Концепция XIII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС
Общие положения
Конкуренция на рынке технологий обостряется, технологии не являются лишь отдельным отраслевым экономическим сегментом государства. Инновации, цифровизация, технологии – это составляющие крепкого и независимого экономического суверенитета государства. Вот почему ведущие державы планеты стараются преуспеть в этой технологической гонке, потому что успех в ней гарантирует не только экономическую, но даже и политическую стабильность. Скорость внедрения технологий заставляет пересматривать не только модели функционирования глобальных компаний, среднего малого бизнеса, но в том числе социальных институтов и государственного управления. Выходят их оборота долгосрочные стратегии, пересматриваются подходы к планированию, новые инструменты заменяют друг друга быстрее, чем успевают «отреагировать» документы и практика непрерывного совершенствования процессов сменяет модель неукоснительного следования выбранной стратегии.
За прошедшие 7-8 лет, когда начался цифровой бум, многие привычные системы в транспорте, финансовом секторе, потребительских сервисах изменились до неузнаваемости. Формирование сервисной экономики все чаще теперь заменяют на сетевую экономику, создание платформ на формирование инклюзивных экосистем и доверенной среды. На сегодняшний день социально-экономические отношения складываются так, что тот, кто будет иметь доступ к глобальным информационным ресурсам сможет контролировать финансовые, социальные и политические сферы. Бизнес и государство должны осознать, что доступная среда — это не обременение, а дополнительная возможность для роста, расширения клиентской базы, повышения инвестиционной привлекательности. Поэтому различные экономические альянсы способны обеспечить цифровую и экономическую независимость их участникам, предоставив им при этом равноправную и взаимовыгодную доверенную среду. При этом страны-участницы могут быть лучше защищены от рисков глобального оборота данных и доступа к сведениям, в том числе, они способны лучше отстаивать свою точку зрения и интересы на международной арене.
Все больше мероприятий из цифровой повестки становится более прикладными, но развитие технологий все время ставит новые цели, та же тема метавселенной грозится стать новым глобальным экономическим и социальным поворотом. Появляются новые вызовы и задачи, открываются новые проблемы.
Межгосударственные отношения и политическое противостояние находят свое продолжение в виде кибервойн, направленных против критически важной инфраструктуры, и иных действий, имеющих целью на дестабилизацию политической ситуации с использованием информационных технологий.
Все это усиливает потребность в международном сотрудничестве в сфере информационной безопасности и защиты информации. Различия стран в подходах к регулированию цифрового пространства не должны быть препятствием в совместной работе, наоборот – они должны стать источником выработки устраивающих все заинтересованные стороны решений.
Вместе с тем нужно учесть одно важное условие, что если межгосударственное сотрудничество развивать только лишь на директивном правительственном уровне, то эффект от сотрудничества будет минимален. Нужно создавать культурный, социальный, спортивный обмен и обязательно добиваться контактов предпринимателей, банков, венчурных фондов, образовательных учреждений на своем уровне, где они сами понимают и создают выгоду от подобного взаимодействия.
В этой связи возникает закономерный вопрос, смогут ли отдельно взятые страны или альянсы построить систему государственного управления, сравнимую по эффективности с тем, что делают сегодня транснациональные компании?
Форум в Ханты-Мансийске в очередной раз бросает вызов новым задачам, накопившимся за прошедший год и ставит своей целью открыть новые возможности для поиска способов повышения эффективности, улучшения качества жизни, выстраивания партнерских отношений, изучения лучших практик цифровой трансформации.
Цели и задачи Форума
Цели Форума:
Изменения в социальных, гуманитарных, политических экономических процессах ставят новые цели перед участниками альянсов БРИКС/ШОС. Вместе с тем корректировке подлежат краткосрочные инициативы, а в долгосрочной перспективе цели и задачи предыдущих международных IT-Форумов в Ханты-Мансийске, а также повестка программных документов, принимаемых странами участницами остаются неизменными, а именно:
• Формулирование краткосрочных и среднесрочных задач в сфере взаимодействия стран-участниц. Выявление потребностей, актуальных проблем и перспектив совместного решения и координирующего воздействия. Определение конечных и промежуточных результатов, реализованных или находящихся в стадии реализации инициатив и проектов.
