имеющих целью на дестабилизацию политической ситуации с использованием информационных технологий.
Все это усиливает потребность в международном сотрудничестве в сфере информационной безопасности и защиты информации. В силу связанности цифрового пространства кибератаки, направленные против одного государства могут затронуть и многие другие, поэтому противостоять им надо сообща. Различия стран в подходах к регулированию цифрового пространства не должны быть препятствием в совместной работе, наоборот – они должны стать источником творческих дискуссий и выработки устраивающих все заинтересованные стороны решений, обеспечивающих защищенность общества, государства и граждан от внутренних и внешних угроз.
- Отдельным и очень острым вопросом является защита прав граждан против связанных с использованием информационных технологий массовых нарушений приватности. Пандемия COVID-19 привела к скачку в применении технологий по отслеживанию социальных контактов, однако нормативно-правовая база для их применения только формируется. Здесь также требуется международное сотрудничество и обмен опытом конкретных технологических решений, в том числе с использованием технологий блокчейн и машинного обучения.
Это должно в конечном счете привести к формированию системы нормативно-правовых гарантий защиты персональных данных и неиспользования их в отличных от заявленных целях. Такая система, отличаясь надежностью и эффективностью, обязана одновременно учитывать культурно-исторические особенности разных стран.
- По-прежнему остро стоит и проблема борьбы с монополизмом транснациональных корпораций на рынке информационных технологий. В настоящее время на долю компании Google приходится 90% всего рынка поисковых запросов в Интернете, на долю Facebook – две трети рынка социальных сетей, на долю Amazon – 40% от общемирового рынка ритейла. Ускорение темпов цифровизации приводит к укреплению позиций транснациональных компаний на национальных рынках.
Борьба с цифровым монополизмом требует объединения усилий по стимулированию мер развития цифровой экономики как на государственном, так и на межгосударственном уровне, включая разнообразные формы государственно-частного сотрудничества и программы отбора и финансирования стартапов для проектирования и производства глобально конкурентоспособных технологических решений и продуктов.
- Технологии искусственного интеллекта еще раз подтвердили свою востребованность во время пандемии. Однако их все возрастающее применение породило целый комплекс этических и правовых проблем, и привело к противостоянию «трансгуманистов», настаивающих на гибридизации человека и машины вплоть до «загрузки» человеческого сознания в компьютер и т.н. «биоконсерваторов», критикующих их стремление создать совершенного постчеловека.
Стало очевидно, что необходим экспертный диалог, направленный на выработку единой позиции по вопросам подконтрольности искусственного интеллекта обществу и государству, в том числе защиты граждан от бесконтрольного использования их данных в процессе машинного обучения.
По основным тематическим направлениям работы Форума:
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
IV Международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум – Югра»
В работе Международной конференции в очном формате и онлайн-формате приняли участие эксперты из 12 стран: Российской Федерации, Беларуси, Бангладеш, Бразилии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Киргизии, КНР, Малайзии, Таджикистана, ЮАР.
Проведение Международной конференции было направлено на укрепление мер доверия между специалистами России и зарубежных стран в сфере обеспечения международной информационной безопасности. На конференции, наряду с установлением прямых контактов и обменом мнениями среди специалистов стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств по наиболее актуальным проблемам информационной безопасности, была проведена работа по популяризации и разъяснению российских подходов в сфере укрепления мер информационной безопасности и достигнутых положительных результатах. В Международной конференции приняли участие высокие представители Секретариата ШОС и Секретариата ОДКБ, что позволило достигнуть договоренностей о совместной более плотной работе по подготовке новых мероприятий в 2022 году.
По итогам Международной конференции были принята Резолюция[1]. В ней указано, что стремительно возрастающее влияние информационных технологий на современное общество порождает серьезные вызовы, способные спровоцировать конфликт, в том числе, вооруженный. Использование ИКТ в преступных целях наносит серьезный ущерб критически важной инфраструктуре органов власти и бизнес-структур. Глубокую озабоченность вызывает то, что такие привычные цифровые платформы как Интернет, социальные сети и мессенджеры используются для манипуляции общественным мнением и давления на органы государственной власти, что нарушает права и свободы человека, а также наносит вред демократическим ценностям.
Участники Международной конференции указали на необходимость принятия совместных мер по обеспечению безопасности цифрового пространства, купированию многочисленных вызовов и угроз информационной безопасности отдельных государств и мирового сообщества в целом. Они подчеркнули, что эффективно решить эти задачи можно лишь на основе универсальных договоренностей, достигнутых по линии ООН, международных организаций, объединений дружественных стран. Важно также максимально задействовать потенциал экспертного сообщества и деловых кругов.
По итогам Международной конференции были внесены следующие предложения:
1) Довести информацию о Международной конференции, в том числе материалы основных выступлений ее участников, сделанные выводы и предложения, до сведения всех организаций и специалистов, принимавших участие в подготовке Форума и Международной конференции.
2) Считать критически важным развитие международного диалога государств и специалистов для разработки единых подходов и стандартов, обсуждения общих решений, признания совместных мер доверия и сотрудничества в области международной информационной безопасности. Опираясь на результаты проделанной работы, продолжить проведение Международной конференции с участием представителей стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств в дальнейшем – в 2022 году и в последующие годы.
3) Поручить Оргкомитету Международной конференции до 1 мая 2022 года разработать механизмы установления официальных партнерских отношений со структурами ООН, ШОС, БРИКС, ОДКБ и других международных объединений и организаций для расширения круга участников Международной конференции и вовлечения большего числа государств Азии, Африки, Латинской Америки и других регионов мирового пространства.
4) Рассмотреть возможности приглашения на Международную конференцию ранее не принимавших участие в ее работе государств АСЕАН, а также организаций и союзов государств Латинской Америки, Африки и других регионов мирового пространства. Ходатайствовать перед Министерством иностранных дел Российской Федерации об оказании Оргкомитету Международной конференции содействия в данном вопросе.
5) Ходатайствовать перед правительствами, органами государственной власти, курирующими сферу ИКТ, и профильными организациями Китайской Народной Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и других государств, выразивших свою заинтересованность, о дальнейшей поддержке Международной конференции и проведении аналогичного мероприятия (конференции или форума) в одном из этих государств в 2022-2023 годах Оргкомитету Инфофорума разработать механизмы такого взаимодействия.
6)
В
рамках подготовки следующей Международной конференции (г. Ханты-Мансийск, 2022
год) предложить государствам-участникам или их представителям подготовить
совместно с российской стороной форумы, семинары, круглые столы или
презентационные проекты, которые послужат площадкой для демонстрации
используемых ими подходов, организационных решений и механизмов международного
взаимодействия для решения тех или иных проблем информационной безопасности.
