Концепция XIII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

Kontseptsiya-XIII-IT_Foruma (.docx, 60 КБ)


        Общие положения

Конкуренция на рынке технологий обостряется, технологии не являются лишь отдельным отраслевым экономическим сегментом государства. Инновации, цифровизация, технологии – это составляющие крепкого и независимого экономического суверенитета государства. Вот почему ведущие державы планеты стараются преуспеть в этой технологической гонке, потому что успех в ней гарантирует не только экономическую, но даже и политическую стабильность. Скорость внедрения технологий заставляет пересматривать не только модели функционирования глобальных компаний, среднего малого бизнеса, но в том числе социальных институтов и государственного управления. Выходят их оборота долгосрочные стратегии, пересматриваются подходы к планированию, новые инструменты заменяют друг друга быстрее, чем успевают «отреагировать» документы и практика непрерывного совершенствования процессов сменяет модель неукоснительного следования выбранной стратегии.

За прошедшие 7-8 лет, когда начался цифровой бум, многие привычные системы в транспорте, финансовом секторе, потребительских сервисах изменились до неузнаваемости. Формирование сервисной экономики все чаще теперь заменяют на сетевую экономику, создание платформ на формирование инклюзивных экосистем и доверенной среды. На сегодняшний день социально-экономические отношения складываются так, что тот, кто будет иметь доступ к глобальным информационным ресурсам сможет контролировать финансовые, социальные и политические сферы. Бизнес и государство должны осознать, что доступная среда — это не обременение, а дополнительная возможность для роста, расширения клиентской базы, повышения инвестиционной привлекательности. Поэтому различные экономические альянсы способны обеспечить цифровую и экономическую независимость их участникам, предоставив им при этом равноправную и взаимовыгодную доверенную среду. При этом страны-участницы могут быть лучше защищены от рисков глобального оборота данных и доступа к сведениям, в том числе, они способны лучше отстаивать свою точку зрения и интересы на международной арене.

Все больше мероприятий из цифровой повестки становится более прикладными, но развитие технологий все время ставит новые цели, та же тема метавселенной грозится стать новым глобальным экономическим и социальным поворотом. Появляются новые вызовы и задачи, открываются новые проблемы.

Межгосударственные отношения и политическое противостояние находят свое продолжение в виде кибервойн, направленных против критически важной инфраструктуры, и иных действий, имеющих целью на дестабилизацию политической ситуации с использованием информационных технологий.

Все это усиливает потребность в международном сотрудничестве в сфере информационной безопасности и защиты информации. Различия стран в подходах к регулированию цифрового пространства не должны быть препятствием в совместной работе, наоборот – они должны стать источником выработки устраивающих все заинтересованные стороны решений.

Вместе с тем нужно учесть одно важное условие, что если межгосударственное сотрудничество развивать только лишь на директивном правительственном уровне, то эффект от сотрудничества будет минимален. Нужно создавать культурный, социальный, спортивный обмен и обязательно добиваться контактов предпринимателей, банков, венчурных фондов, образовательных учреждений на своем уровне, где они сами понимают и создают выгоду от подобного взаимодействия.

В этой связи возникает закономерный вопрос, смогут ли отдельно взятые страны или альянсы построить систему государственного управления, сравнимую по эффективности с тем, что делают сегодня транснациональные компании?

Форум в Ханты-Мансийске в очередной раз бросает вызов новым задачам, накопившимся за прошедший год и ставит своей целью открыть новые возможности для поиска способов повышения эффективности, улучшения качества жизни, выстраивания партнерских отношений, изучения лучших практик цифровой трансформации.

Цели и задачи Форума

Цели Форума:

Изменения в социальных, гуманитарных, политических экономических процессах ставят новые цели перед участниками альянсов БРИКС/ШОС. Вместе с тем корректировке подлежат краткосрочные инициативы, а в долгосрочной перспективе цели и задачи предыдущих международных IT-Форумов в Ханты-Мансийске, а также повестка программных документов, принимаемых странами участницами остаются неизменными, а именно:

•      Формулирование краткосрочных и среднесрочных задач в сфере взаимодействия стран-участниц. Выявление потребностей, актуальных проблем и перспектив совместного решения и координирующего воздействия. Определение конечных и промежуточных результатов, реализованных или находящихся в стадии реализации инициатив и проектов.