• Экспертный диалог по вопросам общемировой повестки цифровой трансформации, изучение международного опыта. Поиск оптимальных моделей усиления конкурентоспособности экономик стран альянсов.
• Выработка предложений, выявление ошибок по направлениям реализации цифровой экономики в России, поиск решений по минимизации рисков и улучшению качества управления изменениями.
• Подтверждение намерений Ханты-Мансийского автономного округа- Югры создавать условия для международного экспертного диалога, обеспечивать возможность для предпринимателей и общественных организаций России и других стран обсуждения актуальных вопросов развития, демонстрировать способность делать предметом диалога современную повестку информационной революции, сохранять традиции известной площадки, имеющей свою стилистку, самобытность и особенности организации, удерживать фокус на себе как на площадке, вырабатывающей новые решения и предложения для улучшения инвестиционного, торгового, общественного климата между странами участницами альянсов БРИКС\ШОС.
Среди новых целей присутствует:
• Формирование выводов относительно эффективности совместных мероприятий и программных задач, установленных на рубеже 2020-21 годов.
• Оценка новых технологий на предмет их коммерциализации.
• Сохранение и дальнейшее укрепление на всех уровнях рабочих методов БРИКС и ШОС, основанных на принципе консенсуса.
Для реализации вышеперечисленных целей будут решены следующие задачи:
• Программа форума, состав мероприятий будут максимально учитывать повестку актуальных международных вопросов, планов союзов БРИКС и ШОС, общероссийских задач по формированию цифровой экономики и региональной специфики.
• Проведение ежегодной международной конференцим по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств «Инфофорум Югра».
• Проведение четвертой Международной конференции под эгидой и в сотрудничестве с ЮНЕСКО «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия».
• Проведение форума для детей и молодежи «Junior IT».
• Проведение дискуссий, тематических клубов, мастер-классов в рамках программы форума с максимальным вовлечением аудитории и рассмотрением практических примеров.
• Организовано выставочное пространство для ознакомления с готовыми решениями и прототипами.
• Рассмотрены предложения субъектов Российской Федерации по выполнению задач и достижению целевых показателей национальных проектов, а также по объемам их финансирования.
• Фокусирование программы не только на вопросах государственного и муниципального управления, но и трансформации бизнеса, общественной и социальной деятельности, обсуждение применение новых технологий для формирования конкурентного внутреннего и глобального рынка.
• Созданы условия для торжественного подписания соглашений о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий между российскими и иностранными компаниями (организациями).
• Организация деловой части Форума таким образом, чтоб была обеспечена возможность рассмотрения практических кейсов и обсуждения конкретных предложений, проблем и рисков.
• Привлечение к участию иностранных и российских экспертов и практиков, в том числе вовлечение в работу государственного и общественного сектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
• Привлечение к участию в деловой программе и выставочной зоне предприятий малого и среднего бизнеса.
