Концепция XIV Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

Концепция (.docx, 72 КБ)

Концепция четырнадцатого Международного IT-Форума

с участием стран БРИКС и ШОС

Общие положения

На протяжении многих лет Югра является ведущим регионом Российской Федерации, последовательно реализующим политику объединения экспертов для обсуждения текущих задач, достижений и планов альянсов БРИКС и ШОС. Оценивая результаты проведения форумов, можно проследить динамику развития цифровой повестки и специфику взаимоотношений профессионального
IT-сообщества, а также каким образом эволюционирует как общая повестка взаимодействия стран-участниц, так и курс национальных реформ каждого отдельного государства. Со временем форум вышел за рамки исключительно вопросов, находящихся в круге задач БРИКС и ШОС, и стал площадкой, привлекающей участников из разных стран, в том числе евразийского пространства и Африканского континента.

Минувший год обострил целый ряд вопросов, которые уже неоднократно входили в список обсуждений, и сегодня их актуальность подтверждается объективными выводами и событиями. Это конечно же информационная безопасность, кибернезависимость, технологическое равноправие, свобода рыночных отношений, многополярность позиций и экономических моделей, выведение во главу угла принципа взаимодействия и диалога, а не односторонних правил и порядка.

Открытия и разработки последнего времени позволяют с уверенностью сказать, что ближайшие 10 лет пройдут под флагом искусственного интеллекта (ИИ). В начале 2023 года были опубликованы поручения Президента Российской Федерации по развитию в стране технологий искусственного интеллекта. Список стал самым масштабным по этой теме со времен, когда в стране заговорили о цифровой трансформации.

Второй, безусловно значимой темой, является обеспечение кибербезопасности, причем не только в части мер защиты систем, платформ и данных на территории России, но и в части развития собственного производства и разработки средств защиты экономики и финансовой системы в целом.

Можно с уверенностью сказать, что искусственный интеллект и кибербезопасность одинаково востребованные направления во всех странах, включая участников альянсов БРИКС и ШОС. По этой причине ключевыми темами для обсуждения, поиска точек роста и сотрудничества, четырнадцатого IT-Форума в Югре следует признать эти два направления.

По мере развития цифровой экономики на мировой арене появляются новые экономические и политические силы, которым приходится конкурировать с США и ЕС. Эти экономические системы уравновешиваются странами БРИКС и ШОС, Евразийского экономического союза. Число членов БРИКС в 2023 году может увеличиться, такие организации как БРИКС и ШОС, становятся альтернативой на фоне политической слабости Европейского союза.

Отдельного внимания заслуживает растущий спрос на технологии в Африке. Он может стать катализатором диверсификации отечественного экспорта и роста производства товаров высокой степени переработки, что напрямую может относиться к продуктам из сферы высоких технологий и программного обеспечения.

Еще одним глобальным признаком внедрения инноваций является приверженность принципу клиентоцентричности. В России инициатива «Клиентоцентричность» вошла в перечень 42 инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года, утверждённого Правительством России в октябре 2021 года.

Электронная коммерция – современный тренд, являющийся лидирующим в странах евразийского пространства. Наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются страны БРИКС при развитии электронной коммерции, включают отсутствие точных данных, логистической инфраструктуры, доверия потребителей, нормативных требований, упрощенного трансграничного таможенного оформления. В дополнение к этим общим вопросам у каждой страны БРИКС есть свои собственные уникальные проблемы и вызовы.

В Российской Федерации реализуемые технологические инициативы можно условно было разделить на две части. Первая – это реализация всех федеральных проектов и программ цифровой трансформации и цифровой экономики, вторая – это технологический суверенитет и информационная безопасность (ИБ).

По данным Роскомнадзора, в 2022 году количество значимых атак на российскую информационную инфраструктуру выросло в 4,5 раза. На 80% увеличилось количество кибератак на автоматизированные системы управления.

В Государственную Думу внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, которые позволят применять конфискацию имущества, полученного в результате совершения киберпреступлений. Принят Указ Президента России «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», который предусматривает создание специальных
ИБ-подразделений в органах власти, госкомпаниях, государственных фондах и иных организациях, а также персональную ответственность руководителей за состояние ИБ.

Несмотря на беспрецедентное экономическое и политическое давление, согласно опубликованным в конце 2022 года результатам международного рейтинга Всемирного банка «GovTech Maturity Index» (GTMI), в который вошли 198 стран мира с различным уровнем развития информационных технологий в государственном секторе, Россия заняла десятое место, улучшив показатели по сравнению с рейтингом 2020 года.

В области развития технологий искусственного интеллекта задачи формулировались лично Президентом России. Он обозначил цели на ближайшее десятилетие: массово внедрить ИИ во все отрасли экономики, социальной сферы и в систему госуправления. Президент предложил учредить премию молодым ученым за научные и конструкторские прорывы в области искусственного интеллекта. Также должен появиться рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов по ИИ.

2022 год в России стал годом переориентации на новые рынки и направления, в том числе, и в цифровой отрасли. Уровень достижения цифровой зрелости составил 65,8% (при плане 56,2%), доля массовых социально значимых онлайн услуг составила 99,97% (при плане 65%), доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к интернету – 86,1% (при плане 80%), уровень увеличения вложений в отечественные IT-решения – 157,4% (при плане 156%). Количество зарегистрированных пользователей портала «Госуслуги» увеличилось за три года больше чем на 40% и превысило в 2022 году 100 млн. человек. 80% зарубежного ПО уже имеет отечественные аналоги.

В 2023 году стартует переход министерств и ведомств на платформу «ГосТех», который в правительстве называют главным вызовом и целью в текущем году. Перевод информационных систем на платформу «ГосТех» включен в методику оценки руководителей цифровой трансформации в 2023 году.

Концепцию технологического развития Российской Федерации до 2030 года планируется утвердить в марте текущего года. Концепция определит понятие, цели, задачи и принципы достижения технологического суверенитета страны, а также целевые показатели технологического развития.

Глава государства также считает необходимым создать новую систему международных платежей, независимую от банков и вмешательства третьих стран. Ранее Евросоюз уже отключал от системы SWIFT ряд российских банков.