Одновременно включить в программу следующей Международной конференции
выступления зарубежных специалистов с докладами по темам: «Технологии
искусственного интеллекта и информационная безопасность»; «Наука и образование
в сфере обеспечения информационной безопасности: перспективные направления и
прогнозы»; «Криптоэкономика и информационная безопасность: вопросы реализации
проектов национальных цифровых валют» и др.
7) В условиях пандемии шире использовать возможности ИКТ и онлайн-общения для проведения мероприятий по проблемам международной информационной безопасности. Развивать цифровые платформы, ориентированные на популяризацию и разъяснение российских подходов к решению проблем международной информационной безопасности, активизировать международное сотрудничество в этой области, в т.ч. с использованием механизмов «мягкой силы».
8) Продолжить активную работу Международного Югорского клуба экспертов в сфере информационной безопасности и пригласить к участию в ней более широкий круг экспертов из стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств, заинтересованных в развитии международного сотрудничества. Разработать организационные механизмы клуба, избрать председателя и руководящие органы и шире освещать эти заседания в средствах массовой информации. Дискуссии клуба экспертов целесообразно сделать одной из форм проведения Международной конференции «Инфофорум-Югра».
9) Учитывая, что особый интерес к дальнейшей совместной работе в форме клуба экспертов проявили Секретариат ШОС, Секретариат ОДКБ, Торгово-промышленная палата РФ и Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), рекомендовано заключить соглашения с указанными организациями по развитию данного информационного ресурса с целью расширения круга участников Международного Югорского клуба экспертов информационной безопасности, а также потенциальных участников Международного IT-Форума в Ханты-Мансийске в 2022 году.
10) Признать важным вручение Профессиональной премии «За вклад в развитие профессиональных связей в области международной информационной безопасности» (Infoforum Ugra), вручаемой в рамках Международной конференции, которая послужит элементом укрепления международного сотрудничества в данной области. Рассмотреть возможности установления в 2022 году отдельной номинации на премию «За распространения знаний в области международной информационной безопасности».
11)
Выразить
благодарность Губернатору и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры за оказанную поддержку в организации и проведении Международной
конференции на высоком уровне.
Выразить благодарность руководителям международных организаций, органов
государственной власти, организаций и предприятий государств-участников
Международной конференции за высокий уровень внимания к проблемам международной
информационной безопасности и необходимости международного сотрудничества в
формате прямого диалога экспертов.
Цифровой форум «Россия-Китай» «Новые цифровые технологии и информационная безопасность – развитие доверия и сотрудничества»
Цифровой форум был приурочен к двадцатилетию подписания Российско-Китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Он был организован совместно с Альянсом облачной безопасности и Ассоциацией кибербезопасности КНР, научными центрами и крупнейшими IT-компаниями Китая.
Участники Цифрового форума выразили полное согласие с мнением лидера КНР Си Цзиньпина о том, что без кибербезопасности нет национальной безопасности, а без информационных технологий нет модернизации. Они исходили из того, что в настоящее время арена геополитического противостояния переместилась в сферу цифровых технологий, и они постепенно сравниваются по значению с геополитическими факторами и военно-политической мощью государств. В этих условиях особое значение приобретает взаимодействие при построении новой системы глобального управления и выработка единых правил использования новейших информационных технологий, таких как «большие данные» и искусственный интеллект.
Участники обсудили задачи двустороннего сотрудничества в области информационной безопасности и обменялись практическим опытом в сфере преодоления новых вызовов и угроз информационной безопасности, включая лучшие практики таких крупнейших компаний, как «Tencent», «ZTE Corporation» и «H3C Security» (КНР), и российских исследовательских компаний «Антифишинг» и «UserGate».
По итогам Цифрового форума были сообщено о возможности подготовки еще более расширенной китайской делегации для очной дискуссии на российской земле.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Пленарная дискуссия «Системное управление цифровой трансформацией в регионах», совместно с Центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
Участники дискуссии рассмотрели приоритеты цифровой трансформации, обменялись информацией о прорывных практиках в регионах, обсудили разработку и реализацию стратегий цифровой трансформации. Была отмечена необходимость придать цифровой трансформации сквозной характер: с уровня административных верхов до уровня населения. По итогам дискуссии были сделаны следующие выводы:
1) Цифровая трансформация может и должна носить вариативный характер в зависимости от уровня цифрового развития региона, что требует постоянного диалога «федерация – регионы» в процессе формирования цифровой стратегии.
2) Целесообразно создавать кросс-ведомственные, кросс-функциональные команды и использовать гибридные подходы к управлению проектами в деятельности государственных органов.
Заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Управление развитием территории регионов и городов», при участии некоммерческого партнерства «Национальная гильдия градостроителей»
Участники заседания исходили из того, что цифровые модели управления развитием территории регионов и городов призваны стать мощным и прогрессивным инструментом эффективного планирования и регулирования, работающим на повышение инвестиционной привлекательности территорий и обеспечивающим их прорывное развитие.
На заседании прошло обсуждение Концепции проекта федерального закона, направленного на совершенствование действующей системы управления развитием территорий, подготовленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках плана мероприятий «Трансформация делового климата» (далее – концепция).
По итогам обсуждения концепции были выдвинуты следующие предложения:
1) Развивать региональные практики реализации новых положений федерального законодательства в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации в сферах управления развитием территорий.
2) Рекомендовать проведение научно-исследовательских работ и их апробацию при разработке комплексных стратегий социально-экономического и пространственного развития регионов и муниципальных образований, региональных нормативов градостроительного проектирования с использованием механизмов концептуального планирования, генеральных планов городских и муниципальных округов, комплексных программ инфраструктурного и жилищного строительства, документации по планировке территорий и правил землепользования и застройки, цифровых информационных моделей управления развитием регионов и муниципальных образований, созданных на платформах государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
3) Продолжить совершенствование федерального законодательства по вопросам, определенным концепцией, в том числе:
- установление порядка устранения пересечений границ земельных участков и границ территориальных зон;
- обеспечение перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию;
- обеспечение согласованности данных ЕГРН, ФГИС ТП и ГИСОГД, других информационных систем. Также необходимо обеспечить простой доступ к данным ЕГРН органам региональной власти и местного самоуправления, уполномоченным в сферах управления развитием территорий, что необходимо для оперативной координации вопросов градостроительной политики и землепользования;
- утверждение единых требований для цифрового описания всех пространственных объектов для целей государственного и муниципального управления развитием территорий.