• Публикация итоговой декларации форума с основными выводами, предложениями и рекомендациями
Приоритетные тематические направления Форума
1. Доступность цифровых технологий — один из важнейших приоритетов государств БРИКС и ШОС:
• стимулирование внутренней активности участников рынка для межгосударственного взаимодействия в рамках процессов развития цифровой экономики;
• увеличения инвестиций частного сектора и удовлетворения потребностей стран БРИКС/ШОС в инфраструктурных инвестициях;
• воздействие через международные механизмы на необходимость принятия дополнительных международных соглашений, в частности в регулировании киберпространства;
• интеграция платёжных систем в области национальных систем платёжных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчётов;
• интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в процессе прослеживаемости товаров;
• формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и цифровизацци;
• налаживание взаимодействия профильных органов государств-членов в сфере развития цифровой грамотности в целях преодоления цифрового разрыва;
• достижение равных для всех стран прав на регулирование сети Интернет и суверенное право государств на управление ею в своем национальном сегменте;
• разработка в соответствии с национальным законодательством приоритетных направлений научного и технического сотрудничества, включая рассмотрение возможности создания механизма финансирования совместных проектов;
• углубление сотрудничества в области образования, поиск дополнительных мер по разработке инновационных образовательных технологий;
• продолжение дальнейшей деятельности Университета ШОС, в том числе путем подключения заинтересованных государств к его работе;
• обсуждение обострения проблем информационной безопасности как на геополитическом уровне, где информационные технологии используются для создания угроз суверенитету и внутренней стабильности отдельных государств, так и на уровне индивидуальных граждан, нуждающихся в защите от нарушений приватности и потоков недостоверной и опасной информации;
• противодействие монополизму в сфере информационных технологий и программного обеспечения, импортозамещение не только для обеспечения устойчивого развития, но и содействия повышению конкурентоспособности стран БРИКС и ШОС на международных рынках;
• поддержка экспорта в развивающие страны;
• рекомендации ведущим интернет-компаниям стран ужесточить политику оценки рисков и экспорта важных данных;
• установление дополнительных обязательств для поставщиков цифровых услуг, а также системы надзора за их исполнением;
• решение о формировании рабочей группы высокого уровня по вопросам цифровой трансформации.
2. Совместные инициативы на пространстве БРИКС и ШОС:
• снижение транзакционных издержек;
• взаимодействие профильных органов государств-членов в сфере развития цифровой грамотности в целях преодоления цифрового разрыва;
• регламентирование таких сфер, как трансграничные потоки данных, доступ на рынок, антимонопольная работа с опорой на международные правила и международный опыт;
• реализация проектов развития территорий, инфраструктурного и жилищного строительства, а также создания качественно новых, «умных» городов;
• правила управления Интернетом в том числе на основе нового положения принятого в КНР, повышение роли Международного союза электросвязи;
• инжиниринг в создании муниципальной инфраструктуры;
• обсуждение принятия дополнительных обязывающих международных соглашений в области кибербезопасности, запрету наступательных операций в киберпространстве;
• выработка единой позиции по вопросам подконтрольности искусственного интеллекта (далее – ИИ) обществу и государству, в том числе защита граждан от бесконтрольного использования их данных в процессе машинного обучения;
• вопросы многостороннего сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ, СНГ, других международных организаций и форумов;
• обмен информацией между компетентными органами государств-сторон по вопросам обеспечения безопасности, включая сотрудничество в области реагирования на компьютерные инциденты;
• обмен информацией о законодательстве государств-сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;
• совершенствование двусторонней нормативно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества государств-сторон в области обеспечения международной информационной безопасности;
• взаимодействие государств по проблемам обеспечения международной информационной безопасности в рамках международных организаций и форумов ;
• проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов государств-сторон в сфере международной информационной безопасности;
• создание сети международных научно-методических центров для обмена лучшими практиками и подготовки высококвалифицированных кадров;
• совместное использование сверхмощных вычислительных ресурсов (суперкомпьютеров);
• методы инвентаризации и ревизии информационных систем, созданными госструктурами в странах-участницах.
3.Что ждать от искусственного интеллекта?
• создание стимулов для привлечения частных инвестиций в развитие корпоративной науки, научных исследований и разработок в области ИИ;
• установление общих этических принципов и стандартов поведения, которыми следует руководствоваться участникам отношений в сфере искусственного интеллекта в своей деятельности;
• развитие навыков в таких направлениях, как рекомендательные системы, обработка естественного языка, прикладная работа со структурированными и неструктурированными данными;
• обучение ИИ-моделей, компьютерное зрение, а также этика управления искусственным интеллектом;
• результаты выдачи грантов на коммерциализацию технологий искусственного интеллекта;
• выработка юридического решения о правосубъектности ИИ;
• регламентация повторного использования персональных данных компаниями, которые выполняют обработку персональных данных на заказ для обучения систем искусственного интеллекта;
• федеральные субсидии разработчикам аппаратно-программных комплексов для развития технологий искусственного интеллекта;
• интеллект принятия решений (Decision Intelligence): новый способ, позволяющий организациям извлекать выгоду из быстро меняющихся данных и сред;
• создаст ли ИИ новые рабочие места?