Появление сегодня многих инноваций, развитие технологий и отраслевых платформ нельзя представить без насыщения их геопространственными данными, анализа информации со спутников. В этой связи в России уделяется особое внимание традиционно сильной сфере – развитию космоса. «Роскосмос» настроен идти навстречу компаниям, которые будут заниматься созданием спутников, готов агрегировать предложения частных компаний по созданию орбитальных группировок космических аппаратов и сформировать предложения по содействию частным компаниям в части дистанционного зондирования Земли.

Еще одно серьезное направление межправительственного сотрудничества – это финансовые технологии. Одним из направлений финтеха является использование криптовалют. Страны БРИКС (КНР, ЮАР) имеют опыт работы с криптовалютами, поэтому несмотря на то, что в России к этой категории валют все еще относятся скептически, представляется целесообразным активизировать сотрудничество в рамках БРИКС по использованию криптовалют. Участие России в подобных проектах позволит ей идти в ногу с мировыми тенденциями в развитии этого направления.

В минувшем году российская IT-сфера показала самый быстрый рост новых регистраций компаний в сегменте малых и средних предприятий (МСП). С февраля сектор вырос на 81%.

Традиционно в конце года Минцифры России составляется рейтинг цифровой зрелости регионов, предполагающий оценку региональных руководителей цифровой трансформации по множеству параметров. В данном рейтинге Югра ежегодно входит в тройку лидеров среди всех регионов страны.

Доступность населения округа к сети Интернет за последние 3 года увеличилась с 97% до 99,99%, высокоскоростную возможность доступа более 100 Мбит/с имеют 96,3 % населения. Для коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни на стойбищах, реализуется уникальный для России проект «IT-стойбище». 86 массовых социально значимых услуг оказываются в электронном виде, а 16 – в автоматическом режиме, «без чиновника». Внедрена эксклюзивная информационная система ГИС «Образование Югры», в которой объединены все процессы обучения в единое информационное пространство. Система не раз получала признание как самая эффективная, наиболее современная по итогам всероссийского конкурса «ПРОФ.IT». Электронный документооборот внедрен во всех органах власти, местного самоуправления и их подведомственных учреждениях. Оцифрованы процессы управления социальной сферой, спорта, туризма, градостроительства, агропромышленного комплекса и управления отходами. С начала 2023 года в округе круглосуточно функционирует региональный центр кибербезопасности. По итогам прошлогоднего форума Югра и Кыргызстан активно развивают сотрудничество по таким направлениям как цифровая трансформация госуправления, здравоохранения, архивного дела и информационная безопасность.

Форум в Югре проходит в период, когда на наших глазах происходит пересмотр роли технологий в политической системе ведущих и развивающихся стран, их взаимодействии друг с другом и в этом смысле в очередной раз готов стать площадкой для обмена мнениями и формулирования задач на будущее.

Цели Форума

  • Создание и поддержка региональной дипломатии стран-участниц евразийского пространства, БРИКС и ШОС.

  • Формирование тесных межрегиональных связей с партнерами из дружественных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

  • Оказание поддержки проектам, способствующим упрочению технологического суверенитета.

  • Создание точечного взаимодействия с политиками стран, представителями некоммерческих правительственных организаций, научных и деловых кругов.

  • Обмен компетенциями.

  • Выявление потребностей, актуальных проблем и перспектив совместного решения и координирующего воздействия. Определение конечных и промежуточных результатов, реализованных или находящихся в стадии реализации инициатив и проектов.

  • Отчеты об эффективности реализации ранее подписанных и утвержденных совместных программ, деклараций, соглашений, договоров.

  • Прагматический подход в разработке предложений.

  • Формирование практики коммерциализации новых технологий.

  • Сохранение Ханты-Мансийского автономного округа как площадки для межгосударственного, регионального, муниципального общения, экспертного диалога для бизнеса и общественных организаций России и дружественных стран. Поддержка имиджа округа как лидера в области цифровых технологий и точки притяжения специалистов для диалога на актуальные темы современности.

Задачи Форума

  • Разработана программа форума, состав мероприятий, максимально учитывающих планы и задачи союзов БРИКС и ШОС, мировых тенденций, общероссийских приоритетов и программ цифровой трансформации.

  • Проведена ежегодная международная конференция по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств «Инфофорум Югра».

  • Организована Международная конференция под эгидой ЮНЕСКО.

  • Проведены дискуссии, тематические клубы, семинары, мастер-классы с максимальным вовлечением аудитории и обсуждением практики.

  • Организовано выставочное пространство для ознакомления с готовыми решениями и прототипами.

  • Обеспечено расположение площадок проведения круглых столов,
    мастер-классов, дискуссий в одной зоне с выставочным пространством для удобства ориентации участников и возможности ознакомиться как с выставочными стендами, так и поучаствовать в тематических мероприятиях форума.

  • Рассмотрены предложения субъектов Российской Федерации по выполнению задач и достижению целевых показателей национальных проектов, а также по объемам их финансирования.

  • Сделан акцент на прагматичности, экономической выгоде и рыночных показателях использования технологий.

  • Проведена ревизия мероприятий и мер государственного и муниципального управления с позиции основных принципов современности, в частности клиентоцентричности и платформенности цифровых экосистем.

  • Созданы условия для подписания соглашений о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий между российскими и иностранными компаниями (организациями).

  • Организована деловая часть Форума с возможностью рассмотрения практических кейсов и обсуждения конкретных предложений, проблем и рисков.

  • Привлечены к участию иностранные и российские эксперты и практики, вовлечение в работу государственного и общественного сектора Югры.

  • Привлечены к участию в деловой программе и выставочной зоне предприятия малого и среднего бизнеса.

  • Организован доступ к лучшим практикам государственного и муниципального управления Югры.

  • Создана атмосфера инновационности, партнерства, открытости.

  • Опубликованы итоговая декларации форума с основными выводами, предложениями и рекомендациями.