•      Экспертный диалог по вопросам общемировой повестки цифровой трансформации, изучение международного опыта. Поиск оптимальных моделей усиления конкурентоспособности экономик стран альянсов.

•      Выработка предложений, выявление ошибок по направлениям реализации цифровой экономики в России, поиск решений по минимизации рисков и улучшению качества управления изменениями.

•      Подтверждение намерений Ханты-Мансийского автономного округа- Югры создавать условия для международного экспертного диалога, обеспечивать возможность для предпринимателей и общественных организаций России и других стран обсуждения актуальных вопросов развития, демонстрировать способность делать предметом диалога современную повестку информационной революции, сохранять традиции известной площадки, имеющей свою стилистку, самобытность и особенности организации, удерживать фокус на себе как на площадке, вырабатывающей новые решения и предложения для улучшения инвестиционного, торгового, общественного климата между странами участницами альянсов БРИКС\ШОС.

Среди новых целей присутствует:

•      Формирование выводов относительно эффективности совместных мероприятий и программных задач, установленных на рубеже 2020-21 годов.

•      Оценка новых технологий на предмет их коммерциализации.

•      Сохранение и дальнейшее укрепление на всех уровнях рабочих методов БРИКС и ШОС, основанных на принципе консенсуса.

Для реализации вышеперечисленных целей будут решены следующие задачи:

•      Программа форума, состав мероприятий будут максимально учитывать повестку актуальных международных вопросов, планов союзов БРИКС и ШОС, общероссийских задач по формированию цифровой экономики и региональной специфики.

•      Проведение ежегодной международной конференцим по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств «Инфофорум Югра».

•      Проведение четвертой Международной конференции под эгидой и в сотрудничестве с ЮНЕСКО «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия».

•      Проведение форума для детей и молодежи «Junior IT».

•      Проведение дискуссий, тематических клубов, мастер-классов в рамках программы форума с максимальным вовлечением аудитории и рассмотрением практических примеров.

•      Организовано выставочное пространство для ознакомления с готовыми решениями и прототипами.

•      Рассмотрены предложения субъектов Российской Федерации по выполнению задач и достижению целевых показателей национальных проектов, а также по объемам их финансирования.

•      Фокусирование программы не только на вопросах государственного и муниципального управления, но и трансформации бизнеса, общественной и социальной деятельности, обсуждение применение новых технологий для формирования конкурентного внутреннего и глобального рынка.

•      Созданы условия для торжественного подписания соглашений о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий между российскими и иностранными компаниями (организациями).

•      Организация деловой части Форума таким образом, чтоб была обеспечена возможность рассмотрения практических кейсов и обсуждения конкретных предложений, проблем и рисков.

•      Привлечение к участию иностранных и российских экспертов и практиков, в том числе вовлечение в работу государственного и общественного сектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

•      Привлечение к участию в деловой программе и выставочной зоне предприятий малого и среднего бизнеса.

•      Публикация итоговой декларации форума с основными выводами, предложениями и рекомендациями

Приоритетные тематические направления Форума

1. Доступность цифровых технологий — один из важнейших приоритетов государств БРИКС и ШОС:

•      стимулирование внутренней активности участников рынка для межгосударственного взаимодействия в рамках процессов развития цифровой экономики;

•      увеличения инвестиций частного сектора и удовлетворения потребностей стран БРИКС/ШОС в инфраструктурных инвестициях;

•      воздействие через международные механизмы на необходимость принятия дополнительных международных соглашений, в частности в регулировании киберпространства;

•      интеграция платёжных систем в области национальных систем платёжных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчётов;

•      интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в процессе прослеживаемости товаров;

•      формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и цифровизацци;

•      налаживание взаимодействия профильных органов государств-членов в сфере развития цифровой грамотности в целях преодоления цифрового разрыва;

•      достижение равных для всех стран прав на регулирование сети Интернет и суверенное право государств на управление ею в своем национальном сегменте;