4. Системное развитие и управление изменениями в цифровой экономике. Госуправление для конечных потребителей:
• приоритеты цифровой экономики до 2024 года;
• переход на межведомственное взаимодействие в режиме онлайн;
• создание системы онлайн-коммуникаций органов власти с гражданами;
• создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего;
• создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;
• вариативный характер цифровой трансформации, диалог «федерация – регионы» в процессе формирования цифровой стратегии;
• создание кросс-ведомственных, кросс-функциональных команд и использование гибридных подходов к управлению проектами в деятельности государственных органов;
• развитие инфраструктуры цифрового правительства и национальной системы управления данными;
• оценка цифровой зрелости, базирующиеся на конечных для потребителя эффектах;
• какой эффект от внедрения показателей зрелости регионов;
• какой эффект принесли технологические гранты;
• формально или нет сделаны региональные стратегии;
• перспективы внедрения государственной единой облачной платформы, что ожидают регионы;
• создание регионами сервисов на цифровой платформе «Гостех», разработка технических требований;
• технологический маркетплейс «Госмаркет» на платформе «Гостех»;
• заключение государственных контрактов жизненного цикла для IT-систем;
• национальная система управления данными: организационно-технические и методологические механизмы;
• текущий статус эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах;
• разработка инфраструктуры цифрового профиля гражданина;
• внедрение электронных удостоверений личности и биометрическая идентификация.
5. Участие бизнеса в отечественных и зарубежных проектах:
• укрепление сотрудничества в области развития субъектов малого предпринимательства для их интеграции в глобальные цепочки стоимости;
• сотрудничество министерств финансов и центральных банков по подготовке опроса о применении финансовых технологий для субъектов МСП и доклада по цифровой финансовой доступности в странах БРИКС/ШОС;
• основные барьеры на пути участия малого и среднего бизнеса в реализации крупных инфраструктурных проектов;
• усиление работы по информированию представителей отрасли о доступных мерах поддержки предпринимателей сферы креативных индустрий;
• поддержка развития технологий путем создания регуляторных «песочниц»;
• организация мобильного и виртуального взаимодействия между бизнесом клиентами, пользователями и сотрудниками;
• омниканальная забота о клиентах на основе ИИ;
• усиление информационного обмена членов Ассоциации женщин–предпринимателей Югры по вопросам развития цифровых навыков женщин, способствующих их интеграции в современный рынок труда, а также актуализация программы обучения женщин предпринимательской деятельности в сфере цифрового бизнеса;
• использование и распространение положительного опыта экспортной деятельности в целях развития экспортного потенциала югорских предпринимателей;
• «новая модель занятости», направленная на совершенствование механизмов подбора кадров;
• «продукция будущего» — расширение возможностей по кастомизации продукции (выпуск изделий под заказ конкретного потребителя).
7. Экология, социальная политика и управление – новые принципы:
• ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная ответственность и качество корпоративного управления – как это связано с инвестиционной привлекательностью;
• как бизнесу соответствовать новым стандартам ESG;
• адаптация сфер государственного управления, отраслей экономики и региональной инфраструктуры к меняющимся климатическим условиям;
• глобальный энергопереход и целеполагание соответствующих отраслевых и региональных планов адаптации;
• как информационные технологии смогут помочь в соблюдении EGS стандартов;
• использование технологий, применяемых в работе с альтернативными источниками энергии;
• актуализация информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
• нормативная правовая база для стимулирования технологического развития;
• высокий уровень технологического развития и конкурентоспособности российской экономики;
• оказание мер государственной поддержки;
• частные инициативы компаний, которые способны обгонять планы регулятора.