Приоритетные тематические направления Форума

1. Практически значимый искусственный интеллект:

  • реализация мероприятий «дорожной карты» «Искусственный
    интеллект» – получение практически значимых результатов мирового и опережающего уровня в области развития технологий ИИ;

  • реализация соглашения о намерениях между Правительством РФ и бизнесом в целях развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект»;

  • формирование реестра рекомендованных ИИ-решений и организация консультирования компаний, которые впервые внедряют искусственный интеллект;

  • действия властей по снятию административных барьеров в сфере применения ИИ;

  • функционирование «цифровых надсмотрщиков» (технический фильтр) за действиями программного обеспечения;

  • совместные программы сотрудничества государств-членов БРИКС и ШОС по развитию искусственного интеллекта;

  • прикладная наблюдаемость – использование искусственного интеллекта для анализа и выработки рекомендаций;

  • поддержка управления искусственным интеллектом, обеспечение его надежности, справедливости, эффективности и защиты данных;

  • внедрение хозяйствующими субъектами унифицированной системы оценки отечественных решений, в которых используются ИИ;

  • методы объяснения результатов ИИ, быстрого развертывания новых моделей, активного управления безопасностью ИИ, контроля конфиденциальности и этики;

  • адаптивный ИИ – изменение поведения моделей после развертывания с помощью обратной связи в реальном времени, постоянное переучивание модели и обучение для адаптации к меняющимся условиям реального мира;

  • инструменты и практики для непрерывного совершенствования моделей машинного обучения;

  • создание стимулов для привлечения частных инвестиций в развитие корпоративной науки, научных исследований и разработок в области ИИ;

  • интеллектуальный анализ данных (Data mining);

  • выработка юридического решения о правосубъектности ИИ;

  • проведение мониторинга результатов применения технологий ИИ в целях оценки уровня внедрения этих технологий в отраслях экономики и социальной сферы, а также результативности деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению внедрения таких технологий («индекс интеллектуальной зрелости»);

  • доступ разработчиков к наборам данных;

  • разработка и производство высокопроизводительных отечественных серверов для обучения нейросетей;

  • установление обязательных требований по повышению использования хозяйствующими субъектами ИИ-технологии при предоставлении таким хозяйствующим субъектам субсидий из федерального бюджета;

  • соблюдение гарантий прав граждан: на безопасные и эффективные
    ИИ-системы; на защиту от алгоритмической дискриминации, на альтернативу
    ИИ-системе – контакт с человеком в случаях, когда это оправдано;

  • внедрение специализированных автоматизированных процедур выявления потребностей отраслей экономики в цифровых платформах и технологиях, которые могут быть реализованы только с применением продвинутых методов анализа больших данных и технологий искусственного интеллекта на основе правового обеспечения этих процессов.

2. Актуальные вопросы для совместных усилий в пространстве БРИКС и ШОС:

  • проект создания наднациональной резервной валюты БРИКС;

  • разработка способов регулирования международного межмуниципального сотрудничества;

  • фокус на преодолении и сокращении цифрового разрыва в цифровой инфраструктуре, технологиях и услугах;

  • технологиии майнинга;

  • типовая стратегия стран БРИКС и ШОС внедрения цифровых технологий в экономику;

  • воспрепятствование растущему цифровому авторитаризму, на фоне которого некоторые государства предпринимают меры по подавлению свободы;

  • развитие практики обмена бизнес-миссиями;

  • создание базы инновационных экологических технологий БРИКС и ШОС;

  • создание альянса специальных экономических зон БРИКС и ШОС;

  • мониторинг уровня цифровой грамотности, охват сельских районов;

  • цифровое сельское хозяйство, большие данные по сельскому хозяйству и цифровые платформы для поддержки производителей и потребителей;

  • формирование нормативно-правовых рамок для сотрудничества стран БРИКС и ШОС по вопросам обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ;

  • расширение сотрудничества в области цепочек поставок, в том числе в сфере производства технологий и инноваций;

  • создание единой (интегрированной) цифровой платформы БРИКС по инвестиционным проектам в области инфраструктуры;

  • развитие кадрового потенциала в рамках Центра промышленных компетенций стран БРИКС;

  • сотрудничество стран БРИКС и ШОС в сфере профессиональных услуг;

  • создание платформы обмена информацией в сфере охраны окружающей среды в рамках ШОС и формирование Реестра экологических проблем ШОС;

  • создание информационного ресурса, освещающего факты немотивированного прекращения деятельности международных IT-компаний на территории Российской Федерации, что даст возможность своевременно информировать представителей других стран о рисках в сфере ИБ;

  • поддержка полицентричной сети БРИКС и ШОС в области передачи технологий, инновационной сети iBRICS, проектов совместных исследований, включая флагманские проекты, форума молодых ученых стран БРИКС и конкурса «Молодые инноваторы»;

  • поддержка сотрудничества по интеллектуальной собственности, активизация обмена практикой и взаимного обучения по вопросам системы защиты прав интеллектуальной собственности;

  • передача технологий развивающимся странам наряду с предоставлением дополнительных ресурсов для развития в соответствии с национальными целями этих стран;

  • создание совместного комитета БРИКС по космическому сотрудничеству в соответствии с соглашением о сотрудничестве в области спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли;

  • соглашение об использовании информационных технологий при обмене электронными документами в трансграничной торговле, разработка общих подходов к применяемым техническим решениям и стандартизация всех программных протоколов;

  • вопросы гармонизации подходов к использованию криптовалют в международных расчетах;

  • усиление контроля над поставщиками программного обеспечения для объектов критической инфраструктуры;

  • разработка проекта стран БРИКС и ШОС по совместной разработке специализированных средств криптографической защиты информации;

  • запуск совместных проектов по разработке и внедрению технологий блокчейн;

  • разработка набора согласованных рекомендаций правительствам стран-участниц, направленных на взаимную защиту прав потребителей в сегменте интернет-торговли и повышении качества товаров;

  • создания единой биржи криптовалют стран БРИКС, использования криптовалют в международных расчетах;

  • создание международной базы данных уязвимостей путем объединения данных из соответствующих национальных баз;

  • создание и расширение колледжей и университетов партнерской сети БРИКС и ШОС;

  • разработка совместных образовательных программ с университетами России и стран БРИКС;

  • изучение опыта Нового банка развития – катализатора экономического роста и развития БРИКС;

  • использование цифровых средств для продвижения и упрощения процедур торговли, таких как безбумажное таможенное оформление, использование электронных документов;

  • взаимное признание цифровых удостоверений;

  • поощрение сотрудничества в области ИКТ для улучшения управления логистикой, цепочками поставок;