•      разработка в соответствии с национальным законодательством приоритетных направлений научного и технического сотрудничества, включая рассмотрение возможности создания механизма финансирования совместных проектов;

•      углубление сотрудничества в области образования, поиск дополнительных мер по разработке инновационных образовательных технологий;

•      продолжение дальнейшей деятельности Университета ШОС, в том числе путем подключения заинтересованных государств к его работе;

•      обсуждение обострения проблем информационной безопасности как на геополитическом уровне, где информационные технологии используются для создания угроз суверенитету и внутренней стабильности отдельных государств, так и на уровне индивидуальных граждан, нуждающихся в защите от нарушений приватности и потоков недостоверной и опасной информации;

•      противодействие монополизму в сфере информационных технологий и программного обеспечения, импортозамещение не только для обеспечения устойчивого развития, но и содействия повышению конкурентоспособности стран БРИКС и ШОС на международных рынках;

•      поддержка экспорта в развивающие страны;

•      рекомендации ведущим интернет-компаниям стран ужесточить политику оценки рисков и экспорта важных данных;

•      установление дополнительных обязательств для поставщиков цифровых услуг, а также системы надзора за их исполнением;

•      решение о формировании рабочей группы высокого уровня по вопросам цифровой трансформации.

2. Совместные инициативы на пространстве БРИКС и ШОС:

•      снижение транзакционных издержек;

•      взаимодействие профильных органов государств-членов в сфере развития цифровой грамотности в целях преодоления цифрового разрыва;

•      регламентирование таких сфер, как трансграничные потоки данных, доступ на рынок, антимонопольная работа с опорой на международные правила и международный опыт;

•      реализация проектов развития территорий, инфраструктурного и жилищного строительства, а также создания качественно новых, «умных» городов;

•      правила управления Интернетом в том числе на основе нового положения принятого в КНР, повышение роли Международного союза электросвязи;

•      инжиниринг в создании муниципальной инфраструктуры;

•      обсуждение принятия дополнительных обязывающих международных соглашений в области кибербезопасности, запрету наступательных операций в киберпространстве;

•      выработка единой позиции по вопросам подконтрольности искусственного интеллекта (далее – ИИ) обществу и государству, в том числе защита граждан от бесконтрольного использования их данных в процессе машинного обучения;

•      вопросы многостороннего сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ, СНГ, других международных организаций и форумов;

•      обмен информацией между компетентными органами государств-сторон по вопросам обеспечения безопасности, включая сотрудничество в области реагирования на компьютерные инциденты;

•      обмен информацией о законодательстве государств-сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;

•      совершенствование двусторонней нормативно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества государств-сторон в области обеспечения международной информационной безопасности;

•      взаимодействие государств по проблемам обеспечения международной информационной безопасности в рамках международных организаций и форумов ;

•      проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов государств-сторон в сфере международной информационной безопасности;

•      создание сети международных научно-методических центров для обмена лучшими практиками и подготовки высококвалифицированных кадров;

•      совместное использование сверхмощных вычислительных ресурсов (суперкомпьютеров);

•      методы инвентаризации и ревизии информационных систем, созданными госструктурами в странах-участницах.

3.Что ждать от искусственного интеллекта?

•      создание стимулов для привлечения частных инвестиций в развитие корпоративной науки, научных исследований и разработок в области ИИ;

•      установление общих этических принципов и стандартов поведения, которыми следует руководствоваться участникам отношений в сфере искусственного интеллекта в своей деятельности;

•      развитие навыков в таких направлениях, как рекомендательные системы, обработка естественного языка, прикладная работа со структурированными и неструктурированными данными;

•      обучение ИИ-моделей, компьютерное зрение, а также этика управления искусственным интеллектом;

•      результаты выдачи грантов на коммерциализацию технологий искусственного интеллекта;

•      выработка юридического решения о правосубъектности ИИ;

•      регламентация повторного использования персональных данных компаниями, которые выполняют обработку персональных данных на заказ для обучения систем искусственного интеллекта;

•      федеральные субсидии разработчикам аппаратно-программных комплексов для развития технологий искусственного интеллекта;

•      интеллект принятия решений (Decision Intelligence): новый способ, позволяющий организациям извлекать выгоду из быстро меняющихся данных и сред;

•      создаст ли ИИ новые рабочие места?

