Резолюция XIV Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

Проект

XI Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС, проходивший в Ханты-Мансийске 6-7 июня 2023 года, завершил свою работу. 

На протяжении многих лет Югра является ведущим регионом Российской Федерации, последовательно реализующим политику объединения экспертов для обсуждения текущих задач, достижений и планов альянсов БРИКС и ШОС. Со временем форум вышел за рамки исключительно вопросов, находящихся в круге задач альянсов, и стал площадкой, привлекающей участников из разных стран, в том числе евразийского пространства и Африканского континента.

Минувший год обострил целый ряд вопросов, и сегодня их актуальность подтверждается объективными выводами и событиями. Обстановка международной конфронтации и нагнетание антироссийской истерии в США, странах Европы и Японии внесли активное деструктивное воздействие на ситуацию во взаимоотношения компаний и организаций в сфере цифровых технологий.  

Сложившая в последнее время экономическая и политическая международная ситуация не оставила выбора в других приоритетах, кроме как технологический суверенитет и информационная безопасность. Обеспечить технологическую независимость  государств, сделать так, чтобы граждане могли жить в безопасной информационной среде – реализация этих задач возможна лишь при объединении усилий органов государственной власти и всех других заинтересованных участников, включая разработчиков информационных технологий и средств защиты информации, научно-исследовательских и образовательных организаций. Только консолидированные действия – государства, научного сообщества и бизнеса – в киберпространстве способны эффективно противостоять новым цифровым угрозам.

Искусственный интеллект, играющий ключевую роль в государственном управлении, быстро становится реальностью. В горизонте текущего десятилетия планируется обеспечить массовое внедрение искусственного интеллекта, которое должно охватить все отрасли экономики, социальной сферы и систему государственного управления. Учитывая успех систем, основанных на этой технологии, правительства многих стран изучают потенциальные преимущества интеграции искусственного интеллекта в свои процессы управления.  Выполнение этих планов требует, в том числе, и решения вопроса подготовки кадров в сфере высоких технологий. Необходимо межведомственно консолидировать усилия в части подготовки квалифицированных специалистов, четко понимающих задачи, стоящие перед государством, способных реализовать имеющийся в стране научно-технический потенциал.

Все эти вопросы являются одинаково востребованными во многих  странах, включая участников альянсов БРИКС и ШОС, и способствуют поиску и совершенствованию путей укрепления международного сотрудничества в борьбе с современными вызовами и угрозами. По этой причине ключевыми темами для многочисленных обсуждений, поиска точек роста и сотрудничества на прошедшем форуме стали четыре тематических блока: технологический суверенитет, кибербезопасность, искусственный интеллект и развитие кадрового потенциала. 

Программа форума была насыщена различными мероприятиями, которые способствовали развитию международного диалога для разработки единых подходов и стандартов, обсуждению успешных решений, совместных мер доверия и сотрудничества.

По итогам проведения мероприятий и обсуждения широкого круга вопросов, участники форума – представители дипломатического корпуса,  федеральных и региональных органов государственной власти, IT-компаний, общественных и научных организаций, экспертного сообщества зарубежных государств:

отмечают, что Международный IT-Форум в Ханты-Мансийске зарекомендовал себя в качестве востребованной площадки для профессионального обсуждения вопросов в области развития и применения цифровых технологий. Залог успеха – авторитетный состав участников форума из Российской Федерации и зарубежных государств;

акцентируют внимание на том, что возрастающее влияние цифровых технологий на формирование всего современного общества, на политическую, экономическую, социальную и оборонную составляющие безопасности каждой из стран, способствует поиску и совершенствованию путей укрепления международного сотрудничества в борьбе с современными вызовами и угрозами;

подчеркивают, что несмотря на неблагоприятные внешние условия, цифровая трансформация наиболее значимых отраслей экономики и социальной сферы показывает устойчивый рост;

признают, что в настоящей обстановке особенно важно наметить конкретные совместные проекты, которые, с одной стороны, внесут вклад в развитие нетерпимости к проявлениям опасного поведения в информационном пространстве, а, с другой стороны, создадут основу для сотрудничества, для дальнейшего движения по пути: «Безопасное информационное общество – Безопасная информационная страна – Безопасный мир»;

понимают необходимость развивать взаимовыгодное сотрудничество при реализации политики импортозамещения в целях обеспечения информационной безопасности  и выстраивания цифрового суверенитета;

высказывают заинтересованность в реализации совместных международных образовательных проектов, в том числе, путем внедрения и тиражирования цифровых платформ и продуктов;

отмечают важность проведения комплексной работы, направленной на повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей; 

поддерживают дальнейшее укрепление традиционно дружеских отношений Российской Федерации со странами Африки в сфере цифровизации, безопасности информационного пространства, развитии цифровой инфраструктуры, подготовки высококвалифицированных кадров и др.;