  • поощрение инвестиций в цифровую инфраструктуру для преодоления цифрового разрыва в координации с целевыми группами по цифровым технологиям БРИКС;

  • обмен информацией для сотрудничества в области «цифровой индустриализации» в координации с Институтом будущего БРИКС;

  • содействие защите прав потребителей в электронной торговле путем продвижения Рамочной программы БРИКС по защите прав потребителей в электронной коммерции;

  • укрепление диалога по разрешению споров в электронной коммерции;

  • углубление сотрудничества между членами БРИКС и ШОС для поддержки расширения участия МСП в цифровой экономике путем создания благоприятной политической среды;

  • сотрудничество и обмен информацией о политике, законодательной и нормативной базе, связанной с цифровыми данными;

  • заключение соглашений о сотрудничестве как международных, так и между хозяйствующими субъектами в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности между правообладателями и интернет-платформами, предлагающими к продаже товары с использованием сети «Интернет»;

  • организация информационного взаимодействия между правообладателями, интернет-платформами, предлагающими к продаже товары с использованием сети «Интернет», и государственными органами государств-членов, уполномоченными в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • включение в повестку заседаний рабочих межгосударственных экспертных групп вопросов по выработке подходов по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в сети «Интернет».

3. Электронная коммерция и финтех:

  • разработка правил и требований к документации, регулирующей процедуру трансграничного электронного документооборота внутри стран БРИКС и ШОС;

  • равное признание иностранных и национальных электронных подписей;

  • надежная защита финансовых транзакций на трансграничном уровне от доступа посторонних лиц;

  • проблема разработки криптографических средств защиты информации, с которой сталкиваются все экономики стран БРИКС;

  • разработка проекта стран БРИКС по совместному созданию специализированных средств криптографической защиты информации;

  • создание на базе «Лаборатории Касперского» научно-инновационной платформы цифровой безопасности для изучения и обмена опытом;

  • соглашение об использовании информационных технологий при обмене электронными документами в трансграничной торговле, разработка общих подходов к применяемым техническим решениям и стандартизация всех программных протоколов;

  • внедрение технологии блокчейн в трансграничную торговлю, где продавец и покупатель получают возможность отслеживать перемещение товаров в режиме реального времени;

  • запуск совместных проект БРИКС и ШОС по разработке и внедрению технологии блокчейн;

  • повышение прозрачности, предсказуемости и привлекательности внешнеторговых операций;

  • обучение региональных компаний выходу на маркетплейсы и эффективной работе с онлайн-площадками;

  • распространение опыта эффективных инструментов по продажам и продвижению на маркетплейсах;

  • специфика работы ключевых российских и зарубежных маркетплейсов, анализ типичных ошибок и успешных кейсов;

  • внедрение SupTech- и RegTech-решений;

  • создание центра компетенций с целью поиска, анализа и тестирования существующего на российском рынке системного ПО, систем управления базами данных и инструментов аналитики;

  • разработка плана по импортозамещению ПО и оборудования в финансовой сфере;

  • постепенное снижение порога беспошлинной интернет-торговли;

  • как банкам конкурировать с IT-компаниями;

  • создание платформы цифрового рубля, разработка правил платформы цифрового рубля, определение ролей участников и пользователей платформы;

  • законодательное регулирование цифрового счёта (кошелька) и порядка его ведения;

  • меры по развитию платежной инфраструктуры;

  • создание Банком России киберполигона, на базе которого будет проводиться оценка защищенности и возможности финансовых организаций противостоять атакам;

  • законопроект о полномочиях Банка России для контроля перехода банков на российское ПО на значимых объектах критической информационной инфраструктуры;

  • проведение онлайн-презентаций заинтересованным участникам стриминговой торговли традиционными товарами стран БРИКС и ШОС;

  • проведение семинаров по вопросам развития электронной торговли.

4. Клиентоцентричное управление государством:

  • клиентоцентричность – практическое понятие термина, принимаемые меры для соответствия ему, декларация ценностей и стандарты;

  • первый год работы новых стратегий цифровой трансформации федеральных органов власти и регионов;

  • утверждение «дорожной карты» внедрения клиентоцентричности;

  • новые дорожные карты: современные и перспективные сети мобильной связи, новое индустриальное программное обеспечение, квантовые коммуникации, общесистемное программное обеспечение;

  • реализация мер, направленных на переход системы государственной власти на федеральном и региональном уровнях к модели управления на основе автоматического сбора и анализа данных с использованием информационных платформ;

  • инвентаризация государственных информсистем: оценка и оптимизация расходов на IT-инфраструктуру;

  • практика работы маркетплейса российского программного обеспечения;

  • использование централизованных платформ, показавших свою эффективность;

  • концепция внедрения и развития платформы «ГосТех», особенности функционирования, опыт применения;

  • эксперимент по переводу информсистем в «гособлако»;

  • практика применения законодательства о биометрических персональных данных;

  • цифровая зрелость регионов по пяти отраслям (общественный транспорт, общее образование; здравоохранение, государственное управление, городское хозяйство и строительство;

  • меры поддержки IT-отрасли (установление ставки налога, снижение ставок налогов и аренды, предоставление грантов, компенсация по ипотеке);

  • организация и обеспечение взаимодействия с ГосСОПКА и Национальным координационным центром компьютерных инцидентов;

  • перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид;

  • запуск «единой цифровой платформы подписания документов» («Госключ»);

  • внедрение электронных удостоверений личности и биометрическая идентификация.