8. Импортозамещение не только независимость, но и повышение конкурентоспособности:
• закон о «предустановке отечественного софта» – благо или препятствие;
• способен ли российский производитель заместить импортные средства хранения данных;
• глобальная конкурентоспособность в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации;
• система мер поддержки российских производителей продуктов и услуг информационно-телекоммуникационных технологий;
• результаты централизованных закупок ПО;
• новинки российского рынка высоких технологий 2021-2022 годов;
• практика успешных проектов импортозамещения;
• стратегии развития программного обеспечения с открытым кодом в России;
• налоговый маневр есть ли польза и развитие;
• масштабная ревизия программных продуктов, ранее включенных в реестр российского ПО;
• новые правила и процедуры включения в реестр российского ПО;
• обратная профессиональная связь потребителей с производителями отечественных продуктов, адаптация типовых продуктов под индивидуальные задачи и потребности заказчиков;
• проработка производителями и разработчиками российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов способов адаптации своих решений под отраслевую специфику (в частности, в России крайне низкая степень замещения инженерного программного обеспечения);
• невысокие показатели реализации госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»;
• что считать российской радиоэлектронной продукцией;
• инициативы Минцифры - ввести балльную систему оценки продукции, претендующей на статус российской;
• подорожание отечественного софта на фоне роста зарплат в IT-компаниях и налоговых льгот;
• наращивание госкомпаниями доли закупок российских цифровых решений до 70% от итогового размера затрат на ПО к 2024 году;
• создание на базе НИИ «Восход» центра тестирования отечественного оборудования и ПО;
• совместимость российского ПО и оборудования;
• срывы контрактов по миграции отечественного ПО;
что происходит с российским серверным оборудованием;
• переход на новый уровень стратегического планирования и интенсификации обратной связи между разработчиками и исполнителями высокотехнологичных проектов.
9. Информационная безопасность – гуманитарная задача
• развитие систем прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности, определения их источников;
• готовность и зрелость технологий ИИ при обеспечении информационной безопасности, атаки на сам ИИ;
• применение ИИ для информационной безопасности;
• риски кибербезопасности при внедрении новых технологий;
• отечественное или иностранное при построении модели киберзащиты на предприятиях;
• антифишинг по подписке;
• кибербезопасность как фактор ESG-повестки;
• результаты субсидирования повышения конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации;
• участие в разработке и продвижении норм международного права в целях обеспечения национальной и международной информационной безопасности;
• координация противодействия угрозам в области обеспечения международной информационной безопасности;
• развитие знаний сотрудников о цифровой безопасности;
• «независимый Интернет» в странах БРИКС и ШОС;
• обеспечение киберустойчивости социально-значимых объектов и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры.
10. Медицина на платформе:
• российский и международный опыт функционирования «пациенториентированной» модели здравоохранения;
• реализация стратегии цифровой трансформации здравоохранения;
• успевает ли замкнуться единый цифровой контур в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
• как на самом деле ИИ помогает в деятельности врачей и упрощает жизнь пациентам;
• медицинские платформенные решения федерального уровня;
• хранение медицинской информации в электронном структурированном виде и доступ к ней для пациента и его лечащего врача вне зависимости от медицинской организации;
• построение актуальной аналитики;
• запрос граждан на появление медицинских услуг с дружественным интерфейсом, интерактивная система помощи;
• определение экономической модели цифрового государственного здравоохранения в будущем;
• импортозамещение IT-оборудования в медицинских учреждениях;
• применение экспериментального правового режима, направленного на расширение возможностей проведения телемедицинских консультаций, повышение доступности медицинской помощи;
• постановку первичного и (или) окончательного диагноза путём проведения телемедицинских консультаций;
• оказание телемедицинских услуг при оказании плановой, неотложной и экстренной медицинской помощи, назначение и коррекция ранее назначенного лечения.