Также на заседании прошло обсуждение «Стратегии пространственного развития России» и было указано на необходимость актуализации данного документа стратегического территориального планирования.
По итогам заседания органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано внедрять комплексный подход к управлению развитием территорий с использованием лучших практик, вести научно-исследовательские работы и их апробацию при разработке комплексных стратегий социально-экономического и пространственного развития регионов и муниципальных образований.
Также было предложено продвигать региональные научные исследования на федеральный уровень с целью применения локального видения долгосрочного развития в документах федерального уровня.
Участников заседания призвали способствовать развитию профессионального информационно-образовательного портала в сфере градостроительства, архитектуры и информационных технологий «Управление развитием территории» ( https://urtmag.ru/, http://ngup.ru/).
Панельная дискуссия «Состояние, перспективы и нормативное регулирование в развитии АПК «Безопасный город»
Участники дискуссии отметили, что создание аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» призвано обеспечить синергетический эффект от интеграции действующих систем обеспечения правопорядка, медицинской и санитарной защиты населения, предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе за счет существенного улучшения координации сил и служб, ответственных за решение указанных задач и их оперативного взаимодействия на основе использования информационных технологий.
Участниками дискуссии был сделан акцент на то, что развитие и внедрение информационно-аналитических систем «Безопасного города» требует постоянного совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности и общества, разработки и реализации целевых программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз и проведения единой политики органов власти всех уровней в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Поэтому по итогам обсуждения было рекомендовано:
1) Ускорить процедуру принятия Федерального закона и подзаконных актов по теме АПК «Безопасный город», призванных начать в полной мере использовать как новые системы, так и взаимоувязать с ними существующие наработки.
2) Унифицировать подход к интеграции систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в единую информационную платформу.
Стратегическая сессия «Региональные практики и решения для построения комфортной информационной среды для граждан»
На сессии были рассмотрены региональные аспекты обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, лучшие практики внедрения цифровых технологий в региональные отрасли экономики, а также представлены новые решения в сфере информатизации социальной сферы и решения для формирования безопасной информационной среды в рамках программ «Цифровой регион» и «Умный город».
Круглый стол «Цифровая зрелость региональных органов власти: оценка и стратегии развития»
Участники круглого стола исходили из того, что цифровая трансформация системы государственного управления – это глобальная цель, и цифровая зрелость как один из ее ключевых маркеров должна быть достигнута на всех его уровнях. В этом случае процесс цифровой трансформации можно будет назвать успешным.
В ходе круглого стола были рассмотрены основные подходы к оценкам цифровой зрелости.
Было рекомендовано, чтобы:
1) Оценки цифровой зрелости базировались на конечных для потребителя эффектах.
2) У регионов было достаточно полномочий и ресурсов, чтобы воздействовать на оценки.
Круглый стол «Ситуационный центр Губернатора как основа государственного управления на основе данных»
Участники круглого стола рассмотрели ситуационный центр как единый инструмент для организации системной работы с данными на уровне региона, а также обсудили проблему оперативного сбора данных для принятия управленческих решений.
Было рекомендовано принять во внимание опыт Нижегородской области по разработке программно-лингвистического комплекса, который позволяет при помощи машинного анализа текстов в социальных сетях оценивать отношение пользователей к общественно-важным событиям,
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Заседание Комитета делового сотрудничества стран БРИКС «Обмен лучшими международными практиками организации работы бизнеса в период пандемии в рамках сотрудничества стран БРИКС»
В заседании приняли участие эксперты из Бразилии, Индии, Китая, Российской Федерации и ЮАР.
Эксперты и участники заседания рассмотрели как изменения в международной политике и экономике, связанные с пандемией короновируса, повлияли на деловое сотрудничество и международную кооперацию стран БРИКС, включая трансграничную электронную коммерцию и цифровую торговлю.
Особое внимание было уделено анализу драйверов международного сотрудничества, юридическим возможностям кооперации стран БРИКС в международном транснациональном экономическом праве и перспективам создания единой цифровой платформы для малого и среднего предпринимательства в странах БРИКС.
Совместное заседание Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики и Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий «Сервисная экономика и сквозные цифровые технологии – как шанс для развития малого и среднего бизнеса в регионах»
Участники заседания обсудили реализацию Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» и пришли к выводу, что пандемия короновируса заметно ускорила процессы цифровой трансформации, что привело к проникновению цифровых технологий в отрасли и сектора, которые, по мнению самого бизнеса, были традиционно – оффлайн.
По результатам обсуждения были выдвинуты следующие предложения:
1) Рассмотреть вопрос о поддержке компаний, создающих, внедряющих и поддерживающих типовые и кастомизированные решения для трансформации государственного сектора, компаний с государственным участием, крупного бизнеса и МСП.
2) В целях обеспечения цифровизации максимального количества производственных и административных процессов промышленных предприятий региона широко ознакомить региональные предприятия с проектом «Цифровой паспорт предприятия».
3) Рекомендовать региональным IT-компаниям, в том числе членам Ассоциации цифровых компаний Югры принимать активное участие в экспертизе законопроектов, затрагивающих интересы IT-отрасли.
4) В целях сокращения дефицита кадров в IT-отрасли проанализировать практики внедрения в регионах России информационной системы управления подготовкой кадров на основе платформы HiBrain.
5) В целях гармонизации отношений госкорпораций и частного IT-бизнеса содействовать внедрению мер, стимулирующих госкорпорации и ФГУПы к трансформации их в рыночном направлении, в том числе:
- стимулирование ключевых исполнителей проектов не только на разработку, но и на вывод на рынок и коммерциализацию новых технологий;
- фокусировка госкорпораций на тех IT-задачах, которые соответствуют их главной специализации, исключение технологического «разбрасывания»;
- формирование в госкорпорациях системы KPI по выручке (лицензионной и сервисной) от продажи технологии и решений на ее основе на рынке.
6) Внести поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иные документы, обязующие победителей государственных контрактов по разработке осуществлять обязательную коммерциализацию созданных технологий и решений.
Панельная дискуссия «Импортозамещение: результаты, проблемы, перспективы»
Участники дискуссии пришли к выводу, что поставленная Президентом России Владимиром Путиным задача о переводе российской экономики на 80% использования продуктов отечественного производства к 2025 году, фактически выполнена. Необходимо переходить к следующей стадии импортозамещения – глобальному экономическому прорыву на международные рынки.
По итогам дискуссии были выработаны следующие предложения:
1) Необходимо обеспечить более тесную обратную профессиональную связь потребителей с производителями отечественных продуктов для того, чтоб типовые продукты были более адаптированы под индивидуальные задачи и потребности заказчиков.