5. Устойчивый технологический суверенитет: 

  • инвестиции в отечественную софтверную индустрию;

  • технологическая и инвестиционная стратегии, государственное регулирование полупроводниковой индустрии;

  • подходы властей к регулированию рынка вычислительной техники;

  • деятельность индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных решений и технологий в ключевых отраслях экономики;

  • развитие импортозамещения и параллельного импорта, сохранение предприятий, созданных при участии западных инвесторов;

  • принятие целевых параметров развития производства и внедрения промышленных роботов;

  • создание механизма гарантированного спроса на российское ПО;

  • результаты импортозамещения промышленного ПО;

  • разработка «дорожной карты» космической отрасли для создания перспективной линейки продукции и услуг, которые будут коммерчески привлекательны для частных космических компаний и конкурентоспособны на мировом рынке;

  • использование платформенных решений при реализации региональных проектов в области цифровой трансформации;

  • практика «дорожных карт» «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение»;

  • переход владельцев критической информационной инфраструктуры на программно-аппаратные комплексы с российскими компонентами до апреля 2023 года;

  • адресное финансирование компаний, ориентированных на развитие индустриального и общесистемного ПО;

  • унифицированные требования к решениям по общесистемным и прикладным классам ПО;

  • наращивание госкомпаниями доли закупок российских цифровых решений до 70% от итогового размера затрат на ПО к 2024 году;

  • итоги работы 35 индустриальных центров компетенций для замещения зарубежных «отраслевых цифровых продуктов»;

  • компетенции и научно-техническая база для интеграции собственного производства с наукой;

  • влияние на закупки госкомпаний импортозамещения и контрсанкций;

  • практика успешных проектов импортозамещения;

  • application security и другие наиболее востребованные решения и направления отражения компьютерных атак на веб-приложения и информационные системы компаний;

  • налоговый маневр: есть ли польза и развитие;

  • инициативы Минцифры РФ о введении балльной системы оценки продукции, претендующей на статус российской;

  • расширение Миницифрой РФ списка обязательных программ, которые должны быть размещены в российском магазине приложений;

  • создание малых и средних центров проектирования электронных, микроэлектронных и радиоэлектронных изделий в 2022-2023 годах (100% к 2030 году);

  • итоги работы маркетплейса отечественного ПО;

  • результаты централизованных закупок ПО;

  • продление льготного финансирования отечественных предприятий радиоэлектронной промышленности и расширение программы поддержки.

6. IT-технологии и малый средний бизнес, межмуниципальное сотрудничество: 

  • создание бизнес клубов при координационных советах организаций российских соотечественников в странах их проживания;

  • продвижение среди соотечественников за рубежом обучающих цифровых платформ;

  • создание условий для роста малых технологических компаний, локализация производства;

  • создание благоприятных условий для экспорта отечественной продукции, созданной с использованием технологий ИИ;

  • меры, направленные на обеспечение эффективного применения механизма налоговых льгот предпринимателям при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий;

  • использование интерактивных инструментов для развития бизнеса;

  • активизация взаимодействия представителей бизнеса с русскими домами за рубежом для выстраивания горизонтальных деловых связей между соотечественниками и российским бизнесом;

  • установление и укрепление прямых связей между хозяйствующими субъектами стран БРИКС и ШОС, разработка и реализация совместных проектов;

  • создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, научного сотрудничества для регионов и муниципалитетов для выстраивания взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами;

  • рассмотрение существующих способов регулирования международного и межмуниципального сотрудничества;

  • драйверы и точки сборки широкой евразийской интеграции;

  • что могут сделать институты гражданского общества для формирования атмосферы бизнес-доверия;

  • обмен передовым опытом использования цифровых инструментов, включая цифровые платформы для поддержки предпринимателей и технологий, для улучшения доступа малого и среднего бизнеса к капиталу и кредитам;

  • организация менторских программ для обучения и продвижения женщин в технологических отраслях для повышения их конкурентоспособности в цифровом мире;

  • нефинансовые меры поддержки, расширяющие участие МСП в экономических мероприятиях, которые могли бы помочь адаптироваться к цифровой экономике.

7. Уникальность территорий:

  • форсирование работы по принятию Федерального закона «О единой системе «Безопасный город», который определит его статус не только как программно-аппаратного комплекса, но и организационно-технической системы, объединяющей все службы и организации, вовлеченные в защиту городов и регионов от угроз;

  • создание единой (интегрированной) цифровой платформы БРИКС по инвестиционным проектам в области инфраструктуры;

  • создание единой инфраструктуры беспилотных авиационных систем в Югре с применением российских технологий и возможностью дальнейшего масштабирования данного решения на другие субъекты Российской Федерации;

  • формирование конфигурации сетевой инфраструктуры, необходимой для скоординированного развития множественных сетей, универсального покрытия городских и сельских территорий и «глубокого покрытия ключевых сценариев»;

  • развитие межмуниципального сотрудничества, включая формат породненных городов с партнерами из дружественных стран;

  • углубление приграничной кооперации, обеспечение транспортной связанности, выработка моделей совместного финансирования приграничной кооперации;

  • расширение перечня территорий, на которых проводятся эксперименты с применением беспилотных авиационных систем;

  • умные сети электроснабжения (Smart grid) и альтернативная энергетика;

  • устойчивая система инжиниринговых услуг для надежной муниципальной инфраструктуры;

  • опыт представителей реального инженерного бизнеса, а также обмен мнениями в области создания инженерных систем при развитии муниципалитетов, систем присвоения и подтверждения квалификации «профессиональный инженер» в России и за рубежом;

  • взаимодействие с инженерными палатами разных стран мира в целях реализации инициатив по интеграции отечественных инженеров в мировую систему разделения труда;

  • развитие предпринимательства в области инженерной деятельности, устранение препятствий и ограничений для творчества и частной инициативы в данной сфере;

  • обеспечение сбалансированного и стабильного развития промышленности, производства конкурентоспособной продукции в целях обеспечения роста социально-экономического потенциала страны;

  • повышение качества и технологического уровня предоставляемых инженерных услуг в мировом масштабе;

  • исследование и разработка алгоритмов и программных средств по обработке, хранению и визуализации данных лазерного сканирования и фотосъемки;

  • исследование и разработка экспериментальных образцов аппаратно-программных комплексов бесшовного позиционирования объектов внутри и вне помещений повышенной точности;

  • создание компьютерной модели городской среды интеллектуального центра по управлению муниципальным хозяйством;

  • развитие цифровой инфраструктуры в регионах;

  • консолидация информации о градостроительной деятельности на всей территории РФ, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений и широкий доступ для участников отрасли с целью минимизации транзакционных издержек взаимодействия;

  • развитие клиентоцентричности цифровых инструментов системы управления ЖКХ;

  • повышение эффективности организаций ЖКХ путём внедрения автоматизированных систем управления их деятельностью;

  • выстраивание «цифровой вертикали» IT-решений на всех этапах жизненного цикла объекта – от проектирования до строительства и эксплуатации;

  • развитие региональных практик реализации новых положений федерального законодательства в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации в сферах управления развитием территорий;

  • содействие масштабированию и популяризации существующего на федеральном уровне института молодежного цифрового омбудсмена посредством создания молодежных цифровых омбудсменов в субъектах Российской Федерации;

  • продвижение уникальности и самобытности каждой отдельной территории, региона или города, в том числе, через новые возможности для реализации проектов технологического предпринимательства.