4. Системное развитие и управление изменениями в цифровой экономике. Госуправление для конечных потребителей:

•      приоритеты цифровой экономики до 2024 года;

•      переход на межведомственное взаимодействие в режиме онлайн;

•      создание системы онлайн-коммуникаций органов власти с гражданами;

•      создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего;

•      создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;

•      вариативный характер цифровой трансформации, диалог «федерация – регионы» в процессе формирования цифровой стратегии;

•      создание кросс-ведомственных, кросс-функциональных команд и использование гибридных подходов к управлению проектами в деятельности государственных органов;

•      развитие инфраструктуры цифрового правительства и национальной системы управления данными;

•      оценка цифровой зрелости, базирующиеся на конечных для потребителя эффектах;

•      какой эффект от внедрения показателей зрелости регионов;

•      какой эффект принесли технологические гранты;

•      формально или нет сделаны региональные стратегии;

•      перспективы внедрения государственной единой облачной платформы, что ожидают регионы;

•      создание регионами сервисов на цифровой платформе «Гостех», разработка технических требований;

•      технологический маркетплейс «Госмаркет» на платформе «Гостех»;

•      заключение государственных контрактов жизненного цикла для IT-систем;

•      национальная система управления данными: организационно-технические и методологические механизмы;

•      текущий статус эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах;

•      разработка инфраструктуры цифрового профиля гражданина;

•      внедрение электронных удостоверений личности и биометрическая идентификация.

5. Участие бизнеса в отечественных и зарубежных проектах:

•      укрепление сотрудничества в области развития субъектов малого предпринимательства для их интеграции в глобальные цепочки стоимости;

•      сотрудничество министерств финансов и центральных банков по подготовке опроса о применении финансовых технологий для субъектов МСП и доклада по цифровой финансовой доступности в странах БРИКС/ШОС;

•      основные барьеры на пути участия малого и среднего бизнеса в реализации крупных инфраструктурных проектов;

•      усиление работы по информированию представителей отрасли о доступных мерах поддержки предпринимателей сферы креативных индустрий;

•      поддержка развития технологий путем создания регуляторных «песочниц»;

•      организация мобильного и виртуального взаимодействия между бизнесом клиентами, пользователями и сотрудниками;

•      омниканальная забота о клиентах на основе ИИ;

•      усиление информационного обмена членов Ассоциации женщин–предпринимателей Югры по вопросам развития цифровых навыков женщин, способствующих их интеграции в современный рынок труда, а также актуализация программы обучения женщин предпринимательской деятельности в сфере цифрового бизнеса;

•      использование и распространение положительного опыта экспортной деятельности в целях развития экспортного потенциала югорских предпринимателей;

•      «новая модель занятости», направленная на совершенствование механизмов подбора кадров;

•      «продукция будущего» — расширение возможностей по кастомизации продукции (выпуск изделий под заказ конкретного потребителя).

7. Экология, социальная политика и управление – новые принципы:

•      ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная ответственность и качество корпоративного управления – как это связано с инвестиционной привлекательностью;

•      как бизнесу соответствовать новым стандартам ESG;

•      адаптация сфер государственного управления, отраслей экономики и региональной инфраструктуры к меняющимся климатическим условиям;

•      глобальный энергопереход и целеполагание соответствующих отраслевых и региональных планов адаптации;

•      как информационные технологии смогут помочь в соблюдении EGS стандартов;

•      использование технологий, применяемых в работе с альтернативными источниками энергии;

•      актуализация информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

•      нормативная правовая база для стимулирования технологического развития;

•      высокий уровень технологического развития и конкурентоспособности российской экономики;

•      оказание мер государственной поддержки;

•      частные инициативы компаний, которые способны обгонять планы регулятора.