11. Образование и наука для экономики знаний:
· создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся;
· опыт смешанного обучения, соединяющего традиционный классно-урочный режим и личных (человеческих) связей между преподавателями и учащимися;
· разработка и апробация цифровых учебно-методических комплексов;
· формирование индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, эффективная организация смешанного и дистанционного обучения;
· разработка и интеграция в школьные платформы виртуального лабораторного комплекса по предметам: физика, химия, экология, биология, в том числе генетика;
· искусственный интеллект для рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий («цифровой помощник ученика», «цифровой помощник родителя», «цифровой помощник учителя»;
· создание сети международных научно-методических центров;
· внедрение в систему образования требований к ключевым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечение их преемственности;
· подходы и модели создания цифрового университета;
· деятельность венчурных фондов для поддержки образовательных технологий;
· перспективы формирования сообщества по цифровой трансформации высшего образования;
· обеспечение IT-отрасли высококвалифицированными кадрами;
·создание единой сервисной платформы науки.
12. Культурное наследие в один клик:
• новые возможности для раскрытия исчезающих традиций создания большой единой общероссийской базы культурных ценностей и дальнейшего ее распространения;
• как осваиваются новые сервисы и какие существуют для этого препятствия;
• зрелость отечественных цифровых продуктов для создания единого цифрового культурного поля и повышения туристической привлекательности;
• обмен передовым опытом, расширение сотрудничества государственных учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учреждениями культуры стран БРИКС и ШОС в сфере оцифровки культурного наследия;
• управление данными, отчетность и аналитические системы в администрировании функций по управлению сферой культуры и туризма;
• «креативная индустрия» Югры и развитие культурной среды;
• вклад Югры в формирование общероссийского цифрового информационного наследия.
13.Право для цифровой трансформации:
• российский и международный опыт применения правовых экспериментов и «регуляторных песочниц», методика оценки их результативности и эффективности;
• применение законодательства о цифровых правах;
• правовой режим использования данных, межмашинного взаимодействия, когнитивных интерфейсов;
• создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта;
• развитие инструментов конкурентного права, трансформации антимонопольных подходов под влиянием цифровизации;
• проверка соответствия воли и волеизъявления, дееспособности гражданина, осознание им правовых последствий в эпоху машинных алгоритмов;
• проблемы технического обеспечения процессов долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости и доступа к ним;
• правительственный мониторинг правоприменения цифровых технологий;
• сбор, анализ и оценка информации о том, как действующие нормы используются на практике, применение результатов мониторинга о совершенствовании правового регулирования в тех или иных отраслях;
• создание прозрачных и стабильных правил игры, снижение потенциальных рисков для пользователей новых технологий, обеспечение гибкости регулирования;
• систематическое нормативное осмысление этических аспектов ИИ;
• «приземление» глобальных ИT-компаний - условие для эффективного противодействия распространению противоправной информации и деструктивного контента;
• создание единой системы онлайн-идентификации граждан и обеспечения юридической значимости их действий.
14. Ответственные технологии нефте - и газодобычи: усиление конкурентоспособности ресурсных компаний:
• роботизация производства, сквозная автоматизация и интеграция производственных процессов в единую информационную систему, цифровое рабочее место;
• стимулирование ключевых исполнителей проектов не только на разработку, но и на вывод на рынок и коммерциализацию новых технологий;
• фокусировка госкорпораций на тех IT-задачах, которые соответствуют их главной специализации, исключение технологического «разбрасывания»;
• формирование в госкорпорациях системы KPI по выручке (лицензионной и сервисной) от продажи технологии и решений на ее основе на рынке;
• осуществление обязательной коммерциализации созданных технологий и решений;
• внедрение инновационных ресурсо- и энергоэффективных технологий добычи, обогащения, переработки и транспорта твердых ископаемых топлив (экологическая повестка);
• утверждение стратегий для ресурсных компаний в области устойчивого развития с конкретными KPI;
• создание цифровых моделей нефтепромыслов на основе приемов геолого-динамического моделирования;
• формирование эффективной системы поддержки российских программных решений для обрабатывающей промышленности в рамках проекта «Умное производство»;
• «цифровой инжиниринг», предусматривающий внедрение технологий виртуальных испытаний продукции;
• цифровая трансформация госкомпаний с приоритетом отечественных решений.