8. Строительство Великой Российской киберстены:

  • сбор и представление информации о компаниях, способных заместить деятельность ненадежных зарубежных партнеров;

  • необходимость развития практического сотрудничества в рамках осуществления «дорожной карты» рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ;

  • разработка международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях;

  • инвестиции в потенциал киберзащиты;

  • создание «набора навыков» в квантовых вычислениях для борьбы с потенциальными киберугрозами в тот момент, когда квантовые технологии станут жизнеспособными;

  • механизмы применения права стран на суверенитет в киберпространстве при работе с трансграничными потоками данных;

  • поправки в Уголовный кодекс РФ о конфискации имущества, полученного в результате совершения киберпреступлений;

  • создание национальных и межнациональных баз данных компьютерных уязвимостей стран БРИКС и ШОС;

  • возможность отключения России от глобального интернета или от операционных систем на смартфонах;

  • допустимость инициативы о замораживании счетов иностранных граждан и организаций, которые подозреваются в нанесении ущерба государственной информационной инфраструктуре России;

  • порядок аттестации центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России;

  • эффективность запрета использовать средства защиты информации, происходящие из стран, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации;

  • создание киберполигонов, на базе которых будет проводиться оценка защищенности организаций разного типа противостоять атакам;

  • система автоматического выявления незаконных SIM-карт;

  • какие изменения претерпит федеральный проект «Информационная безопасность»;

  • формирование российского рынка bug bounty;

  • развитие систем прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности, определения их источников.

9. Непрерывное здравоохранение:

  • почему существует разрыв между общедоступной (государственной) и частной медициной;

  • как преодолевать консервативность медицинской отрасли;

  • непрерывный процесс взаимодействия с пациентом;

  • что ждать от развития сервисов ЕГИСЗ в 2023 году;

  • перспективы создании медицинской ассоциации ШОС;

  • опыт стран БРИКС и ШОС в функционировании «пациенториентированной» модели здравоохранения;

  • использование результатов медицинских исследований, получаемых с применением технологий ИИ, в клинических рекомендациях и системе обязательного медицинского страхования в целях перехода к проактивной модели оказания медицинских услуг;

  • формирование открытых баз больших данных (дата-сетов), обезличенных медицинских данных пациентов в целях их использования для развития технологий искусственного интеллекта в здравоохранении;

  • развитие электронной медицинской карты;

  • дистанционная продажа лекарств в пилотных регионах;

  • медицинские сервисы на порталах госуслуг;

  • медицинские устройства на базе интернета вещей, устройства для контроля здоровья;

  • модели дистанционного взаимодействия с пациентом;

  • нейросеть для достижения точности поиска и распознавания патологий на рентгеновских и МРТ/КТ-снимках;

  • новый опыт применения технологий телемедицины;

  • проблемы цифровой безопасности в здравоохранении;

  • успевает ли законодательство за инновациями в здравоохранении;

  • платформенный подход в синхронизации работы медицинских систем, стандартизация и регулирование;

  • вопросы вычислительной биологии (Computational biology).

  • инструменты для принятия точных управленческих решений в здравоохранении;

  • варианты экономической модели цифрового государственного здравоохранения будущего;

  • распространение успешного опыт медицинского (оздоровительного) туризма в Югре;

  • реализация эксперимента по применению искусственного интеллекта в анализе маммографических исследований на территории Югры с использованием дополнительных типов диагностических исследований;

  • результаты применения экспериментального правового режима, направленного на расширение возможностей проведения телемедицинских консультаций, повышение доступности медицинской помощи;

  • установление нового экспериментального правового режима по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья граждан с помощью специальных устройств – персональных медицинских помощников;

  • выработка новых правовых механизмом дистанционного наблюдения за состоянием здоровья граждан;

  • практика применения правил ведения федерального регистра больных инфекционными заболеваниями – медицинской информационной системы «Инфекционные заболевания».

10. Будущее за креативом:

  • CreativTech как дополнительный импульс развития и открытия новых возможностей для реализации проектов технологических предпринимателей;

  • поиск форм взаимодействия предпринимательского и творческого сообщества;

  • как креативные индустрии влияют на развитие городов через сохранение и развитие культурного наследия и региональной идентичности;

  • разработка стратегии развития городов через творчество;

  • вовлечение молодежи в креативную экономику;

  • как современные технологии помогают в создании новых культурных продуктов или сами становятся культурным продуктом;

  • промышленное наследие как фактор создания условий для развития креативных индустрий городов;

  • городские общественные пространства для сохранения и продвижения культурной идентичности территории;

  • как программа «Креативные города ЮНЕСКО» поддерживает и способствует продвижению культурной идентичности городов;

  • план правительственных мероприятий по развитию творческих индустрий;

  • создание условий для развития креативного предпринимательства и продвижения отечественных креативных брендов;

  • расцвет креативной индустрии в Югре (обучение, чемпионаты);

  • определение приоритетных направлений поддержки творческих индустрий исходя из специфики территории;

  • обновление государственных образовательных стандартов по творческим предметам в школах и колледжах, внедрение модулей по всему спектру творческих индустрий в ведущих университетах страны;

  • запуск цифровой платформы «Культурная карта 360», объединяющей на одной площадке производителей и потребителей креативных товаров и услуг, инвесторов и органы власти;

  • создание в регионах информационных агрегаторов, с помощью которых можно узнавать о культурных мероприятиях и покупать билеты на них;

  • создание эффективных механизмов защиты интеллектуальных прав, уточнения требований к их обороту в цифровой форме, установление правовых основ использования произведений неизвестных авторов.