8. Импортозамещение не только независимость, но и повышение конкурентоспособности:

•      закон о «предустановке отечественного софта» – благо или препятствие;

•      способен ли российский производитель заместить импортные средства хранения данных;

•      глобальная конкурентоспособность в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации;

•      система мер поддержки российских производителей продуктов и услуг информационно-телекоммуникационных технологий;

•      результаты централизованных закупок ПО;

•      новинки российского рынка высоких технологий 2021-2022 годов;

•      практика успешных проектов импортозамещения;

•      стратегии развития программного обеспечения с открытым кодом в России;

•      налоговый маневр есть ли польза и развитие;

•      масштабная ревизия программных продуктов, ранее включенных в реестр российского ПО;

•      новые правила и процедуры включения в реестр российского ПО;

•      обратная профессиональная связь потребителей с производителями отечественных продуктов, адаптация типовых продуктов под индивидуальные задачи и потребности заказчиков;

•      проработка производителями и разработчиками российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов способов адаптации своих решений под отраслевую специфику (в частности, в России крайне низкая степень замещения инженерного программного обеспечения); 

•      невысокие показатели реализации госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»;

•      что считать российской радиоэлектронной продукцией;

•      инициативы Минцифры - ввести балльную систему оценки продукции, претендующей на статус российской;

•      подорожание отечественного софта на фоне роста зарплат в IT-компаниях и налоговых льгот;

•      наращивание госкомпаниями доли закупок российских цифровых решений до 70% от итогового размера затрат на ПО к 2024 году;

•      создание на базе НИИ «Восход» центра тестирования отечественного оборудования и ПО;

•      совместимость российского ПО и оборудования;

•      срывы контрактов по миграции отечественного ПО;
что происходит с российским серверным оборудованием;

•      переход на новый уровень стратегического планирования и интенсификации обратной связи между разработчиками и исполнителями высокотехнологичных проектов.

9. Информационная безопасность – гуманитарная задача

•      развитие систем прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности, определения их источников;

•      готовность и зрелость технологий ИИ при обеспечении информационной безопасности, атаки на сам ИИ;

•      применение ИИ для информационной безопасности;

•      риски кибербезопасности при внедрении новых технологий;

•      отечественное или иностранное при построении модели киберзащиты на предприятиях;

•      антифишинг по подписке;

•      кибербезопасность как фактор ESG-повестки;

•      результаты субсидирования повышения конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации;

•      участие в разработке и продвижении норм международного права в целях обеспечения национальной и международной информационной безопасности;

•      координация противодействия угрозам в области обеспечения международной информационной безопасности;

•      развитие знаний сотрудников о цифровой безопасности;

•      «независимый Интернет» в странах БРИКС и ШОС;

•      обеспечение киберустойчивости социально-значимых объектов и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры.

10. Медицина на платформе:

•      российский и международный опыт функционирования «пациенториентированной» модели здравоохранения;

•      реализация стратегии цифровой трансформации здравоохранения;

•      успевает ли замкнуться единый цифровой контур в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

•      как на самом деле ИИ помогает в деятельности врачей и упрощает жизнь пациентам;

•      медицинские платформенные решения федерального уровня;

•      хранение медицинской информации в электронном структурированном виде и доступ к ней для пациента и его лечащего врача вне зависимости от медицинской организации;

•      построение актуальной аналитики;

•      запрос граждан на появление медицинских услуг с дружественным интерфейсом, интерактивная система помощи;

•      определение экономической модели цифрового государственного здравоохранения в будущем;

•      импортозамещение IT-оборудования в медицинских учреждениях;

•      применение экспериментального правового режима, направленного на расширение возможностей проведения телемедицинских консультаций, повышение доступности медицинской помощи;

•      постановку первичного ‎и (или) окончательного диагноза путём проведения телемедицинских консультаций;

•      оказание телемедицинских услуг при оказании плановой, неотложной и экстренной медицинской помощи, назначение и коррекция ранее назначенного лечения.