2) Производителям и разработчикам российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов необходимо проработать способы адаптации своих решений под отраслевую специфику (в частности, в России крайне низкая степень замещения инженерного программного обеспечения).
Панельная дискуссия «Цифровое трансграничное взаимодействие», совместно с Международным союзом неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии»
Участниками дискуссии стали международные IT-эксперты, руководители и ведущие эксперты государственных структур Аргентины, Армении, Бенина, Бразилии, Венесуэлы, Индии, Кении, Казахстана, Киргизии.
Эксперты обсудили проблему цифровизации трансграничных услуг для граждан и бизнеса в разных странах. Этот процесс имеет большое значение на фоне глобализации рынков услуг. В условиях конкурентной среды расширение цифровых инструментов и продуктов для продвижения товаров и услуг приобретает огромное значение. На это влияют и последствия пандемии COVID-19, которые вместе с проблемами создали для участников рынков новые возможности и предоставили современные решения.
Панельная дискуссия «Информационная инфраструктура - базовая основа цифровой экономики»
Участниками дискуссии были рассмотрены вопросы развития современных систем связи, преодоления цифрового неравенства и обеспечения качественными услугами связи отдаленных районов, а также вопросы организации государственно-частного партнерства для развития информационной инфраструктуры.
По итогам дискуссии были внесены следующие предложения:
1) Активнее применять отечественное телекоммуникационное оборудование и IT-решения в государственном управлении и бизнесе для сохранения технологического суверенитета, сокращения затрат и ликвидации валютных рисков.
2) При планировании проектов, направленных на обеспечение доступом к сети Интернет жителей населенных пунктов с численностью населения от 100 до 500 человек, предусмотреть развитие распределительной сети для организации доступа к сети Интернет непосредственно домохозяйствам.
3) Рассмотреть возможность обеспечения доступом к сети Интернет 100% частного сектора городских округов и населенных пунктов городского типа.
4) Проработать возможность развития мобильной связи в населенных пунктах с численностью населения до 100 жителей.
5) По результатам реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» рассмотреть возможность строительства в 2022-2023 годах распределительной сети для подключения домохозяйств к интернету в населенных пунктах, до которых ранее была построена магистральная ВОЛС в рамках проекта.
6) При реализации федеральной программы устранения цифрового неравенства (УЦН) стремиться к 100% охвату территории всех населенных пунктов, подключаемых к сети ШПД, а также к обеспечению доступа к инфраструктуре УЦН сторонних операторов (в том числе сотовых).
7) Оказывать содействие операторам связи в размещении на территории муниципального образования объектов связи путем публикации на сайте администрации перечня таких мест (здания, земельные участки) на которых разрешается размещение объектов связи, а также путем выдачи разрешительных документов по механизму «одно окно».
8) Предусмотреть ставки по аренде помещений и земельных участков для размещения объектов почтовой связи Почты России и объектов подвижной радиотелефонной (сотовой) связи аналогично ставкам аренды для социальных объектов.
Ряд предложений касаются развития информационной инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре:
1) Проработать экономическую составляющую проекта по совместному использованию операторами связи антенно-мачтовых сооружений, предложенного АО «Русские Башни».
2) Рассмотреть коммерческое развитие территории автономного округа в части строительства сетей связи с использованием государственной поддержки субъекта.
3) Предусмотреть возможность проводного подключения всех домохозяйств к интернету в 23 населенных пунктах, где уже установлены точки доступа в рамках программы УЦН.
4) Предусмотреть формирование мероприятий по обеспечению отдалённых и труднодоступных населенных пунктов магистральными сетями ВОЛС с мерами государственной поддержки в государственной программе «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и др.
Также было рекомендовано развернуть пилотную зону «5G» на площадке Технопарка Югры с целью использования данной технологии в разработке современных цифровых сервисов резидентами технопарка и выдвинуть предложение по формированию пилотной зоны по опорам двойного назначения.
Панельная дискуссия Международного дискуссионного клуба Евразийского объединения женщин – региональных лидеров «Цифровизация рабочих процессов. Трансформация занятости женщин во время пандемии в постковидный период», совместно с Ассоциацией женщин-предпринимателей Югры
В ходе дискуссии участники обсудили вопросы развития сотрудничества по обмену опытом женщин-региональных лидеров в преодолении последствий пандемии на рынке труда, обменялись лучшими практиками по обеспечению занятости в условиях изменения характера рынка труда, цифровизации экономики, развития альтернативных форм организации труда, подтвердили потребность в тиражировании успешных проектов женщин-региональных лидеров, развивающих экономическую, социальную, гуманитарную инфраструктуру регионов.
По итогам дискуссии было рекомендовано:
1) На региональном уровне обеспечить условия и возможности получения женщинами дополнительного образования с целью развития лидерского потенциала и вовлечения в разработку и реализацию проектов, направленных на решение социально-значимых задач.
2) Шире применять в обучении женщин предпринимателей новые цифровые инструменты.
3) Провести работу по формированию эффективной системы наставничества в процессе переобучения женщин, пострадавших из-за потери рабочих мест, за счет стимулирования участия в этом процессе крупных компаний в части разработки программ дополнительного профессионального образования, предоставления экспертов для сопровождения отдельных программ обучения, создания целевых стажировочных программ.
4) Рассмотреть вопросы применения инструментов «e-commerce» для развития отраслевого экспорта региона.
Ряд рекомендаций был направлен Ассоциации женщин–предпринимателей Югры:
1) Продолжить обсуждение вопросов поддержки женского бизнеса в целях адаптации к условиям новой цифровой экономики на площадке Ассоциации женщин-предпринимателей при Торгово-промышленной палате Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
2) Усилить информационный обмен членов Ассоциации женщин–предпринимателей Югры по вопросам развития цифровых навыков женщин, способствующих их интеграции в современный рынок труда, а также актуализировать программы обучения женщин предпринимательской деятельности в сфере цифрового бизнеса.
3) Проинформировать профильные департаменты и ведомства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о проекте НТИ «Искусственный интеллект» в целях повышения компетенций по данному направлению.
4) Ассоциации женщин-предпринимателей Югры продолжить работу по продвижению и реализация проектов, направленных на улучшение женского предпринимательского климата, выявление и преодоление барьеров развития малого и среднего предпринимательства.
Круглый стол «Поддержка экспорта в сфере информационных технологий»
Участники круглого стола выделили комплекс проблем, затрудняющих выход региональных предприятий на внешние рынки, и обсудили опыт Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» по поддержке экспорта в сфере информационных технологий.