11. Эко-политика ответственного отношения:

  • экологическое нормирование, государственный экологический надзор, государственный экологический мониторинг, управление зеленым фондом в особо охраняемых природных территориях – как объекты цифровой трансформации;

  • почему крупный бизнес инвестирует в «зеленую» энергетику;

  • практика реализации соглашений между правительством и бизнесом по направлениям «Системы накопления энергии» и «Развитие водородной энергетики»;

  • чем полезна альтернативная энергетика (alternative energy);

  • большие данные в экологическом мониторинге;

  • обновление онлайн информации о состоянии окружающей среды по всем природным средам в круглосуточном режиме;

  • оптимизация порядка и сроков оформления природоохранных госуслуг;

  • решение проблемы утилизации отходов, оперативное оповещение граждан об опасных выбросах и стихийных явлениях;

  • возможности применения ГИС-технологий для контроля объектов размещения твердых коммунальных отходов;

  • обеспечение мониторинга объёмов твёрдых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса, направляемых на захоронение, за счёт внедрения информационных систем контроля и учета;

  • сокращение логистических издержек при транспортировке отходов строительства к местам утилизации или переработки за счёт возможностей программного обеспечения;

  • программное обеспечение и приборы учета для автоматизированных систем экологического контроля и мониторинга;

  • как информационные технологии смогут помочь в соблюдении EGS (экология, социальная политика и корпоративное управление) стандартов;

  • принципы устойчивого развития в инвестпроектах бизнеса и государства;

  • внедрение банками ЕSG-оценки компаний в кредитные правила;

  • внедрение и использование автоматизированной информационной системы управления отходами в Югре.

12. Персонализация и платформизация образования:

  • реализация проекта «Аудитория БРИКС», включающего форумы, посвященные развитию и обмену передовым опытом в различных областях будущих навыков;

  • разработка совместных образовательных программ с университетами России и стран БРИКС+ по семи компетенциям: «разработка космических систем», «летающая робототехника», «промышленный дизайн», «блокчейн-технологии», «эксплуатация беспилотных летательных систем», «машинное обучение и большие данные», «веб-дизайн»;

  • меры поддержки молодых ученых за научные и конструкторские прорывы в области искусственного интеллекта;

  • рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов по искусственному интеллекту;

  • итоги работы и перспективы развития ФГИС «Мой школа»;

  • продвижение международного чемпионата BRICS Future Skills Challenge, направленного на выявление и развитие перспективных навыков и создание глобальных сетей между странами-партнерами в области образования и развития технологий;

  • увеличение квот на обучение в российских вузах студентов из стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки;

  • создание на базе ведущих региональных вузов информационно-аналитических центров по вопросам межрегионального и международного сотрудничества;

  • изучение возможности гармонизации программ двойных дипломов с зарубежными партнерами;

  • создание и расширение партнерской сети колледжей и университетов под эгидой Академии развития навыков и технологических инноваций БРИКС с учетом российской инициативы «Паспорт навыков»;

  • развитие устойчивого образования путем укрепления сотрудничества в рамках Сетевого университета БРИКС и Лиги университетов БРИКС;

  • превращение вузов в научно-технические корпорации, опыт в России на примере ИТМО;

  • развитие сервиса «Поступление в вуз онлайн»;

  • оснащение российских учебных учреждений программным обеспечением из России, в частности, импортозамещение исследовательского программного обеспечения в вузах;

  • организация учебных курсов и программ по российскому системному ПО;

  • систематизированное обучение и переподготовка преподавателей для корректного методического использования цифровых технологий и инструментов;

  • помощь в организации и реализации образовательных мероприятий, направленных на непрерывное получение детьми, подростками и другими молодыми людьми необходимых в условиях глобальной цифровой трансформации мультидисциплинарных цифровых навыков и компетенций;

  • целесообразность разработки, интеграции (масштабирования) инновационных образовательных моделей, практик, продуктов, сотрудничество в области их совершенствования;

  • создание единой сервисной платформы науки;

  • внедрение в систему образования требований к ключевым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечение их преемственности;

  • формирование набора цифровых образовательных сервисов через единую точку доступа;

  • рейтинг организаций высшего образования по качеству подготовки специалистов в сфере ИИ, определив в качестве основного показателя размер заработной платы выпускника в течение первого года после завершения обучения при его трудоустройстве по специальности.

13. Культура онлайн:

  • реализация мер культурно-гуманитарного сотрудничества стран БРИКС и ШОС;

  • подключение российских высокотехнологичных корпораций к реализации проектов в туристической отрасли; 

  • план действий по реализации Межправительственного соглашения БРИКС о культурном сотрудничестве (2022-2026 годы) в целях углубления защиты культурного наследия пяти стран и качественного развития Альянса культурного искусства;

  • возможность удаленного доступа к научно-справочному аппарату и электронным копиям архивных документов и фондов в режиме 24/7;

  • опыт Югры в организации публичного доступа к тематическим порталам;

  • проекты по распознаванию литературных и музыкальных произведений, звучащих в театрах, концертных залах и кинозалах; 

  • оцифровка архивных и музейных коллекций, доступ к ним пользователей во всех регионах страны;

  • запуск цифровых сервисов, на которых будут собраны цифровые копии предметов искусства;

  • использование отчетов на основе «больших данных», при подготовке стратегических документов в сфере туризма, разработке программ продвижения территорий, а также при планировании инвестиционных лотов и предложений;

  • информирование муниципальных образований и субъектов бизнеса в сфере туризма об инструментах анализа и сбора данных о туристском поведении потребителей;

  • совершенствование методологических подходов при изучении объемов и структуры туристского потока;

  • изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по созданию цифровых платформ и среды цифровой информации в сфере культуры;

  • укрепление намерений альянсов БРИКС и ШОС в области «зеленого» туризма в целях принятия мер, способствующих повышению жизнестойкости, устойчивости и инклюзивности туристического сектора;

  • выполнение показателей федерального проекта «Цифровая культура» по состоянию на конец 2022 года, динамика выполнения показателей на 2023 год.

14. Право как математическая модель:

  • совершенствование нормативно-правовой базы международного муниципального сотрудничества и предложения по ее совершенствованию;

  • разработка методических рекомендаций по вопросам установления и развития связей с зарубежными партнерами;

  • инициатива о создании базы инновационных экологических технологий БРИКС и ШОС.

