Югорское коммюнике
КОММЮНИКЕ
Четвертой международной конференции «Информация и коммуникация
в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия»
Ханты-Мансийск, Российская Федерация
8–10 июня 2022 г.
Преамбула
1. Четвертая международная конференция «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия» состоялась в г. Ханты-Мансийске в рамках XIII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС и Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Организаторы конференции – Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его рабочий орган Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. В конференции приняли участие представители учреждений и органов управления в сфере науки, образования, культуры, информации и коммуникации, специалисты в области философии, культурной антропологии, социологии, политологии, психологии, социолингвистики, управления, международных отношений, информационных технологий, информационной безопасности, педагогики, а также политики, дипломаты, журналисты из 46 стран – всего около 150 человек.
2. На конференции получили развитие дискуссии, состоявшиеся в ходе трех предыдущих одноименных международных конференций и отраженные в их итоговых документах - Югорской декларации (2018), Югорской резолюции (2019) и Югорском меморандуме (2021). В фокусе внимания IV конференции находились социокультурные, этические и философские аспекты влияния цифровых технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта, на человека и общество. Участники конференции исходили из понимания того, что данные технологии определяют формирование новой социокультурной среды, отличительными чертами которой являются постоянно повышающаяся сложность самих технологий, устройств и платформ и всё большее их распространение, ведущие, в частности, к увеличению объемов передаваемой информации, недостоверной информации и просто информационного шума, расширению доступности сервисов и возможностей для установления связей между людьми, группами и сообществами, включению человека в киберфизические системы, дальнейшему размыванию границ между реальным (физическим) и виртуальным мирами.
3. Значимым фактором, влияющим на обсуждения в рамках конференции и позицию ее участников, стали драматические события на территории Украины, обострение кризиса существующего миропорядка и усиление глобальных вызовов. Участники пришли к единому мнению о том, что конференция будет продолжать служить площадкой для открытого, честного и взаимоуважительного диалога даже в период резкого нарастания противоречий.
Участники конференции согласились с тем, что основные социокультурные аспекты процессов цифровой трансформации, описанные в Югорском меморандуме «Информация и коммуникация в цифровую эпоху» (2021), сохраняют свою актуальность:
4. Стремительное развитие технологий сопровождается переходом к новому миропорядку, в котором будут преобладать принципы и нормы экономического развития и социальных отношений, в корне отличающиеся от сложившихся в последние десятилетия и традиционных. Трансформации происходят как на уровне ключевых институтов, таких как власть и бизнес, так и в конкретных сферах жизни, включая медицину, образование, науку. Без должного критического осмысления подобные изменения могут иметь непредвиденные последствия, затрагивающие и меняющие важные составляющие самого существования человека. В то же время, находясь внутри процесса этих изменений, трудно не только всесторонне их характеризовать, анализировать и давать им оценку, но даже просто фиксировать.
5. Киберпространство и целые сектора «физического мира» захватываются цифровыми монополиями. Это приводит к изменениям в функционировании правительств и систем социальной ответственности, в экономической деятельности государственных и частных структур.
6. Негласный массовый сбор и хранение данных, их коммерциализация и манипулирование ими превращаются для коммерческих организаций и государственных структур в источник сверхдоходов и ресурс для контроля и управления установками и поведением отдельных людей и целых сообществ. Противоречие такой ситуации правам и свободам граждан, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в конституциях большинства стран, не получает должного внимания.
7. Появление жестко алгоритмизированных систем управления, в том числе цифровых правительств, расширение и усиление процессов всеобщей слежки и скрытого контроля, принятие обществом и постепенное негласное их узаконивание в качестве моральной и даже правовой нормы под благовидными предлогами обеспечения безопасности, попытки внедрения моделей социального манипулирования усиливают непрозрачность процессов принятия социально значимых решений, распространение нерепрезентативных и внеправовых форм управления и размывание нормативных основ общества и его структур, что, в свою очередь, способствует снижению до опасных пределов доверия к правительствам и нарастанию протестного потенциала в обществах.
8. Алгоритмы цифровых платформ и социальных сетей усиливают замыкание людей в информационных пузырях и эхо-камерах, усугубляя атомизацию обществ и стимулируя процессы изоляции, социального отчуждения и радикализации людей, социальных групп и даже целых государств. На фоне массового снижения уровня критичности мышления мир охватывают волны информационных «эпидемий» национального и глобального масштаба в сочетании с учащающимися проявлениями государственно-частной социальной инженерии на основе технологий тотального надзора и контроля.
Участники конференции выражают обеспокоенность по поводу следующих тенденций:
9. «Интернет вещей» и «Интернет данных» постепенно дополнились «Интернетом поведения», воплощению которого в реальность значительно содействует массовое внедрение технологий распознавания лиц, анализа местоположения и обработки больших данных, а также все более ощутимые шаги в направлении развития имплантируемых носимых устройств и нейрокомпьютерных интерфейсов. Развитие подобных технологий расширяет область, в которой решения, связанные с жизнедеятельностью индивида, принимаются без его участия, и люди могут в значительной степени потерять контроль над собственной жизнью.
10. Реализация идеи глобального цифрового мира в виде Метавселенной, в которой есть возможность не только воспроизведения объектов, акторов, явлений и взаимодействий реального мира, но и их формального и содержательного расширения, рождает новый социальный феномен, требующий всестороннего осмысления с точки зрения возможностей усиления и умножения социальных проблем и негативных практик, необходимости обеспечения кибербезопасности, конфиденциальности и приватности, психологического и физического здоровья, этики и трансграничного правового регулирования.
11. Использование технологий искусственного интеллекта в системах тотального наблюдения укрепляет автократические тенденции в деятельности правительств. Власти, в свою очередь, формируют повышенный спрос на технологии и стимулируют всё более стремительное развитие технологических инноваций. При этом общественный контроль за этими процессами и их сопровождение соответствующими социальными и гуманитарными научными исследованиями ослаблены или вовсе отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, Конференция призывает все заинтересованные стороны прикладывать усилия для реализации положений Югорской декларации (2018), Югорской резолюции (2019) и Югорского меморандума (2021), принятых под общим названием «Информация и коммуникация в цифровую эпоху», уделяя особое внимание следующим направлениям:
12. Развитие междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований и обсуждений, направленных на выявление, изучение, осмысление и минимизацию негативных последствий цифровой революции для жизни людей и сообществ с особым вниманием к социокультурным последствиям внедрения систем автоматизированного принятия решений, границ их контроля и баланса интересов власти, бизнеса, общества и отдельного человека.
13. Поддержка и развитие программ, направленных на повышение качества среднего и высшего образования, укрепление способности комплексного восприятия реальности и рационального критического мышления у представителей всех социальных слоев и групп.
14. Поощрение и содействие международному сотрудничеству в целях формирования инклюзивных многоуровневых систем управления, признающих плюрализм ценностей и движущихся в направлении развития цифровых технологий как общечеловеческого проекта, обеспечивающего справедливый баланс целей, задач и интересов граждан, государства и частного сектора, включая интересы сторонников движений «цифрового сопротивления», а также направленного на продвижение подлинного и эффективного человекоориентированного подхода в государственной политике.