По итогам обсуждения было рекомендовано:
1) Предприятиям сферы информационных технологий автономного округа активно участвовать в мероприятиях, организуемых Фондом поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» для СМСП, активизировать работу по продвижению своих товаров и услуг на внешний рынок, принимать участие в реализации, продвижении и популяризации проекта «Сделано в Югре!», а также содействовать развитию деловой активности и повышению инвестиционной привлекательности малого и среднего бизнеса региона.
2) Фонду поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» усилить работу по размещению информации о товарах и услугах предприятий сферы информационных технологий на международных электронных торговых площадках, а также приглашать представителей компании ООО «ГК «Поляница» к участию в мероприятиях для СМСП, запланированных фондом в 2021 году, для дальнейшего использования и распространения положительного опыта экспортной деятельности указанной компании в целях развития экспортного потенциала югорских предпринимателей, в том числе осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий.
Круглый стол «Кооперация бизнеса как возможность участия в крупных отечественных и зарубежных проектах»
В ходе круглого стола эксперты обсудили основные барьеры на пути участия малого и среднего бизнеса в реализации крупных инфраструктурных проектов.
По итогам круглого стола было рекомендовано:
1) Создать на базе IT-ассоциаций каталог региональных IT-компаний с перечнем компетенций (выполненных контрактов) с целью дальнейшего использования данных каталогов для выбора контрагента при реализации совместных проектов.
2) Рассмотреть вопрос о создании Совета региональных IT- ассоциаций для организации взаимодействия крупных заказчиков с малым IT-бизнесом.
3) Содействовать включению региональных IT-компаний в Реестр надёжных поставщиков ТПП РФ (далее – Реестр) для подтверждения благонадежности малых IT-предприятий и дальнейшего участия МСП в реализации крупных инфраструктурных проектов (обязательный критерий для включения IT-компаний в Реестр - подтверждение их компетенций и навыков).
Круглый стол «Информационные технологии нефте- и газодобычи: цифровое месторождение, настоящее и будущее цифровизации промышленности»
На круглом столе были рассмотрены основные направления цифровой трансформации предприятий топливно-энергетического комплекса, включая создание цифровых моделей нефтепромыслов на основе приемов геолого-динамического моделирования, что позволяет значительно снизить производственные издержки и увеличить добычу.
Был сделан вывод о том, что для обеспечения цифровой трансформации предприятий нефтегазового комплекса необходимо системно исследовать внедрение инновационных цифровых программных продуктов как глобальной парадигмы ускорения инвестиционного роста, расширять внутрирегиональное сотрудничество в сфере цифровизации, а также изучать мировой опыт цифровых стратегий компаний с учетом обеспечения экономической безопасности.
Круглый стол «Поддержка и развитие креативных индустрий в информационных технологиях»
Круглый стол был направлен на развитие международного делового, технологического и научного сотрудничества в сфере IT-технологий. На круглом столе был представлен опыт Ханты-Мансийского округа – Югры по поддержке бизнеса креативных индустрий. Был сделан вывод о потребности в акселерации технологических компаний на всех стадиях развития бизнеса.
По итогам круглого стола были приняты решения:
1) Усилить взаимодействие с Фондом развития интернет-инициатив (далее – ФРИИ) в части реализации программы акселерации технологических компаний «GoGlobal», привлечения технологических стартапов региона для участий в преакселераторе ФРИИ.
2) Усилить работу по информированию представителей отрасли о доступных мерах поддержки предпринимателей сферы креативных индустрий.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Международная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch Ugra
Ключевой темой международной конференции стало использование передовых цифровых технологий в сфере образования, опыт их внедрения в России, а также странах-членах БРИКС и ШОС. Дополнительно на выставке «Цифровые технологии для всех» в зоне «Технологий и инновационных решений в образовании #EdCrunch Ugra» были представлены современные образовательные платформы, которые помогают учителям выстраивать занятия в соответствии с потребностями класса, формировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, эффективно организовывать смешанное и дистанционное обучение.
Участники конференции исходили из того, что за последние два десятилетия пространство цифровых образовательных технологий резко выросло, и инновационная экосистема образования неуклонно развивается, порождая такие формы, как дистанционное, гибридное и личное обучение. Сейчас система образования столкнулась с уникальными и быстро меняющимися проблемами, связанными с глобальной пандемией COVID-19. Это не только резко ускорило темпы внедрения цифровых технологий в образование, но и заставило посмотреть на цифровые технологии в образовании под новым углом.
Участники конференции подробно рассмотрели проблему реализации потенциала электронного обучения (гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность) с целью добиться качественного обучения независимо от социальной среды. Они пришли к выводу, что хотя онлайн-образование сегодня является несомненным трендом развития общества, переход к нему порождает целый ряд проблем и предъявляет новые требования к квалификационным требованиям преподавателей и цифровым компетенциям учащихся и их родителей.
Участники выставки провели тестирование прототипа робототехнического комплекса экспресс анализа детских инфекционных заболеваний. Дали рекомендации по интеграции комплекса в имеющуюся цифровую образовательную платформу региона и медицинские информационные системы для обеспечения более высокой эффективности работы и взаимного обогащения информационных баз. Представители стран БРИКС и ШОС отметили высокий экспортный потенциал разработки и подтвердили заинтересованность в тестировании робототехнического комплекса экспресс анализа детских инфекционных заболеваний с учетом национальных особенностей стран.
По итогам конференции были подготовлены следующие рекомендации:
1) Проанализировать возможность построения модели личностного роста ученика на основе данных освоения основных образовательных программ.
2) Предоставить возможность обучающимся использовать технологии виртуальной реальности и цифровых двойников для освоения отдельных предметных областей.
3) Обеспечить интеграцию результатов по программам дополнительного образования и основного общего образования при формировании цифрового портфолио ученика.
4) Усовершенствовать образовательный процесс по отдельным предметам путем наполнения базы данных для использования цифровых тренажеров при подготовке к учебным предметам.
5) Продолжить разработку и интеграцию в школьные платформы виртуального лабораторного комплекса по предметам: физика, химия, экология, биология, в том числе генетика.
6) Провести автоматизацию школьного питания с введением четырехступенчатой системы контроля (общественный контроль, расходование бюджетных средств, контроль качества, контроль соблюдения технологических процессов и сбалансированности питания).
7) Обеспечить проведение муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников на единой цифровой платформе.