придают важное значение арктическому сотрудничеству югорских вузов (ЮГУ, СурГУ, СурГПУ, НВГУ и Ханты-Мансийская медицинская академия) и вузов Китая (Океанский университет Китая, Шанхайский институт международных исследований, Гуандунский университет иностранных языков и внешней торговли)  в области науки, культуры и образования;

понимают о необходимости развивать взаимодействие  по вопросу создания международных программ подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких отраслей;

признают вклад Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реализацию Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;

подчеркивают, что стремительное развитие технологий сопровождается обострением уже существующих политических, экономических и социальных проблем и появлением новых. Все более совершенные версии искусственного интеллекта, в основе которых лежит экспоненциальный рост алгоритмов машинного обучения и которые меняют современный мир, создают новые бизнес-модели, новые методы и форматы работы, новые отношения и новые формы социального самовыражения. В этих условиях крайне важно предпринимать все возможные усилия, чтобы бороться с массовым снижением уровня критического мышления, которое делает возможным распространение заведомо ложной информации, изменение ценностных установок и повышение уровня конфликтности между отдельными гражданами и целыми государствами:

акцентируют внимание на том, что особое внимание следует уделять устранению социокультурных и политических последствий перепроизводства информации, обеспечению баланса между свободой самовыражения в цифровой среде и информационной и психологической безопасностью;

отмечают важность разработки Цифрового кодекса, систематизирующего правовое регулирование отношений в цифровом пространстве, и обеспечивающего правовую защиту прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве Российской Федерации;

подчеркивают, что для развития технологий искусственного интеллекта необходимо создание регуляторной среды, комфортной для безопасного развития и внедрения технологии, основанной на балансе интересов человека, общества, государства, компаний - разработчиков систем искусственного интеллекта, а также потребителей их товаров;

признают, что одним из принципов развития технологий искусственного интеллекта является человеко-ориентированный подход, предусматривающий защиту гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод человека и повышение благосостояния и качества жизни граждан;

отмечают успешный опыт по экспорту медицинских услуг  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в том числе, при помощи цифровизации.  Доступная высококачественная медицинская помощь, отвечающая международным стандартам, квалифицированные медицинские специалисты с международной практикой, конкурентоспособная стоимость медицинских услуг всех профилей, возможность совместить туристическую или бизнес-поездку с прохождением комплексной диагностики (CHECK-UP) стали признанными преимуществами югорского здравоохранения и привлекают иностранцев; 

поддерживают передовые практики в развитии технологий «умного города», цифровизации ЖКХ, транспортной инфраструктуры на основе инновационных инженерных и цифровых решений с целью их масштабирования на территории всей страны в интересах человека;

рекомендуют к тиражированию в других регионах Российской Федерации и дружественных странах успешный опыт цифровой трансформации отрасли «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. По показателю «цифровой зрелости»  в рейтинге Минцифры России отрасль имеет 10 из 10 возможных баллов. Максимальная оценка получена за счет внедрения эксклюзивной цифровой платформы «Образование Югры» (разработана Фондом поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие» совместно с Департаментом информационных технологий и цифрового развития и Департаментом образования и науки автономного округа). В ней объединены все процессы обучения в единое информационное пространство. Платформу используют все школы и детские сады региона;

соглашаются с необходимостью популяризации подхода интероперабельности  информационных систем, которая является одной из главных основ формирования информационного общества и цифровой экономики;

признают важность совершенствования правовых механизмов, регулирующих сбор персональных данных граждан, усиление ответственности за несанкционированный сбор и противоправное использование персональных данных, несанкционированное распространение, кражу, организацию утечек, несанкционированную продажу и покупку таких данных;

поддерживают в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин до 2030 года проведение конкурса лучших предпринимательских цифровых практик в странах БРИКС и ШОС с целью демонстрации инновационных проектов и успешных предпринимательских инициатив в области цифровых технологий;

считают важным продвижение отечественных технологий на рынках дружественных стран, в том числе, за счет создания специальной электронной площадки с реестром российских цифровых продуктов, востребованных за рубежом;

отмечают важность применения космических технологий для решения природоохранных задач, а также использование технологий искусственного интеллекта на основе пространственных данных для прогнозирования и оценки рисков возникновения нарушений природоохранного законодательства;

отмечают необходимость предоставления публичного доступа к экологической информации через наборы открытых данных для повышения прозрачности госуправления, преодоления замалчивания экологических проблем;

поддерживают создание единой инфраструктуры беспилотных авиационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с применением российских технологий и возможностью дальнейшего масштабирования данного решения на другие субъекты Российской Федерации;

признают активное внедрение инновационных проектов в сфере физической культуры и спорта, включая применение цифровых платформенных сервисов, обеспечивающих эффективное взаимодействие спортивного сообщества, граждан, компаний и т.д.

Организационный комитет форума выражает уверенность, что его участники приложат все усилия к практической реализации выдвинутых идей, инициатив и предложений.