15. Адаптация к новым потребностям бизнеса:
Ближайшие 5-10 лет, по мнению мировых аналитиков, приведут к появлению новых возможностей для ведения бизнеса, в связи с чем требуется понимание новых инструментов и подходов, а также оценка их эффективности. К практическому разбору в рамках программы Форума будут предлагаться разные проекты и технологии в частности:
• internet of behaviors («Интернет поведений» или IoB), включающий различные методы, которые применяются непосредственно для изучения поведения человека;
• стратегия «полноценного опыта» (total experience), распределенное облако (Distributed Cloud), подразумевающее размещение облачных сервисов за пределами центров обработки данных провайдера, однако провайдер будет отвечать за их эксплуатацию, управление и развитие;
• «операции в любом месте» (Anywhere operations) — новая модель IT, которая разработана для более гибкой поддержки пользователей. Это включает постоянный доступ сотрудников к данным из любой точки и с любого устройства, а также управление услугами компании на распределенной инфраструктуре;
• интеллект принятия решений (Decision Intelligence). Новый способ, позволяющий организациям извлекать выгоду из быстро меняющихся данных и сред, автономных систем, которые могут обучаться и адаптироваться к динамичной среде;
• облачная модель NaaS («сеть как сервис»). Она дает возможность приобретать и планировать сетевые функции без владения, создания и поддержки собственной сетевой инфраструктуры. Сетевые и вычислительные ресурсы в NaaS;
• «нативное облако» (Native Cloud) относится к концепции создания и запуска приложений для использования преимуществ распределенных вычислений, предлагаемых моделью доставки в облаке.
16. Влияние изменений информационной среды на общество (в рамках Международной конференции «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия» под эгидой и в сотрудничестве с ЮНЕСКО):
• рекомендации ЮНЕСКО об этических аспектах искусственного интеллекта;
• риски и трудности, связанные с искусственным интеллектом, с точки зрения усугубления существующего неравенства, а также последствий для прав человека;
• кардинальные изменения информационной среды в информационном обществе;
• новые виды и формы социальной коммуникации;
• социокультурные трансформации: влияние Интернета и других информационных и коммуникационных технологий (атомизация общества, сокращение плюрализма, тотальный контроль, утрата приватности и т.д.);
• четвертая технологическая революция, искусственный интеллект, нейронные сети, большие данные;
• распознавание и противодействие манипуляциям и фейковым новостям, языку ненависти, троллингу и т.п.;
• поиск баланса между свободой выражения мнений в цифровой среде и информационной безопасностью;
• медийно-информационная грамотность и формирование цифровых навыков у населения;
• продвижение чтения на бумаге и с экрана как основной способ сохранения языка и письменной культуры.
Ожидаемые результаты Форума
В результате проведения Форума ожидается достижение следующих эффектов:
• Подведены итоги решений и инициатив, озвученных и зафиксированных в совместных документах по результатам встреч глав-государств, правительственных делегаций и экспертов стран БРИКС/ШОС;
• Определены новые предложения в повестке цифровизации, изучен опыт и мнения сторон по развитию отношений, в том числе по вопросу создания альянса развития технологий ИИ;
• Состоится предварительный обмен предложениями накануне предстоящих саммитов БРИКС и ШОС в 2022 году;
• Участники ознакомятся с техническими, административными, управленческими решениями по ключевым направлениям Форума;
• Сформировано представление о ключевых трендах, проблемах, прогнозах развития цифровой образовательной среды в России и странах БРИКС/ ШОС;
• Рассмотрен вопрос развития технологий искусственного интеллекта и роли экономических альянсов в их совершенствовании;
• Дана оценка текущему этапу реализации национального проекта «Цифровая экономика» в России, сформулированы достижения и недостатки;
• Сформулированы предложения по целому комплексу взаимосвязанных компонентов, системе управления изменениями, развитию внутреннего и международного рынка, росту показателей в отдельных отраслях (здравоохранение, образование, промышленность);
• Представлены и презентованы лучшие практики региональной цифровой трансформации.