По итогам выставки было рекомендовано:
8) Обеспечить пилотное внедрение проекта «Робототехнический комплекс экспресс анализа детских инфекционных заболеваний» в дошкольных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Конференция IT-руководителей образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки России
Конференция включала четыре панельных дискуссии:
1) Панельная дискуссия «Сервисы цифрового университета»
Участники дискуссии пришли к выводу, что цифровые сервисы и решения в сфере высшего образования должны характеризоваться тиражируемостью, удобством и адаптивностью, доступностью, современностью, безопасностью и студентоцентричностью. Необходима единая концепция и единый стандарт для всех высших учебных заведений.
2) Панельная дискуссия «Цифровые компетенции как ключевой фактор трансформации университета»
Под цифровыми компетенциями в настоящее время понимается комплекс компетенций, включающий способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для поиска, анализа, создания информации и управления ею, а также цифровые ресурсы для удовлетворения личных, образовательных, профессиональных потребностей.
Участники панельной дискуссии рассмотрели матрицы и модели оценки цифровых компетенций профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала и программы дополнительного профессионального образования по развитию этих компетенций.
3) Панельная дискуссия «Карта данных высшего образования
Участники обсуждения пришли к выводу, что для создания карты данных высшего образования необходимо описание существующих баз данных университетов. На следующем этапе можно приступить к созданию целевой модели данных университета, на основе которой будет осуществлена разработка регламентов и стандартов. Это позволит существенно снизить административную нагрузку на университеты.
4) Панельная дискуссия «Методика расчета индекса цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования»
В ходе панельной дискуссии Институт цифрового развития презентовал методику расчета цифровой зрелости и представил опыт реализации этого проекта в одном из российских вузов, а также пригласил к сотрудничеству.
По итогам конференции было рекомендовано сформировать пилотную группу образовательных организаций высшего образования с целью апробации разработанной методики оценки цифровой зрелости.
Панельная дискуссия «Геймификация, анимация, контент, инновационные технологии, кто победит на рынке образовательных услуг?»
Участники дискуссии оценили преимущества и недостатки таких инновационных технологий как виртуальная реальность (VR), адаптивное обучение, геймификация, видеоаналитика, интерактивный контент для системы общего образования, а также рассмотрели вопрос о том, как выбрать эффективное технологическое решение под задачи конкретного образовательного учреждения и конкретного преподавателя.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Экспертная сессия «Цифровизация экспорта медицинских услуг»
На экспертной сессии состоялось обсуждение текущего состояния мирового рынка экспорта медицинских услуг и перспективы наращивания объема российского экспорта. Были рассмотрены меры поддержки и стимулирования наращивания объема экспорта медицинских услуг Российской Федерации, в том числе при помощи цифровизации, а также вопросы маркетинга и продвижения медицинских услуг медицинскими организациями различных форм собственности с помощью цифровых платформ.
Участники экспертной сессии рекомендовали для распространения успешный опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по экспорту медицинских услуг. Доступная высококачественная медицинская помощь, отвечающая международным стандартам, квалифицированные медицинские специалисты с международной практикой, конкурентоспособная стоимость медицинских услуг всех профилей, возможность совместить туристическую или бизнес-поездку с прохождением комплексной диагностики стали признанными преимуществами югорского здравоохранения.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Панельная дискуссия «Цифра в культуре, культура в цифре»
В процессе панельной дискуссии были выделены три основных аспекта цифровизации культурной сферы. Это бесшовный клиентский путь, качественная обратная связь и высокая скорость взаимодействия.
Отдельной темой для обсуждения стало использование инструментов дополненной реальности в сфере демонстрации культурного наследия, и новый феномен «цифрового искусства».
Форсайт-сессия «Сохранение документально-исторического наследия в эпоху цифровой трансформации»
Круглый стол «Доступ к информационным архивным ресурсам в условиях цифровой трансформации»
В мероприятиях приняли участие эксперты из Китая, Румынии, Италии, Кении, Республики Словения, Южно-Африканской Республики, Казахстана, Белоруссии, а также представители архивного сообщества Российской Федерации.
Участники пришли к выводу, что цифровая трансформация всех сфер деятельности государства и общества является естественным следствием развития техники, технологий и, соответственно, методов и подходов к организации систем управления, а также требований к качеству и удобству предоставляемых услуг.
Цифровая трансформация в архивном деле, а также в сфере управления документами и информацией создает условия для улучшения качественных и количественных показателей информационного обслуживания пользователей, способствует формированию гражданской позиции, историко-культурного сознания, фундаментальных ценностей у молодежи. Цифровизация позволяет обеспечить лучшую сохранность архивных документов на традиционных носителях путем создания электронного фонда пользования, использования информационных технологий в сферах комплектования, хранения, учета и использования документов. Формирование цифрового контента позволяет широко использовать современные технологии выявления, систематизации и анализа информации по различным признакам и критериям.
Приоритетными направлениями цифровой трансформации архивного дела являются:
1) Формирование архивного электронного информационного контента на основе оцифровки архивных документов и справочно-поисковых средств к ним, сбора и сохранения изначально цифровых документов и данных, включая базы данных государственных информационных систем, официальные веб-ресурсы органов власти и управления, аудио- и видеоконтент, материалы страниц в социальных сетях, блоги, а также другие общественно значимые ресурсы.
2) Развитие систем искусственного интеллекта, применение методов машинного обучения, в том числе глубокого обучения, формирование массивов открытых данных, изучения и анализа опыта архивных учреждений, компаний-разработчиков, научного и образовательного сообществ по их применению.
3) Проработка правовых аспектов использования электронных копий в целях обеспечения сохранности подлинников документов, для которых существует риск утраты информации и носителей в связи с особенностями использованных средств и материалов письма (угасание (осыпание) текстов, потемнение и ломкость бумаги, пленки и др.).
Однако пока цифровая трансформация в архивном деле осуществляется децентрализовано, что приводит к отсутствию единых механизмов, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие архивной сферы в условиях повсеместного внедрения и использования новейших информационных технологий. В связи с этим остро стоят проблемы обобщения информации по имеющимся подходам, решениям и проблемам, а также участия архивного сообщества в обсуждении проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по работе с электронными документами и данными с целью выработки предложений по развитию ключевых направлений цифровой трансформации делопроизводства и архивного дела.
По итогам форсайт-сессии и круглого стола были выработаны следующие рекомендации:
1) В рамках мероприятий Форума, а также на других площадках развивать международный формат взаимодействия, который позволяет определять наиболее перспективные направления цифровой трансформации архивного дела.