  • совместные программы сотрудничества государств-членов БРИКС и ШОС по развитию искусственного интеллекта;

  • формирование нормативно-правовых рамок для сотрудничества стран БРИКС и ШОС по вопросам обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ;

  • необходимость развития практического сотрудничества в рамках БРИКС посредством осуществления «дорожной карты» в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и в рамках деятельности рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ;

  • улучшение правовых условий, касающихся развития производства и внедрения промышленных роботов в РФ;

  • оптимизация процедур налогообложения телекоммуникационных услуг и электронной коммерции с использованием автоматического обмена налоговой информацией;

  • межгосударственное сотрудничество по вопросам, оказывающим значительное влияние на цифровую экономику, включая национальные нормативные и законодательные рамочные положения по вопросам, связанным с антиконкурентной практикой, защитой прав интеллектуальной собственности, а также возникающих технологий, включая ИИ;

  • правовой статус «единой цифровой платформы подписания документов» («Госключ») как подсистемы ЕПГУ;

  • правовое описание типологии управленческих решений, основания их принятия при изменении решений в современных электронных режимах;

  • концепция развития и риски применения машиночитаемого права;

  • новое направление экспериментального правового режима «обработка данных, в том числе персональных, и деятельность, связанная с такой обработкой;

  • расширение законодательства о патентовании путем гармонизации законов под меняющуюся цифровую среду, создание благоприятных условий для коммерциализации разработок программистов в IT-сфере, дальнейшее совершенствование правовой базы, позволяющей получать патенты на разработки;

  • нормативная база для обеспечения кибербезопасности: поправки в Уголовный кодекс РФ, которые позволят применять конфискацию имущества, полученного в результате совершения киберпреступлений;

  • внедрение стандартов клиентоцентричности, разработка рекомендаций;

  • обсуждение специфики правового регулирования вопросов использования интеллектуальной собственности в сети интернет;

  • формирование правового регулирования, обобщение правоприменительной практики направленной на формирование системы, позволяющей достичь необходимого уровня управления рисками правообладателей, результаты интеллектуальной деятельности которых могут использовать в интернете.

15. Нефтегазовый сектор: поток под контролем:

  • повышение качества и конкурентоспособности уже используемых отечественных продуктов, разработка российских программных комплексов, не имеющих аналогов на отечественном рынке;

  • реализация стратегических направлений в области цифровой трансформации ТЭК до 2030 года;

  • использование для майнинга криптовалют попутного нефтяного газа, при помощи которого будет вырабатываться электроэнергия для снабжения дата-центров;

  • обеспечение цифровизации максимального количества производственных и административных процессов промышленных предприятий региона, широкое ознакомление региональных предприятий с проектом «Цифровой паспорт предприятия»;

  • оценка планов по созданию 134 стандартов в области промышленного интернета и цифрового производства;

  • включение мероприятий по внедрению технологий ИИ в качестве приоритетной задачи в программы инвестиционного развития компаний;

  • ESG-стратегии отечественных предприятий;

  • разработка российских индустриальных систем, промышленного и инжинирингового ПО;

  • робототехника для повышения производительности труда, сохранения жизни и здоровья людей при разработке и эксплуатации труднодоступных месторождений;

  • технологии беспроводной связи для мониторинга и диагностики объектов и работников ТЭК;

  • искусственный интеллект для анализа больших данных в промышленности;

  • сотрудничество добывающих компаний с учебными заведениями для создания передовых инженерных школ.

16. Успешные кадры нового времени:

  • меры поддержки IT-специалистов, что делает российский рынок привлекательным;

  • потери и приобретения российского кадрового рынка в 2022 году;

  • преемственная система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики;

  • разделы Концепции технологического развития России, посвященные подготовке кадров и развитию компетенций, устранению регуляторных барьеров;

  • внесение в образовательные программы высшего образования и программы повышения квалификации изменений, направленных на повышение уровня компетенций в сфере искусственного интеллекта специалистов ключевых отраслей экономики и социальной сферы, специалистов по государственному и муниципальному управлению;

  • реализация программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов;

  • формирование образовательных модулей и создание «цифровых кафедр» в вузах;

  • формирование региональных сообществ с опорными вузами и
    IT-компаниями;

  • результаты функционирования федеральных проектов «Цифровые профессии», «Готов к цифре» и CDTO;

  • оправдало ли себя онлайн-образование;

  • ориентация вузовских образовательных программ на практику;

  • равновесие рынка труда и рынка образования;

  • участие АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» во внедрении технологий ИИ и современных систем управления в отраслях экономики и социальной сферы.

Ожидаемые результаты Форума

Сделана оценка программных мероприятий, заявлений, соглашений, деклараций, протоколов и прочих документов, принимаемых в рамках регулярных встреч глав государств стран-участниц БРИКС и ШОС, консультационных органов, рабочих групп и прочих органов, созданных для обеспечения деятельности альянсов.

  • Исследован опыт цифровой трансформации и практических достижений по лучшим проектам, представленным иностранными участниками.

  • Определены приоритеты цифровизации, изучены мнения сторон по вновь возникающим вызовам в сфере кибербезопасности и цифровому суверенитету.

  • Сформированы предложения для совершенствования повестки межгосударственного взаимодействия в области инноваций и технологий, а также поиска совместных экономических интересов.

  • Состоится предварительный обмен предложениями накануне предстоящих саммитов БРИКС и ШОС в 2023 году.

  • Участники ознакомлены с техническими, административными, управленческими решениями по ключевым направлениям Форума.

  • Организован диалог для выработки оптимальных способов взаимодействия бизнеса и государства.

  • Рассмотрен опыт и стратегические цели цифровой трансформации, презентованные представителями стран Африканского континента.

  • Созданы условия для неформального общения делегатов Форума и развития деловых, партнерских и общественных связей.

  • Дана оценка текущим приоритетам в развитии высокотехнологичного сектора в России, сформулированы достижения и недостатки.

  • Сформулированы предложения по комплексу взаимосвязанных компонентов, системе управления изменениями, развитию внутреннего и международного рынка, росту показателей в отдельных отраслях (здравоохранение, образование, промышленность, госуправление).

  • Представлены и презентованы лучшие практики цифровой трансформации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.