11. Образование и наука для экономики знаний:

·     создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся;

·     опыт смешанного обучения, соединяющего традиционный классно-урочный режим и личных (человеческих) связей между преподавателями и учащимися;

·     разработка и апробация цифровых учебно-методических комплексов;

·     формирование индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, эффективная организация смешанного и дистанционного обучения;

·     разработка и интеграция в школьные платформы виртуального лабораторного комплекса по предметам: физика, химия, экология, биология, в том числе генетика;

·     искусственный интеллект для рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий («цифровой помощник ученика», «цифровой помощник родителя», «цифровой помощник учителя»;

·     создание сети международных научно-методических центров;

·     внедрение в систему образования требований к ключевым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечение их преемственности;

·     подходы и модели создания цифрового университета;

·     деятельность венчурных фондов для поддержки образовательных технологий;

·     перспективы формирования сообщества по цифровой трансформации высшего образования;

·     обеспечение IT-отрасли высококвалифицированными кадрами;

·создание единой сервисной платформы науки.

12. Культурное наследие в один клик:

•      новые возможности для раскрытия исчезающих традиций создания большой единой общероссийской базы культурных ценностей и дальнейшего ее распространения;

•      как осваиваются новые сервисы и какие существуют для этого препятствия;

•      зрелость отечественных цифровых продуктов для создания единого цифрового культурного поля и повышения туристической привлекательности;

•      обмен передовым опытом, расширение сотрудничества государственных учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учреждениями культуры стран БРИКС и ШОС в сфере оцифровки культурного наследия;

•      управление данными, отчетность и аналитические системы в администрировании функций по управлению сферой культуры и туризма;

•      «креативная индустрия» Югры и развитие культурной среды;

•      вклад Югры в формирование общероссийского цифрового информационного наследия.

13.Право для цифровой трансформации:

•      российский и международный опыт применения правовых экспериментов и «регуляторных песочниц», методика оценки их результативности и эффективности;

•      применение законодательства о цифровых правах;

•      правовой режим использования данных, межмашинного взаимодействия, когнитивных интерфейсов;

•      создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта;

•      развитие инструментов конкурентного права, трансформации антимонопольных подходов под влиянием цифровизации;

•      проверка соответствия воли и волеизъявления, дееспособности гражданина, осознание им правовых последствий в эпоху машинных алгоритмов;

•      проблемы технического обеспечения процессов долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости и доступа к ним;

•      правительственный мониторинг правоприменения цифровых технологий;

•      сбор, анализ и оценка информации о том, как действующие нормы используются на практике, применение результатов мониторинга о совершенствовании правового регулирования в тех или иных отраслях;

•      создание прозрачных и стабильных правил игры, снижение потенциальных рисков для пользователей новых технологий, обеспечение гибкости регулирования;

•      систематическое нормативное осмысление этических аспектов ИИ;

•      «приземление» глобальных ИT-компаний - условие для эффективного противодействия распространению противоправной информации и деструктивного контента;

•      создание единой системы онлайн-идентификации граждан и обеспечения юридической значимости их действий.

14. Ответственные технологии нефте - и газодобычи: усиление конкурентоспособности ресурсных компаний:

•      роботизация производства, сквозная автоматизация и интеграция производственных процессов в единую информационную систему, цифровое рабочее место;

•      стимулирование ключевых исполнителей проектов не только на разработку, но и на вывод на рынок и коммерциализацию новых технологий;

•      фокусировка госкорпораций на тех IT-задачах, которые соответствуют их главной специализации, исключение технологического «разбрасывания»;

•      формирование в госкорпорациях системы KPI по выручке (лицензионной и сервисной) от продажи технологии и решений на ее основе на рынке;

•      осуществление обязательной коммерциализации созданных технологий и решений;

•      внедрение инновационных ресурсо- и энергоэффективных технологий добычи, обогащения, переработки и транспорта твердых ископаемых топлив (экологическая повестка);

•      утверждение стратегий для ресурсных компаний в области устойчивого развития с конкретными KPI;

•      создание цифровых моделей нефтепромыслов на основе приемов геолого-динамического моделирования;

•      формирование эффективной системы поддержки российских программных решений для обрабатывающей промышленности в рамках проекта «Умное производство»;

•      «цифровой инжиниринг», предусматривающий внедрение технологий виртуальных испытаний продукции;

•      цифровая трансформация госкомпаний с приоритетом отечественных решений.