2) В условиях федеративного устройства и определенной автономии субъектов Российской Федерации, наличия ряда региональных и коммерческих решений в сфере цифровой трансформации архивного дела признать целесообразным объединение усилий и разработку новой организационной модели координации процессов цифровой трансформации, что могло бы воплотиться в форме Межрегионального совета по цифровой трансформации архивного дела. В состав Совета предлагается включить по два представителя от архивных учреждений федеральных округов Российской Федерации (всего 16 представителей) по представлению Научно-методических советов, а также представителей отраслевых научных и учебных учреждений и бизнес-сообщества.
3) Обеспечивать на основе стандартизации и унификации условия для формирования цифрового историко-культурного наследия на международном и межинституциональном уровнях, способствовать предоставлению широкого доступа к нему путем совершенствования нормативно-правовых, организационных и технико-технологических механизмов с соблюдением общечеловеческих морально-этических принципов использования информации.
Круглый стол «Вызовы и задачи региональной цифровизации спорта», совместно с Министерством спорта Российской Федерации
Участники круглого стола исходили из того, что физическая культура и спорт являются мультипликаторами развития социальной сферы, а их развитие направлено на решение вопросов национального значения, таких как увеличение продолжительности активной жизни.
Был сделан вывод о том, что цифровая трансформация является одним из приоритетных направлений развития физической культуры и спорта России. Проекты и программы цифровизации спорта преследуют несколько целей, в числе которых оптимизация проведения массовых мероприятий, повышение качества управления спортивными объектами, обеспечение кибербезопасности. С учетом этого выбираются технологии и программные решения.
Было отмечено, что цифровая трансформация физической культуры и спорта в России сталкивается с отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров в данной области.
Было рекомендовано распространить информацию об опыте разработки и внедрения «Информационно-аналитической системы подготовки спортивного резерва Югры», которая включает в себя сбор, хранение и обработку данных о спортсменах и тренерском составе, учет и актуализацию сведений об объектах спортивной инфраструктуры, планирование, подготовку и учет результатов проведения спортивных мероприятий и другие направления.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Международная конференция нотариусов «Интеграция цифрового нотариата в цифровую экономику страны»
Конференция была организована Правительством Ханты-Мансийского округа – Югры совместно с Федеральной нотариальной палатой и Нотариальной палатой Ханты-Мансийского автономного округа.
В работе конференции в очном и онлайн-форматах приняли участие российские нотариусы и нотариусы из Австрии, ФРГ, Азербайджана и Казахстана.
Участники отметили, что с учетом повсеместного введения новых ограничительных мер в мире из-за пандемии COVID-19, снижения темпов развития экономики резко возросла востребованность со стороны граждан и бизнеса в новых удаленных и дистанционных нотариальных услугах, электронных сервисах. Поэтому развитие системы электронного нотариата является приоритетным направлением в развитии института нотариата на ближайшие годы.
По результатам конференции были приняты следующие решения:
1) В эпоху цифровой экономики, с развитием новых цифровых технологий, в условиях многократно ускорившегося гражданского оборота, роль электронного нотариата возрастает. Нотариусы готовы предложить государству в случае необходимости и в дальнейшем выступать операторами новых государственных публичных электронных реестров в сфере экономического оборота, традиционно выступая гарантом соблюдения прав и интересов сторон. Для выработки дальнейших предложений необходимо подробно проанализировать опыт стран системы латинского (свободного) нотариата.
2) В условиях появления новых цифровых форматов экономических отношений с применением технологий блокчейна появляются новые риски и угрозы для благосостояния, прав и интересов граждан и бизнеса, а, следовательно, возрастает необходимость в их нормативном регулировании и независимом контроле от лица государства. В связи с этим необходимо развивать «цифровое право» – волеизъявление граждан и юридических лиц, которое выражается и реализуется в электронной форме. В условиях «цифрового права» нотариус может выступать проводником между гражданами – участниками новых цифровых отношений – и государством, таким образом, обеспечив бесспорность и юридическую безопасность сделок, защиту интересов и прав её участников.
3) Используя опыт зарубежных стран, необходимо активнее внедрять в систему нотариата, в практику нотариусов, новейшие информационные технологии. В частности, целесообразно активизировать внедрение в практику российских нотариусов использование реестров биометрических данных граждан (отпечатков пальцев, сетчатки глаза, образца голоса и др.) для идентификации заявителей. Удостоверение личности по биометрическим данным является одним из самых надежных способов предотвращения мошеннических действий.
4) Традиционные нотариальные действия с учетом актуальных запросов граждан и бизнеса, а также сложившейся эпидемиологической ситуации в мире, трансформируются в новые нотариальные действия, электронные сервисы и реестры. Необходимо дальнейшее расширение перечня публичных сервисов и нотариальных действий, доступных для получения в удаленном и дистанционном форматах, предоставив гражданам и бизнесу удобные, надежные и безопасные инструменты ускорения процессов регистрации и иных форм администрирования.
5) Признать успешным и рекомендовать для дальнейшего развития и совершенствования опыт нотариата России по внедрению дистанционного удостоверения сделок двумя и более нотариусами, а также собственного видеосервиса для его сопровождения.
6) Работа с заявителями в формате «одного окна» и переход на комплексные технологичные нотариальные действия взамен односложных – одна из ключевых тенденций в развитии современного нотариата. Взаимодействуя с государственными и иными информационными системами в целях более эффективного использования имеющегося потенциала, повышения качества и доступности нотариальных услуг необходимо проанализировать накопленный международный опыт и выработать предложения по развитию системы предоставления новых комплексных нотариальных услуг для граждан и бизнеса.
7) Электронный нотариат позволяет предоставлять бизнесу цифровой и комфортный сервис в традиционных и важнейших областях оборота, в том числе в удаленных корпоративных сделках, сделках с недвижимостью, где нотариус призван защитить права собственности. Возможность дистанционного удостоверения нотариусами сделок, в первую очередь с недвижимостью, создает качественно новые, защищенные и при этом удобные механизмы совершения сделок в кратчайшие сроки. Целесообразно проанализировать международный опыт участия нотариусов в корпоративных правоотношениях и выработать предложения по внедрению востребованных бизнесом новых удаленных нотариальных действия и электронных сервисов с применением новых цифровых технологий.
8) Процесс интеграции нотариата в электронное взаимодействие требует от нотариусов совершенствования теоретических знаний и приобретения новых практических навыков. Целесообразно обобщить уже имеющийся опыт в этой сфере с целью выработки методических рекомендаций по повышению квалификации практикующих нотариусов.
Стратегическая сессия «Нормативное регулирование цифровой среды»
Участники сессии обсудили общие стратегические направления цифровой трансформации экономики России, уделив особое внимание проблеме адаптации к быстро меняющимся требованиям цифровой трансформации с учетом расширения прав и возможностей субъектов экосистемы цифровой экономики, включающей органы власти, бизнес-структуры, государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации. В ходе обсуждения было указано на необходимость совершенствования правовых механизмов реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и формирование оптимальных правовых условий для развития цифровой экономики, в том числе путем устранение противоречий в законодательстве, связанных с формированием экосистемы цифровой экономики.
При разработке региональных стратегий цифровой трансформации было рекомендовано:
1) Учитывать необходимость синхронизации и гармонизации нормативного правового регулирования на всех уровнях взаимодействия.
2) Внедрять комплексный механизм реализации Стратегий цифровой трансформации на региональном и муниципальном уровнях.
3) Создать реестр лучших региональных практик формирования нормативного регулирования цифровой трансформации.
4) Разработать программы для курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений, включив в них основы информационного права, информационной безопасности, цифровой трансформации.
5) Дополнить перечисленными предметами программы учебных курсов для повышения цифровой грамотности жителей регионов в рамках проектов «Цифровой гражданин» и ему аналогичных.
Была отмечена важность новых инициатив Ассоциации юристов России по развитию общероссийской сети публичных центров правовой информации и бесплатной юридической помощи, а также по перспективе перехода модели ПЦПИ/ЦОД, совмещенной со структурами оказания бесплатной юридической помощи в новую сущность, направленную на решение интересов бизнес-сообщества в условиях развития информационного общества и цифровой трансформации.
Круглый стол «Правовые основы цифровой трансформации экономики»
Участники круглого стола пришли к выводу, что результатом правового регулирования цифровой среды должна стать сбалансированная система различных норм, обеспечивающая безопасное использование информационных технологий и защиту прав и свобод человека.
В связи с этим было предложено при разработке региональных стратегий цифровой трансформации учитывать необходимость синхронизации и гармонизации нормативного регулирования на всех уровнях взаимодействия. Это требует создания реестра лучших региональных практик формирования нормативного регулирования цифровой трансформации и повышения квалификации сотрудников государственных и муниципальных органов власти в сфере информационного права.
Круглый стол «Онлайн-медиация как современный способ решения конфликтов»
Участники круглого стола обсудили перспективы перевода процессов медиации[2] в онлайн-формат. Было отмечено, что онлайн-медиация может применяться для разрешения широкого спектра проблем, от межличностных до межгосударственных конфликтов. Однако пока категория онлайн-медиации в действующем законодательстве Российской Федерации не закреплена.
Было рекомендовано продолжить разработку и утверждения на законодательном уровне категории «онлайн-медиация», а также содействовать проработке технических аспектов процесса медиации в режиме онлайн. Также было отмечено, что перед медиаторским сообществом остро стоит проблема выработки единых стандартов и профессиональных кодексов онлайн-медиации.
Было рекомендовано в целях снижение рисков уголовного давления на IT-индустрию и участников цифровой трансформации экономики привлечь институт медиации к решению споров по IT-делам.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Круглый стол «Искусственный интеллект – разумный партнер», совместно с Центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
Участники круглого стола пришли к выводу, что искусственный интеллект (ИИ) подтвердил свою значимость во время пандемии COVID-19. Системы искусственного интеллекта позволяют исследователям обрабатывать огромные массивы данных в поисках вакцины или средств лечения. Искусственный интеллект принимает участие в сдерживании распространения вируса с помощью технологий тестирования и отслеживания. Но, поскольку использование технологий ИИ требует предоставления доступа к персональным данным, участники круглого стола выказали озабоченность в отношении обеспечения конфиденциальности, защиты данных и их использования в иных целях, нежели отслеживание вируса.
Было отмечено, что существует острая необходимость восполнить пробелы в законодательстве в области разработки и использования искусственного интеллекта. С учетом того, что искусственный интеллект носит глобальный характер, для его регулирования необходим глобальный инструмент. Это требует совместных международных усилий по согласованию и утверждению перечня всеобщих ценностей и правил. Было рекомендовано шире использовать уже имеющийся национальный и международный опыт регулирования в этой сфере.
Принимая во внимание вышесказанное, участники двенадцатого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС обращаются к правительствам государств, межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, здравоохранения, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям государственного, коммерческого и некоммерческого секторов стран БРИКС и ШОС с призывом:
1. Подтвердить, что пандемия COVID-19, резко ускорив процессы цифровизации, привела не только к изменениям в технологической базе экономики, но и к масштабным общественным трансформациям. Эти трансформации нуждаются в постоянном и активном осмыслении с целью выявления непредвиденных и предотвращения нежелательных последствий.
2. Подчеркнуть, что ускоренное внедрение информационных технологий приводит к резкому обострению проблем информационной безопасности как на геополитическом уровне, где информационные технологии используются для создания угроз суверенитету и внутренней стабильности отдельных государств, так и на уровне индивидуальных граждан, нуждающихся в защите от нарушений приватности и потоков недостоверной и опасной информации.
3. Отметить, что перед странами БРИКС и ШОС по-прежнему стоит задача противодействия монополизму в сфере информационных технологий и программного обеспечения. Импортозамещение должно не просто обеспечивать устойчивое развитие, но и содействовать повышению конкурентоспособности стран БРИКС и ШОС на международных рынках, уменьшению цифрового разрыва и повышению качества жизни граждан.
4. Отметить, что переход к цифровой экономике и цифровизация всей системы государственного управления требуют перехода на новый уровень стратегического планирования и интенсификации обратной связи между разработчиками и исполнителями с целью более широкой включенности граждан в цифровые процессы.
5. Рекомендовать обратить особое внимание на повышение цифровой компетенции граждан с целью эффективной адаптации к трудовой деятельности и взаимодействию с государством в цифровых форматах.
6. Рекомендовать продолжить разработку мер по развитию цифровой культуры граждан с целью содействовать формированию у них эффективных навыков выявления недостоверной и опасной информации и противостояния киберпреступности и иным угрозам информационной безопасности.
7. Продолжить работу по формированию нормативно-правовой базы развития и использования информационных технологий, включая стимулирование государственно-частного партнерства и усиление подконтрольности новых технологий государству и обществу.
8. Внедрять и использовать новейшие информационные технологии для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Данный документ был разработан совместными усилиями представителей стран БРИКС и ШОС.
Участники Форума обращаются к предстоящим саммитам стран БРИКС и ШОС с предложением учесть вышеизложенные рекомендации в сфере информационных технологий в решениях саммитов.
[1] Полный текст резолюции см. https://infoforum.ru/itogovyi-dokument?cid=64
[2] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет процедуру медиации как способ урегулирования конфликтов при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.