15. Адаптация к новым потребностям бизнеса:

Ближайшие 5-10 лет, по мнению мировых аналитиков, приведут к появлению новых возможностей для ведения бизнеса, в связи с чем требуется понимание новых инструментов и подходов, а также оценка их эффективности. К практическому разбору в рамках программы Форума будут предлагаться разные проекты и технологии в частности:  

•      internet of behaviors («Интернет поведений» или IoB), включающий различные методы, которые применяются непосредственно для изучения поведения человека;

•      стратегия «полноценного опыта» (total experience), распределенное облако (Distributed Cloud), подразумевающее размещение облачных сервисов за пределами центров обработки данных провайдера, однако провайдер будет отвечать за их эксплуатацию, управление и развитие;

•      «операции в любом месте» (Anywhere operations) — новая модель IT, которая разработана для более гибкой поддержки пользователей. Это включает постоянный доступ сотрудников к данным из любой точки и с любого устройства, а также управление услугами компании на распределенной инфраструктуре;

•      интеллект принятия решений (Decision Intelligence). Новый способ, позволяющий организациям извлекать выгоду из быстро меняющихся данных и сред, автономных систем, которые могут обучаться и адаптироваться к динамичной среде;

•      облачная модель NaaS («сеть как сервис»). Она дает возможность приобретать и планировать сетевые функции без владения, создания и поддержки собственной сетевой инфраструктуры. Сетевые и вычислительные ресурсы в NaaS;

•      «нативное облако» (Native Cloud) относится к концепции создания и запуска приложений для использования преимуществ распределенных вычислений, предлагаемых моделью доставки в облаке. 

16. Влияние изменений информационной среды на общество (в рамках Международной конференции «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия» под эгидой и в сотрудничестве с ЮНЕСКО):

•      рекомендации ЮНЕСКО об этических аспектах искусственного интеллекта;

•      риски и трудности, связанные с искусственным интеллектом, с точки зрения усугубления существующего неравенства, а также последствий для прав человека;

•      кардинальные изменения информационной среды в информационном обществе;

•      новые виды и формы социальной коммуникации;

•      социокультурные трансформации: влияние Интернета и других информационных и коммуникационных технологий (атомизация общества, сокращение плюрализма, тотальный контроль, утрата приватности и т.д.);

•      четвертая технологическая революция, искусственный интеллект, нейронные сети, большие данные;

•      распознавание и противодействие манипуляциям и фейковым новостям, языку ненависти, троллингу и т.п.;

•      поиск баланса между свободой выражения мнений в цифровой среде и информационной безопасностью;

•      медийно-информационная грамотность и формирование цифровых навыков у населения;

•      продвижение чтения на бумаге и с экрана как основной способ сохранения языка и письменной культуры.

Ожидаемые результаты Форума

В результате проведения Форума ожидается достижение следующих эффектов:

•      Подведены итоги решений и инициатив, озвученных и зафиксированных в совместных документах по результатам встреч глав-государств, правительственных делегаций и экспертов стран БРИКС/ШОС;

•      Определены новые предложения в повестке цифровизации, изучен опыт и мнения сторон по развитию отношений, в том числе по вопросу создания альянса развития технологий ИИ;

•      Состоится предварительный обмен предложениями накануне предстоящих саммитов БРИКС и ШОС в 2022 году;

•      Участники ознакомятся с техническими, административными, управленческими решениями по ключевым направлениям Форума;

•      Сформировано представление о ключевых трендах, проблемах, прогнозах развития цифровой образовательной среды в России и странах БРИКС/ ШОС;

•      Рассмотрен вопрос развития технологий искусственного интеллекта и роли экономических альянсов в их совершенствовании;

•      Дана оценка текущему этапу реализации национального проекта «Цифровая экономика» в России, сформулированы достижения и недостатки;

•      Сформулированы предложения по целому комплексу взаимосвязанных компонентов, системе управления изменениями, развитию внутреннего и международного рынка, росту показателей в отдельных отраслях (здравоохранение, образование, промышленность);

•      Представлены и презентованы лучшие практики региональной цифровой трансформации.